Программа педагогической оценки развития ребенка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» г. Пласта
—————————————————————————————-
457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А
Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,
Веб-сайт: https://ds10plast.ru
Консультация на тему: Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ
Выполнила старший воспитатель: Ильясова З.М.
Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценка индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (монитринга) могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1. индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3). П 3.2.3.
При реализации программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДОО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в части реализации требований к результатам освоения ОП ДО.
В процессе образовательного деятельности в соответствии с ФГОС (п 3.2.3) при реализации образовательной программы проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, не проводит тестирования, исключает применение высоко и низкоформализованных тестов. Наблюдения могут быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую НОД, в которую включает специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта.
Аутентичная педагогическая диагностика проводиться входе наблюдений в спонтанной ии организованной деятельности и позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:
- Коммуникации со сверстниками и взрослыми( как изменяются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д);
- Игровой деятельности;
- Познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- Проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- Художественной деятельности;
- Физического развития;
В нашем детском саду педагоги используют педагогическую диагностику, где не предполагается выделение не малоинформативных количественных параметров(уровней, баллов, процентов), качественных характеристик изучаемого явления. Это позволяет определить индивидуальное своеобразие зоны актуального развития ребенка и спланировать воспитательно-образовательные задачи, основанные на своих педагогических действиях в отношении каждого ребенка в форме составления ИОТР, что крайне необходимо для осуществления ( в соответствие с ФГОС) последующей индивидуализации образовательной деятельности и учета зоны ближайшего развития..
По СУТИ, происходит САМООЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИСОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГОРЕБЕНКА, НЕ ОВЛАДЕВШЕГО ПРОГРАММОЙ.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются ДОСТИЖЕНИЯ ребенка в конкретно сформулированном КАЧЕСТВЕННОМ ВЫРАЖЕНИИ.
Результаты педагогической диагностики, проведенной воспитателем, позволяют им оценивать индивидуальную динамику усвоения ОП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретно ИОТР(индивидуальная образовательная траектория развития ) каждого ребенка.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
В такой системе оценки результатов освоения ОП ДО отражены современные тенденции качества дошкольного образования: результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМОГО ВОСПИТАТЕЛЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ КОРРЕКЦИИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ,
Записи в специально разработанных листах делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и их результативности по усвоению педагогических действий и их результативности по усвоению образовательной программы каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти областям и оценке уровня игровой деятельности. В «Лист педагогической диагностики» внесена только игровая. Так как остальные виды детской деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная и музыкальная) как «сквозные механизмы развития ребенка» (п.2.7 ФГОС) могут быть оценены еще и посредством диагностики реализации ОП в соответствующей образовательной области ФГОС ДО. ИГРА же является важным, специфическим и основным видом детской деятельности.
В «Листах пелагической диагностики» не указывается уровень развития ребенка. Есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка, не усвоенного им содержания определенного раздела образовательной области ФГОС.
При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей Стандарта.
Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития «на высокий, «средний, «или «низкий»., как осуществлялось ранее при ФГТ. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка.
Записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы. Это позволяет воспитателю определить конкретные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий(п23.2.3), определяющих перспективы и конкретные задачи ИОТР ребенка (п 3.2.2.1) с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п.3.2.1.3), воспитателей и родителей.
Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС, как качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его индивидуальной образовательной траектории развития (ИОТР).
Такая педагогическая диагностика позволяет педагогу заполнять карту индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, имеющую по его результатам диагностики вполне конкретно сформулированные проблемы в усвоении образовательной программы, задач образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей (п2.6. ФГОС).
(Программа «Детство». Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.
Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
– деятельностных умений ребенка;
– интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
– личностных особенностей ребенка;
– поведенческих проявлений ребенка;
– особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.
Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.
Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Направлена на изучение:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;
– игровой деятельности;
-познавательной деятельности (таких как – развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности ( например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности;
– физического развития.
Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.
В диагностических картах в программе « От рождения до школы» ИГРОВАЯ деятельность вынесена на отдельный лист.
А в программе «Детство» игровая деятельность проходит во всех областях.
Таким образом, педагоги работающие с детьми в соответствии с ФГОС должны понять, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки. Однако педагоги входе работы должны выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Примерные «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей младшего возраста (3-4 года)
Развитие игровой деятельности.
Ф.И. Ребенка | Сюжетно-ролевые игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Дидактические игры |
Иванова Катя | Не умеет выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий | Не владеет приемами вождения настольных кукол | Затрудняется в подборе предметов по цвету и величине | |
Антонов Илья | ||||
Примерная ИОТР для каждого ребенка, составленная на основе педагогической диагностики группы младшего возраста( 3-4 года)
Основные направления развивающей образовательной деятельности | Основное содержание образовательной деятельности с ребенком, осуществляемые воспитателем | Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка |
1 | Иванова Катя | |
ОО Познавательное развитие | ||
Классификация предметов | В ходе индивидуального общения с ребенком формирование умения группировать предметы по определенному признаку: цвету, величине, форме. Лото «Подбери такую же картинку». | Родителям предлагать Кате раскрашивать изображения в тематических книжках-раскрасках: Цветы, «Деревья», «Посуда» и тд. |
Формирование бережного отношения к природе | Привлечение к уходу за комнатными растениями. Чаще использовать похвалу за проявление заботы о цветах. Чтение стихов и рассказов, содержание которых является бережное отношение к природе: растениям, птицам, насекомым и т.д | Привлекать к работе в цветнике, на даче, огороде: рыхлить почву, поливать, заботиться о насаждениях. |
Физическое развитие |
И т.д.
Источник
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
1) Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
2) Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п.4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.
3) При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (ФГОС ДО, раздел 3, п )
4) Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3, п )
5) Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития
6) Методы педагогической диагностики Наблюдение (основной) Педагогическая свободная беседа Анализ продуктов детской деятельности Проблемная ситуация Дидактическое задание (педагогический тест)
7) При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3, п ). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
8) Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
9) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке. Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т.п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.
10) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т.е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию. Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т.е. педагогическая диагностика направлена на развитие.
11) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами. Цель психологической диагностики – количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики исключительно качественный анализ, т.е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.
12) Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
13) Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
14) Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер
15) Как это сделать? По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.
16) Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно. Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п ) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров
17) Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно – ценностной сферы. У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т.п.), в потребности фантазирования и творчества (инициативность), которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности
18) Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений. У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности». Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.
19) Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать. В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам – тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества
20) Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки – это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.
21) Ключевой принцип Стандарта: поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО, раздел 1, п.1.2) Таким образом, в свете идей ФГОС ДО, главное назначение и смысл педагогической диагностики: в переходе от диагностики отбора к диагностике развития; в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности
Источник