Программа одаренный ребенок речевое развитие

Программа одаренный ребенок речевое развитие thumbnail

МБДОУ «Ермаковский детский сад №3 комбинированного вида»

ПРОГРАММА РАБОТЫ 
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

на 2016 – 2017 уч.г

Воспитатель: Котова М.В.

с. Ермаковское

Пояснительная записка

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый – «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями».

Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ

«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в XXI веке: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987г.) о том, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества».

ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей, и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Цель программы:

создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

  • Выявление одаренных детей;

  • Создание банка данных «Одаренные дети»;

  • Разработка индивидуальных форм работы;

  • Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;

  • Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

  • Включение детей в проектную деятельность.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно – личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности

к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать

вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Читайте также:  Значение продуктивных видов деятельности для развития ребенка

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная  

одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру,

настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли дополнительного образования;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.

Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными детьми;

  • конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность.

Предполагаемые результаты:

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

  • повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;

  • повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.

Нормативно – правовая база программы:

  • Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948 г.;

  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 .11. 1989 г.;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденная правительством РФ 03.10.2002 г.;

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

логопедической группы

на 2016-2017 уч.год

заведующий

ст.воспитатель

воспитатели

2.

Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы

в течение года

заведующий

ст.воспитатель

воспитатели

родительский комитет

3.

Участие в работе площадки

«Одаренные дети»

в течение года

воспитатели

специалисты

родители

4.

Повышение квалификации педагогов

сентябрь 2017г.

заведующий

воспитатели

5.

Создание соответствующей развивающей среды; предметно – информационное обогащение среды

в течение года

заведующий

воспитатели

родительский комитет

родители

6.

Коллекция детских работ, оформление стендов для родителей

в течение года

воспитатели

7.

Работа с родителями одаренных детей

в течение года

воспитатели

8.

Передача опыта работы воспитателей с одаренными детьми (газеты, родительские собрания, МО)

в течение года

воспитатели

9.

Выпуски фотоотчетов, творческих отчетов по результатам деятельности

в течение года

воспитатели

10.

Участие детей в конкурсах и викторинах различного уровня (всероссийские, краевые, муниципальные)

в течение года

воспитатели

11.

Участие в выставках детского творчества ( поделки, рисунки)

в течение года

воспитатели

12.

Участие в развлечениях и концертах (ДОУ, района)

в течение года

муз. руководитель

воспитатели

13.

День Здоровья

в течение года

инструктор по ФИЗО

воспитатели

14.

«Персональная выставка» детских работ в соавторстве с родителями

в течение года

воспитатели

родительский комитет родители

15.

Акция «Открытка ветерану»

май

воспитатели

родители

16.

Проектная деятельность с детьми

в течение года

воспитатели

родительский комитет

родители

17.

Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

в течение года

воспитатели

специалисты

Диагностический инструментарий

Используемые методики:

С детьми:

1. Тест креативности П.Торренса « Дорисуй фигуры».

2. Тест Векслера Диагностика структуры интеллекта (детский вариант).

3. Методика В.С.Юркевич «Дерево желаний».

4. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).

5. Методика «Лесенка» (самооценка ребенка) В. Щур и С. Якобсон.

С педагогами:

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? » В. С. Юркевич.

2. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (Лосева А.А.)

3. Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»».

4. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).

С родителями:

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн.

2.Методика « Определение склонностей ребенка»

Методические ресурсы: технологии, программы

  1. Развивающее обучение «по Эльконину-Давыдову».

Теория и технология развивающего обучения

2. Федеральная целевая программа «Дети России»

Подпрограмма «Одаренные дети»

3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы».

4. Игровая технология «Сказочные лабиринты игры».

Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет Т.

Харько.

5. Технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллер (Теория решения изобретательских

задач)

Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет

Опросник для родителей.(да(+), нет(-), не знаю(0))

Вопросы

Вопросы

1

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

1

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

2

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

3

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

3

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

4

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

4

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

5

Проявляет большой интерес к визуальной информации. Проводит много времени за лепкой и рисованием.

5

Проявляет большой интерес к визуальной информации. Проводит много времени за лепкой и рисованием.

6

Энергичен, нуждается в большом объеме физ движений.

6

Энергичен, нуждается в большоь объеме физ движений.

7

Улавливает связь между событиями, причиной и следствием.

Читайте также:  Сады с развитием речи у ребенка в москве

7

Улавливает связь между событиями, причиной и следствием.

8

Быстро запоминает услышанное и прочитанное, без спец. заучиваний, заучивает быстро

8

Быстро запоминает услышанное и прочитанное, без спец. заучиваний, заучивает быстро

9

Очень восприимчив. Наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

9

Очень восприимчив. Наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

10

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

10

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

11

Проявляет большой интерес к муззанятиям. Часто реагирует на характер и настроение музыки.

11

Проявляет большой интерес к муззанятиям. Часто реагирует на характер и настроение музыки.

12

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

12

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

13

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас

13

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас

14

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают, не догадываются.

14

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают, не догадываются.

15

Пластичен, открыт новому, не зацикливается на старом, любит пробовать новые пути решения жизнен. задач, проверяет новые идеи

15

Пластичен, открыт новому, не зацикливается на старом, любит пробовать новые пути решения жизнен. задач, проверяет новые идеи

16

Часто руководит играми и занятиями других детей.

16

Часто руководит играми и занятиями других детей.

17

Серьезно относится к произвед искусства. Становится задумчивым, когда видит картину, скульптуру, красивую вещь, слышит музыку,

17

Серьезно относится к произвед искусства. Становится задумчивым, когда видит картину, скульптуру, красивую вещь, слышит музыку,

18

Лучше сверстников физ. развит, имеет хорошую координацию движений.

18

Лучше сверстников физ. развит, имеет хорошую координацию движений.

19

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

19

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

20

Любит когда ему читают книги не по возрасту, а для детей постарше.

20

Любит когда ему читают книги не по возрасту, а для детей постарше.

21

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов:мебель, предметы быта, др.

21

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов:мебель, предметы быта, др.

22

Легко общается с детьми и взрослыми.

22

Легко общается с детьми и взрослыми.

23

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

23

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

24

Любит ходить в походы, играть на открытых спортплощадках.

24

Любит ходить в походы, играть на открытых спортплощадках.

25

Часто задает ? о происхожден и функции предметов, проявляет > интерес и искл способности к классификации.

25

Часто задает ? о происхожден и функции предметов, проявляет > интерес и искл способности к классификации.

26

Способен с головой уходить в интересующее его занятие.

26

Способен с головой уходить в интересующее его занятие.

27

Инициативен в общении со сверстниками.

27

Инициативен в общении со сверстниками.

28

Использует в рассказах слова, передающие эмоц.состоян героев, их переживания и чувства.

28

Использует в рассказах слова, передающие эмоц.состоян героев, их переживания и чувства.

29

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

29

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

30

Предпочитает проводить свободное время в подвиж играх.

30

Предпочитает проводить свободное время в подвиж играх.

31

Часто применяет матнавыки и понятия на др.занятиях. Способен удерживать в памяти символы, буквы, слова.

31

Часто применяет матнавыки и понятия на др.занятиях. Способен удерживать в памяти символы, буквы, слова.

32

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

32

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

33

Склонен принимать на себя ответственность, не характерную для его возраста.

33

Склонен принимать на себя ответственность, не характерную для его возраста.

34

Легко входит в роль любого персонажа

34

Легко входит в роль любого персонажа

35

Автор разнообразных творческих работ

35

Автор разнообразных творческих работ

36

Бегает быстрее всех детей в ДОУ.

36

Бегает быстрее всех детей в ДОУ.

Список литературы

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004

  2. Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка» ж/л «Обруч» 2005

  3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. «Одаренные дети» 1991. М.

  4. Клименко В.В. «Психологические тесты таланта» С-Петербург 1996

«Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» . М., 1998.

  1. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

  2. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и в школе» 2000. Москва.

  3. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» 1996. Ярославль.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

  5. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. – М., 1971.

  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983.

  7. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

  8. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. – М.,1973.

  9. Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ Серия «Психология». 1986.№ 1.

  10. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития /Вопросы психологии.1972.№ 2.

  11. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка /Вопросы психологии.1969 № 1.

  12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.- с.9-14.

  13. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989.- № 6.

  14. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.

  15. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. – М., 1985.

  16. Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). – Ижевск, 1993.

  17. Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. – Ижевск, 1992.

  18. Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6.

Читайте также:  История развития ребенка история болезни

Источник

Пояснительная записка  

Концепция программы

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки,  клубы по интересам.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

 Задачи:

–      знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

–      проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;

–      предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.

Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно.

Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Воспитатель должен быть:

– увлечен своим делом;

– способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

– профессионально грамотным;

– интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

– проводником передовых педагогических технологий;

– психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;

– знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными воспитанниками.

– творческие мастерские;

– групповые занятия ;

– кружки по интересам;

– конкурсы;

– работа по индивидуальным планам;

– исследовательские проекты.

Работа с одарёнными детьми.

План работы с одарённым ребёнком (примерный).

1. Индивидуальная работа

2. Занятия в кружке

3. Участие в конкурсе

4. Проектная деятельность

5. Вовлечение в коллективную деятельность

6. Работа с родителями.

Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные)

  1. Планирование и организация работы.
  2. Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира
  3. Мониторинг состояния здоровья одаренных детей
  4. Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей
  5. Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам
  6. Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности

Источник