Программа на развитие личности ребенка
ПРОГРАММА
Развитие личности ребенка, его личностной свободы через овладение языком искусства
Цель программы: развитие личности ребенка, его личностной свободы («Я все могу»), через овладение языком искусства.
Задачи программы:
- Формирование всесторонне развитой личности:
– развитие коммуникативных качеств;
– развитие воображения, как основы творческой деятельности ;
– развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;
– развитие речи;
– формирование нестандартного мышления;
– развитие координации и мелкой моторики; - Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка.
- Развитие изобразительных навыков и умений.
- Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.
Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала.
Программа состоит из трех разделов, направленных на развитие художественных навыков, мелкой моторики и общекультурное развитие ребенка с учетом возрастных его особенностей .
1 раздел. Развивающие занятия по ИЗО.
Знакомство с различными изобразительными техниками:
С 3 до 4 лет – это флористика, выполнение оттисков, пальчиковая живопись, насыпные картинки, пуантилизм, монотипия, рисование песком, работа фигурными ножницами, работа восковыми мелками и акварелью.
С 4 до 5 лет – это коллаж, флористика, рисование жидким тестом, аппликация из изоленты и скотча, работа фигурными ножницами, работа восковыми мелками и акварелью, рисование мыльными пузырями, пластилиновая живопись, тестопластика.
С 5 до 6 лет – это тестопластика, рисование на камнях, граттаж, техника изготовления масок, декорирование предметов, коллаж из ткани, холодный батик, бумажная пластика, работа акварелью по-сырому, изготовление съедобных картин и картин из перьев.
С 6 до 7 лет – это флористика, техника изготовления панно из крупы, тестопластика, рисование по клеткам, восковой батик, конструирование из бросового материала, выполнение копий с картин известных художников, техника изготовления масок, вееров и театральных кукол.
2 раздел. Развитие мелкой моторики.
С 3 – 4 лет – развитие умения проводить различные формообразующие линии, рисовать геометрические фигуры, изображать отдельные предметы, создавать развернутый, полный сюжет , использовать в работе весь цветовой спектр.
С 4 – 5 лет развитие умения смешивать цвета, получать разные оттенки одного цвета, производные цвета, различать теплые и холодные цвета.
С 5 – 6 лет развитие глазоручной координации, умения работать с мелким сыпучим материалом,
С 6 – 7 лет – развитие умения регулировать силу нажима при работе в технике «пластилиновая живопись», подготовки руки к письму.
3 раздел. Беседы об искусстве.
С 3 до 4 лет – это знакомство с творчеством Ю. Васнецова, Е.Чарушина, И.Шишкина, И.Т.Хруцкого. С Дымковским , Филимоновским, промыслами, с местными промыслами – Богошовский , берестяной и деревянная архитектура. С историей появления матрешки, кукол и знакомство с книжной графикой.
С 4 до 5 лет – это знакомство с творчеством Сутеева, Серова, Левитана. С Каргопольским, Гжельским, Богородским, Жостовским промыслами, с соломенными игрушками и игрушками из бумаги, с архитектурой, тестопластикой, книжной графикой.
С 5 до 6 лет – это знакомство с творчеством художников–иллюстраторов, а так же с творчеством Чюрлениса, Дейнеки. С Вологодским, Городецким, Мезенским промыслами. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический и былинный жанр.
С 6 до 7 лет – это знакомство с творчеством Саврасова, Брюллова К., Мане Э. С Палехским, Хохломским, Архангельским промыслами, с чеканкой. Знакомство с жанрами живописи: батальный, исторический.
От автора.
Пояснительная записка
Все мы, родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность, это, прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительного искусства на человека.
Все помнят, как рисуют малыши. Это занятное зрелище. Маленький художник весь во власти вдохновения, он наваливается животом на стол, взгляд его прикован к рисунку, в котором возникает чудесный мир. Язык, будто ему любопытно, то и дело высовывается. Нет печали, если краской испачкан стол, руки, одежда – искусство требует жертв. Но вот станут старше, и все кончится. Один из десяти, не больше, время от времени вспомнит о красках. Былого энтузиазма больше нет. В чем тут дело? Малышам свойственна склонность к рисованию, ребятам постарше нет, если нет к этому особых способностей. Да и еще дети, как только подрастут, видят несовершенство своего рисунка, да и мы взрослые им постоянно об этом говорим: «Что это такое? Совсем не похоже. Ты не так рисуешь». Они понимают, что у них не выходит, как у художников и перестают рисовать. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Не все станут художниками – профессионалами, да это и не нужно. Зато любить и понимать искусство будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека. Они, также как и годы учения, – фундамент сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, как кладовая, в которой храниться самое незабываемое. Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Ведь именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам очень бы хотелось, чтоб личность была яркая, творческая.
Чему бы мы ни обучали детей, какие бы программы и методики не использовали в своей работе, самое важное, о чем мы должны помнить – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, агрессию, тревогу …), это сразу же отражается в его рисунке. Поэтому основной целью педагога, по словам Яковлевой Е.Л., является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире других людей, а так же закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.
На занятиях по ИЗО деятельности могут использоваться множество методов, приемов, игр позволяющих сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка:
– Релаксация – дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность.
– Медитация – это полное погружение в какой-либо процесс. Эффективно используются медитации, сопровождаемые сказочным текстом. Назначение медитативных сказок – стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление,
«подзарядка». Но главное – сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
– Фантазии – Д.Зингер и другие исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель IQ , легче преодолевают трудности.
– Ассоциативное рисование – необходимо для того, чтобы ребенок мог разобраться в самом себе, в своем внутреннем мире.
– Игровые психотерапевтические техники (игротерапия) – необходимы для решения личностных проблем ребенка.
– Развивающие игры – это игры направленные на: развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем.
– Арт – терапия – это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
– Ароматерапия (фитокартина) – использование в работе пахучих целебных трав, семян положительно сказывается на здоровье и психическом состоянии детей.
– Пальчиковые игры.
При возросшем в последнее время внимании и интересе к проблемам эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства важно развивать у них подлинно художественный вкус, невосприимчивость к художественным «суррогатам», привить против этого иммунитет, выработать эстетическую взыскательность, понимание красоты подлинного искусства. Одним из возможных подходов к решению данной проблемы является использование в педагогической практике бесед об искусстве. Соприкосновение ребенка с «мировым опытом» заложенным в искусстве, воздействует на его психику, меняет ее, направляет развитие в другое русло, приводит в мир истинных ценностей, формирует психологически здоровую личность.
Принимая все это во внимание, нами была создана программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски». Эта программа рассчитана на детей с различным уровнем подготовки.
Задумывая создать программу по ИЗО деятельности, первое, на что было обращено наше внимание, это то, что занятия должны быть не обычными, а обязательно развивающими творческие и изобретательские способности детей. Это занятия по знакомству с различными техниками, нестандартными приемами в ИЗО, работа с разнообразным материалом, потому что дети по своей природе исследователи и экспериментаторы.Рисунок 1>
Хочется немного сказать о самих занятиях. Вместо скучных бесед, лекций и нотаций, каждое занятие – это сказка, рассказывающая о дальних странах, о добре и зле, о щедрости и храбрости. И дети, с удовольствием слушая сказку, знакомятся с различными изобразительными техниками (например: монотипия, рисование цветным песком, батик, пластилиновая живопись и т.д.). А так же учатся работать красками, мелками, резать ножницами, лепить, узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать. Рисунок 2>
Сказки также помогают понять «загадки» цвета. Дети среднего дошкольного возраста особенно восприимчивы к цвету и важно не упустить эту возрастную особенность, а создать благоприятную среду для развития цветового восприятия, помочь ребенку найти свое понимание цвета и с его помощью выразить свои эмоции.
Сказки могут и учить маленьких детей рисовать геометрические фигуры, различные формообразующие линии, создавать в своих работах развернутый полный сюжет, использовать множество цветов. Прием, использованный на этих занятиях, должен быть похож на приемы, которыми пользуются учителя начальных классов. Например, комментированное письмо, поэтапное решение задачи, пошаговый разбор материала. На первых занятиях, самые сложные геометрические фигуры овал и треугольник рекомендуется наклеивать на лист бумаги в нужных местах. Это делается для того, чтобы у ребенка не возникало комплекса («Я не умею рисовать треугольник или овал»). Постепенно, в процессе обучения, количество наклеенных геометрических
фигур уменьшается, и дети начинают почти самостоятельно рисовать. Так же нельзя не отметить, что эти занятия развивают речь, что так необходимо в данном возрасте.
Предложенная нами программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» имеет еще одну особенность. Все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе обучения , независимо от вида деятельности и структурного объединения. Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» универсальна в том плане, что позволяет включать элементы других видов искусства для более результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти. В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции, нужно отметить одно интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М.Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тоже подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Поэтому на каждом занятии проводятся пальчиковые гимнастики (П.г.), разминки, игры и используются массажные карточки. Идея создания массажных карточек пришла в процессе работы. Очень скучно выполнять п.г. только на поверхности стола, а с массажными карточками это проходит гораздо веселее и еще, дополнительный массаж подушечек пальцев, ладошек. Карточки представляют собой картонные силуэты животных, рук или же геометрические фигуры с наклеенными на них зернами, древесными стружками, пуговицами, шерстяными нитками. Массажные карточки имеют аромат хвои, кофе, лаврового лист, данные запахи тонизируют детей, настраивают на активную деятельность.
Говоря о воздействии ароматов, отметим, что воздействие запахов на человека бесспорно, и эти ароматы могут, как взбодрить, так и успокоить. Создавая картины из трав, дети вдыхают их ароматы, берут в руки, рассматривают и от тепла человеческих рук травы начинают источать еще больший аромат. Для неусидчивых, чересчур подвижных детей мы подбираем травы, обладающие успокаивающим действием (душица обыкновенная, тимьян, сосна…), а тем , кого нужно «растормошить», дать заряд дополнительной энергии, подбираем растения, обладающие стимулирующим запахом (пижма обыкновенная, рябина, кофе…). А умелое сочетание воздействия музыки и аромата трав может очень помочь ребенку, незаметно решив многие его проблемы. Рисунок 3>, Рисунок 4>
Американские специалисты под руководством Даймонта исследовали воздействие музыки на человека и выявили следующую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и памяти, человек в прямом смысле «резко глупеет». Исследователи разработали 3 пакета программ воздействия музыки на человека, которые мы успешно применяем в работе с детьми.
Программы воздействия музыки на человека.
Пакет | Музыкальные произведения | Воздействие на человека |
№ 1 | Бах. «Кантата» №2 Бетховен. «Лунная соната» Прокофьев. «Соната «Ре»» Франк. « Симфония ре-ми-нор» | Уменьшаются раздражительность и разочарование, повышается чувство бренности жизни и своей принадлежности к природе, частью которой мы являемся. |
№ 2 | Шопен. «Мазурка» и прелюдии Штраус. Вальсы Рубинштейн. «Мелодия» | Уменьшается чувство тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего. |
№ 3 | Бах «Прелюдия» и фуга «Ми-нор» Чайковский. «Шестая симфония», часть 3 Шопен. «Прелюдия» Лист. «Венгерская рапсодия» №2 | Поднимается общий жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение. |
Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» прошла апробацию в МДОУ д/с № 55 «Соловушка» с 2001по 2005 год. В педагогическом эксперименте участвовали две группы детей. 1 группа, где дети занимались по обычной программе, 2 группа занималась по вышеназванной программе. По окончании эксперимента был проведен сравнительный анализ уровня развития творческого мышления, мелкой моторики и личностной сферы двух экспериментальных групп. Результаты сравнительного анализа приведены в графике.
С нашей точки зрения системная работа педагога с детьми по программе развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» формирует в детях творческое начало, проявляющееся в умении решать нестандартные задачи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать. Помогает детям становиться более свободными, открытыми, готовыми к общению. Все это способствует дальнейшему продуктивному обучению в школе. Рисунок 5>, Рисунок 6>
Любой педагог может использовать эту программу в своей работе. Вы не будете делать ошибок, если у вас добрые намерения и если вы принимаете ребенка с уважением и вниманием таким, каков он есть.
Сравнительный анализ:
Ряд 1 – Дети не занимавшиеся по данной программе
Ряд 2 – Дети прошедшие курс обучения по данной программе
Источник
Пояснительная записка.
Воспитание – это один из сложнейших социальных процессов. Этот процесс реализуется через организацию деятельности детей, творческому подходу классного руководителя и действенной помощи родителей. При таком подходе необходимо объединить такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Деятельность классного руководителя будет более эффективной при взаимодействии в конкретной воспитательной системе школы. Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденции общественной жизни, на основе общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основой успеха воспитательной работы является взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы, для полноценного развития всесторонне развитой личности. При творческом подходе можно правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – это также сложный социально – педагогический процесс, состоящий из большого количества направлений.
Цель программы:
- создание условий для всестороннего развития личности ребёнка;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, патриотическими, нравственными качествами, культурой физического здоровья;
- формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- формирование здорового образа жизни.
Но основными элементами воспитательной работы, бесспорно, являются патриотическое воспитание, нравственно – эстетическое и работа по здоровьесберегающей программе.
Задачи:
- создать максимум условий для физического, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний;
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности;
- развитие творческого потенциала школьников;
- способствовать высокому уровню межличностных отношений как в классном коллективе, так и во взаимодействии учителей и родителей;
- привить детям любовь к малой Родине
- формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, толерантность, милосердие);
- воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
- способствовать организации самоуправления в классе.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (5 – 7 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2007 – 2008 уч.год.
2 этап – 2008 – 2009 уч.год.
3 этап – 2009 – 2010 уч.год.
Реализация задач осуществляется через индивидуальные формы работы (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления), коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования). Так же через изучение психологических особенностей учащихся: ролевые игры, соревнования, викторины, экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Содержание программы:
Всестороннее развитие личности – сложный и трудоёмкий процесс воспитания. Актуальность такого воспитания неоспорима, так как каждый ребёнок, как личность, должен иметь возможность и условия для полноценного развития. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является использование новых методик, инновационных технологий. Целостностью реализации задач является включение разных аспектов воспитания, влияющих на формирование личности, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Основные направления работы – это воспитание в детях любви к своей Родине, привитие нравственных и духовных качеств, а также укрепление физического здоровья. Прогностичность при таком подходе обучения очевидна: это не только выполнение заказа государства и общества на воспитание полноценного и всесторонне развитого гражданина России, но и помощь самому ребёнку в дальнейшей жизни иметь возможность реализации жизненных установок и целей, стать успешным и физически здоровым.
В реализации программы по развитию всесторонне развитой личности участвуют не только учителя, но и родители, что способствует контролируемости качества подачи материала, его эффективности. В работу включены такие формы, как «круглый стол», совместные спортивные соревнования, поездки в театры, музеи, экскурсии по заповедным природным зонам Адыгеи.
Программа включает в себя следующие направления, в которых прослеживаются последовательность, логика, методическая обоснованность:
- Система тематических классных часов и внеклассных мероприятий;
- Система тематических родительских собраний, проведение «круглых столов» с представителями здравоохранительных и правоохранительных органов;
- Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.
- Проведение различных спортивных мероприятий в целях реализации здоровьесберегающих педтехнологий.
Условия реализации программы.
№ | Критерии | Пояснения |
1. | Статус, вид группы | Классный коллектив из социально благополучных семей. |
2. | Особенность набора | Универсальный класс |
3. | Формы занятий | Индивидуальные, групповые, совместная работа с родителями. |
4. | Годы обучения, количество учащихся | 2007 – 2008гг – 15уч., 2008 – 2009гг – 16уч., 2009 – 2010гг – 18уч. |
5. | Количество занятий в неделю, в год | 1 раз в неделю, 102 занятия в год. |
6. | Место проведения | Классный кабинет, кабинет психолога, спортзал, спортплощадка, концертный зал, природные зоны. |
Методика и технология воспитания.
- Система классных часов в 5 – 7 классах.
Нравственное воспитание.
Классные часы в 5 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Добро и зло. |
2. | Милосердие и гуманность. |
3. | Нравственные нормы и ценности людей. |
4. | Как стать честным? |
5. | Правила доверия. |
6. | Доброта и сочувствие. |
7. | Перед старостью склоним колено. |
8. | Поездка в музей. |
9. | Я – достойный сын Отечества. |
Классные часы в 6 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Человек – это звучит гордо. |
2. | Гуманизм и гуманность. |
3. | Человек и его нравственные ценности. |
4. | Гражданское самоопределение. |
5. | Прекрасное и безобразное в природе и жизни человека. |
6. | Человек сам себя воспитывать должен. |
7. | Встреча с представителями правоохранительных органов. |
8. | Подвигу жить в веках. |
9. | Как стать порядочным человеком. |
Классные часы в 7 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Происхождение нравственности. |
2. | «Что есть долг». |
3. | «Талант и труд». |
4. | Умение владеть собой. |
5. | О мужественности и женственности. |
6. | Моё счастье в моих руках. |
7. | Жизненные установки: «На что рассчитываешь, то и обретёшь». |
8. | «Доброта – как категория вечности». |
9. | Память, которой не будет конца. |
Общественно – патриотическое воспитание.
Классные часы в 5 – х классах.
№ | Тема классного часа | Время проведения |
1. | Праздник «Учитель перед именем твоим…» | Октябрь |
2. | Перед старостью склоним колени. | Октябрь |
3. | Уроки добролюбия (ко Дню Пожилого человека). | Ноябрь |
4. | День Матери. Конкурс рисунков, сочинений. | Ноябрь |
5. | «Символы государства». Классный час | Декабрь |
6. | «Им было всего 19» (посвящается выпускникам МОУГ№1, погибшим в Афганистане). | Январь |
7. | «Люди мира, на минуту встаньте!» | Февраль |
8. | «А, ну – ка, мальчики!» | Февраль |
9. | Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню». | Май |
Классные часы в 6 – х классах.
№ | Тема классного часа | Время проведения |
1. | Символика России и Адыгеи. | Сентябрь |
2. | «Закон есть закон». Встреча с представителями правоохранительных органов. | Октябрь |
3. | «День воина – интернационалиста». Классный час. | Январь |
4. | Поход в Красногвардейский музей боевой славы. | Февраль |
5. | Мы будущие защитники Отечества. | Февраль |
6. | Встреча с ветеранами ВОВ. | Февраль |
7. | «Ради жизни на земле» литературно – музыкальная композиция. | Апрель |
8. | Уборка территории «Вечного огня». | Май |
9. | Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню». | Май |
Классные часы в 7 – х классах.
№ | Тема классного часа | Время проведения |
1. | «Горжусь тобой, моя Россия». Классный час. | Сентябрь |
2. | «Моя малая родина». Урок гражданственности и патриотизма. | Октябрь |
3. | «Поговорим об ответственности». Правовая беседа. | Ноябрь |
4. | День милиции. Мужество и честь. | Ноябрь |
5. | «Конституция – закон жизни». Классный час. | Декабрь |
6. | «Последний поход» (в память о погибшей Майкопской танковой девизии). | Январь |
7. | «Мои родственники в ВОВ». Классный час. | Февраль |
8. | «На войне детей не бывает». Историко – литературная композиция. | Февраль |
9. | Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню». | май |
Духовно – эстетическое воспитание.
Классные часы в 5 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Правила поведения в школе и школьный этикет. |
2. | День района. Выставка букетов. |
3. | Организация выставки рисунков «Мой мир». |
4. | Поездка в театр «Премьера». |
5. | Музыка и мы. |
6. | Праздник масленица. |
7. | Праздник мам. (Совместная работа с родителями). |
8. | Урок вежливости. |
9. | Мои увлечения. Классный час. |
Классные часы в 6 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Этика поведения. |
2. | «Осенний бал». Конкурс. |
3. | Посещение музыкального лектория Школы искусств. |
4. | Отношение к женщине – показатель культуры общества. |
5. | Поездка в филармонию. (г.Майкоп). |
6. | Светский этикет. |
7. | «Гость в доме – хозяину радость». Ролевая игра. |
8. | «Музыкальная семья». Традиции семьи. |
Классные часы в 7 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | День района. Выставка композиций из природных материалов. |
2. | «В человеке должно быть всё прекрасно…» |
3. | Наш друг – кино. |
4. | Интеллектуальная игра «Использование метода проекта». |
5. | Поездка в Драматический театр. |
6. | Конкурс «А, ну – ка, девушки». |
7. | «Сервировка праздничного стола». Ролевая игра. |
8. | Концертная программа ко Дню Победы. |
- Система тематических родительских собраний и круглых столов.
5 – й класс.
1. Психологические особенности 5 – классников.
2. «Традиции моей семьи» (совместная работа родителей с детьми).
3. «Круглый стол». Основные проблемы воспитания.
4. Роль нравственного воспитания в формировании личности.
5. Встреча с родительским активом для разработки дальнейшего маршрута воспитания детей.
6 – й класс.
1.Этика в вопросах и ответах. Создание благоприятного климата в семье.
2. «Знаете ли вы своего ребёнка?» (беседа по результатам диагностических исследований).
3. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся.
4. Какой я воспитатель. Ролевая игра с рассмотрением педагогических ситуаций.
5. Встреча с родителями.
7 – й класс.
1. Вредные привычки и особенности подросткового возраста.
2. Половое воспитание. Встреча с врачом – педиатром и психологом школы.
3. Патриотическое воспитание подростков.
4. Воспитание толерантности и милосердия у подростков.
5. Встреча с родителями.
- Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.
5 – й класс.
1. По результатам диагностики (Социометрия). Тренинговое занятие по сплочению вновь созданного детского коллектива.
2. Диагностика уровня мотивации. Как добиться успеха.
3. Милосердие и толерантность. Что это такое?
4.Ролевая игра по преодолению страхов и тревожностей, выработка уверенности в себе и в своих возможностях.
6 – й класс.
1. Как преодолеть стресс? Коррекционо – развивающее занятие.
2. Я и мои родители – мы семья. По следам диагностики. Ролевая игра, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.
3.Сила воли и её развитие.
4.Будущее выковывается сегодня. Чего ты достиг за год? (тренинг на установку успешности).
7 – й класс.
1.Как избежать конфликтной ситуации? Отработка навыков.
2. Приёмы отказа от предлагаемых ПАВ. (тренинг).
3. Что такое дружба?
4. Как управлять собой. Методика самовоспитания.
- Планирование проведения спортивных мероприятий.
- Участие в спартакиаде;
- Проведение Дней здоровья;
- Совместные спортивные состязания: «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Проведение конкурсов «А, ну – ка мальчики!», «А, ну – ка, девочки!»;
- Организация туристических походов по родному краю совместно с родителями;
- Участие в спортивных играх: «Зарница», «Безопасное колесо», «Юный знаток ПДД».
Предполагаемый результат, критерии их оценки.
Формирование навыков и привычек нравственного поведения, обогащение эмоционального мира детей. Формирование ответственности за своё здоровье, формирование моральных норм. Формирование коммуникативных умений и навыков, способностей адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. Повышение обучающихся к учебной деятельности. Формирование у детей чувства патриотизма, милосердия. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приёмы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики, тестирование.
ЛИТЕРАТУРА
- Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Акутина СП. О направлениях работы классного руководителя с семьей // Класс ный руководитель. 2007. № 1. С. 13.
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Иванов А.В. Игры и праздники в общеобразовательной среде школы: Методи ческое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Каверина Л.Б. Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями // Классный руководитель. 2005. № 3. С. 43.
- Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школь ников. 2002. № 4. С. 19
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика.
- Осипова И. Личностно-ориентированныс способы конструктивной коммуни кации с учащимися // Воспитание школьников. 2006. № 8.
- Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и дру гих. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и сред них специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфе ра», 2001.
- Степанов Е.Н. Лекция «Личностно-ориентированный классный час: особен ности содержания и организации» // Классный руководитель. 2006. № 2. С. 5.
- Тыртышная М.А. Дневник классного руководителя // Классный руководитель. 2005. №3. С. 10.
- Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (5-8 классы) (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники) / Сост. Н.А. Касаткина. -Волгоград: Учитель, 2004.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. (Педа гогика. Психология. Управление).
- Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Яковлева Л.А. Воспитательная система класса «Звонница» // Классный руко водитель. 2006. № 4. С. 54.
Источник