Программа обучения и воспитания раннего развития ребенка

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Читайте также:  Методика развития ребенка начиная с рождения

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник

КУ  ХМАО – Югры Урайский Специализированный Дом ребенка.

Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития.

Для детей раннего развития.

Подготовила:  воспитатель группы №7

   Малышева А. Л.

Урай 2014 год.

Виды упражнений: 

  1. Ласковое поглаживание педагогом обоих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке.
  2. Сгибание и разгибание педагогом всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 раз до 10 раз на каждой руке.
  3. Спиралевидные движения пальца педагога по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-4 раза по каждой ладони.
  4. Точечные нажатия большим пальцем и указательными пальцами педагога на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой, все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза.
  5. Отведение и приведение педагогом большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок, в сторону, по кругу.
  6. Поглаживание педагогом каждой руки ребенка по направлению от периферии к центру по 6-8 раз.

I. Социальное развитие

1.  Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (мыть руки, пользоваться полотенцем);

2.   Приучать детей к опрятности, аккуратности (пользоваться носовым платком, приводить в порядок прическу, ставить обувь на место). Обращать внимание детей (учить бережно) на порядок в группе;

3.   Воспитывать элементарные навыки культуры поведения:

    а) продолжать формировать поведение, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом, слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на просьбы, требования;

     б) продолжать учить детей понимать слова «нельзя», «можно», «нужно», и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться.

Упражнение 1. «Мыть руки».

Задача: в центре внимания совершенствование правильного развертывания действий (серийные действия), допускается помощь на отдельных этапах до тех пор, пока не освоит их.

Материал: умывальник со смесителем, мыло, по возможности маленький стул.

Методика: ребенок должен держать руки в горизонтальЛасковое поглаживание педагогом обоих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке.Сгибание и разгибание педагогом всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 раз до 10 раз на каждой руке.Спиралевидные движения пальца педагога по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-4 раза по каждой ладони.Точечные нажатия боли устанавливать желаемую для него температуру воды, перестаньте ему помогать и похвалите его за успех. Возьмите с ребенком мыло и намыльте себе руки. Покажите ему как вы намыливаете руки. Покажите ему так же, как вы трете намыленные руки, и побудите его повторить за вами это движение. Продемонстрируйте ему, что вы смываете мыло под водной струей, и возьмите по возможности его руки. Закройте вместе с ребенком водные краны (сначала – горячий, чтобы ребенок не обжегся).

  Результат: ребенок полностью моет себе руки без посторонней помощи (намыливает, моет, смывает).

                                                                                              В.Штрасмайер стр. 13

Читайте также:  Центр развития ребенка северное бутово

Игра – упражнение 2. «Поймай мыло».

Чему учиться ребенок: брать, держать, выпускать из рук скользкое мыло.

Оснащение: миска и тазик с теплой водой; небольшой кусок мыла, помещающийся в ладошке ребенка.

Ход игры: предложите ребенку поиграть с мылом. Проведите ладошкой ребенка по сухому мылу.

Упражнение 3. «Вытирать руки».

Задачи: ребенок должен научиться:

  1. координации правой и левой руки;
  2. понимать происходящее действие;
  3. участвовать в конкретных бытовых ситуациях.

Материал: полотенце.

Методика. После того как вы помогли вымыть ребенку руки, покажите ему, как нужно взять полотенце (оно должно браться доминирующей рукой). В случае необходимости помогите ему. Ребенок должен своей доминирующей рукой (обычно правой) вытереть недоминирующую руку. Для этого он должен привести руки в положение перед собой и развернуть ладошкой вверх. Затем он должен, поворачивая руку, вытереть кисти. Обязательны движения к себе – от себя. Затем ребенок должен взять своей недоминирующей рукой полотенце и вытереть им свою доминирующую руку.

Результат: ребенок вытирает руки самостоятельно.

Упражнение 4. «Помогать при уборке игрушек».

Задача: ребенок должен научиться понимать правило, согласно которому все определенные вещи хранятся в определенных местах (в ящике, на полке) и что эти вещи можно найти в этих местах. Благодаря этому развиваются понятия собственности, аккуратности.

Методика. Представьте уборку помещения после игры как игру, совершая ее, в следующей последовательности: уложите вещи в ящик; задвинуть автомобили в ящик или поставить их на полку; соревнование у кого больше кубиков в коробке; отвезти на тележке все вещи на место.

Результат: ребенок помогает при уборке.

Упражнение 5. «Выполнять требования».

Задача: ребенок должен понимать ситуации, связанные с определенными высказываниями, научиться связывать смысл этих высказываний и действовать в соответствии с ними.

Методика. Требования воспитателя, понимания и выполнения которых можно упражнять на этой стадии: «Дай мне мяч» и «Подойди ко мне (если ребенок уже может бегать)». Сядьте, если ребенок уже может бегать, то присядьте на корточки приблизительно в 1 метре от ребенка и попросите: «Подойти ко мне!». Протяните руки ему на встречу и кивните при этом, потребовав, чтобы он подошел к вам. Ребенок должен сделать хотя бы два шага по направлению к вам. Похвалите его и возьмите на руки, если он это сделал.

С творческим развитием ребенка очень тесно связано требование: «Покажи мне…». При этом вы должны сконцентрировать свое внимание на одной – трех вещах (обувь, одежда, игрушки). Если ребенок ошибается, вы должны показать ему тот предмет, который вы имели в виду. В любом случае похвалите ребенка, если он что-то показал.

Результат: ребенок выполняет простые требования (просьбы).

Упражнение 6. «Реагировать на запреты».

Задача: ребенку должен быть дан словесный сигнал, подкрепленный жестом, который служит для управления и предостерегает от опасности.

Методика. Ни в коем случае не провоцируйте сами возникновение опасных ситуаций для того, чтобы достичь этой учебной цели. Вполне достаточно естественных возможностей ее достижения. Исключительно важен сам принцип действия

Когда ребенок приближается к опасному предмету, вы выразительно с определенной интонацией в голосе, скажите: «Нельзя!».

Объясните ребенку, что опасный предмет, например, очень горячий или острый. Отведите ребенка от опасного предмета и снова скажите «Нельзя!». Если он снова захочет приблизиться к источнику опасности, то хлопните его по рукам и снова громко скажите «Нельзя!». Уведите ребенка от опасного предмета и начинайте с ним играть. Сказав ребенку «Нельзя!», не следует оставлять его одного и в недоумении. Предложите ему что-нибудь интересное.

Результат: ребенок опытно реагирует на команды «Нельзя!» и «Стой!», если при этом возникает опасная ситуация. Используйте это строгое «Нельзя!» в ситуациях, в которых ребенок действительно должен сдерживаться.

II. Развитие речи. Ознакомление с окружающим.

  1. Учить понимать слова, обозначающие части тела (руки, ноги, голова), части лица (глаза, рот, нос). Бытовые игровые действия умываться, есть, пить, спать, гулять. Признаки предметов: цвета (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький). Форму (кубик, кирпичик).
  2. Расширять запас понимаемых слов. Учить по слову воспитателя находить и показывать на картинке и в естественных условиях игрушки, предметы одежды, посуды.
  3. Учить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением: «Дай куклу», «Принеси мячик».
  4.  Учить произносить слоги по подражанию, эмоциональному общению.

Игра упражнение 1. «Игрушки»

Чему учится ребенок: внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания.

Оснащение: игрушки (петушок, кукла).

Ход игры: предъявите Саше последовательно знакомые игрушки. Показ сопровождается стихотворением:

Петя-Петя петушок

Золотой гребешок

Рано-рано по утру

Он поет Ку-ка-ре-ку!

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни Катя ножкой – топ, топ!

                                  «Начинаем говорить» стр. 17-18 М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина

Игра упражнение 2. «Растеряшка»

Чему учится ребенок: внимательно слушать, вникать в содержание, выполнять нужные действия.

Оснащение: предметы одежды.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Громко Ванечка рыдал-

Он перчатки потерял,

И не может рассказать,

Где же их теперь искать

Громко Ванечка рыдал-

Ваня шапку потерял,

И не может рассказать,

Где ее теперь искать.

Продолжайте читать, подставляя нужные по смыслу предметы одежды (шарфик, сапоги, туфли).

                                           «Начинаем говорить» стр.19-20 М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина

Упражнение 3. «Показывать на части тела»

Задача: Саша должен получить представление о своем теле.

Методика: попробуйте выяснить, может ли он показать какую-либо из частей своего тела. Скажите Саше: «Покажи мне носик», одновременно показывая на свой нос. Если он не может повторить это движение, ведите его руку и покажите пальчиком его нос. Постепенно прекращайте помогать ему. На втором этапе предложения исходят не только на основе словесной просьбы.

                                                                                                 В. Штрасмайер стр.147

Упражнение 4.  «Различать и классифицировать два цвета»

Задача: учить Сашу различать и классифицировать цвета.

Материал: красные и желтые камешки, коробки.

Методика: Так как красный цвет является первым, который ребенок, как правило, знает, то можно начать с него.

Желтый цвет хорошо контрастирует с красным, так что он может быть вторым цветом при сортировке.

Предложите Саше классифицировать цвета: все красные камни складывать в красную коробку, все желтые – в желтую.

Результат: ребенок правильно различает два цвета (красный и желтый).

Упражнение 5. «Различать понятия «большой» и «маленький»

Задача: Учить Сашу различать понятия «большой» и «маленький».

Материал: мячи, кубики.

Методика: положите на стол большой и маленький мячи. Покажите их ребенку и скажите: «Это большой мяч» (держите руку, положенной на мяч). Покажите на маленький мяч и скажите: «Это маленький мяч» (держите руку, положенной на мяч).

Результат: Саша правильно показывает на маленькую и большую вещь.

Упражнение 6. «Выполнить просьбу, требование»

Задача: Саша должен реагировать на словесные требования, подкрепленные жестами или предъявлением предмета.

Материал: мяч, кубики, игрушки.

Методика: сядьте напротив Саши. Положите перед ним какую-либо игрушку. Скажите ему: «Возьми мяч!». Покажите на этот предмет. Если он его не возьмет, дайте ему мяч и скажите при этом: «Возьми мяч!».

Читайте также:  Развитие ребенка внутри педагогической системы

Результат: Саша может выполнять простое требование.

III. Развитие движений.

  1. Совершенствовать ранее освоенные движения (ходьба).
  2. Учить спускаться и подниматься по лестнице, с горки.
  3. Приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться.
  4. Учить подлезать под веревку ( высота- 50 см)
  5. Пролезать в обруч (50 см.)
  6. Учить бросать мяч вниз, вдаль.

Игра-упражнение 1 «Саша к мамочке идет»

Чему учится ребенок: ходить в разных направлениях, нести в руках небольшой предмет (яблоко), радоваться совместной двигательной деятельности: выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения, пополнять импрессивный словарь.

Оснащение: корзинка, два яблока,(одно большое, другое маленькое).

Ход игры: расскажите и покажите ребенку, что он может делать ножками (топать, ходить). Положите в корзинку яблоко. Отойдите от Саши сначала на небольшое расстояние и позовите его. Ласково поманите Сашу и предложите ему взять яблоко и принести его  вам. Прочтите рифмовку:

                         Саша к мамочке идет,

                          Яблоко  в руках несет,

                          Красное, румяное,

                          Соком наливное.

                          Большое, вот такое!

Усложнение задания: заменить большое яблоко  маленьким яблочком, предложите принести вам два маленьких яблочка, измените маршрут по  которому пойдет Саша(выложите дорожку широкой лентой).

Игра-упражнение 2 : «На горе».

Чему учить: подниматься на доске, один конец которой закреплен на высоте 10 см. от пола. Ходить по доске , соблюдая равновесие, выполнять движение в такт рифмовки, активизировать глаголы: «подниматься», « опускаться».

Оснащение: доска длиной 2 м. и шириной 25 см., картинка с изображением горки и катающихся на ней детей.

Ход игры: положите на пол доску, закрепите на кубе один ее конец, на  высоте 10 см. от пола. Второй конец опустите вниз – получилась горка. Покажите Саше картинку с играющими на горке детьми. Предложите ребенку залесть на горку и съехать с нее.

Прочтите потешку:

                         Ах,дыбок, дыбок, дыбок

                         Саша молодец,

                         На горку поднимается,

                         С горки спускается!

Игра-упражнение 3 «Пружинки».

Чему учить: ритмично приседать, сгибая и выпрямляя ноги, подготавливая движения прыжка, понимать глаголы повелительного наклонения: «выходи», «попляши», «покачайся».

Ход игры: Саша сидит на стульчике. Воспитатель читает рифмовку:

                        Покачаемся на ножках,

                        Покачаемся немножко.

                        Вот так, вот так.

Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку. :»Выходи-ка ,Саша, попляши со мной.»

Сенсорное развитие (конструирование, игры, занятия с дидактическим материалом).

      1.Учить накладывать кубик на кубик (башня), кубик на кирпичик (автомобиль), кирпичик на кубик (стол).

2.Учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики на плоскости(дорожка).

3.Учить распознавать предметы по форме: шарик. Кубик.

  1. Учить распознавать контрастные размеры ( большой, маленький).
  2. Знакомить с цветом  предметов (красный, желтый0.
  3. Учить действовать с различными дидактическими игрушками (грибки, втулочки).

Упражнение 1. «Развитие координации глаз-рука»

Задача: учить ребенка создавать к5онструкции.

Материал: кубики.

Методика6 дайте Саше кубики. Пусть он построит что-либо  по своему желанию. Начните строить башню из 3 кубиков, привлекая внимание ребенка. Положите 2 кубика в ряд Оставив небольшой промежуток, попросите Сашу перекрыть промежуток. Положив сверху еще один кубик .

Упражнение2: «Укладывать кубики в ряд».

Задача: учить горизонтально расположенные объекты «дорожка».

Материал: строительный материал, грузовой автомобиль.

Методика: поиграйте с ребенком грузовым автомобилем: нагрузите строительными ку4биками , затем выгрузите их на пол. Возьмите из отр. констр. желоб и предложите ребенку положить в него один за другим пять кубиков.

Игра-упражнение3: «Что катится, что не катится».

Цель:  сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее ч деятельности.

Оборудование: воротца, шарик, и кубик из одного материала и одного цвета.

Ход игры: педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии  от них  проводит черту. Предлагает прокатить через воротца   до ленточки два предмета: одному – кубик, другому – шарик.

«Шарик катится , а кубик не катится!»                        

                                     «Дидактические игры» А.Н.Катаева.

Игра-упражнение4: «Спрячь шарик в ладошках».

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: шарики одного цвета, но двух    контрастных размеров(большой и маленький), поднос.

Ход игры: педагог показывает, что маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – нет.

                                      «Дидактические игры» А.Н.Катаева.

Игра-упражнение 5: «Найди цветок для бабочки»

Цель: познакомить с названиями некоторых  цветов (красный, синий, желтый, белый).

 Оборудование: четыре крупных, выполненных  из картона цветка (красный,синий, желтый, белый), четыре фигурки бабочек такой же окраски.

Ход игры: бабочки хотят найти цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видноо и никто не смог бы сих найти и поймать.

                                 Желтая бабочка- на желтый цветок,

                                 Синяя бабочка – на синий цветок,

                                 Белая бабочка – на белый цветок.

                                                «Дидактические игры» А.Н.Катаева.

5 Музыкальное воспитание.

  1. Развивать слуховое восприятие , умение слушать музыку.
  2. учить внимательно слушать веселые, бодрые и спокойные мелодии, подпевать в конце песен повторяющиеся звукоподражания.
  3. учить выполнять плясовые движения под пение взрослого и под музыку: ( притопывать ногой, переступать с ноги на ногу, прихлопывать в ладоши, помахать одной рукой)
  4. Уметь рередавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

Список для прослушивания: «Полянка». Русская народная мелодия, обр.Г.Фриза., «Колыбельная», муз. В.Агафонникова.»Искупался Иванушка» -русская народная мелодия.

Список для пения и подпевания:

               «Кошка» муз. А.Александрова, сл. Н.Френкеля

               «Бобик» муз. Т.Покатенко, сл. Н.Наденовой.

               «Петушок», «Лиса», «Лягушка», русские народные песенки.

Муз. ритмичные движения:

                 «Шарик мой голубой» муз. Тиличевой

                  «Мы идем», муз. Р.Рустамова, сл. Ю.Островенко

                 «Маленькая кадриль». Муз.М. Раухверга

.

Источник