Программа по математическому развитию ребенка с зпр
Екатерина Качалова
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста.
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической,а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова, «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская, «нервные дети» (А. И. Захаров).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие,у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
– низкий уровень познавательной активности;
– незрелость мотивации к учебной деятельности;
– сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
– ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
– недостаточная сформированность умственных операций;
– отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения
У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.
У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.
Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.
Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,
Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.
Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это – низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.
Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.
Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения,обобщения и абстрагирования детям даются:
а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «начало – конец» и др.);
б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы,сравнивать и анализировать:
– найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т. д.);
-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);
– найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);
– найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;
в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник – дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал – озеро, огурец и т. д.).
Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи.Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.
При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.
В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка
1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки):
– соотнесение числа и количества;
– знание цифр и математических знаков;
– сравнение и уравнивание количеств;
– знание числового ряда;
– знание величины, формы;
– знание геометрических фигур;
– ориентировка во времени и пространстве.
2)способности к обратимости мыслительных процессов:
– прямой и обратный счет;
– счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;
– «соседи» чисел;
– сложение и вычитание;
– деление геометрических фигур на более мелкие составные части;
– сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.
3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме):
– сложение и вычитание;
– состав числа;
– сравнение чисел;
– определение математических знаков в математических выражениях;
– нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;
– решение логических задач.
Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.
Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.
1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.
2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).
Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяетхарактеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:
-особенности мотивации;
-способность к пониманию инструкции;
-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;
-особенности самоконтроля и самооценки.
Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР – это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР – это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.
Источник
ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Коррекционно-развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР
Коррекционно-развивающие игры на формирование элементарных
математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития.
Игра: «Чего не стало?»
Цель: Развитие внимания, памяти, речи.
На столе под салфеткой несколько предметов.
Воспитатель поднимает салфетку и просит назвать, что было под салфеткой. Затем предметы вновь накрываются салфеткой, и незаметно убирается один предмет. Когда салфетку поднимают во второй раз, дети должны определить, чего не хватает. Так можно убирать по одному предмету несколько раз.
Игра: «Магазин овощи – фрукты»
Цель: Развитие счетных умений, закрепление знания цифр, объединение предметов в совокупности и разбиение совокупности на части.
Дети за столом. У каждого набор геометрических фигур и карточка с двумя полосками.
На фланелеграфе – груша, яблоко, помидор, огурец, апельсин, морковка, лимон.
Вот мы и вернулись из путешествия, надо сходить в магазин за продуктами. В какой магазин попали? Что в нем продается? Какой здесь беспорядок! Давайте овощи, расположим справа, а фрукты – слева (делают дети на фланелеграфе).
Сколько фруктов? Сколько овощей? (рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 – 4, лежащих около фланелеграфа). Положите на полку столько кругов, сколько в магазине фруктов, а на нижнюю – столько квадратов, сколько там овощей.
Сколько кругов ты положил? Сколько квадратов? Почему? Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну? (2 варианта)
Игра: «Геометрическое лото»
Цель: Развитие мыслительных операций, речи, вариативности мышления.
У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов, двух размеров и двух форм,например:
Воспитатель рассказывает:
– Жили – были фигуры,вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами!».
Как разделить фигуры:
а) по цвету;
б) по размеру;
в) по форме?
Обычно деление по цвету не вызывает у детей затруднения, более сложное задание – деление по размеру, и самое трудное – по форме. В случае необходимости воспитатель помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов. Дети раздвигают фигуры на столах в разные стороны.
а) б) в)
Игра: «Найди два одинаковых предмета»
Цель: развитие мыслительных операций, речи.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе всевозможные треугольники разного цвета. Два треугольника должны быть совершенно одинаковыми и еще один такого же цвета.
Игру можно повторить с кругами и другими фигурами.
Игра: «День – ночь»
Цель: Закрепление счетных умений и знание цифр, развитие внимания и памяти.
Дети садятся за столы. На фланелеграфе размещены несколько групп предметов. Дети их пересчитывают и подбирают подходящие цифры. Затем дети закрывают глаза – «ночь», а воспитатель нарушает соответствие между количеством и цифрой (например, меняет цифру местами или убирает из какой – либо группы предмет, оставляя цифру без изменений и т. д.).
Дети открывают глаза – «день». Заметив ошибку, они должны исправить еёдвумя способами: или изменить количество предметов, чтобы оно соответствовало цифрам, или изменить цифру.
Игра повторяется несколько раз.
Игра: «Пятый лишний»
Цель: Формирование пространственных отношений «внутри» и «снаружи».
Воспитатель выставляет на фланелеграфе 5 карточек. На четырех нарисованы клетки, в которых сидит по одной птице, а одна клетка пустая, птица сидит на ней. Дети должны найти лишний рисунок и объяснить, почему он лишний (на всех картинках птицы внутри клеток, а на одной – снаружи).
Можно спросить детей, что находиться внутри комнаты, а что снаружи, что находится внутри домика, а что – снаружи и т. д.
Игра: «На что похоже»?
Цель: Развивать фантазию, творческие способности, учить распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки.
На столах у детей листки с изображением овала. Воспитатель, предлагает спрятать его в какой – нибудь предмет – дорисовать картинку. После выполнения задания работы детей обсуждаются.
Игра: «Что изменилось»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, зрительной памяти.
Воспитатель ставит на стол домик и на разном расстоянии от него лису и кота.
– Кто ближе к домику? Кто дальше?
Затем дети закрывают глаза, воспитатель переставляет игрушки. Дети должны рассказать о том, что изменилось.
Игра повторяется несколько раз.
Игра: «Молчанка»
Цель: Закрепление навыков счета, знание цифр.
Дети садятся за столы. Перед ними на тарелках крупная фасоль, рядом – набор цифр.
У воспитателя на столе ширма. Он за ширмой ударяет несколько раз в бубен. Дети должны отсчитать и положить перед собой столько фасоли, сколько было ударов. Затем молча, они находят нужную цифру и показывают ее воспитателю. Брать фасолины можно только после того, как воспитатель покажет пустые руки.
Игра: «Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание, память, закреплять счетные умения и умение соотносить цифру с количеством.
На столе выставлены группы игрушек. Около каждой – цифра, показывающая, сколько игрушек в группе. Дети вместе с воспитателем проверяют, правильно ли расставлены цифры (пересчитывают количество игрушек в каждой группе и смотрят, соответствует ли цифра количеству).
Затем дети закрывают глаза, а воспитатель выставляет еще одну группу игрушек или, наоборот, убирает одну группу. Открыв глаза, дети должны объяснить, что изменилось (убрали трех уточек, поставили две пирамидки и т. д.).
Воспитатель может поставить игрушки без цифры или цифру без игрушек.Дети должны восстановить порядок: подобрать соответствующую цифру или поставить нужное количество игрушек.
Игра: «Загадки»
Цель: Закрепление знания цифр, умение соотносить цифру с количеством, развитие внимания, интереса к предмету.
Перед каждым ребенком на столе набор цифр от 1 до 9. Воспитатель загадывает загадки про цифры, дети отгадывают, показывают цифру воспитателю и переворачивают ее лицом вниз.
– Переверните цифру, которая встречается в сказке о Машеньке и медведях (три).
– Переверните цифру, которая показывает. Сколько раз я хлопнула в ладоши (пять).
– Переверните цифру, которая показывает, сколько предметов на этой картинке (шесть).
– Переверните цифру, которая встречается в сказке о Белоснежке и т. д.
Сверяют последнюю оставшуюся цифру, проверяя правильность выполнения задания.
Игра: «Право – лево»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
1)Дети садятся за столы по одному. Воспитатель читает стихотворение.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево –понять он не мог:
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал,
«Победа» – раздался ликующий крик,
Где право, где лево узнал ученик.
(В. Берестов)
Воспитатель просит детей поднять правую руку, левую руку, закрыть рукой левый глаз, правый глаз, подергать правое ухо, левое ухо и т. д.
2) На столах у детей известные им геометрические фигуры двух размеров и четырех цветов.Воспитатель дает детям задания:
а) Возьмите в правую руку большой красный О, в левую руку маленький синий. Положите перед собой маленький желтый О, справа от него – большой синий круг, слева – маленький красный.
б) Справа от меня встанет тот, у кого в левой руке маленький синий, позади меня встанет тот, у кого в правой руке большой желтый О и т. д.
Игра: «Садовник»
Цель: Развитие пространственных представлений, речи внимания, закрепления счетных умений.
Воспитатель предлагает детям вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. «Клумбой служит лист зеленой бумаги прямоугольной или квадратной формы», а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
– Какой формы твоя клумба?
– Сколько у нее углов?
– Покажи верхние углы (нижние).
– Покажи углы, которые справа (слева).
– Сколько их? – а теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
– Начинаем сажать цветы: посадите в верхний левый угол – 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.
– Какой угол остался свободным? Посадите туда какой хотите цветок.
– А теперь соберем цветы с клумбы. Срывайте и рассказывайте, сколько каких цветов и откуда вы сорвали. (Например, я сорвал 2 красных цветка из левого нижнего угла и т. д.)
Игра: «Калейдоскоп»
Цель: Закрепить знания геометрических фигур, ориентировку в пространстве.
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. У каждого в руках карточка с изображением геометрической фигуры определенного цвета. Карточки не повторяются.
Одно место свободно. Входящий говорит «Место справа (слева) от меня свободно. Я хочу, чтобы его занял зеленый треугольник (красный круг и т. д.) тот рядом с кем место освободилось, становится водящим. Игра продолжается.
Источник