Программа особый ребенок развитие речи

Программа особый ребенок развитие речи thumbnail

Календарно- тематическое планирование по развитию речи (класс «Особый ребенок» 4 год обучения)

п/п

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

знать

уметь

I четверть – ч.

1

Наблюдения за сезонными изменениями в природе летом и осенью. Экскурсия.

01.09. Урок знаний

Приметы ранней осени

Дополнять высказывания товарищей

Экскур-

сия

2

Название осенних, зимних, весенних месяцев.

08.09.

Название осенних месяцев.

Отвечать на вопросы

Вопросы

3

Осень. Труд людей летом и осенью.

15.09.

Осенние и летние и месяцы

Отвечать на вопросы

4

Овощи: свекла.

22.09.

Названия овощей, вид корня свеклы.

Сравнивать предметы

5

Ягоды: крыжовник, смородина.

29.09.

Названия ягод

Составлять описание по вопросам

6

Сад и фрукты.

06.10.

Название и различие фруктов

Устанавливать общие и отличительные свойства

7

Растения: деревья, кусты, травы.

13.10.

Отличительные признаки растений.

Устанавливать общие и отличительные свойства

8

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

20.10.

Название и различие бахчевых культур

Сравнивать предметы

9

Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

27.10.

Название цветов: роза, георгин.

Устанавливать общие и отличительные свойства

II четверть – 8ч.

10

Деревья (клен). Название. Распознавание.

10.11.

Названия растений

Устанавливать общие и отличительные свойства

11

Сезонные явления в природе: ноябрь.

17.11.

Приметы поздней осени

Связно высказываться по плану

12

Экскурсия. Сбор листьев и классификация их по величине, форме.

24.11.

Виды транспорта

Устанавливать общие и отличительные свойства

Экскур

сия

13

Правила дорожного движения.

01.12.

Правила дорожного движения

Соблюдать правила

14

Сезонные изменения в природе: начало зимы.

08.12.

Приметы ранней зимы

Называть признаки начала зимы

Экскур-

сия

15

Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.

15.12.

Название растения: алоэ.

Определять алоэ по внешним признакам

16

Сезонная одежда: зимняя одежда и обувь.

22.12.

Сезонную одежду

Одеваться по погоде

17

Зимние забавы детей.

29.12.

Зимние игры. Правила ТБ во время игр

Участвовать в беседе

Экскур-

сия

III четверть – 9ч.

18

Сезонные изменения в природе в зимнее время. Зимние месяцы.

12.01.

Зимние месяцы

Называть и характеризовать предметы и явления

Вопросы

19

Экскурсия.

Зимующие птицы. Воробей.

19.01.

Зимующих птиц

Сравнивать и классифицировать

Экскур-

сия

20

Перелетные птицы. Скворец.

26.01.

Перелетных птиц

Различать птиц

21

Человек и природа: помощь зимующим птицам.

02.02.

Как беречь природу

Ухаживать за птицами

22

Домашние животные: свинья.

09.02.

Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Различать домашних животных.

23

Сезонные изменения в природе зимой.

16.02.

Признаки зимы

Называть зимние месяцы

24

Труд жителей города и села зимой.

01.03.

Труд человека зимой

Дополнять высказывания одноклассников

25

Дикие животные нашего края. Лиса, волк.

15.03.

Привычки, распорядок животного

Рассказывать о животных

26

Признаки весны. Весенние месяцы.

22.03.

Названия весенних месяцев

Отвечать на вопросы

IV четверть – 8 ч.

26

Наблюдения за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе.

05.04.

Что такое почка

Отвечать на вопросы

27

Экскурсия .Сезонные изменения весной.

12.04.

Признаки весны

Связно высказываться по плану

Экскур-

сия

28

Насекомые (муравей, муха, божья коровка).

19.04.

Названия насекомых

Различать насекомых

29

Практическая работа: посев семян свеклы в ящик.

26.04.

Как правильно сажать семена свеклы

Отвечать на вопросы

30

Разнообразие животного мира. Охрана животных

03.05.

Названия животных

Различать

животных

31

День здоровья.

10.05.

Что такое экология.

Охранять окружающую среду

32

Весенние работы на огороде. Экскурсия.

17.05.

Весенние работы

Поливать растения на клумбе

Экскурсия

33

Человек. Охрана здоровья.

24.05.

Части тела человека

Ухаживать за собой

РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________Е.В.Будаева

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида ___________________2015 г.

от__________2015 года №_______

Председатель МС

__________________Л.В.Евсеева

Министерство общего и профессионального образования РО

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска

Директор ГКОУ РО

школы- интерната VIII вида

г. Новошахтинска

Приказ от ___________№________

__________________Л. В. Евсеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

класс «Особый ребенок» 4 год обучения

на 2015-2016 учебный год

Учитель Николаева Н.А.

Пояснительная записка

к рабочей программе по развитию речи для класса «Особый ребёнок» 4 год обучения

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.

  2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.

  3. ФГОС НОО

  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»

№ 24/4.1.- 4851/м от 08.08.2014г.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

  2. Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.

  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

  4. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

  5. Письмо министерства образования и науки РФ от 11.04.2008. №АФ 150/06«О создании условия для получения образования детьми с ограниченными .возможностями здоровья»

Развитие речи является одним из важных общеобразовательных предметов. Процесс обучения развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием культуры поведения и бережного отношения к растительному и животному миру.

Для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), т.е. для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы условия для получения образования. Благодаря инклюзии у обучающихся с ТМНР и аутистов появились условия для социальной адаптации – обучаться вместе с другими детьми.

Цель: формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи:

  1. формировать умения употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы, развивать речь;

  2. формировать умения образовывать слова на базе однокоренных слов, составлять словосочетания;

  3. расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире;

  4. готовить обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

Читайте также:  Как влияет игра на развитие ребенка

По учебному плану на изучение предметной области «Развитие речи» отводится 33 часов в год (1 ч в неделю).

Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Умственно отсталые обучающиеся будут назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Занятия по развитию речи по возможности будут проводиться в форме игр.

Занятия по развитию речи будут способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

На уроках по развитию речи дети познакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Обучающиеся познакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, научатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

На экскурсиях обучающиеся увидят предметы и явления в естественной обстановке.

Каждый урок-экскурсия завершится сбором материала для оформления коллекций, и гербариев. Этот природный материал можно будет использовать на уроках ручного труда, рисования и на других уроках.

Практические работы помогут закрепить определённые умения и навыки. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино, диафильмов, видеофильмов.

Экскурсии, наблюдения, практические работы будут развивать речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей, а так же способствовать развитию коррекции личности школьника.

Национальный региональный компонент (НРК) указывается в разделе: примечания.

Возможные результаты образования обучающихся

Возможные предметные результаты:

– Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения

адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

– Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

– Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности,

полезных ископаемых).

– Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

– Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

– Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

– Интерес к объектам живой природы.

– Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).

– Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними.

– Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

– Элементарные представления о течении времени.

– Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

– Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

– Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

– Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

– Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Средства мониторинга и оценки результатов обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации будут оценивать уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИОП (специальную индивидуальную образовательную программу). Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий учебный период.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значи-

тельной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной

образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

– что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

– что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

– насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

– необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

– в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

– формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально,

разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

– способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

– в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

– при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);

Читайте также:  Особенности развития речи ребенка с ранним детским аутизмом

– выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

– выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинар-

ной основе). Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Программно-методический материал под редакцией И.М.Бгажноковой, г. Москва,

2007 г.

  1. «Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта» , г. Санкт- Петербург, Образование, 1996 г.

  2. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», Москва. 1983 г. А.Р.Маллер.

  3. Программа «Организация обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием» сборник, составители – Богданова И.Ю., Шкарупа О.П., Безрякова О.Н. , г. Ростов-на–Дону 2011 г.

  4. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб.для студ.дефектол.фак.педвузов. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 320с. – (Коррекционная педагогика).

  5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

6. Д. Худенко, Д.И. Барышникова Планирование уроков развития речи. 3 класс.

7. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова Ознакомление с окружающим миром.

  1. Телевизор настенный «PHILIPS»;

  2. Цифровой спутниковый ресивер «DRE 5000»

  3. Электронные демонстрационные пособия.

  4. Дидактическое пособие «Времена года»

  5. Муляжи «Фрукты», «Овощи».

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

1-й год обучения ______________________________________________________________________________

для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому

Пояснительная записка.

    Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося  Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42  и следующими нормативными правовыми документами:

           устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих

           недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),

           Появление у обучающегося элементарной речи.

           Понимание обращенной речи.

            инструкциям.

            восприятий.

              Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого  на дому  Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.

           Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной

           деятельности  стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:

           быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

–          обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально

           созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;

–          расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,

–    знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;

–    использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;

–    формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:

      –   «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты,  CD-диски и др.);

       – «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,

–  чтение по складам.

     Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.

Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю – 1 ч, в год – 34 ч. (для обучающихся на дому)

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  

Читайте также:  Направления развития ребенка программы детского сада

       Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

       Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д. 

      В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.

           С-Петербург, «Речь», 2005 год.

            2007г.

            редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

            Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

Содержательные линии

Кол-во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

Добукварный  период

Привитие навыков учебной деятельности

Специальная логопедическая работа.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Уточнение и развитие зрительного

восприятия.

Букварный период

Изучение звуков и букв.

Работа над соотношением звука и буквы.

Работа над произношением звукокомплексов и слогов.

2

4

6

6

6

5

5

Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память.

Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и  его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов.

Развивать коммуникативные возможности, используя  графические образы, предметные и сюжетные картинки.

Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст.

Работать над  звуковым анализом и синтезом.

Обогащать пассивный словарь.

Вводить  в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы.

Сочетание наглядных,

практических и вербальных средств обучения.

Артикуляционные приемы и упражнения.

Дыхательная и речевая зарядка.

Игровые методы и приемы:

дидактические игры, упражнения, веселые минутки.

Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики.

Слушание текста.

Использование наглядно-демонстрационных  методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи.

Практические упражнения.

В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная алалия и  синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно  все коммуникативные функции речи.

Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды  восприятия  и удержание внимания.

Сосредоточение возможно на несколько минут.

Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.

Повышенно истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности.

Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Практическая и речевая деятельность

Проблемы,

возникающие при изучении темы

знать

уметь

1-я четверть

9

1

Различение звуков окружающей действительности.

1

Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы).

Слышать и выделять звучащие объекты.

Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты.

2

Игровые упражнения на развитие слухового внимания.

1

Как издавать звуки с помощью разных предметов.

Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами).

Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.

3

Соотнесение звуков с реальным объектом.

1

Звучащие предметы (объекты) на картинках.

Соотносить звук и предмет как источник звучания.

Прислушиваться к звукоподражанию,

Пытаться повторить вслед за учителем.

4

Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание.

1

Ртом можно издавать звуки.

Выполнять дыхательные упражнения по подражанию.

Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции.

5

Я и моя семья. (Члены семьи).

Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья».

1

Своих близких родственников,

членов своей семьи: папу, маму бабушку.

Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму

Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя.

Игра «Кто позвал»?

6

Я дома. (Умывание,туалет.)

1

Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями.

Пользоваться туалетом,

Правильно использовать умывальные принадлежности.

Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.

7

Моя любимая игрушка.

1

Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать.

Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя.

Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке.

8

Мой – дом.

1

Свою комнату и предметы, расположенные в ней.

Находить в комнате знакомые предметы.

Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре).

9

Игра со знакомыми игрушками.

1

Кукла – «а-а-а»;

Машина – «ж-ж-ж»;

Самолет – «у-у-у».

Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию.

Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем.

2-я четверть.

7

10

Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные.

1

Домашних животных и птиц, их голоса.  (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь,

курица, цыплята, утка).

Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал.

Игра на подражание «Кто как кричит?»

11

Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия.

1

Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть.

Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем.

Выполнять звуковые движения согласованно.

12

Соотношение звука с предметом.

Музыкальные инструменты.

1

О музыкальных инструментах.

Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание.

Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры.

13

Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы.

1

Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова.

Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса.

Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу»

14

Упражнения и игры на развитие дыхания.

1

Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой.

Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними.

Упражнения для всех органов артикуляции.

15

Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт.

1

Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой  автомобили, велосипед.

Узнавать виды городского транспорта, изображенного  на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают.

Игра « Четвертый лишний».

16

Чтение и обыгрывание стихов и потешек.

1

Потешки, стихи. Внимательно слушать.

Понимать смысл потешек и стихотворений.

Игра « Повторяй-ка».

3-я четверть

10

17

Действия со звучащими игрушками.

1

Игрушки, которые издают различные звуки.

Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки.

Игра «Найди игрушку».

18

Соотнесение звука с реальным объе?