Программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

Боровик Инна Николаевна
Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Разработала: педагог-психолог
Боровик И. Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных способностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении корркционно-развивающей работы с детьми.
Известно, что биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронность, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития головного мозга ребенка способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, Занятия по нейропсихологической программе позволят своевременно выявить дизонтогенетические проявления у детей.
Коррекционная программа рассчитана на возраст от 6 до 8 лет, а данный возрастной период соответствует созреванию второго функционального блока головного мозга ребенка. На этом этапе онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня, формируется доминантность полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции может быть элиминирована. У детей с неврологическим статусом формирование мозговой организации происходит с девиациями, что может быть выражено в импульсивности, повышенной двигательной активности и низким уровнем саморегуляции.
Согласно исследованиям, до восьмилетнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сенситивным в плане нейропсихологической коррекции межполушарных взаимодействий.
Программа нейропсихологической коррекции составлена с использованием методик А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович и включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. Как известно, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство – книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д., что существенно снижает качество обучения.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвуете мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.
Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.
Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.
Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:
1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.
3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.
Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.
Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.
Программа состоит из 16 занятий. График проведения – 3 занятия в неделю. Время проведения – 45 минут.
Структура занятий:
• растяжка 4-5 минут;
• дыхательное упражнение 3-4 минуты;
• глазодвигательное упражнение 2-3 минуты;
• упражнения для развития мелкой моторики рук – 7-8 минут;
• функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии 20 минут;
• релаксация 4-5 минут.
ЦЕЛЬ: оказание максимального содействия в изучении и коррекции уровня нейропсихического развития ребенка в онтогенезе; обеспечение должного уровня психологической готовности к обучению в школе.
ЗАДАЧИ:
1. коррекция импульсивности, повышенной двигательной активности.
2. коррекция уровня саморегуляции.
3. профилактика дизонтогенетического развития.
4. развитие произвольности регуляции деятельности.
5. развитие вербальной механической памяти, мелкой моторики, воображения, восприятия.
6. развитие коммуникативных навыков.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
1. Доступность предлагаемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы.
3. Личностно-ориентированный подход.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Месяц Дата проведения Содержание Колич. занятий
Занятие 1. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1
Апрель
Занятие 2.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1
Занятие 3.. Растяжка. Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1
Май Занятие 4.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Олени» 1
Занятие 5.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Штанга». 1
Занятие 6.. Растяжка «Медуза». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Кораблик» 1
Занятие 7.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Варвара» 1
Занятие 8.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Шарик». 1
Занятие 9.. Растяжка «Тавинка на ветру». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1
Занятие 10.. Растяжка «Дерево». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1
Май Занятие 11.. Растяжка «Подвески». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Ковер-самолет». 1
Занятие 12.. Растяжка «Снеговик». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Раскачивающееся дерево». 1
Занятие 13.. Растяжка «Кошка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Море». 1
Июнь Занятие 14.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Парусник». 1
Занятие 15. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Потянулись-сломались». 1
Занятие 16.. Растяжка «Звезда». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Росток». 1
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Азова Ростовской области
Утверждена
Директор МБОУ СОШ №15
_________________С.В. Сазонов
Программа
нейропсихологического развития
и коррекции детей
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Составитель
Котенева Екатерина Борисовна
Актуальность
В настоящее время диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)» стали ставить значительно чаще, чем раньше. Существуют научные критерии, согласно которым 2–6 % всех детей проявляют характерные для СДВГ отклонения в поведении. Поэтому это заболевание вызвало широкий общественный интерес во всем мире. К сожалению, многие еще считают его безобидным «синдромом непоседы», «модным диагнозом СДВГ» или «модной болезнью цивилизации». В России все чаще стали ставить диагноз СДВГ проблемным детям. Он, как и во всем мире, ставится по совокупности признаков и на основе системы тестов.
Термин «синдром дефицита внимания» говорит сам за себя. Его ключевой признак – неспособность на чем-либо сосредоточиться. Такие дети легко отвлекаемы, не слушают других, плохо организованны. Они неохотно играют самостоятельно, нуждаются в объяснении правил, которые при этом не соблюдают. Их внимание задерживается на предметах ненадолго, тут же отвлекаясь на другие вещи. Дети с СДВГ тяжело переносят умственное напряжение, быстро истощаются, чрезвычайно импульсивны, всегда в движении, постоянно мешают другим, прерывают собеседника. У них присутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении и низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития может превышать показатели возрастной нормы.
В настоящее время для детей с СДВГ проводят комплексное лечение, состоящее из нескольких блоков: психотерапии (релаксационные методики), психолого-педагогической коррекции и медикаментозного лечения. В работе с детьми с СДВГ должны участвовать врач, психолог, педагоги и родители.
Работа непосредственно педагога-психолога должна быть направлена на то, чтобы помочь детям с СДВГ любить и принимать себя такими, какие они есть, несмотря на наличие расстройства. Психологическая помощь позволит ребенку изменить отношение к своим проблемам, психологически адаптироваться, лучше осознавать свои чувства и действия.
Учитывая основные особенности детей с СДВГ, а именно дефицит внимания, импульсивность и очень высокую активность, был разработан проект для их корректировки, а также развития у детей особых навыков, позволяющих им контролировать своё поведение и эмоциональные реакции.
Цель программы – создание серии занятий для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Задачи программы:
Разработка занятий, направленных на развитие внимания у детей с СДВГ (концентрация, переключаемость, распределение).
Разработка занятий, направленных на тренировку психомоторных функций у детей с СДВГ.
Разработка занятий, направленных на снижение эмоционального напряжения у детей с СДВГ.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного, младшего школьного и среднего возраста, имеющими диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)». В программе используются упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П.И. Деннисоном, Г.И. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Е.К. Лютовой-Робертс, Г.Б. Мониной, Е.В. Пеллингер, А.Л. Сиротюк, А. С. Султановой, Л.П. Успенской, К. Фоппелем.
Программа рассчитана на 16 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю. Время проведения –50-60 минут. Возраст детей – 6-12 лет. Занятия могут проходить как в группах (4-6 человек), так и индивидуально.
Структура одного занятия включает:
растяжка – 4-5 минут;
дыхательное упражнение – 3-4 минут;
глазодвигательное упражнение – 3-4 минуты;
упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут;
функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 20- 25 минут;
релаксация – 4-5 минут.
Занятие 1.
1. Растяжка “Половинка”.
И.п. – сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
2. Дыхательное упражнение.
И.п. – сидя на полу. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.
Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3. Глазодвигательное упражнение.
И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит “соскальзывание” взгляда, следует уделить дополнительное внимание, “прорисовывая” их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
И.п. – сидя на полу.
Упражнение “Колечко”.
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение “Лягушка”.
Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Упражнение “Замок”.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская дополнительные движения. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
5. Функциональное упражнение “Послушать тишину”.
И.п. – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Когнитивное упражнение “Чаша доброты”.
И.п. – сидя на полу. Инструктор: “Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще…
Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!
А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: “Это я! У меня есть такая чашка доброты!”
7. Функциональное упражнение “Черепаха”.
Инструктор встает у одной стены помещения, играющие – у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.
8. Релаксация “Поза покоя”.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Список литературы:
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития //Неврологический вестник. 2008. № 3.
Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика Мозга: Книга для родителей и педагогов, М., 1998.
Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Картотека релаксационных игр и упражнений для детей. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2007
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М., 2008.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. М., 2007
Электронные источники:
https://algus-neuro.ru/index.php/detsc?id=26
https://festival.1september.ru/articles/589933/
https://pedlib.ru/Books/7/0026/7-0026-118.shtml
Источник