Программа нравственное развитие личности ребенка
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургская школа – интернат №11»,
реализующая основные общеобразовательные адаптированные программы
Программа
нравственного воспитания
Выполнили:
Воспитатель Бойко В.М.
Воспитатель I категории Ланских О.Э.
Екатеринбург 2017
Содержание:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Формы и методы работы
- Планируемые результаты
- Нормативно – правовое обеспечение реализации программы
- Содержание программы
- Календарно – тематическое планирование
1. Пояснительная записка.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Нравственная невоспитанность, с которой встретилось наше общество в результате так называемых «реформ» оказывает негативное воздействие прежде всего на детей и подростков не обладающих определенной культурой.
В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности является нравственное воспитание обучающихся. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Л. А. Григорович дал следующее объяснение: «нравственность – это личная характеристика человека, объясняющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».
Нравственное воспитание является основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование у личности нравственный отношений к Родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, чтобы нормы нравственности стали привычной формой его поведения в повседневной жизни и деятельности.
Работа в коррекционной школе имеет свои особенности. Обучающиеся школы-интерната испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки, социально-значимых черт личности.
Решение проблемы межличностных отношений и нравственного воспитания осложняется также отсутствием сотрудничества со стороны семьи, так как значительная часть учащихся составляют дети из дисфункциональных семей.
А ведь именно в семье закладываются поведенческие основы ребенка: доброта, любовь, совесть, уважение к окружающим. Основная ответственность за судьбу ребенка ложится на плечи педагогов и воспитателей. А поскольку формирование правильного отношения к главным человеческим ценностям составляет суть нравственного воспитания, возникла необходимость разработки целевой программы, которая направлена на привитие хороших манер и правил поведения в обществе.
Программа состоит из 6 блоков:
- Школьный этикет
- Правила общения
- Культура внешнего вида
- Внешкольный этикет
- Счастье семьи
- Моя малая родина
2. Цель и задачи программы.
Цель:
Формирование нравственных качеств личности у обучающихся с ОВЗ.
Задачи программы:
1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности;
2. Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности обучающихся;
3. Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций; обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
3. Методы и формы работы
- Воспитательные коррекционные занятия;
- Тренинги;
- Дискуссии;
- Беседы;
- Ролевые игры;
- Театрализованные представления;
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Конкурсы;
- Викторины;
- Проведение совместных праздников и мероприятий;
- Просмотр слайдов;
- Воспитательные спортивные мероприятия;
- Организация выставок , поделок;
Основные способы педагогического воздействия на обучающихся в учебно – воспитательной деятельности и повседневной жизни.
Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
Совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев) – метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер.
4. Планируемые результаты
- Сформированы духовно-нравственные ориентиры у воспитанников;
- Знают такие ценности как: милосердие, сострадание, правдолюбие, доброта и терпимость;
- Сформировано толерантное отношение к другим людям как важнейший компонент своей жизненной позиции;
- Развита эмоционально-нравственная отзывчивость;
- Осознают ценность человеческой жизни;
- Имеют эмоциональную устойчивость к различным жизненным ситуациям;
- Сформирован опыт предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- Проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- Имеют адекватную самооценку;
- Сформированы коммуникативные умения, необходимые для социальной адаптации и интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современное общество;
- Сформировано уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
5. Нормативно – правовое обеспечение реализации программы
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании РФ» от 01.09.2013 года;
- Международная конвенция «О правах ребенка»;
- «Всеобщая декларация прав человека»;
- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания ГКОУ СО ЕШИ №11.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Устав школы
6. Содержание программы
Школьный этикет
Данный раздел направлен на установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Этот раздел поможет ребенку познать природу мира, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем. Подготовит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к вхождению в социум, сформирует осознанное волевое поведение, пробудит самостоятельное логическое мышление, а также будет развивать общую культуру воспитанника.
Тематика некоторых мероприятий:
- Беседа «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»
- Сочинение «Воспитатель – друг и опора»
- Эссе «Мой учитель лучше всех»
- Конкурс рисунков «Моя любимая учительница»
- Коррекционный час «Законы класса»
- Игра по станциям «История школы в лицах и фактах»
- Проект «Модель выпускника начальной школы»
Правила общения
Это раздел показывает обучающимся преимущества поведения, основой которого является позиция уважения, доброжелательного отношения к другому человеку. Выполняя практические задания, учащиеся осознают, что существенное значение имеют целесообразность и здравый смысл поступков, поэтому, даже не зная тех или иных правил поведения можно руководствоваться знаниями норм и правил речевого общения. В общении обучающиеся получают разнообразную информацию, формируется их мыслительная деятельность, развиваются человеческие эмоции, социальное поведение. Воспитанники в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко, внятно. Способность к общению включает умение вступить в разговор, знание правил речевого поведения, умение участвовать в общении с несколькими собеседниками в совместной деятельности или различных жизненных ситуациях.
Тематика некоторых мероприятий:
- Флешмоб «Приветствуем друг друга»
- Коррекционный час «Правила хорошего тона»
- Беседа-практикум «Обращение к взрослому человеку»
- Тренинг «Что такое настоящая дружба?»
- Игра-практикум «Слово лечит, слово ранит»
- Беседа совместно с психологом «Об уступчивости»
- Общешкольный классный вечер «Вежливость – это уважение к окружающим».
Культура внешнего вида
Данный раздел нацеливает обучающихся содержать в порядке свои личные вещи, так как этим в значительной мере определяется культура внешнего вида. Практические занятия направлены на развитие вкуса, чувства меры в одежде. В ходе занятий педагог выясняет, как дома у школьников храниться одежда, кто ее приводит в порядок, чем повседневная одежда отличается от праздничной.
Тематика некоторых мероприятий:
- Кроссворд «Внешний вид»
- Газета от дежурных «Пусть тебя не назовут неряхой»
- Коррекционный час «Друзья – вода и мыло»
- Квест – игра «Чистота- залог здоровья»
- Просмотр фильма «Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен»
Внешкольный этикет
Данный раздел знакомит воспитанников с правилами поведения в общественных местах (в кино, в театре, музее и т.п.); объясняет о нравственных правилах поведения в гостях и различных ситуациях, в которых ребенок может оказаться; помогает детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Создавая ситуации написания писем детьми с ограниченными возможностями здоровья друзьям, родственникам, педагог способствует развитию связной письменной речи.
Тематика некоторых мероприятий:
- Прогулка-наблюдение «Ох уж эти пассажиры»
- Тренинг «Путешествие в страну Этикета»
- Экскурсии по библиотекам «Как вести себя в библиотеке»
- Беседа – практикум «Телефонный этикет»
- Квест – игра «Дружная компания по улице идёт…»
- Кроссворд «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста»
- Общешкольная беседа «Конституция – основной закон твоей жизни»
- Коррекционный час «Ваши права, дети»
Счастье семьи
Материал раздела способствует формированию у обучающихся таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также изменение характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Данный раздел предлагает воспитанниками пути достижения гармонии и развития, открытости и терпимости, что должно способствовать формированию новых жизненных ценностей, пониманию сущности любви как творческой основы для восхождения человека по эволюционному пути.
Тематика некоторых мероприятий:
- Фотоконкурс «Семья – это то, что с тобою всегда»
- Коррекционный час «Наши бабушки- наши дедушки»
- Сочинение «Самый дорогой человек»
- Конкурс рисунков «Моя семья»
- Общешкольный конкурс творческих работ совместно с родителями «Семейная символика»
- Сочинение «Мой дедушка герой»
Моя малая Родина
Материал раздела направлен на формирование и развитие личности обучающихся, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности на основе интегрировано – дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.
Тематика некоторых мероприятий:
- Экскурсии в парки «Природа нашего края»
- Беседа «Береги родную природу»
- Виртуальные экскурсии по Уралу «Край, любимый край»
- Экологический десант «Приведи в порядок свою планету»
- Экологическая акция «Накормите птиц зимой»
7. Календарно – тематическое планирование по направлению «Нравственное воспитание»
№ | Месяц | Мероприятие | Форма проведения | Класс | Ответственные |
1 | Сентябрь | «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» «Слово лечит, слово ранит» «Телефонный этикет» «Что значит – быть учеником?», | Беседа Игра-практикум Беседа – Практикум Беседа | 0-12 5-12 0-4 ТНР 0-1 | Учитель Воспитатель |
2 | Октябрь | «Воспитатель – друг и опора» «Мой учитель лучше всех» «Моя любимая учительница» «Наши бабушки- наши дедушки» | Сочинение Эссе Конкурс рисунков Коррекционный час | 5-12 8-12 0-12 0-5 | Учитель Воспитатель |
3 | Ноябрь | «Приветствуем друг друга» «Правила хорошего тона» «Ох уж эти пассажиры» «Ваши права, дети» | Флешмоб Коррекционный час Прогулка-наблюдение Беседа | 0-12 0-12 0-4 ТНР 0-12 | Учитель Воспитатель Хореограф Социальный педагог |
4 | Декабрь | «Законы класса» «Друзья – вода и мыло» «Конституция – основной закон твоей жизни» «Накормите птиц зимой» Декада инвалидов | Коррекционный час Беседа Общешкольная беседа Экологическая акция Общешкольное мероприятие | 0-5 0-4 0-12 0-12 0-12 | Учитель Воспитатель Хореограф Социальный педагог Педагоги дополнительного образования Администрация школы |
5 | Январь | «История школы в лицах и фактах» «Путешествие в страну Этикета» «Здравствуйте, спасибо, пожалуйста» «Семейная символика» Защита общешкольного проекта | Игра по станциям Тренинг Кроссворд Общешкольный конкурс творческих работ совместно с родителями Общешкольное мероприятие | 5-12 0-4 ТНР 0-4 0-12 0-12 | Учитель Воспитатель |
6 | Февраль | «Об уступчивости» «Чистота- залог здоровья» «Самый дорогой человек» | Беседа совместно с психологом Квест – игра Сочинение | 7-12 0-5 4-12 | Учитель Воспитатель Психолог |
7 | Март | «Что такое настоящая дружба?» «Вежливость – это уважение к окружающим». «Семья – это то, что с тобою всегда» | Тренинг Общешкольный классный вечер Фотоконкурс | 5-12 0-12 0-12 | Учитель Воспитатель Психолог |
8 | Апрель | «Модель выпускника начальной школы» «Внешний вид» «Кто опрятен и аккуратен, тот и людям всегда приятен» Конкурс рисунков «Моя семья» | Проект Кроссворд Беседа Конкурс | 0-12 5-12 0-5 0-4 | Учитель Воспитатель |
9 | Май | «Обращение к взрослому человеку» «Дружная компания по улице идёт…» «Мой дедушка герой» «Береги родную природу» | Беседа-практикум Квест – игра Сочинение Беседа | 5-12 5-12 4-12 0-12 | Учитель Воспитатель |
В течение года | Экскурсия в библиотеку Экскурсии в парки Виртуальные экскурсии по Уралу Экологический десант Экскурсии по городу Походы в театры, музеи Просмотр обучающих фильмов по различной тематике | ||||
Еженедельно | Газета от дежурных «Пусть тебя не назовут неряхой» |
8. Список использованной литературы
- ФЗ «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
- Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России /А.Г. Асмолов. – М., 1998.
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
- Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: Учеб. Пособие /Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
- Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.- М.: Вербум-М, 2003.- 168 с.
- Безюлева, Г.В. Основы толерантного образования/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова //Образовательная политика.-2006.-№.10.- С.33-38.
- Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А.Вислова //Воспитание школьников.-2008.- № 3.- С. 15-20.
- Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Б.С. Гершунский //Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.
- Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности /А.Гурьянов// Воспитание школьников.-2008.-№ 4.- С.25-28.
- Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009.
- Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2005.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009.
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 1, 2, 3, 4 классы. / Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
- Мы – сограждане.-Т.1 /Под ред. Л. Семиной.- М.: Бонфи, 2002.- 502 с.
- Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В.М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3-х частях. / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
- Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников.-2008.-№ 7.- С.33-38.
- Риэрдон, Б. Толерантность – дорога к миру.- М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
- Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: монография /А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.В. Селезнева и др. – М.: изд-во РАГС, 2003.
Источник
Раиса Валькова
Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников
Районная конференция
педагогов дошкольного образования Белогорского района РК
«Создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через эффективное построение целостного педагогического процесса в ДОУ»
Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Для того, чтобы работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста велась планомерно, целенаправленно, систематически предлагаю вашему вниманию обзор программ, методических разработок по теме.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
Программы социально-нравственного развития дошкольников
Программа «Я, ты, мы»
Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят следующие разделы:
• «Уверенность в себе»;
• «Чувства, желания, взгляды»;
• «Социальные навыки».
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные.», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
Рекомендована Министерством образования РФ
Программа «Я — человек»
Автор С. А. Козлова.
Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий.
В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре».
Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:
• первобытные люди;
• чудеса древнего мира;
• путешествие со сказкой;
• прежде и теперь.
Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.
Программа «Наследие»
Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
• круг событий;
• семейный круг;
• круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
Программа “Мы живём в России”
Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова
Направлена на работу по гражданско – патриотическому воспитанию с детьми 4-7 лет.
Работа проводится по книгам, в соответствии с возрастом. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые беседы связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране – России, ее прошлом и настоящем. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который поможет педагогу в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры и т. п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. Использование пособий призвано помочь воспитателям увлекательно и эффективно проводить работу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, отследить степень усвоения детьми знаний о родной стране.
программа «Маленький горожанин» Манкова Н. И.
Программа нацелена на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт данного направления.
Источник