Программа особый ребенок развитие речи 1 год обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

1-й год обучения ______________________________________________________________________________

для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому

Пояснительная записка.

    Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося  Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42  и следующими нормативными правовыми документами:

           устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих

           недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),

           Появление у обучающегося элементарной речи.

           Понимание обращенной речи.

            инструкциям.

            восприятий.

              Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого  на дому  Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.

           Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной

           деятельности  стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:

           быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

–          обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально

           созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;

–          расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,

–    знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;

–    использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;

–    формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:

      –   «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты,  CD-диски и др.);

       – «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,

–  чтение по складам.

     Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.

Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю – 1 ч, в год – 34 ч. (для обучающихся на дому)

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  

       Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

       Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д. 

      В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.

           С-Петербург, «Речь», 2005 год.

            2007г.

            редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

            Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

Содержательные линии

Кол-во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Добукварный  период

Привитие навыков учебной деятельности

Специальная логопедическая работа.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Уточнение и развитие зрительного

восприятия.

Букварный период

Изучение звуков и букв.

Работа над соотношением звука и буквы.

Работа над произношением звукокомплексов и слогов.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям двойня с фото

2

4

6

6

6

5

5

Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память.

Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и  его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов.

Развивать коммуникативные возможности, используя  графические образы, предметные и сюжетные картинки.

Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст.

Работать над  звуковым анализом и синтезом.

Обогащать пассивный словарь.

Вводить  в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы.

Сочетание наглядных,

практических и вербальных средств обучения.

Артикуляционные приемы и упражнения.

Дыхательная и речевая зарядка.

Игровые методы и приемы:

дидактические игры, упражнения, веселые минутки.

Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики.

Слушание текста.

Использование наглядно-демонстрационных  методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи.

Практические упражнения.

В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная алалия и  синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно  все коммуникативные функции речи.

Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды  восприятия  и удержание внимания.

Сосредоточение возможно на несколько минут.

Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.

Повышенно истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности.

Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Практическая и речевая деятельность

Проблемы,

возникающие при изучении темы

знать

уметь

1-я четверть

9

1

Различение звуков окружающей действительности.

1

Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы).

Слышать и выделять звучащие объекты.

Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты.

2

Игровые упражнения на развитие слухового внимания.

1

Как издавать звуки с помощью разных предметов.

Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами).

Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.

3

Соотнесение звуков с реальным объектом.

1

Звучащие предметы (объекты) на картинках.

Соотносить звук и предмет как источник звучания.

Прислушиваться к звукоподражанию,

Пытаться повторить вслед за учителем.

4

Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание.

1

Ртом можно издавать звуки.

Выполнять дыхательные упражнения по подражанию.

Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции.

5

Я и моя семья. (Члены семьи).

Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья».

1

Своих близких родственников,

членов своей семьи: папу, маму бабушку.

Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму

Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя.

Игра «Кто позвал»?

6

Я дома. (Умывание,туалет.)

1

Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями.

Пользоваться туалетом,

Правильно использовать умывальные принадлежности.

Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.

7

Моя любимая игрушка.

1

Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать.

Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя.

Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке.

8

Мой – дом.

1

Свою комнату и предметы, расположенные в ней.

Находить в комнате знакомые предметы.

Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре).

9

Игра со знакомыми игрушками.

1

Кукла – «а-а-а»;

Машина – «ж-ж-ж»;

Самолет – «у-у-у».

Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию.

Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем.

2-я четверть.

7

10

Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные.

1

Домашних животных и птиц, их голоса.  (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь,

курица, цыплята, утка).

Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал.

Игра на подражание «Кто как кричит?»

11

Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия.

1

Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть.

Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

12

Соотношение звука с предметом.

Музыкальные инструменты.

1

О музыкальных инструментах.

Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание.

Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры.

13

Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы.

1

Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова.

Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса.

Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу»

14

Упражнения и игры на развитие дыхания.

1

Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.

Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.

Упражнения для всех органов артикуляции.

15

Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт.

1

Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой  автомобили, велосипед.

Узнавать виды городского транспорта, изображенного  на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают.

Игра « Четвертый лишний».

16

Чтение и обыгрывание стихов и потешек.

1

Потешки, стихи. Внимательно слушать.

Понимать смысл потешек и стихотворений.

Игра « Повторяй-ка».

3-я четверть

10

17

Действия со звучащими игрушками.

1

Игрушки, которые издают различные звуки.

Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки.

Игра «Найди игрушку».

18

Соотнесение звука с реальным объектом. Бытовые предметы.

1

Звучащие предметы в быту.

Пользоваться некоторыми бытовыми приборами, определять какой прибор звучит

«Что звучало?»

«Что звучит одинаково?»

19

Игровые упражнения на развитие слухового внимания. Игра «Зеркало».

1

Обозначение действий, движений, звуков.

Слушать, повторять движение, звуки по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

«Что звучит»

20

Различение  звуков. Звуковая компьютерная игра «Что звучит?»

1

Музыкальные инструменты

выполнять простые действия с музыкальными инструментами, различать их звучание

«Угадай, что звучит»

21

Выделение первого звука в слове, игра «Айболит».

Читайте также:  Комплексного изучения ребенка с проблемами в развитии

1

Сказочного героя –доктора Айболита, об оказании простейшей медицинской помощи

четко произносить звук А, соотносить его с буквой А

Игра-драматизация

«Айболит»

22

Артикуляция звука «а». Игра «Эхо».

Понимание прослушанного текста «Маша заблудилась».

1

букву А, артикуляцию звука А.

как зовут на помощь, в случае если заблудился

четко произносить звук А, соотносить его с буквой А слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам

Артикуляционная гимнастика

«В мире звуков»

«Пропой звук»

«Найди и покажи»

23

Песенки-потешки с выделением звука «а».

1

Потешки, стихи. Внимательно слушать.

Понимать смысл потешек и стихотворений.

Игра « Повторяй-ка».

«Пропой звук»

«Услышь звук А»

24

Артикуляция звука «у». Игра «Эхо».

1

букву У, артикуляцию звука У.

повторять движения за учителем, чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У

Артикуляционная гимнастика

игра «Голоса»

«Услышь звук У»

25

Выделение первого звука «у» в словах. Игра «Паровоз».

1

букву У, артикуляцию звука У.

 чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У, узнавать его в словах, которые начинаются на звук У

Артикуляционная гимнастика

игра

«Услышь звук У»

26

Понимание прослушанного текста «Волк заболел».

1

правила поведения во время прослушивания текста

слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам

«Найди и покажи»

«Кто как говорит»

4-я четверть.

8

27

Упражнения и игры на развитие дыхания.

1

Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.

Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.

Упражнения для всех органов артикуляции.

28

Артикуляция звука «о». Игра «Эхо».

1

букву О, артикуляцию звука О

повторять движения за учителем, чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О

Артикуляционная гимнастика

«Услышь звук О»

29

Выделение первого звука «о» в словах. Игра «Оса».

1

букву О, артикуляцию звука О

чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О, узнавать его в словах, которые начинаются на звук О

Игра «Услышь звук О»

30

Понимание обращенной речи. Соотношение слова и действия.

1

значение слов и действий

слушать и слышать обращенную речь, отвечать жестами, отдельными словами, соотносить слова и действия

«Кто как говорит»

«Угадай, кто (что) это?»

31

Артикуляция звука «М». Игра «Эхо»

1

букву М, артикуляцию звука «м»

повторять движения за учителем, чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М

Артикуляционная гимнастика

«Услышь звук М»

32

Выделение первого звука «М». Игра «Коровка».

1

букву М, артикуляцию звука М.

чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М, узнавать его в словах, которые начинаются на звук М

Игра «Услышь звук «М».

33

Соотношение речевых звуков с действиями.

1

звучащие предметы, звуки, издаваемые ими

соотносить предмет и звуки, выполнять действия в соответствии со звуками,  произносить звуки сопряжено и отраженно

Игра «Повторяй-ка»

34

Повторение и обобщение  изученного материала.

1

Понимать, что предметы, животные,  люди издают звуки.

Слышать и различать звуки, которые издают предметы, животные, .люди.

Пытаться повторять звуки.

«Кто как говорит»

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42

Приказ  от  ___________________  №  ___________

Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова

1-й год обучения ______________________________________________________________________________

для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому

Пояснительная записка.

    Индивидуальная рабочая программа по графике и письму «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося  Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42  и следующими нормативными правовыми документами:    

           Появление у обучающегося элементарных графомоторных навыков .

           Понимание обращенной речи.

            словесным инструкциям.

                Индивидуальная  рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 2-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого  на дому  Ф.И. ребенка . Программа содержит материал, направленный  на формирование у ребенка основ социальной адаптации.

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.

Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Читайте также:  Скачать бесплатно теория и практика оценки психического развития ребенка

На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.

Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами «Программы», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися.

Место предмета Учебный предмет «Графика и письмо» входит в образовательную область программы «Особый ребенок», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения),  «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю -2 ч, в год – 68 ч. (для обучающихся на дому)

        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  

       Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

       Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д. 

      В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой  Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 г.

  2003  год.

              С-Петербург, «Речь», 2005 год.

              М. «Владос», 2007г.

Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Предметная и речевая деятельность,

словарь

Проблемы, возникающие

при изучении темы

знать

уметь

1-я четверть

18

1

Знакомство с письменными принадлежностями.

1

Основные письменные принадлежности: ручка, тетрадь, карандаш, ластик.

Находить письменные принадлежности среди других вещей.

Показывать ребенку письменные принадлежности и называть их.

2

Правильная осанка во время письма.

1

Правила поведения во время занятия, правила поведения за столом.

Сидеть за столом, брать ручку, карандаш.

Заинтересовать ребенка, удержать за столом, стимулировать желание пользоваться письменными принадлежностями

3

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.

1

Порядок расположения письменных принадлежностей на столе.

Правильно  удерживать в руке ручку, карандаш, фломастер.

Заинтересовать ребенка, удержать за столом, стимулировать желание пользоваться письменными принадлежностями

4

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.

1

Где ручки, где пальчики.

Движения руками и пальцами.

Повторять движения по образцу, вместе с учителем.

Пальчиковая гимнастика.

5

Развитие графических навыков. Работа мелом.

1

Понятия «линия», «точка».

Проводить линии мелом

на доске.

Формировать  понятия «линия», «точка», «мел».

6

Развитие графических навыков. Работа карандашом.

1

Карандаш оставляет след на чистом листе белой бумаги.

Наносить карандашом точки, линии, штрихи. Соблюдать правила безопасного пользования карандашом.

Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.

Подчеркивать  те предметы, которые видел.

7

Развитие графических навыков. Работа фломастером.

1

Фломастеры оставляют разноцветные, яркие следы.

Пытаться правильно удерживать фломастер в руке. Проводить на бумаге линии фломастером.

Развивать у ребенка интерес к графическим изображениям ярких, разноцветных линий.

8

Развитие графических навыков. Работа ручкой.

1

Ручкой пишут на листе белой бумаги и в тетради

Пытаться правильно удерживать ручку в руке. Проводить на бумаге линии ручкой.

Совместная с ребенком деятельность.

9

Графические упражнения в написании линий.

1

Линии пишут ручкой в тетради.

Писать ручкой линии разной длины: короткие и длинные.

Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.

10

Работа с шаблонами (простые фигуры).

1

Простые формы: круг, квадрат, треугольник.

Обводить шаблоны (квадрат), правильно располагая и удерживая его.

Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.

11

Работа с трафаретами (простые фигуры).

1

Простые формы: круг, квадрат, треугольник.

Правильно располагая и удерживая трафарет обводить по нему, получая простую форму (круг).

Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.

12

Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании.

1

Порядок закрашивания.

Правильно закрашивать круг с помощью фломастера, соблюдая пространственные пределы.

Раскрашивать форму (круг) фломастером, полностью заполняя ее.

13

Обучение штриховке.

1

Порядок штриховки.

Держать карандаш, заштриховывать поверхность внутри контура.(Совместно с учителем).

Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.

14

Соблюдение заданных пространственных пределов при штриховке.

1

Порядок заполнения пространства внутри формы (круга).

Правильно заштриховать круг с помощью карандаша, соблюдая пространственные пределы.

Выполнять штриховку, правильно удерживая карандаш в руке совместно с учителем.

15

Проведение линий по контуру.

1

Различать карандашный контур.

Правильно обводить ручкой линии, точки и штрихи по карандашному контуру.

Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.

16

Проведение линий по опорным точкам.

1

Различать отдельные точки.

Соединять линиями опорные точки.

Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.