Программа особый ребенок развитие речи 1 год обучения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
1-й год обучения ______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
Появление у обучающегося элементарной речи.
Понимание обращенной речи.
инструкциям.
восприятий.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной
деятельности стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:
быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
– обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально
созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
– расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,
– знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;
– использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;
– формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:
– «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
– «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,
– чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.
Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю – 1 ч, в год – 34 ч. (для обучающихся на дому)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
2007г.
редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
№
Содержательные линии
Кол-во
часов
Коррекционно-развивающие
задачи
Педагогические средства,
технология решения коррекционных задач
Проблемы, возникающие при изучении темы
Педагогический
мониторинг
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
Добукварный период
Привитие навыков учебной деятельности
Специальная логопедическая работа.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Уточнение и развитие зрительного
восприятия.
Букварный период
Изучение звуков и букв.
Работа над соотношением звука и буквы.
Работа над произношением звукокомплексов и слогов.
2
4
6
6
6
5
5
Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память.
Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов.
Развивать коммуникативные возможности, используя графические образы, предметные и сюжетные картинки.
Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст.
Работать над звуковым анализом и синтезом.
Обогащать пассивный словарь.
Вводить в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы.
Сочетание наглядных,
практических и вербальных средств обучения.
Артикуляционные приемы и упражнения.
Дыхательная и речевая зарядка.
Игровые методы и приемы:
дидактические игры, упражнения, веселые минутки.
Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики.
Слушание текста.
Использование наглядно-демонстрационных методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи.
Практические упражнения.
В связи с речевым диагнозом:
сенсо-моторная алалия и синдром детского аутизма у
обучаемого
затруднено понимание речи и соответственно все коммуникативные функции речи.
Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания.
Сосредоточение возможно на несколько минут.
Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.
Повышенно истощаем.
Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.
Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности.
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Обязательный минимум
Практическая и речевая деятельность
Проблемы,
возникающие при изучении темы
знать
уметь
1-я четверть
9
1
Различение звуков окружающей действительности.
1
Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы).
Слышать и выделять звучащие объекты.
Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты.
2
Игровые упражнения на развитие слухового внимания.
1
Как издавать звуки с помощью разных предметов.
Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами).
Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.
3
Соотнесение звуков с реальным объектом.
1
Звучащие предметы (объекты) на картинках.
Соотносить звук и предмет как источник звучания.
Прислушиваться к звукоподражанию,
Пытаться повторить вслед за учителем.
4
Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание.
1
Ртом можно издавать звуки.
Выполнять дыхательные упражнения по подражанию.
Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции.
5
Я и моя семья. (Члены семьи).
Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья».
1
Своих близких родственников,
членов своей семьи: папу, маму бабушку.
Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму
Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя.
Игра «Кто позвал»?
6
Я дома. (Умывание,туалет.)
1
Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями.
Пользоваться туалетом,
Правильно использовать умывальные принадлежности.
Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.
7
Моя любимая игрушка.
1
Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать.
Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя.
Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке.
8
Мой – дом.
1
Свою комнату и предметы, расположенные в ней.
Находить в комнате знакомые предметы.
Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре).
9
Игра со знакомыми игрушками.
1
Кукла – «а-а-а»;
Машина – «ж-ж-ж»;
Самолет – «у-у-у».
Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию.
Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем.
2-я четверть.
7
10
Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные.
1
Домашних животных и птиц, их голоса. (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь,
курица, цыплята, утка).
Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал.
Игра на подражание «Кто как кричит?»
11
Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия.
1
Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть.
Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем.
Выполнять звуковые движения согласованно.
12
Соотношение звука с предметом.
Музыкальные инструменты.
1
О музыкальных инструментах.
Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание.
Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры.
13
Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы.
1
Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова.
Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса.
Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу»
14
Упражнения и игры на развитие дыхания.
1
Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.
Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.
Упражнения для всех органов артикуляции.
15
Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт.
1
Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили, велосипед.
Узнавать виды городского транспорта, изображенного на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают.
Игра « Четвертый лишний».
16
Чтение и обыгрывание стихов и потешек.
1
Потешки, стихи. Внимательно слушать.
Понимать смысл потешек и стихотворений.
Игра « Повторяй-ка».
3-я четверть
10
17
Действия со звучащими игрушками.
1
Игрушки, которые издают различные звуки.
Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки.
Игра «Найди игрушку».
18
Соотнесение звука с реальным объектом. Бытовые предметы.
1
Звучащие предметы в быту.
Пользоваться некоторыми бытовыми приборами, определять какой прибор звучит
«Что звучало?»
«Что звучит одинаково?»
19
Игровые упражнения на развитие слухового внимания. Игра «Зеркало».
1
Обозначение действий, движений, звуков.
Слушать, повторять движение, звуки по образцу сопряженно и отраженно с учителем.
Выполнять звуковые движения согласованно.
«Что звучит»
20
Различение звуков. Звуковая компьютерная игра «Что звучит?»
1
Музыкальные инструменты
выполнять простые действия с музыкальными инструментами, различать их звучание
«Угадай, что звучит»
21
Выделение первого звука в слове, игра «Айболит».
1
Сказочного героя –доктора Айболита, об оказании простейшей медицинской помощи
четко произносить звук А, соотносить его с буквой А
Игра-драматизация
«Айболит»
22
Артикуляция звука «а». Игра «Эхо».
Понимание прослушанного текста «Маша заблудилась».
1
букву А, артикуляцию звука А.
как зовут на помощь, в случае если заблудился
четко произносить звук А, соотносить его с буквой А слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам
Артикуляционная гимнастика
«В мире звуков»
«Пропой звук»
«Найди и покажи»
23
Песенки-потешки с выделением звука «а».
1
Потешки, стихи. Внимательно слушать.
Понимать смысл потешек и стихотворений.
Игра « Повторяй-ка».
«Пропой звук»
«Услышь звук А»
24
Артикуляция звука «у». Игра «Эхо».
1
букву У, артикуляцию звука У.
повторять движения за учителем, чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У
Артикуляционная гимнастика
игра «Голоса»
«Услышь звук У»
25
Выделение первого звука «у» в словах. Игра «Паровоз».
1
букву У, артикуляцию звука У.
чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У, узнавать его в словах, которые начинаются на звук У
Артикуляционная гимнастика
игра
«Услышь звук У»
26
Понимание прослушанного текста «Волк заболел».
1
правила поведения во время прослушивания текста
слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам
«Найди и покажи»
«Кто как говорит»
4-я четверть.
8
27
Упражнения и игры на развитие дыхания.
1
Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.
Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.
Упражнения для всех органов артикуляции.
28
Артикуляция звука «о». Игра «Эхо».
1
букву О, артикуляцию звука О
повторять движения за учителем, чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О
Артикуляционная гимнастика
«Услышь звук О»
29
Выделение первого звука «о» в словах. Игра «Оса».
1
букву О, артикуляцию звука О
чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О, узнавать его в словах, которые начинаются на звук О
Игра «Услышь звук О»
30
Понимание обращенной речи. Соотношение слова и действия.
1
значение слов и действий
слушать и слышать обращенную речь, отвечать жестами, отдельными словами, соотносить слова и действия
«Кто как говорит»
«Угадай, кто (что) это?»
31
Артикуляция звука «М». Игра «Эхо»
1
букву М, артикуляцию звука «м»
повторять движения за учителем, чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М
Артикуляционная гимнастика
«Услышь звук М»
32
Выделение первого звука «М». Игра «Коровка».
1
букву М, артикуляцию звука М.
чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М, узнавать его в словах, которые начинаются на звук М
Игра «Услышь звук «М».
33
Соотношение речевых звуков с действиями.
1
звучащие предметы, звуки, издаваемые ими
соотносить предмет и звуки, выполнять действия в соответствии со звуками, произносить звуки сопряжено и отраженно
Игра «Повторяй-ка»
34
Повторение и обобщение изученного материала.
1
Понимать, что предметы, животные, люди издают звуки.
Слышать и различать звуки, которые издают предметы, животные, .люди.
Пытаться повторять звуки.
«Кто как говорит»
Источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42
Приказ от ___________________ № ___________
Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова
1-й год обучения ______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по графике и письму «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
Появление у обучающегося элементарных графомоторных навыков .
Понимание обращенной речи.
словесным инструкциям.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 2-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И. ребенка . Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами «Программы», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися.
Место предмета Учебный предмет «Графика и письмо» входит в образовательную область программы «Особый ребенок», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю -2 ч, в год – 68 ч. (для обучающихся на дому)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 г.
2003 год.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
М. «Владос», 2007г.
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Обязательный минимум
Предметная и речевая деятельность,
словарь
Проблемы, возникающие
при изучении темы
знать
уметь
1-я четверть
18
1
Знакомство с письменными принадлежностями.
1
Основные письменные принадлежности: ручка, тетрадь, карандаш, ластик.
Находить письменные принадлежности среди других вещей.
Показывать ребенку письменные принадлежности и называть их.
2
Правильная осанка во время письма.
1
Правила поведения во время занятия, правила поведения за столом.
Сидеть за столом, брать ручку, карандаш.
Заинтересовать ребенка, удержать за столом, стимулировать желание пользоваться письменными принадлежностями
3
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.
1
Порядок расположения письменных принадлежностей на столе.
Правильно удерживать в руке ручку, карандаш, фломастер.
Заинтересовать ребенка, удержать за столом, стимулировать желание пользоваться письменными принадлежностями
4
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.
1
Где ручки, где пальчики.
Движения руками и пальцами.
Повторять движения по образцу, вместе с учителем.
Пальчиковая гимнастика.
5
Развитие графических навыков. Работа мелом.
1
Понятия «линия», «точка».
Проводить линии мелом
на доске.
Формировать понятия «линия», «точка», «мел».
6
Развитие графических навыков. Работа карандашом.
1
Карандаш оставляет след на чистом листе белой бумаги.
Наносить карандашом точки, линии, штрихи. Соблюдать правила безопасного пользования карандашом.
Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.
Подчеркивать те предметы, которые видел.
7
Развитие графических навыков. Работа фломастером.
1
Фломастеры оставляют разноцветные, яркие следы.
Пытаться правильно удерживать фломастер в руке. Проводить на бумаге линии фломастером.
Развивать у ребенка интерес к графическим изображениям ярких, разноцветных линий.
8
Развитие графических навыков. Работа ручкой.
1
Ручкой пишут на листе белой бумаги и в тетради
Пытаться правильно удерживать ручку в руке. Проводить на бумаге линии ручкой.
Совместная с ребенком деятельность.
9
Графические упражнения в написании линий.
1
Линии пишут ручкой в тетради.
Писать ручкой линии разной длины: короткие и длинные.
Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.
10
Работа с шаблонами (простые фигуры).
1
Простые формы: круг, квадрат, треугольник.
Обводить шаблоны (квадрат), правильно располагая и удерживая его.
Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.
11
Работа с трафаретами (простые фигуры).
1
Простые формы: круг, квадрат, треугольник.
Правильно располагая и удерживая трафарет обводить по нему, получая простую форму (круг).
Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.
12
Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании.
1
Порядок закрашивания.
Правильно закрашивать круг с помощью фломастера, соблюдая пространственные пределы.
Раскрашивать форму (круг) фломастером, полностью заполняя ее.
13
Обучение штриховке.
1
Порядок штриховки.
Держать карандаш, заштриховывать поверхность внутри контура.(Совместно с учителем).
Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.
14
Соблюдение заданных пространственных пределов при штриховке.
1
Порядок заполнения пространства внутри формы (круга).
Правильно заштриховать круг с помощью карандаша, соблюдая пространственные пределы.
Выполнять штриховку, правильно удерживая карандаш в руке совместно с учителем.
15
Проведение линий по контуру.
1
Различать карандашный контур.
Правильно обводить ручкой линии, точки и штрихи по карандашному контуру.
Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.
16
Проведение линий по опорным точкам.
1
Различать отдельные точки.
Соединять линиями опорные точки.
Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.