Программа организации развития ребенка в детском саду

Программа организации развития ребенка в детском саду thumbnail

Жарова Елена
Обзор основных программ дошкольного образования

Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную любовь к обучению. Я чувствую, что детский сад-это социальный колыбель, и это тоже делает его уникальным! Наиболее важным вещам, которые они будут обучаться, это социальные навыки, которые подготовят их к достижению будущих целей. Как педагог, я думаю, что детский сад отличается тем, что мы видим в самом широком спектре способности детей. Для меня очень важно помочь детям раскрыть их собственный внутренний мир.

В этом нам помогают такие программы как:

Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Цель программы : охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.

В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка, представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.

Программа предлагает вариативные формы обучения – каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.

Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.

Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.

Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Программа «Детство»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.

Все программы рекомендованы Министерством образования РФ.

Дорогие коллеги давайте будем относиться с вниманием и любовью к нашей работе.

С уважением

Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» г. Дмитров

Жарова Е. В.

Обзор основных программ дошкольного образованияПрограмма организации развития ребенка в детском садуПрограмма организации развития ребенка в детском саду

Источник

Автор: Бизяева Нафида Галимьяновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮШАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов

нового поколения

Научно-практическая конференция

Составитель:

Бизяева Н. Г.

воспитатель

подготовительной

группы

п.Юшала

2016г.

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка аутиста в доу по фгос образец

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения МКДОУ «Юшалинский детский сад №11 «Колокольчик», возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и семьи.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

  • Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ;
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Свою совместную  деятельность с детьми организую:

  • с одним ребенком;
  • с  подгруппой детей;
  • с целой группой детей.

Выбор количества детей произвожу с учетом:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая,  познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная)
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации моей образовательной деятельности – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

При организации партнерской деятельности с детьми использую следующие принципы:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Помимо организованной образовательной деятельности мной запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.

В своей группе использую такие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня как:

– Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

– Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

– Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

– Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

– Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

– Беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

– Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

– Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Для  самостоятельной  деятельности  детей по санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отвожу не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей создаю развивающую предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС, что является одним из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса. Развивающая среда рассматривается как комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве. Цель создания развивающей среды в детском саду – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствовании структуры детской личности.

Читайте также:  Беседы с родителями в детском саду о развитии ребенка

Главное требование к организации предметно-пространственной среды – ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностями педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Предметно-пространственная среда меняется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В группе находится много игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Вся организация образовательного процесса предполагает свободу передвижения ребенка по всей группе. Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы. Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.

В соответствии с комплексно – тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:

  • Игровой центр.
  • Центр экспериментирования и природы, центр математики;
  • Центр детской литературы, центр речевого развития;
  • Центр развития движений, подвижных и спортивных игр;
  • Центр развивающих игр и игрушек:
  • Центр художественного творчества
  • Центр музыки и тетра(слайд)

Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повыситься:

·       Интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;

·       Уровень профессионального мастерства педагогов;

·       Уровень образованности воспитанников.

Литература:

·        Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г №2/15).

  • «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

·        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.

·        Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143

·        

comments powered by HyperComments

Источник

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Шаповалова Татьяна Ивановна, старший воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное»

В соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2012  года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в части установления компетенции образовательной организации (п. 7 ч.  ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.  

 Программа развития рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.  

           Как документ Программа развития (далее – Программа) может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно – целевого управления, направленный на  инновационное развитие конкретной образовательной организации. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 4-5 лет. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера Программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов.

Программно-целевой подход в управлении – это подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование  целей, разработка адекватной «исполняющей» программы, реализация «управляющей» программы. В логике программно-целевого подхода на практике реализуется последовательность: входные параметры, процесс их преобразования, конечные результаты, которые не всегда могут быть определимы. Программно-целевой подход помогает увязать поставленные цели с имеющимися ресурсами и всегда направлен на поддержание действующих систем.

Проектно – целевой подход – направлен всегда на развитие в целом системы, обязательное условие – уникальный результат. Деятельность структурирована и никогда не повторяется, результат всегда определен. Планирование осуществляется на среднесрочный или долгосрочный период, цель конкретно измерима.

Задачи Программы развития

Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:

  • зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития образовательной организации, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.
  • определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательной организации, то есть сформулировать ее стратегические и конкретные цели развития.
  • определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.

Функции Программы развития:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательной организации;
  •  определения перспектив развития образовательной организации;
  •  процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;
  •  оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Каким образом происходит процесс подготовки, разработки, утверждения и реализации Программы развития?  В каждой дошкольной образовательной организации должны быть разработаны локальные акты: приказ о создании творческой группы по разработке Программы развития, Положение о порядке разработки и утверждения Программы. В соответствии с данными локальными актами Программа проходит ряд этапов:

  • отбор проблем для программной разработки;  
  • принятие решения о разработке Программы и ее формировании;
  • экспертиза и оценка программы;  
  • утверждение Программы;
  • управление реализацией Программы;
  • контроль хода выполнения Программы.  

Составление Программы развития – это творческая задача, решение которой предполагает опору на инновационные процессы в образовании. Поэтому её можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую  исходное состояние,  образ желаемого будущего, последовательность действий по переводу образовательного учреждения от поддержания действующей системы до развития, анализ возможных затруднений и проблем, их решение.

На сегодняшний день не существует единого плана, единой структуры Программы развития. Структура Программы определяется   Положением конкретной образовательной организации. Главное в Программе – описание перехода от сегодняшнего состояния к желаемому. Программа – это обоснование необходимости перехода от современного состояния к будущему и перечень мер, обеспечивающих этот переход, а также ресурсов.

Читайте также:  Игры для развития ребенка с рождения до 2 лет

При разработке Программы развития дошкольной образовательной организации необходимо учесть следующее:

  • переход на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • основные направления модернизации системы дошкольного образования Российской Федерации и региональные, муниципальные компоненты развития системы образования;

– изменение развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО;

  • сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • развитие самостоятельности дошкольной образовательной организации;
  • совершенствование содержания и технологий построения управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации;
  • кадровая политика в сфере дошкольного образования;
  • развитие системы оценки качества дошкольного образования.

 Примерная структура и содержание структурных компонентов  Программы развития дошкольной образовательной организации.

                Титульный лист (ссылка на принятие соответствующим органом управления и утверждение руководителем образовательной организации). 

Паспорт Программы развития дошкольной образовательной организации – разработчик, основания для разработки Программы развития (определение нормативно-правовой базы), цель и основные задачи программы, сроки реализации программы, финансовое обеспечение программы и др.

Раздел 1. Информационная справка о дошкольной образовательной организации – историческое становление и традиции дошкольной образовательной организации; краткая информация со всей необходимой статистикой;  место и роль дошкольной образовательной организации в  районе, области; характеристика образовательной организации, контингента воспитанников, кадрового состава педагогов и других работников образования (без оценки качества работы); номенклатура оказываемых образовательных услуг; характеристика основных результатов образовательной организации (профессиональные и творческие конкурсы и т.д.); краткая вводная характеристика социального окружения образовательной организации и описание характера его влияния на образовательную организацию; характеристика образовательного сообщества; характеристика инновационных процессов (без оценки качества), основные направления; внешние связи дошкольной образовательной организации, включая связи с наукой; характеристика системы управления; характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.  

Раздел 2. Аналитическое обоснование Программы развития дошкольной образовательной организации – анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды дошкольной образовательной организации; анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды дошкольной образовательной организации (анализ состояния и эффективности образовательного процесса, воспитательной, педагогической, методической и инновационной работы); описание проблем и причин порождающих проблемы.

Раздел 3. Концепция желаемого будущего состояния дошкольной образовательной организации – методологические основы концепции – миссия, видение, философия, основополагающие идеи организации жизнедеятельности дошкольной образовательной организации, основные положения концепции, модель выпускника, модель педагога; концепция общего качества дошкольной образовательной организации и образующих его важнейших системных свойств (качеств) дошкольной образовательной организации; концепция качества жизни участников образовательного процесса и др.

Раздел 4. Стратегия, этапы, цели и задачи перехода к новому состоянию дошкольной образовательной организации – стратегические императивы – основные направления преобразования в дошкольной образовательной организации, прогноз изменений в социальном заказе, основанный на данных объективного исследования; прогноз основных тенденций развития окружающего социума и требований к состоянию дошкольной образовательной организации, иерархия тактических целей и задач; стратегический план действий по реализации Программы развития (этапы реализации Программы).

Раздел 5. Механизмы реализации Программы развития дошкольной образовательной организации – описание функционально – динамической модели механизма реализации Программы развития; система и механизмы управления образовательной организацией в новых условиях  и др.

Например: Стратегия развития организации определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие организации. Эти направления определены подпрограммами:  «Система оценки качества образования в ДОО», «Здоровый дошкольник» «Взаимодействие с семьями воспитанников», «Педагогические кадры ДОО», обеспечивающими участие в реализации Программы коллектива организации, родителей (законных представителей) воспитанников, социума. Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.

Основные задачи программы:

  1. Организовать системную работу по реализации ФГОС дошкольного образования (Подпрограмма «Реализация  ФГОС ДО»).
  2. Повысить конкурентоспособность ДОО путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования (Подпрограмма  «Система оценки качества образования в ДОО»).
  3. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (Подпрограмма «Здоровый дошкольник»).
  4. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников»).
  5. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива организации (блок «Кадровый потенциал»).

Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы развития дошкольной образовательной организации – нормативно-правовое обеспечение (положения, правила, должностные обязанности, инструкции, приказы и т.д.); научно-методическое обеспечение (комплексно-целевые программы, целевые проекты, программы информационно-аналитической деятельности, системы критериев, показателей, индикаторов, мероприятия и т.д.); программно-методическое обеспечение (банк методических материалов, актуального, инновационного педагогического опыта, авторских образовательных программ, календарно-тематического планирования и т.д.); информационное обеспечение (банки, программы информационно-аналитической деятельности, сайт и т.д.); кадровое обеспечение (подбор кадров, повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, подготовка экспертов, стажировка, консультирование и т.д.); организационное обеспечение (циклограммы управленческой деятельности, планов работы структурных подразделений, профессиональных объединений педагогов и т.д.); мотивационное обеспечение (положение о распределении стимулирующей части ФОТ, критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогов, система мероприятий по повышению мотивации субъектов образовательного процесса в отношении инновационных преобразований); материально-техническое обеспечение (оснащение оргтехническими средствами, приобретение программного обеспечения, установка локальной сети, учебно-методических и  наглядных пособий и т.п.).

Раздел 7. Ожидаемый результат и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы развития дошкольной образовательной организации- ожидаемые конечные результаты реализации Программы; краткое описание показателей и индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности реализации программы развития; сроки и формат предоставления информации, отражение возможности оценить продуктивность реализации Программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности через систему мониторинга; характеристика устойчивости Программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления. Ожидаемые результаты могут быть представлены в виде целевых индикаторов (в % соотношении по годам реализации Программы развития).

Используемый набор индикаторов (характеристик) может быть изменен и дополнен разработчиками по результатам первичного среза.

Таким образом, Программа развития дает возможность руководителям и педагогическим командам дошкольных образовательных организаций найти свой подход к переходу от сегодняшнего состояния к желаемому и модернизировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции на 01.09.2016 г.-М.:ТЦ Сфера, 2017.-192 с.
  2. Постановление Правительства Белгородской области от 18 февраля 2013 г. №44-пп «Об утверждении Стратегии действия в интересах детей в Белгородской области на 2013-2017 годы»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования-М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.

Источник