Программа направленная на социально эмоциональное развитие ребенка

Ольга Калмыкова
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

Эмоции — это краски души,

они прекрасны и зрелищны.

Когда ты ничего не испытываешь,

мир делается тусклым и бесцветным.

Уильям Пол Янг

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.

Актуальность выбранной темы:

Главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Работая с детьми,я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи

Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи: изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;

– выявить особенности эмоционального развития у дошкольников;

– рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у дошкольников.

Действия и мероприятия в процессе работы:

Изучение психолого-педагогической литературы, интернет – источников;

Разработка календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Посещение занятий у воспитателей ДОУ;

Посещение педсоветов, семинаров, участие в дискуссиях, родительских собраниях;

Проведение практических занятий, консультаций для педагогов и родителей;

Обобщение результатов на педсовете.

1 ЭТАП – информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы по теме;

Постановка целей и задач, составление плана работы.

2 ЭТАП – Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработка календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Разработка конспектов занятий по социально-эмоциональному развитию с использованием разнообразных методов и приемов;

Подготовить для детей психогимнастические упражнения;

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников для групповой и тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

3ЭТАП – Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;

Анализ и самоанализ проделанной работы;

Выступление на педсовете.

Календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Месяц Тема Программное содержание

Сентябрь «Наша Дружная семья» Формировать представления о семье, и ее членах семьи, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважения к своим родным.

Октябрь «Эмоциональное состояние детей и взрослых» Формировать представления о различных эмоциональных состояниях, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость настроение близким людям.

Ноябрь «Чему я удивляюсь и что я люблю?» Формировать представления о различных эмоциональных состояниях, о том, что у каждого есть свои любимые занятия, связанные временем года; развивать умение передавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненными ситуациями.

Декабрь «Эмоциональное состояние» Развивать умения различать по мимике, жестам разные эмоциональное состояния; приучать вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах; воспитывать чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

Январь «Я и ее мое настроение» Углубить представления об эмоциональных состояниях людей, понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи, формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним.

Февраль «Что такое страх?» Познакомить с эмоцией – страх, развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания.

Март «Эмоциональное состояние людей» Углублять представления эмоциональных состояниях взрослых, детей о зависимости настроения человека от обстоятельств, в которые он попадает; развивать выразительность речи; воспитывать желание помочь близким людям, сверстникам.

Апрель «Закрепление знаний о чувствах» Закрепление умения различать чувства; закрепление мимических навыков; повышение у детей уверенности в себе; формировать навыки саморегуляции.

Май «Я и сверстники» Расширять представления о сверстниках, воспитывать доброжелательные отношение т терпимость, развивать умение определять эмоциональное состояние других детей, помогать им в случае необходимости.

Работа с родителями на 2016 – 2017 учебный год.

Месяц Тема

Сентябрь Индивидуальное консультирование на тему «Ребёнок в детском саду. Помощь в адаптации»

Октябрь Памятка «Десять ключей успешного воспитания»

Ноябрь Консультация «Ребенок отказывается от еды»

Декабрь Индивидуальная беседа «Типы родительской любви»

Январь Консультация «Когда у родителей, разные подходы к воспитанию»

Февраль Рекомендации «СДВГ у детей дошкольного возраста»

Март Консультация «Градус упрямства»

Апрель Индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников

Май Консультация «Использование игротерапии в обучения детей дошкольного возраста»

Список литературы

1. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» авт. сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград, 2007г.

2.. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.

4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.

5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

6. Шалаева Г. П. и др. «Новые правила поведения для воспитанных детей» М. 2006г.

7. Шорыгина Т. А. Общительные сказки

8.. Иванова Г. П. Театр настроений. М.: Издательство «Скрипторий», 2003.

9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. – Мозаика Синтез,2016.

10. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. –Волгоград: Корифей. 2006.

11. Киселева Н. Г. Формирование у дошкольников социально-эмоциональной сферы личности (статья в интернете)

12. Слободчиков И. М. Эмоциональное развитие ребенка (статья в интернете). Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. –Волгоград: Корифей. 2006.

Читайте также:  Задачи оригами в развитии ребенка

Источник

Асель Алибаева
Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Парциальные программы-программы по одному или нескольким направлениям, реализующие в рамках основной образовательной деятельности ДОУ

Набор парциальных программ определяется приоритетным направлением образовательной деятельности дошкольного учреждения. В разных дошкольных образовательных учреждениях используется от одной до нескольких специализированных программ в зависимости от вида ДОУ

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программувходят следующие разделы:

«Уверенность в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям.В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программавключает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Дружные ребята»

Автор: Р. С. Буре

Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

Задачи программы:

1. Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.

2. Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.

3. Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.

4. Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

В программе определены главные условия,обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

1. особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;

2. уважительное общение педагога с ребенком;

3. удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;

4. организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;

5. создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.

Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

В нашей библиотеке вы можете найти методические пособия:

1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»

2. Л. Лихачева «Уроки этики»

3. Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова «Играем и учимся дружить»

4. Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова «Маленьким детям- большие права»

5. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (старшая группа)

6. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (подготовительная группа)

7. Л. В. Кокуева «Духовно-нравственое воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

8. В. Г. Нечаева,Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»

9. В. А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике»

10. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»

Источник

Профилактическая программа по социально – эмоциональному

развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Педагог – психолог

1 квалификационная категория

Горбачева Елена Николаевна

Пояснительная записка.

          В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.

          Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.

          Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.

          При разработке содержания программы «Страна Эмоций» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.

          Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

           Цели программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.   

          Основные задачи:

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка василишки

– создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

– осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности.

-формирование установки «Я – хороший, ты — хороший».

           Программа основана на принципах:

– позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

– безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;

-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

– развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);

-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

        Программа « Страна Эмоций» состоит из 16 занятий;

Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 25-30 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;

         Занятия проводятся 2 раза в неделю

 Структура и содержание занятий.

Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная

Цели:

– установить эмоциональный контакт с детьми;

-развить чувство единства, сплоченности;

– обучить действовать согласованно.

Часть 2. Основная

         Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация.

Часть 3. Заключительная

         Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии (рисование)

Ожидаемые результаты:

– психофизически здоровый ребенок – дошкольник, владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;

-обладающей адекватной самооценкой;

-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.

          Практическая значимость программы

Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду №1 «Березка»  города Днестровска. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).

Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Раздел и темы программы

Используемая литература

Блок 1 Цель: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности, развитие чувств эмпатии, снятие импульсивности.

1. «Знакомство»

«Давайте поздороваемся» , «Цепная реакция», «Узнай по голосу», «Тоннель», «Доброе животное»
Рисование на тему «Разукрась имя»

С.И. Семенака .Уроки добра.М,2005г

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

  1. «Мое имя» 

«Яйцо», «Летний дождь», «Мое имя», «Я чувствую», «Газета». Релаксация: «Огонь и лед»

Рисование «Мой портрет»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

3. «Я люблю…»

 Этюд «Новая кукла», «Встаньте все те, кто…», «Передача предмета», «Волшебные заросли»
Рисование на тему «Я люблю больше всего…»

.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

4. «Настроение» 

«Копилка чувств и переживаний», «Угадай эмоцию», «Передай улыбку другому», «Позови ласково»
Рисование на тему «Мое настроение»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

В.М. Минаева .Развитие эмоций дошкольников. М- 2003

Блок 2 Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности, развитие эмпатии.

  1. «Настроение» (продолжение)

Этюд «Один дома», «Костер» Шалтай- Балтай», игра «Хорошее настроение»
Совместный рисунок

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

6. «Наши страхи» (начало)

Этюд «Баба –Яга», «Расскажи свой страх», «Путаница», «Зевота»
Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. — Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

7. «Наши страхи» (продолжение)

«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», «Коробка переживаний». «Передача чувств»
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

8. «Я больше не боюсь»

Этюд «Страх», «Смелые ребята», «В темной норе», «Слепой и поводырь». «Я больше не боюсь»

Релаксация «Ковер – самолет»

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997. —

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Блок 3. Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить передавать  различные эмоциональные состояния невербальным способом

9. «Новичок»

Этюд «Новая девочка», « Тише», «Волшебные средства понимания», «Скучно, скучно так сидеть».

Рисование «Рукавичка» (парами)

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

 Самоукина Н.В.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

10. «Ласка»

«Я сообщение», «Да -нет», «Позови ласково», «Цепная реакция», Скучно, скучно так сидеть» Релаксация «Ласковые ладошки»»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002.

.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю», «Испорченный телефон», «Иголка и нитка» , «Шалтай – Балтай».
Коллективное рисование «Общая история»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

12. «Грусть»

Этюд «Гадкий утенок», «Руки», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон»
Рисование на тему «Мне грустно»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

Блок 4 Цель: Снятие эмоционального напряжения. Расширение поведенческого репертуара, снижение двигательной активности

13. «Доброта»

Этюд «В лесу», «Хорошее настроение»,  «Чаша добра», «Путаница», «Да -нет», «Газета»
Рлаксация «Пляж»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002

Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

14. «Радость»

Этюд «Новая кукла», «Руки», «Угадай эмоцию», «Иголка и нитка», «Зевота»
Рисование «Радость»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.  КлюеваН.В,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

15. «Помирились»

 Этюд «Кот Васька», «Руки сердятся, руки мирятся… », «Комплименты», «Слепой и повадырь», релаксация «Огонь и лед» «Пирамида любви».

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 16.«Правила дружбы»

«Яйцо», «Колокольчик», «Костер», «Молекула»

«Доброе животное»
Рисование на тему: «Подарок другу»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль1996. 

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

Консультация для родителей

«Застенчивый и тревожный ребенок»

     Почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.

     Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Читайте также:  На узи ребенок опережает развитие

     Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

     К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.

     Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность – все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента – сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.

Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

     На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

– ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

– излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

– завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

    Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

    Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.

Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и “заразился” вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

 2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.

3. Не заставляйте ребенка “быть смелым”. Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами “здесь нет ничего страшного” бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!

5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

6. Повышенная требовательность родителей – опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.

7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.

Если родители могут учитывать этот важный момент и не осуждать своих детей за ошибки, то поступление в школу резко усложняет ситуацию. Количество вербализованных и невербализованных оценок резко возрастает, и не всегда эти оценки бывают положительными.

 Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.

9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите “тепличного” человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.

     Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.

     Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

Рекомендации по общению  с тревожным ребенком.

Как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, прогулки на свежем воздухе, игры. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт – глаза в глаза.

Принятие чувств и желаний ребенка и его самого таким, какой он есть.

Повышать самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых).

Не уговаривать ребенка не бояться и не высмеивать его.

Не угрожать ребенку, не кричать, не делать множество замечаний.

Не предъявлять к ребенку завышенных требований, совершенно невыполнимых для ребенка.

Не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу.

Проигрывать с ребенком сложные для него жизненные ситуации.

Рисование страхов с последующим их обсуждением.

Более позитивно относиться к жизни.

Источник