Программа на развитие волевой сферы ребенка дошкольника
«Играем вместе»
Программа коррекции социальной адаптации и развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы дошкольников 6-7 лет
Требования ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной программы дошкольного образования закрепляют необходимость условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации дошкольников, оказания ранней коррекционной помощи «…на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этой цели языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а так же социальному развитию…» (ФГОС Гл.III 3.2.2.)
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают построение вариативного развивающего образования, в том числе и через «поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства»
(ФГОС Гл.III 3.2.5.)
Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. (ФГОС Гл.IV 4.7.)
Между тем, эмоционально-волевая и мотивационная сфера, как показывает практика, не достаточно сформирована у части дошкольников старшего дошкольного возраста, что выражается в трудностях формирования внутренней позиции школьника и как следствие снижает возможности ребёнка реализовать себя в познавательной активности и в дальнейшем препятствует его успешности в школе.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая огромное значение для развития дошкольника, она является ведущим видом деятельности, внутри которого формируются возрастные новообразования личности ребёнка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Однако, игровые навыки ролевой игры в современных условиях у детей не развиваются в связи с отсутствием условий для их реализации в разновозрастной группе и всеобщей ориентацией родителей на обучающие дидактические по своей форме и содержанию занятия и кружки. Спонтанная, творческая, сюжетно-ролевая игра уходит из жизни подавляющего количества дошкольников, что является причиной дисгармоничного развития: дети всё больше развиты интеллектуально и всё меньше эмоционально, страдает процесс формирования внутриличностных новообразований, необходимых для успешной коммуникации и социализации детей, растёт количество невротических проявлений и нарушений поведения.
В связи с этим разработана коррекционно-развивающая программа «Играем вместе» специальных подгрупповых или индивидуальных игровых сессий в детском саду, основанная на психологической поддержке детской спонтанности и ролевого творчества.
В условиях символической ролевой детской игры корректируется дезадаптивное поведение, снимается эмоциональное напряжение, формируется самоконтроль и инициатива, развиваются коммуникативные способности и взаимная поддержка. Пребывание ребёнка в игровой группе или индивидуальные игровые занятия с психологом в рамках программы развивают личность ребёнка через нахождение и развитие внутренних ресурсов его индивидуальности и укрепление его внутреннего «Я».
Кроме того в условной игровой ситуации происходит освобождение от отрицательных эмоций, полученных в результате возможного стресса, вытесненного психикой, а так же есть возможность получить новый положительный опыт, комфортное телесное ощущение и закрепить его положительными эмоциями от процесса проигрывания взятой на себя роли. В следствие этого, корректируется и развивается эмоционально – волевая и мотивационная сфера психики, корректируются адаптационные механизмы .
Методологической основой игровых занятий являются: метод детской групповой психодрамы, метод монодрамы с игрушками, недирективная игровая терапия, центрированной на ребёнке. Психолог, проводящий занятия должен иметь обязательную подготовку в области детской психодрамы, игровой терапии, недирективной игровой терапии, центрированной на ребёнке.
Наполняемость группы Данная программа рассчитана на группы детей от 6 до 7 лет. Показанием для набора в группу являются выявленные эмоционально-личностные проблемы, характерные для дезадаптивного поведения (безинициативность, застенчивость, агрессивные проявления , неумение ладить со сверстниками в группе и т.д.), а также показания ежегодной стартовой диагностики Н.И. Гуткиной по определению психологической готовности к школе: низкий уровень развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы, трудности в формировании внутренней позиции школьника. Итоговая диагностика также проводится по окончании игровых сессий, с тем, чтобы отследить динамику произошедших изменений в конце учебного года.
Время проведения. Игровые сеансы или занятия целесообразно проводить один раз в неделю длительностью один час, во второй половине дня в период самостоятельной игровой деятельности, закреплённой в режиме дня, что соответствует требованиям САНПИН (Пункт 11.8).
Продолжительность цикла – 15 сессий.
Оборудование. Для проведения сессий желательно иметь просторный игровой зал и игровые материалы: платки и куски ткани, детали карнавальных костюмов, головные уборы, стулья мягкие модули для постороения декораций. Для индивидуальных сессий – отдельный кабинет, стулья, стол или песочница, набор игрушек. (см. Приложение 1)
Цель игровых занятий (сессий) – коррекция различных типов дезадаптивного поведения детей и развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы дошкольников 6-7 лет
Задачи – 1. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Коррекция дезадаптивного поведения.
3. Развитие самоконтроля и инициативы
4. Развитие коммуникативных способностей
Структура программы.
Начало цикла: (2 занятия)
Цель: установление контакта, доверительных отношений, создание благоприятного психологического микроклимата во время игры.
Содержание игр: структурированные игры «Садовники», «Планеты» направленные на диагностику индивидуальных особенностей детей и поиск личностных ресурсов. Использование рисуночных и игровых психодраматических технологий.
Середина цикла: (8 занятий)
Цель: развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы, коррекция разных видов дезадаптивного поведения.
Содержание игр: придумывание и обыгрывание сюжета групповой истории, обсуждение ролевого опыта. Использование игровых техник .
Завершение цикла: (5 занятий)
Цель: закрепление положительного ролевого опыта в придуманной игровой ситуации, обсуждение группового (индивидуального)игрового опыта.
Содержание игр: придумывание и обыгрывание сюжета групповой истории, обсуждение ролевого опыта, подведение группы (отдельного ребёнка) к завершению. Использование игровых техник.
Количество занятий (сессий): 15 занятий по 1 ч. (всего 15ч) проводимых 1 раз в неделю.
Количество участников: 4-6 человек.
Теоретическое и методическое обоснование: Игровая терапия , детская групповая психодрама, недирективная игровая терапия, центрированная на ребёнке.
Литература:
1.А.Айхенгер, В.Холл Детская групповая психодрама. М.Генезис 2010
2. А.Айхенгер, В.Холл Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе. М. Генезис 2014
3.Лэндрет Г. «Игровая терапия: искусство отношений». – Международная педагогическая академия, 1994.
4.Экслайн В. Игровая терапия. – М.: Апрель-пресс, 2007.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. — М.: Педагогика, 1990.
6. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
Учебно-тематический план.
№ | Тематика и содержание игровых занятий | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. 2. 3. | Знакомство, установление контакта. Формирование доверительных отношений участников, сплочение группы. Создание благоприятного психологического микроклимата в ходе игры. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Коррекция дезадаптивного поведения. Закрепление положительного ролевого опыта ИТОГО: | 2 8 5 15 | 2 8 5 |
Примерный план игровых сессий.
Цель: установление контакта, доверительных отношений, создание благоприятного психологического микроклимата на занятиях. ( 2 сессии)
1сессия.
Задачи:
- Знакомство участников.
- Создание доброжелательной безопасной ситуации.
- Установление доверительных отношений.
Оборудование: Листочки белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, мелки , детали костюмов, платки, лоскутки, мягкие модули.
Методический комментарий. На первом занятии участники разыгрывают вместе с психологом структурированную игру «Садовники»,определяют правила поведения в группе, ритуал приветствия и прощания. Важно, чтобы занятие имело доброжелательную атмосферу. Необходимо следить за психоэмоциональным состоянием детей, чтобы не перегрузить и не утомить детей. Занятие имеет диагностический характер и направлено на выявление личностных ресурсов каждого участника и группы в целом.
Ход занятия:
1. Приветствие. Первый круг. Разогрев.
2. Структурированая игра «Садовники»
3.Второй круг, обсуждение полученного эмоционального и ролевого опыта
2 сессия.
Задачи:
- Знакомство участников.
- Создание доброжелательной безопасной ситуации.
- Установление доверительных отношений.
Оборудование: Листочки белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, мелки , детали костюмов, платки, лоскутки, мягкие модули.
Методический комментарий. На втором занятии участники разыгрывают вместе с психологом структурированную игру «Планеты», закрепляют правила поведения в группе, ритуал приветствия и прощания. Важно, чтобы занятие имело доброжелательную атмосферу. Необходимо следить за психоэмоциональным состоянием детей, чтобы не перегрузить и не утомить детей. Занятие имеет диагностический характер и направлено на выявление и уточнение личностных ресурсов каждого участника и группы в целом, в индивидуальных занятиях выявление ресурсов конкретного ребёнка.
Ход занятия:
1. Приветствие. Первый круг. Разогрев.
2. Структурированая игра «Планеты»
3.Второй круг, обсуждение полученного эмоционального и ролевого опыта
3 -10 сессии.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы в рамках выбранных ребёнком ролей
2.Коррекция дезадаптивного поведения через проживание и проигрывание негативных чувств в условиях символической детской игры
3. Снятие эмоционального напряжения.
4. Сплочение группы.
Оборудование: детали костюмов, платки, лоскутки, мягкие модули.
Методический комментарий. Данные занятия проходят на большом эмоциональном подъеме, важно отслеживать состояние детей, уточнять эмоциональную наполненность выбранной роли и той роли, которую задают взрослому дети. Давать достаточное количество времени на обсуждение сюжета , выбор ролей и создание своего образа в игре , на постройку декораций . Умело создавать игровой настрой в начале сюжетной линии. Следить за тем как разворачивается сюжет и какие изменения вносятся, учить детей останавливать игру и обсуждать эти изменения. Обогащать словарь детей названиями эмоциональных состояний, включать тело в передачу эмоций и чувств из роли и позже акцентировать их внимание на этом в обсуждении. Устанавливать ограничения по ходу игры, акцентировать внимание на продолжительности времени в конце игрового занятия.
Ход занятия:
1. Приветствие. Первый круг. Разогрев.
2. Свободная символическая игра
3.Второй круг, обсуждение полученного эмоционального и ролевого опыта
10 – 15 сессии.
Задачи:
1. Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы в рамках выбранных ребёнком ролей
2.Коррекция дезадаптивного поведения через проживание и проигрывание негативных чувств в условиях символической детской игры
3. Снятие эмоционального напряжения.
4. Завершение .
Оборудование: детали костюмов, платки, лоскутки, мягкие модули.
Методический комментарий. Данные занятия проходят на большом эмоциональном подъёме и после объявления о завершении группы возникающем сопротивлении. Задача завершающих занятий включить его в символический контекст игры и проиграть негативные чувства участников группы в рамках выбранных ими ролей и в рамках заданной роли психологу. Важно отслеживать групповую динамику и обсуждать полученный детьми опыт. Важно дать обратную положительную связь детям по итогам всех прошедших занятий.
Ход занятия:
1. Приветствие. Первый круг. Разогрев.
2. Свободная символическая игра
3.Второй круг, обсуждение полученного эмоционального и ролевого опыта
Приложение 1.
Набор игрушек для проведения индивидуальных сессий:
Принцип – разнообразие содержания (ролевого, эмоционального, функционального, динамика-статика, цветовая палитра )
- Животный мир
- Машинки, технические средства и устройства, летающие, ездящие, как небольшие, так и побольше для перевозки груза или игрушек в сюжете
- Растительный мир (из разных климатических зон)
- Мебель и обстановка в доме
- Разнофункциональные предметы:
- «Всякая всячина»: зеркальце, увеличительное стекло, часы, маленькие весы, подзорная труба ,бутылочки ,прищепочки, маленькие салфеточки, рюмочки, посудка, мячики, свисточки, глобус,
2) Трансформеры (например снаружи глухой серый куб, а потом обнаруживается, что он выворачивается и становится, н-р, динозавром
- «Бирюльки» и сокровища: камешки, «драгоценности» (блестящие и стеклярусные), значки,цепочки, броши или кулоны в виде животных, лягушки, ящерки, змейки, и «драгоценными» камушками,
- Карусели, качели, повозки, каталки на колёсиках (с инерцией), с двигающимися головами – (сохраняют форму), Ванька-встанька, птица/ лошадка-качалка и т.п.
- Оружие: пушки, ножи, мечи, пистолеты и т.д.
- Игрушки-оборотни: королева с добрым и злым лицом (крутится), злодей, а внутри клоун (бывают в киндерах) и т.д.
- Роботы, трансформеры
- Матрёшка от 3до 6 матрёшек
- Строит. материал: мягкий конструктор, лего, кубики, ёршики для трубок пластелин, клубок пряжи, внешняя стена замка нарисованная или наклеенная на картоне.
- Домики и замкнутые пространства (коробочки, сундучки, домики-овощи, яйцо)
- Человекообразные существа (киндеры): гномики, бегемотики, крокодильчики, черепашки-нинзя и т.д.
- Мир людей:
- сурсные фигуры: Дед мороз, шалтай-болтай (для «замороженных» или со страхом ошибки), дельфин, русалочка, фея, Мерлин, Шрек (часто), ангел, Буратино, Мери Поппинс, Пеппи длинный чулок, джин, Карлсон, кот Леопольд и т.д.
- Мудрецы: мудрая сова, спящая луна, индийская обезьяна (не вижу-не слышу-не скажу), нэцке, лев-учёный, старый король и т.д.
- Мужчины
4) Женщины
5) Чудовища
6) Пупсы
7) Сломанные игрушки
8) Би-ба-бо
Источник
Филиал МБДОУ «Детский сад №43» – «детский сад №33»
Автор-составитель: педагог – психолог
Войтенко Олеся Станиславовна
Стаж работы: 2 года, нет категории
2017 г.
Темы занятий
№ | тема | цели | Количество часов |
1 | «Моё «Я» | сплочение детского коллектива; снятие тревожности; развитие позитивного образа «Я»; знакомство с эмоциональными состояниями. | 1 |
2 | «Смех и слёзы» | развитие позитивного образа «Я», развитие эмпатии; тренинг противоположных эмоций; развитие произвольного поведения. | 1 |
3 | «Приручение страха» | обучение управлению своими эмоциональными состояниями; закрепление умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей; развитие волевого поведения. | 1 |
4 | «Дружба начинается с улыбки» | формирование умения правильно понимать чувства и настроения; развитие произвольности; сплочение детского коллектива, формирование коммуникативных способностей. | 1 |
5 | «Моё настроение» | развитие произвольного внимания, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления; сплочение детского коллектива. | 1 |
6 | «Взаимоотношения» | развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу; сплочение детского коллектива. | 1 |
7 | «Исполнение желаний» | формирование способности дифференцировать различные эмоциональные состояния; обучение умению контролировать свои желания; формирование произвольной двигательной регуляции. | 1 |
8 | «Четыре стихии» | формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения. | 1 |
9 | «Мои эмоции» | формирование взаимодействия между детьми; развитие произвольного внимания; развитие эмоциональной выразительности; формирование произвольной двигательной регуляции. | 1 |
10 | «Детский мир» | развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции, навыков произвольного поведения. | 1 |
11 | «Тренируем эмоции» | обучать распознаванию и произвольному проявлению чувств; упражнять в умении управлять движениями и контролировать свое поведение; воспитывать выдержку. | 1 |
12 | «Успех и неуспех» | формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неуспеху; обучение умению сотрудничать; развитие волевой регуляции. | 1 |
13 | Итоговое диагностическое занятие | диагностика психологом психо-эмоционального состояния детей, уровня тревожности | 1 |
Пояснительная записка
Работа включает в себя коррекционно – развивающую программу
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».
Основная цель данной программы – формирование и регуляция своего эмоционального состояния детьми старшего дошкольного возраста. Актуальность программы довольно высока, т.к. современные дети дошкольного возраста проявляют высокий уровень тревожности, зачастую не умеют адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Данная коррекционно – развивающая программа помогает скорректировать поведение дошкольников, помочь им в социальной адаптации при поступлении в школу.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она состоит из 13 игровых занятий. Тринадцатое занятие является диагностическим.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она состоит из 13 занятий. Тринадцатое занятие является диагностическим. Продолжительность каждого занятия – 30 минут.
Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю. Длительность цикла·- от 1 до 3 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 4-8 человек.
Занятия проводятся в отдельном просторном помещении.
Задачи программы:
- Формирование осознанного восприятия эмоций.
- Умение адекватно выражать эмоциональные состояния.
- Умение понимать эмоциональные состояния других людей.
- Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния.
- Развитие произвольной регуляции поведения.
- Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения.
- Снятие тревожности.
- Повышение групповой сплоченности.
Формы и методы работы:
1. Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
2. Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.
3. Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.
4. Релаксационный метод.
Занятие № 1
Цели: сплочение детского коллектива; снятие тревожности; развитие позитивного образа «Я»; знакомство с эмоциональными состояниями; развитие произвольного поведения; обучение управлению своими эмоциональными состояниями; развитие эмпатии; развитие воображения.
Материалы: магнитофон; флешка с записью веселой музыки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Упражнение «Поглаживание»
Ведущий. Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Однажды, когда мне было очень грустно и одиноко, меня вдруг кто-то легонько погладил по спине. Вот так … (Ведущий подходит к каждому ребенку и нежно гладит его по спине.)
Я обернулась, но никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: “Не бойся, я просто хотел с тобой подружиться» – и погладил меня по руке. Вот так … (Ведущий подходит к каждому ребенку и нежно гладит по руке.)
Я повернула в сторону голову и увидела Маленького Слоненка. Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так … (Ведущий смотрит внимательно и по-доброму на каждого ребенка.) И спросил: “Почему ты грустишь?» Я ответила, что вчера уехала моя мама, далеко и надолго. Поэтому мне очень грустно. Тогда он сказал: «А хочешь, я буду приходить к тебе, когда тебе будет грустно, и играть с тобой?»
2. Беседа-обсуждение «Знакомство»
Ведущий. Я не знала, что ему ответить, потому что не знала кто он и какой он – добрый, веселый, злой?
А как вы думаете, как можно это узнать? (Внимательно посмотреть на него;
спросить, как его зовут, с кем он дружит, где живет; поиграть с ним.)
И тогда мы с ним разговорились. Он рассказал мне, что он самый обычный маленький друг, который оживает и помогает людям, когда им грустно. Он сказал, что знает очень много разных игр, и предложил мне поиграть с ним. Он сказал, что может быстро меня развеселить. И он подошел ко мне и стал щекотать, но мне было совсем не смешно. Я сидела грустная.
Сейчас мы с вами тоже попробуем поиграть в эту игру.
3. Игра «Щекотушки»
Ребята сидят на стульчиках с грустным выражением лица. Ведущий подходит к каждому и легонько щекочет.
Задача детей – не рассмеяться!
Ведущий. Что же было дальше? А дальше он подошел ко мне, сел рядом и просто улыбнулся. И конечно же, я улыбнулась ему в ответ. Вот так … Попробуйте и вы.
А потом Слоненок сказал, что можно придумать стихотворение.
4. Упражнение «Улыбнись»
Ведущий читает стихотворение, придуманное Слоненком, а ребята проделывают услышанное.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Дружно умываемся,
Вот так.
Маме улыбаемся,
Вот так.
Ведущий. Мне понравилось улыбаться, и настроение мое улучшилось.
5. Танцы зверят
Ведущий. Слоненок предложил мне потанцевать. Он включил вот такую музыку (ведущий включает веселую музыку), и мы стали танцевать.
Дети становятся в круг. Предлагается потанцевать,
как:
веселые зайчата;
грустный медведь;
обиженный волк;
хитрая лиса;
задумчивые бабочки и т.д.
6. «Представьте себе … »
Ведущий. А сейчас закройте глаза и представьте себе этого доброго Слоненка, который помог мне справиться с грустью. Хотите услышать, что же было дальше? Но это в следующий раз. Занятие закончено.
Источник