Программа нравственное развитие личности ребенка

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа – интернат №11»,

реализующая основные общеобразовательные адаптированные программы

Программа

нравственного воспитания

                          Выполнили:

                                               Воспитатель Бойко В.М.

                                                                       Воспитатель I категории Ланских О.Э.

Екатеринбург 2017

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Формы и методы работы
  4. Планируемые результаты
  5. Нормативно – правовое обеспечение реализации программы
  6. Содержание программы
  7. Календарно – тематическое планирование

1. Пояснительная записка.

         Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Нравственная невоспитанность, с которой встретилось наше общество в результате так называемых «реформ» оказывает негативное воздействие прежде всего на детей и подростков не обладающих определенной культурой.

         В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание обучающихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

        Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Л. А. Григорович дал следующее объяснение: «нравственность – это личная характеристика человека, объясняющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

       Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование у личности нравственный отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности.

       Работа в коррекционной школе имеет свои особенности. Обучающиеся школы-интерната испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки, социально-значимых черт личности.

       Решение проблемы межличностных отношений и нравственного воспитания осложняется также отсутствием сотрудничества со стороны семьи, так как значительная часть учащихся составляют дети из дисфункциональных  семей.

    А ведь именно в семье закладываются поведенческие основы ребенка: доброта, любовь, совесть, уважение к окружающим. Основная ответственность за судьбу ребенка ложится на плечи педагогов и воспитателей. А поскольку формирование правильного отношения к главным человеческим ценностям составляет суть нравственного воспитания, возникла необходимость разработки целевой программы, которая направлена на привитие хороших манер и правил поведения в обществе.

        Программа состоит из 6 блоков:

  1. Школьный этикет
  2. Правила общения
  3. Культура внешнего вида
  4. Внешкольный этикет
  5. Счастье семьи
  6. Моя малая родина

2. Цель и задачи программы.

      Цель:

      Формирование нравственных качеств личности у обучающихся с ОВЗ.

 Задачи программы:

1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности;

2. Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности обучающихся;

3. Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.

3. Методы и формы работы

  • Воспитательные коррекционные занятия;
  • Тренинги;
  • Дискуссии;
  • Беседы;
  • Ролевые игры;
  • Театрализованные представления;
  • Экскурсии, целевые прогулки;
  • Конкурсы;
  • Викторины;
  • Проведение совместных праздников и мероприятий;
  • Просмотр слайдов;
  • Воспитательные спортивные мероприятия;
  • Организация выставок , поделок;

Основные способы педагогического воздействия на обучающихся в учебно – воспитательной деятельности и повседневной жизни.

Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует  добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев) – метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер.

 4. Планируемые результаты

  • Сформированы     духовно-нравственные    ориентиры     у воспитанников;
  • Знают такие ценности как: милосердие, сострадание, правдолюбие,  доброта  и терпимость;
  • Сформировано толерантное отношение к другим людям как важнейший компонент своей жизненной позиции;
  • Развита эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • Осознают ценность человеческой жизни;
  • Имеют эмоциональную устойчивость к различным жизненным ситуациям;
  • Сформирован опыт предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • Проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • Имеют адекватную самооценку;
  • Сформированы коммуникативные умения, необходимые для социальной адаптации и интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современное общество;
  • Сформировано уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
Читайте также:  Особенности развития внимания ребенка в дошкольном возрасте

5. Нормативно – правовое обеспечение реализации программы

  • Конституция  РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании РФ» от 01.09.2013 года;
  • Международная конвенция «О правах ребенка»;
  • «Всеобщая декларация прав человека»;
  • ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания ГКОУ СО ЕШИ №11.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Устав школы

6. Содержание программы

Школьный этикет

  Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, сформирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру воспитанника.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Беседа «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»
  • Сочинение «Воспитатель – друг и опора»
  • Эссе «Мой учитель лучше всех»
  • Конкурс рисунков «Моя любимая учительница»
  • Коррекционный час «Законы класса»
  • Игра по станциям «История школы в лицах и фактах»
  • Проект «Модель выпускника начальной школы»

Правила общения

Это раздел показывает обучающимся преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении обучающиеся получают разнообразную информацию, формируется их мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Воспитанники в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Флешмоб «Приветствуем друг друга»
  • Коррекционный час «Правила хорошего тона»
  • Беседа-практикум «Обращение к взрослому человеку»
  • Тренинг «Что такое настоящая дружба?»
  • Игра-практикум «Слово лечит, слово ранит»
  • Беседа совместно с психологом  «Об уступчивости»
  •  Общешкольный классный вечер «Вежливость – это уважение к окружающим».

 Культура внешнего вида

 Данный раздел нацеливает обучающихся содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников храниться одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Кроссворд «Внешний вид»
  • Газета от дежурных «Пусть тебя не назовут неряхой»
  • Коррекционный час «Друзья – вода и мыло»
  • Квест – игра «Чистота- залог здоровья»
  • Просмотр фильма «Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен»

 Внешкольный этикет

 Данный раздел знакомит воспитанников с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем детьми с ограниченными возможностями здоровья друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Прогулка-наблюдение «Ох уж эти пассажиры»
  • Тренинг «Путешествие в страну Этикета»
  • Экскурсии по библиотекам «Как вести себя в библиотеке»
  • Беседа – практикум «Телефонный этикет»
  • Квест – игра «Дружная компания по улице идёт…»
  • Кроссворд «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста»
  • Общешкольная беседа «Конституция – основной закон твоей жизни»
  • Коррекционный час «Ваши права, дети»

 Счастье семьи

 Материал раздела способствует формированию у обучающихся таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает воспитанниками пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Фотоконкурс «Семья – это то, что с тобою всегда»
  • Коррекционный час «Наши бабушки- наши дедушки»
  • Сочинение «Самый дорогой человек»
  • Конкурс рисунков «Моя семья»
  • Общешкольный конкурс творческих работ совместно с родителями «Семейная символика»
  • Сочинение «Мой дедушка герой»

Моя малая Родина

Материал раздела направлен на формирование и развитие личности обучающихся, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрировано – дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.

Тематика некоторых мероприятий:

  • Экскурсии в парки «Природа нашего края»
  • Беседа «Береги родную природу»
  • Виртуальные экскурсии по Уралу «Край, любимый край»
  • Экологический десант «Приведи в порядок свою планету»
  • Экологическая акция «Накормите птиц зимой»

7. Календарно – тематическое планирование по направлению «Нравственное воспитание»

Месяц

Мероприятие

Форма проведения

Класс

Ответственные

1

Сентябрь

 «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

 «Слово лечит, слово ранит»

«Телефонный этикет»

«Что значит – быть учеником?»,

Беседа

Игра-практикум

   Беседа –          

   Практикум

      Беседа

0-12

5-12

0-4 ТНР

0-1

 Учитель

Воспитатель

2

Октябрь

«Воспитатель – друг и опора»

«Мой учитель лучше всех»

 «Моя любимая учительница»

 «Наши бабушки- наши дедушки»

Сочинение

           Эссе

Конкурс рисунков

Коррекционный час

5-12

8-12

0-12

0-5

Учитель

Воспитатель

3

Ноябрь

 «Приветствуем друг друга»

 «Правила хорошего тона»

«Ох уж эти пассажиры»

 «Ваши права, дети»

Флешмоб

Коррекционный час

Прогулка-наблюдение

Беседа

0-12

0-12

0-4 ТНР

0-12

Учитель

Воспитатель

Хореограф

Социальный педагог

4

Декабрь

«Законы класса»

«Друзья – вода и мыло»

 «Конституция – основной закон твоей жизни»

 «Накормите птиц зимой»

Декада инвалидов

Коррекционный час

Беседа

Общешкольная беседа

Экологическая акция

Общешкольное мероприятие

0-5

0-4

0-12

0-12

0-12

Учитель

Воспитатель

Хореограф

Социальный педагог

Педагоги дополнительного образования

Администрация школы

5

Январь

 «История школы в лицах и фактах»

 «Путешествие в страну Этикета»

 «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста»

 «Семейная символика»

Защита общешкольного проекта

Игра по станциям

Тренинг

Кроссворд

Общешкольный конкурс творческих работ совместно с родителями

Общешкольное мероприятие

5-12

0-4 ТНР

0-4

0-12

0-12

Учитель

Воспитатель

6

Февраль

 «Об уступчивости»

 «Чистота- залог здоровья»

«Самый дорогой человек»

Беседа совместно с психологом

Квест – игра

Сочинение

7-12

0-5

4-12

Учитель

Воспитатель

Психолог

7

Март

«Что такое настоящая дружба?»

«Вежливость – это уважение к окружающим».

«Семья – это то, что с тобою всегда»

Тренинг

Общешкольный классный вечер

Фотоконкурс

5-12

0-12

0-12

Учитель

Воспитатель

Психолог

8

Апрель

«Модель выпускника начальной школы»

«Внешний вид»

«Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Проект

Кроссворд

Беседа

Конкурс

0-12

5-12

0-5

0-4

Учитель

Воспитатель

9

Май

 «Обращение к взрослому человеку»

 «Дружная компания по улице идёт…»

 «Мой дедушка герой»

 «Береги родную природу»

Беседа-практикум

Квест – игра

Сочинение

Беседа

5-12

5-12

4-12

0-12

Учитель

Воспитатель

В течение года

Экскурсия в библиотеку

Экскурсии в парки

Виртуальные экскурсии по Уралу

Экологический десант

Экскурсии по городу

Походы в театры, музеи

Просмотр обучающих фильмов по различной тематике

Еженедельно

Газета от дежурных «Пусть тебя не назовут неряхой»

Читайте также:  Развитие ребенка с ягодичным предлежанием

8. Список использованной литературы

  1. ФЗ «Об образовании»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
  3. Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России /А.Г. Асмолов. – М., 1998.
  4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  5. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: Учеб. Пособие /Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  6. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.- М.: Вербум-М, 2003.- 168 с.
  7. Безюлева, Г.В. Основы толерантного образования/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова //Образовательная политика.-2006.-№.10.- С.33-38.
  8. Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А.Вислова //Воспитание школьников.-2008.- № 3.- С. 15-20.
  9. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Б.С. Гершунский //Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.
  10. Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности /А.Гурьянов// Воспитание школьников.-2008.-№ 4.- С.25-28.
  11. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009.
  12. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2005.
  13. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009.
  14. Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1, 2, 3, 4 классы. / Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
  15. Мы – сограждане.-Т.1 /Под ред. Л. Семиной.- М.: Бонфи, 2002.- 502 с.
  16. Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В.М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.
  17. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3-х частях. / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
  18. Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников.-2008.-№ 7.- С.33-38.
  19. Риэрдон,  Б. Толерантность – дорога к миру.- М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
  20. Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: монография /А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.В. Селезнева и др. – М.: изд-во РАГС, 2003.

Источник

Раиса Валькова
Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников

Районная конференция

педагогов дошкольного образования Белогорского района РК

«Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через эффективное построение целостного педагогического процесса в ДОУ»

Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Для того, чтобы работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась планомерно, целенаправленно, систематически предлагаю вашему вниманию обзор программ, методических разработок по теме.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Читайте также:  Методические материалы для развития ребенка

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

• «Уверенность в себе»;

• «Чувства, желания, взгляды»;

• «Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные.», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий.

В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре».

Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:

• первобытные люди;

• чудеса древнего мира;

• путешествие со сказкой;

• прежде и теперь.

Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.

Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

Программа «Наследие»

Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

• круг событий;

• семейный круг;

• круг чтения.

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

Программа “Мы живём в России”

Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова

Направлена на работу по гражданско – патриотическому воспитанию с детьми 4-7 лет.

Работа проводится по книгам, в соответствии с возрастом. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые беседы связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т. п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Использование пособий призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.

программа «Маленький горожанин» Манкова Н. И.

Программа нацелена на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт данного направления.

Источник