Программа особенности нарушений в развитии ребенка

Анна Кашицына
Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС

Успешность психотерапии и психокоррекции нарушений психического развития связывается с выполнением необходимых условий и принципов.

Раннее выявление и профилактика

Поэтапность в работе в соответствии с задачами на каждом этапе, с учетом индивидуальных особенностей развития и закономерностей онтогенеза.

Систематичность в работе с ребенком и семьей

Комплексность в работе

Раннее выявление и профилактика

Ранее выявление и профилактика нарушений психологического развития опирается на известные законы и закономерности психического развития. Особенности активности, общения и познавательных возможностей ребенка в разных возрастах отражают уровень и качество созревания психики.

Особенности изменения психической деятельности ребенка в нормальном онтогенезе подробно рассмотрены в зарубежной и отечественной литературе.

Вторым постулатом и основой для психопрофилактики нарушений психологического развития является представление о том, что основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка является окружающая среда и особенно взаимоотношения в диаде мать-дитя. Недостаточность или искаженность материнского чувства нарушает материнско-детские взаимодействия, тормозит развитие основных интрапсихических систем.

Среди ведущих задач психопрофилактики рассматриваются:

диагностика и коррекция развития психических функций детей дошкольного возраста;

выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми;

психологическая подготовка матери к материнству, а отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка,

стимуляция развития его основных психических функций: эмоциональных, волевых, внимания, познавательных процессов, социального поведенияребенка

Необходимость наиболее ранней коррекции нарушений обусловлена особенностями самого психического развития в детском возрасте. Пропущенные сроки в обучении и воспитании не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.

Отсутствие своевременной психолого-педагогической коррекции трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (низкая самооценка, уровня притязаний).

Ранняя психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности детей.

Поэтапность в работе определяется принципом «Замещающего онтогенеза», (Семенович А. С.)5 с учетом актуального уровня развития и зоны ближайшего развития (Выготский Л. С.)2

Комплексная работа

Комплексное сопровождение развития детей включает в себя две основных составляющих – содержательная и организационная сторона комплексного сопровождения.

I. Содержательная сторона комплексного подхода

1. Структурное содержание психокоррекционной программы:

психологический аспект коррекционной работы – предусматривает вовлечение в коррекционную работу всех сфер психическойдеятельности ребенка: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой.

• социальный аспект – предусматривает как коррекционные мероприятия по отношению к социальной среде развития ребенка, так и коррекция навыков социального взаимодействия ребенка с окружающими.

2. Содержание деятельности ребенка.

Комплексность предполагает разностороннюю организацию деятельности ребенка. Хорошие коррекционные программы осуществляют различные виды деятельности и используют больше, чем один подход. Коррекционная программа для детей должна включать гибкие поведенческие модификации. Эффективность различного рода существующих программ меняется от случая к случаю. Программа, которая эффективна в одном случае, может быть не эффективной в другом.

Основой психокоррекционнойработы является продуктивная разнообразная совместная деятельность: рисование, лепка, конструктивная деятельность, игра, общение, способствующее развитию речи.

3. Содержание психотерапевтического и психологического сопровождения – использование различных форм психотерапии и психокоррекции (групповые, индивидуальные, сочетанные, терапию средой и т. д.)

II Организационная сторона комплексного подхода

1. Интегративное междисциплинарное взаимодействие специалистов различного профиля. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

На сегодняшний день коррекция детей с нарушениями психологического развития реализуется посредством педагогического, психокоррекционного и психотерапевтического, а так же социального подходов. Для работы с детьми задействованы педагоги, психологи системы образования, воспитатели, валеологи, невропатологи, психоневрологи, детские психотерапевты, психотерапевты, социальные работники, нейропсихологи, логопеды, музыкальные работники, арт-педагоги. Каждый из указанных специалистов решает свой профессиональный круг вопросов. По характеру решаемых различными специалистами проблем, можно рассматривать «рабочие связки» различных специалистов.

1 группу составляют специалисты, которые охватывают в своей работе максимальное число детей и осуществляют педагогическую и просветительскую работу, а так же выявляют детей, нуждающихся в дополнительной помощи других специалистов. Эту группу составляют педагоги, воспитатели детских садов, школьные психологи, психологи детских садов.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со сверстниками в первые семь лет жизни

2 группу составляют врачи, которые проводят диагностическую, профилактическую и лечебную работу. При существующей сегодня системе всеобщей диспансеризации, которая предусматривает необходимые мед. осмотры, эти специалисты так же охватывают максимальное число детей.

3 группу составляют специалисты, которые осуществляют психотерапевтическую и психокоррекционную работу,а именно: психотерапевты и детские психотерапевты, а так же психологи, владеющие навыками психотерапии;

4 группу составляют специалисты, которые проводят коррекцию психического развития ребенка,а именно: нейропсихологи, логопеды, арт-педагоги, музыкальные работники.

Следует отметить, что 3 и 4 группы составляют специалисты коррекционного направления работы, которые связаны с непосредственным решением возникающих у детей и их родителей психологических проблем и проблем функционального развития ребенка. Различие определяется кругом решаемых проблем, методами и направлениями работы.

Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

На каждом этапе специалисты вносят свой специфический профессиональный вклад в реабилитацию и коррекцию психического развития.

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в и детских учреждениях. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Комплексный подход к решению проблем определяется не столько фактической представленностью специалистов медицинского, психологического и социального направлений в учреждении, сколько наличием интеграции в их работе. Интегративный подход к решению проблем является необходимым условиям оказания качественной помощи детям и семьям. При отсутствии реально осуществляемого интегративного подхода со стороны различных специалистов медицинского, психологического и социального направлений к решению проблем связанных с формированием здоровой личности, всегда будет страдать эффективность оказываемой помощи.

2. Выработка междисциплинарных программ коррекционных мероприятий в зависимости от структуры нарушений. Совместное ведение ребенка специалистами различного профиля на всех этапах работы с ребенком и семьей.

Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков, социальной ситуации развития, особенностей нервно-психической деятельности проводится комплексно всеми специалистами и служит основой для разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

3. Учет системности жизнедеятельности ребенка предполагает необходимость рассматривать ребенка в контексте социальной системы и проводить коррекцию не только самого ребенка, но и всей социальной системы, в которой он развивается. Это включает в себя семейную структуру, группу, в которой находится ребенок, т. е. социальную структуру в которой развивается ребенок. По мнению психотерапевтов (Ремшидт)3, современная психотерапия должна учитывать все связи индивида и отношения ребенка с членами его семьи и окружающими.

В повседневной жизни ребенка для возможности эффективной коррекционной работы необходим благоприятный социально-психологический климат в окружении ребенка.

Любая коррекционная работа должна сопровождаться психологической работой с семьей.

4. Распределение ответственности. Среди задач психокоррекционной работы специалистов является формирование активной и ответственной позиции родителей по отношению к ребенку. Основная работа по коррекции и развитию лежит на родителях. Однако, помогать им должна целая команда профессионалов в составе врачей психоневролога, психолога, школьного преподавателя, социального работника. Любая коррекционная работа предполагает активное и осознанное участие родителей в коррекционно – развивающем процессе. Целенаправленное и продуктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Список литературы

1. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. – 164 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

3. Детская и подростковая психиатрия : Введ.в практику: Пер. с нем. / Хельмут Ремшмидт; При участии Г. Нибергалля и К. Квашнера. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

4. Лебединский Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

5. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза”. – М., 2007.

Источник

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.

Читайте также:  Основные идеи трех ступеней бюлера психическое развитие ребенка

В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.

В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.

Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.

В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.

Читайте также:  Перинатальный период развития ребенка кратко

Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Программа состоит из трех блоков:

Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;

Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;

Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.

Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»

На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии).   Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются  на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Работая  учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.

       В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Литература

1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ

2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф.  «Психология и педагогика:  методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.

3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992

4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.

5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995

6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.

7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.

8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.

Источник