Программа педагогической диагностики индивидуального развития ребенка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» г. Пласта
—————————————————————————————-
457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А
Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,
Веб-сайт: https://ds10plast.ru
Консультация на тему: Система педагогической диагностики: оценки индивидуального развития детей образовательной программы ДОУ
Выполнила старший воспитатель: Ильясова З.М.
Реализация образовательной программы в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценка индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (монитринга) могут использоваться исключительно для решения следующих задач:
1. индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей (п.3.2.3). П 3.2.3.
При реализации программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДОО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в части реализации требований к результатам освоения ОП ДО.
В процессе образовательного деятельности в соответствии с ФГОС (п 3.2.3) при реализации образовательной программы проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ, не проводит тестирования, исключает применение высоко и низкоформализованных тестов. Наблюдения могут быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую НОД, в которую включает специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта.
Аутентичная педагогическая диагностика проводиться входе наблюдений в спонтанной ии организованной деятельности и позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития ребенка в ходе:
- Коммуникации со сверстниками и взрослыми( как изменяются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д);
- Игровой деятельности;
- Познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- Проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- Художественной деятельности;
- Физического развития;
В нашем детском саду педагоги используют педагогическую диагностику, где не предполагается выделение не малоинформативных количественных параметров(уровней, баллов, процентов), качественных характеристик изучаемого явления. Это позволяет определить индивидуальное своеобразие зоны актуального развития ребенка и спланировать воспитательно-образовательные задачи, основанные на своих педагогических действиях в отношении каждого ребенка в форме составления ИОТР, что крайне необходимо для осуществления ( в соответствие с ФГОС) последующей индивидуализации образовательной деятельности и учета зоны ближайшего развития..
По СУТИ, происходит САМООЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИСОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГОРЕБЕНКА, НЕ ОВЛАДЕВШЕГО ПРОГРАММОЙ.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются ДОСТИЖЕНИЯ ребенка в конкретно сформулированном КАЧЕСТВЕННОМ ВЫРАЖЕНИИ.
Результаты педагогической диагностики, проведенной воспитателем, позволяют им оценивать индивидуальную динамику усвоения ОП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретно ИОТР(индивидуальная образовательная траектория развития ) каждого ребенка.
Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
В такой системе оценки результатов освоения ОП ДО отражены современные тенденции качества дошкольного образования: результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ САМОГО ВОСПИТАТЕЛЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ КОРРЕКЦИИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ С КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ,
Записи в специально разработанных листах делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и их результативности по усвоению педагогических действий и их результативности по усвоению образовательной программы каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти областям и оценке уровня игровой деятельности. В «Лист педагогической диагностики» внесена только игровая. Так как остальные виды детской деятельности (коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная и музыкальная) как «сквозные механизмы развития ребенка» (п.2.7 ФГОС) могут быть оценены еще и посредством диагностики реализации ОП в соответствующей образовательной области ФГОС ДО. ИГРА же является важным, специфическим и основным видом детской деятельности.
В «Листах пелагической диагностики» не указывается уровень развития ребенка. Есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка, не усвоенного им содержания определенного раздела образовательной области ФГОС.
При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей Стандарта.
Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития «на высокий, «средний, «или «низкий»., как осуществлялось ранее при ФГТ. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка.
Записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы. Это позволяет воспитателю определить конкретные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий(п23.2.3), определяющих перспективы и конкретные задачи ИОТР ребенка (п 3.2.2.1) с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п.3.2.1.3), воспитателей и родителей.
Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС, как качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его индивидуальной образовательной траектории развития (ИОТР).
Такая педагогическая диагностика позволяет педагогу заполнять карту индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, имеющую по его результатам диагностики вполне конкретно сформулированные проблемы в усвоении образовательной программы, задач образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей (п2.6. ФГОС).
(Программа «Детство». Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.
Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
– деятельностных умений ребенка;
– интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
– личностных особенностей ребенка;
– поведенческих проявлений ребенка;
– особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.
Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.
Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Направлена на изучение:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;
– игровой деятельности;
-познавательной деятельности (таких как – развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности ( например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
– художественной деятельности;
– физического развития.
Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.
В диагностических картах в программе « От рождения до школы» ИГРОВАЯ деятельность вынесена на отдельный лист.
А в программе «Детство» игровая деятельность проходит во всех областях.
Таким образом, педагоги работающие с детьми в соответствии с ФГОС должны понять, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки. Однако педагоги входе работы должны выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребенка.
Примерные «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей младшего возраста (3-4 года)
Развитие игровой деятельности.
Ф.И. Ребенка | Сюжетно-ролевые игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Дидактические игры |
Иванова Катя | Не умеет выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий | Не владеет приемами вождения настольных кукол | Затрудняется в подборе предметов по цвету и величине | |
Антонов Илья | ||||
Примерная ИОТР для каждого ребенка, составленная на основе педагогической диагностики группы младшего возраста( 3-4 года)
Основные направления развивающей образовательной деятельности | Основное содержание образовательной деятельности с ребенком, осуществляемые воспитателем | Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи для вовлечения родителей в образовательный процесс по реализации ИОМ ребенка |
1 | Иванова Катя | |
ОО Познавательное развитие | ||
Классификация предметов | В ходе индивидуального общения с ребенком формирование умения группировать предметы по определенному признаку: цвету, величине, форме. Лото «Подбери такую же картинку». | Родителям предлагать Кате раскрашивать изображения в тематических книжках-раскрасках: Цветы, «Деревья», «Посуда» и тд. |
Формирование бережного отношения к природе | Привлечение к уходу за комнатными растениями. Чаще использовать похвалу за проявление заботы о цветах. Чтение стихов и рассказов, содержание которых является бережное отношение к природе: растениям, птицам, насекомым и т.д | Привлекать к работе в цветнике, на даче, огороде: рыхлить почву, поливать, заботиться о насаждениях. |
Физическое развитие |
И т.д.
Источник
Познавательное развитие .
Критерий : Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.
– Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.
ФИО | Эмоционально положительно настроен на получение новой информации об окружающем мире | В практических действиях с новыми предметами пытается узнать из свойства | Итого |
Критерий : Формирование познавательных действий, становление сознания .
– Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем)
Фио | Самостоятельно выполняет простые творческие задания | Стремится самостоятельно выполнять, доступные гигиенические процедуры(одеваться раздеваться , аккуратно есть, пользоваться носовым платком ,правильно надевать обувь, следить за порядком одежды | Может перенести при учасии взрослого приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность. | Итого |
Критерий:Развитие воображения и творческой активности.
-Любит экспериментировать.
ФИО | Самостоятельно обследует предметы, используя разные способы, спомощью разных органов чувств. | Задает вопросы об интересующих предметах и явлениях | Сравнивает обьекты по колличетвунезависимо от их размера. | Решает простейшие логические задания, определяет лишнее, находит нелепицы, продолжает логическую последовательность | Находит общие признаки фигур и группирует их по одному из признаков., или одновременно по двум признакам | Выполняет задания на прохождение несложных лабиринтов, понимает план помещения. | итого |
– Способен предложить собственный замысе и воплотить его в рисунке , постройке, рассказе и др.
ФИО | Способен выполнить элементарную постройку по образцу | Способен выполнить элементарную постройку с использованием отработанных приемов | итого |
Критерий: формирование первичных представлений о себе , других людях обьектах окружающего мира , о свойствах и отношениях обьектов окружающего мира , о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностяхнашего народа, об отечественных традициях и праздниках о планете земля как об общем доме людей , об особенностях ее природы , о многообразии стран и народов мира .
-Сформированы патриотические чувства , чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как называется твой родной город | На какой улице ты живешь | Куда ты больше любишь ходить или ездить в своем городе | Как называется наша страна | Что за праздник отмечает наша страна 9 мая | Какие праздники есть в нашей стране? Какие из них отмечает ваша семья? | Что означает « Любить свою Родину» « За что можно любить свою Родину» | Кто защищает нашу Родину ? Кто служит в Росиийской армии? | итого | |