Программа на коррекции или развитию ребенка

Программа на коррекции или развитию ребенка thumbnail

ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальная   программа

коррекционно-развивающих  занятий

педагога-психолога  с  детьми__________группы

Задачи:

  • Развитие  и совершенствование  у  детей    мелкой  моторики  рук.
  • Устранение    речевых  нарушений.
  • Расширение  кругозора

Адресат: ______________________________________________

Содержание:

  1. Развитие  техники  рисунка, овладение  штриховкой.
  2. Развитие  пространственных  и  временных  представлений (ориентация  на  листе, в пространстве – на  примере  собственного  тела,  ориентация  во  времени)
  3. Развитие  активной  речи, словарного  запаса
  4. Развитие  памяти, внимания,  мышления,  зрительного  и  слухового    восприятия.
  5. Развитие  навыков  учебной  деятельности (умение  слушать, понимать  и  выполнять  словесные  установки  педагога,  действовать  по  образцу  и  правилу).
  6. Развитие  чувства  ритма.
  7. Массаж  пальцев  и  кистей  рук.

Организация   занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ заня-тия

Задания

    • Натюрморт «Дары  осени»-обрывание  по  контуру  овощей  и  фруктов  из  цветной  бумаги  и  наклеивание  их  в  альбом.
    • «Кто  спрятался  в  комочке ?» –разглаживание  смятых  трафаретов  птиц  и  раскрашивание.
    • «Мама  кормит  птенчика» –перекладывание  зерен  риса, семечек  подсолнуха  пинцетом  с  одного  подноса  на  другой.
    • «Сорока-воровка» –нанизывание  бус  с  отверстиями разного  диаметра  на  леску.
      • «Бабушкины  помощники»- наматывание  клубков  из  толстых  ниток.
      • «Мебель  для  гостиной» – выкладывание  из  палочек  шкафа ,дивана.
      • «Покрывало»- сложить  полотно  из  6-8  лоскутков.
      • «Что  спряталось  в  комочке?» – разглаживание  скомканного  трафарета
      • «Кто  чем  питается?- сортировка  крупы  для  птиц.
        • «Разрезные  картинки»-сложить  картинку  автобуса  из 6-8  частей.
        • «Зимнее  дерево» – выкладывание  из  спичек  дерева
        • «Кто это ?» – определение  на  ощупь фигурок  животных
        • «Теплая  меховая  одежда»- обводка  трафаретов одежды, имитация  меха  путем  рисования  коротких  штрихов,  завитков, на  полученном  контуре.
          • Упражнение «Здравствуй, карандаш!»
          • Упражнение «Пять  и  пять»
          • Игра  с  камешками (выкладывание  по  одному  из  тарелки, каждой  рукой)
          • Физкультминутка «Цыпленок»
          • Игра-упражнение «Тихо-громко»
            • «Дождик тише, дождик громче» (игры  с  карандашами, счетными  палочками, с  пальцами)
            • Упражнения Дружба»
            • «Строим  забор» из  палочек
            • Игра «Мячики»  (ладошками  маленькие  и  большие  мячи)
            • Упражнение  «Выгладим  платочки»
            • Упражнение «Автомобиль»
              • Пересчет  пальцев  рук
              • Движение  указательным  и  средним  пальцами
              • Выкладывание  узора  на  бумаге
              • Бумагопластика
              • Ритмические  хлопки, движения пальцами  в  разном  темпе.
              • Запускаем  волчки.
                • Ломать  палочки, рвать  бумагу, резать.
                • Складывание  салфеток
                • Пересыпание  ложкой  различных  зерен
                • Просеивание  песка, выталкивание  камешков  из песка
                • Переливание  воды
                • Пальчиковая  гимнастика  
                  • «Школа  мяча»
                  • Упаковка  подарка  в  бумагу.
                  • Рисование  (гуашью, акварелью, мелками)
                  • Пальчиковая  гимнастика

                  Индивидуальная программа

                  коррекционно-развивающих  занятий

                  педагога-психолога  с  детьми ______________группы

                  Цели  программы:

                  Коррекция  агрессивности  у  ребенка

                  Задачи:

                  1. Научить  ребенка  контролировать  свое  эмоциональное  состояние, освоить  позитивные  формы  общения  со  сверстниками.
                  2. Обучить  приемлемым  способам  выражения  гнева.
                  3. Обучить  приемам  снятия  напряжения
                  4. Выработать  произвольность  действий,  научить  регулировать  поведение  в  коллективе
                  5. Обучить  позитивному  общению  со  сверстниками
                  6. Формировать  моральные  представления, помочь  в  открытии  своего «Я»

                  Адресат:_________________________________________________________________________________________________________

                  Содержание:

                  I  этап:

                  • Выражение  гнева  через  игры  с  использованием  предметов (надувные  молотки, подушки, мячи ,мешки  «Для  криков», «Листы  гнева» и  пр.)
                  • Игры  с  бумагой, песком, глиной, игрушечным  оружием.
                  • Изотерапия  (рисование, лепка)
                  • Сказкотерапия

                  II  этап:

                  • Упражнения  развивающего  характера  для рук; для  ног;  для туловища ,для  лицевых  мышц,

                  III  этап :

                  • Этюды  на  выражение  сердитости, зла.
                  • Дидактические  и настольные  игры

                  IV  этап:

                  • Сюжетные  игры;
                  • Чтение  художественных  произведений

                  Организация  занятий:________________________________

                  __________________________________________________________________________________________________________

                  Опорный  источник:

                  А.А.Романов  «Игротерапия , :как  преодолеть агрессивность  у  детей» ; М.И.Чистякова  «Психогимнастика»;  К.Фопель  «Как  научить  детей  сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я  сам!»

                  №  занятия

                  Содержание

                  1

                  • Игры  с  надувными  мячами,подушками,молотками.Игры  с  «Мешком  для  крика»
                  • Игры  с  «Волшебной  трубой  для  крика»
                  • «Листки  гнева»

                  2

                  • Игры  с  бумагой, песком, водой, глиной, с  игрушечным  оружием

                  3

                  • Этюды: «Страшная  Баба Яга», «Обзывалки»,»Сердитый  дедушка», «Разъяренная  медведица», «Хочу  и  все», «Хмурый  орел», «Король  Боровик», «Эгоист», «Два  сердитых  мальчика», «Злая  Обезьянка», «Медведь»  (М.И.Чистякова)
                  • Интерактивные  игры: «Необычное  сражение», «Король», «Приказ»,»Бой  петухов», «Агрессивный  человек», «Ворвись  в  круг» , «Довольный  и  сердитый», «Тух-тиби-бух», «Камушек  в  ботинке» , «Крепость», «Щит  и  меч», (К. Фопель)

                  4

                  • Изотерапия :  рисование  и  лепка  обидчика,  рисование  самого  себя («Автопортрет»), «Красивое  и  безобразное»,  «Монотипия», «Кляксография», «Штриховка».

                  5

                  • Сказкотерапия:  «Сердитый  дог  Буль»,  «Акула  Злюка», (С.В.Крюкова)

                  6

                  • Упражнения:  «Роняем  руки», «Трясем кистями», «Стряхиваем  воду  с  рук», «Мельница»

                  7

                  • Упражнения : «На  берегу  моря», «Игра  с  песком», «Игра  с  муравьем», «Солнышко  и  туча», «В  уши  попала  вода», «Лицо  загорает», «Отдых. Сон  на  берегу  моря». (М.И.Чистякова)

                  8

                  • Упражнения: «Медвежата  в  берлоге», «Игра  с  пчелкой»,  «Холодно-горячо»», «Игра  с  шарфиком», «Пчелка  мешает  спать», «Отдых»,  «Кулачки», «Пружинки», «Шарик».
                  • Игры  с  песком,  с  шишками.

                  9

                  • Упражнения  для  рук:  «Заборчик», «Душистые  цветы», «Кулачки», «Олени».
                  • Упражнения  для  ног: «Шагают  ножки  по  лесной  дорожке», «Пружинки», «Загораем».
                  • Для  туловища: «Напрягаем  живот», «Чужой», «Штанга», «Кораблик», «Шарик».
                  • Для  лицевых  мышц: «Стиснем  зубы», «Откроем  рот», «ОХ!», «Широкая  улыбка», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек».

                  10

                  • Упражнения    с  использованием  формулы  для  покоя  и   отдыха;  для  активности;  для  бодрости;  для  положительных  эмоций: «Солнечный  зайчик», «Волшебный  сон».

                  11

                  • Этюды: «Сосредоточенность», «Что  там  происходит?», « Любопытный», «Лисичка  подслушивает» , «Часовой», «Добрый  мальчик», «Упрямый  мальчик», «Смелый  Ваня», «Внимательный  мальчик»,  «Вежливый  ребенок», «Любящий  сын», «Мороженое», «Вкусные  конфеты», «Ласка»,   (М.И.Чистякова)

                  12

                  • Изотерапия: спиралеобразное  спонтанное  рисование.
                  • Фроттаж.
                  • «Дорисуй  предмет»,
                  • Составление  предметов  и  образов  из  геометрических  фигур.
                  • Занятия  с  разрезным  и  эмоциональными  профилями  «Угадай  и  собери».

                  13

                  • Интерактивные  игры: «Говори» (Лютова Е.; Монина Г.)
                  • «Лови-лови» (Н.Названова)
                  • «Раздувайся  пузырь», «Хоровод»,  (Р.Калинина)
                  • «Слалом», «Мяч  в  круге», (Ю.Шевченко)
                  • «Горячий  мяч» (И.Шевцова)
                  • «Услышь  свое  имя», «Запретное  движение», (О.Хухлаева)
                  • «Отзовись, не  зевай» (З.М.Богуславская)
                  • «Зеркало» (И.Томашпольская)

                  14

                  • Этюды: «Любящий  сын, «Разговор  взглядов», «Встреча  с  другом», «Кораблик», «Три  характера», «Притвора», «Два  друга», «Так  будет  справедливо», «Маме  улыбнемся», «Хорошее  настроение» (М.И.Чистякова).

                  15

                  • Дидактические  игры : «Настроение», «Мамины  помощники», «Как  Буратино  стал  вежливым», «Умей   извиниться», «Не  обзывайся» (Р.В.Овчарова)

                  16

                  • Сюжетные  игры: «Прием  гостей», «Подарок  другу», «День  рождения», «Дружная  семья», «Угощение», «Именины».

                  17

                  • Чтение  рассказов, их  осмысление. Оценка  поступков  героев  
                  • .К.Д.Ушинский «Сила  не  право»,  «Умей  обождать», «Вместе  тесно, а  врозь скучно»,
                  • М.Зощенко «Бабушкин  подарок», «Золотые  слова»
                  • В.Осеева «Волшебное  слово», «Строитель»

                  18

                  • Беседы: «Волшебные  слова», «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо», «Ваши  добрые  поступки», «Будь  всегда  вежливым». «Доставим  людям  радость  добрыми  делами», «Чем  можно  порадовать  маму».

                  Индивидуальная  программа

                  коррекционно-развивающих  занятий

                  педагога-психолога  с  детьми ______________группы

                  Цели  программы :

                  Развитие эмоционально-волевой  сферы    детей  старшего  дошкольного  возраста.

                  Задачи:

                  1. Формирование  осознанного  восприятия  эмоций.
                  2. Умение  адекватно  выражать  эмоциональные  состояния
                  3. Умение  понимать  эмоциональные  состояния  других  людей
                  4. Развитие  произвольной    регуляции  своего  эмоционального  состояния
                  5. Развитие произвольной  регуляции  поведения
                  6. Учить  произвольно  улавливать  основные  телесные  ощущения
                  7. Снятие  тревожности
                  8. Повышение  групповой  сплоченности

                  Адресат_:_____________________________________________________________

                  __________________________________________________________________________

                  Формы  и  методы  работы:

                  Метод  игровой  коррекции: ролевые  игры;  психогимнастика.

                  Арт-терапия:  рисуночная; музыкотерапия; элементы  танцевальной  терапии; творческое  рассказывание.

                  Метод  модификации  поведения: кукольная   драмматизация;  поведенческий  тренинг.

                  Релаксационный  метод

                  Организация  занятий:    Программа   разработана  для  дошкольников  старшего  возраста.

                  13  занятий ,продолжительность  каждого  занятия 30  минут. Занятия  проводятся  во  второй  половине  дня, 1-2  раза  в  неделю. Длительность  цикла от 1  до 3  месяцев. Программа  предполагает  работу  с группой  из  6-10  человек.

                  Опорный  источник:   

                  Громова Т.В. «Страна  эмоций»;  Костина Л.М. «Игровая  терапия  с  тревожными  детьми»;  Мазепина Т.Б. «Развитие  навыков  общения  в  играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия  общения».

                  № занятия

                  Содержание

                    • Упражнение «Поглаживание»
                    • Беседа-обсуждение «Знакомство»
                    • Игра «Щекотушки»
                    • Упражнение «Улыбнись»
                    • Танцы  зверят (Веселые  зайчата, Слоненок, Грустный  медведь, Обиженный  волк, Хитрая  лиса,  Задумчивая  бабочка)
                    • «Представьте  себе  …»
                      • Беседа  «Настроение»
                      • Обсуждение  «Помощь»
                      • Игра «Запретное  число»
                      • Игра «Танцы  противоположностей»
                      • Упражнение «Измеряем    температуру»
                      • Рисуем  автопортрет
                      • Сплочение
                        • «Приручение  страха»
                        • Игра «Волшебные  превращения»
                        • Игра «Стойкий  оловянный  солдатик»
                        • Игра «Раз,два,три….настроение,замри!»
                        • Игра «Есть  или  нет ?»
                        • «Прощание  со  Слоненком»
                        • Сплочение
                          • Упражнение  «Дружба  начинается  с  улыбки»
                          • Игра  «По  грибы»
                          • Игра «Иголка  и  нитка»
                          • «Порисуем»
                          • Упражнение «Солнечные  лучики»
                            • История  про  лягушонка
                            • Игра «Настроение»
                            • Игра «Глаза  в  глаза»
                            • Игра «Зеваки»
                            • Упражнение «Шарик  в  животе»
                            • Упражнение  «Солнечные  лучики»
                              • Игра  «Волшебный  клубочек»
                              • Игра-обсуждение «Взаимоотношения»
                              • Игра «Наоборот»
                              • Игра «Да  и  Нет  не  говорить»
                              • Упражнение «Волна»
                                • Упражнение «волна»
                                • «Исполнение  желаний»
                                • Двигательная  регуляция.
                                  • Знакомство  с  Незнайкой
                                  • Игра «Четыре  стихии»
                                  • «Передай  игрушку  по  кругу»
                                  • Игра «Тише  едешь,  дальше  будешь»
                                  • «Пиктограммы»
                                  • Двигательная  регуляция
                                    • Знакомство  с  Емелей
                                    • Игра «Кони-кони»
                                    • Игра «Царевна –Несмеяна»
                                    • «Невидящий-неслышащий»
                                    • Игра  «Фотограф»
                                    • Двигательная  регуляция
                                      • Беседа
                                      • Игра «Изобрази  свою  игрушку»
                                      • Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
                                      • Игра «Лиса  с  лисятами  и  Совушка»
                                      • Упражнение «Волшебный  шарик»
                                        • Приветствие
                                        • Упражнение «Тренируем  эмоции»
                                        • Игра «Колпак  мой  треугольный»
                                        • Изображаем  настроение
                                        • Упражнение «Волшебный  сон»
                                        • Упражнение «Браво»
                                          • «Готовимся  к турниру»
                                          • Игра «Пчелы  и  змея»
                                          • Игра «Обезьянки»
                                          • Игра «Да  и  Нет»
                                          • «Сделай  неправильный  рисунок из  правильного»
                                          • «Сложи  картинку»

                                          13.

                                          (Диагности-

                                          ческое)

                                          • Игра «Телеграмма»
                                          • Релаксационное  упражнение «Сказочный  лес»
                                          • Игра  «Школа  эмоций»
                                          •  Игра «Рассмеши»
                                          • Игра «Волшебное слово»
                                          • Игра «Поссорились-помирились»
                                          • Игра «Я  умею»

                                          Оценка  результатов  психокоррекционных  занятий:

                                          1. Балл   –  У ребенка  не сформирован  навык,  не  получается  выполнить  задание,  не  понимает  правил  и  требований.
                                          2. Балла – Ребенок не  сразу  включается  в  выполнение  задания, понимает     правила, старается  выполнить  задание.
                                          3. Балла –  Умеет выполнить  все  задания. Все  получается.

                                          Программа

                                          коррекционно-развивающих  занятий

                                          педагога-психолога  с  детьми  _______________группы

                                          Цели  программы:

                                          Обеспечение  психологически  комфортного пребывания  ребенка в  детском  саду.

                                          Задачи:

                                          • Дать  ребенку  возможность  ощутить  свою  принадлежность  к  группе ,выразить  свое  настроение.
                                          • Укреплять чувство  единства
                                          • Развивать  групповую  сплоченность
                                          • Повышать  уверенность  в  себе
                                          • Развивать  координацию  движений  и  слуховое  восприятие
                                          • Развивать  произвольность  
                                          • Формировать  позитивное  отношение  к   сверстникам
                                          • Развивать  тактильное  восприятие.

                                          Адресат :__________________________________________

                                          __________________________________________________________

                                          Содержание:

                                          • Формирование  чувства  принадлежности  к  группе,чувства  защищенности.
                                          • Развитие  навыков  социального  поведения
                                          • Повышение  уверенности  в  себе  и  развитие  самостоятельности
                                          • Формирование  позитивного  отношения  к  своему «Я».
                                          • Развитие  способности  ребенка  к  эмпатии, сопереживанию.
                                          • Формирование  позитивного  отношения  к  сверстникам.

                                          Организация  занятий:  В группе  может  быть  10-15  человек. Частота  занятий-1  раз  в  неделю. Количество  занятий –8.  Длительность-30-40  минут. По  времени  с  сентября  по  октябрь.

                                          Опорный  источник:

                                          В  программе  использованы  материалы  Крюковой  С.В.

                                          Тематический  план  занятий:  

                                          № блока

                                          Игры, упражнения, этюды

                                          1

                                          На  что похожа  фигура  в  центре  зала?
                                          Упражнение с  обручем «Определи  свое  место»

                                          Украшение  своего  «домика»

                                          «Волшебный  клубочек»

                                          Ритуал  прощания

                                          2

                                          Ритуал  приветствия  вокруг  обруча  с  помощью  рук.

                                          Упражнение «Передай  жестом»

                                          Упражнение «Сделай  из  веревки  лепесток  к  обручу  и  раскрась  его»

                                          Ритуал  прощания  в  центре  круга  «Почувствуй  уход  друга»

                                          3

                                          Игра «Эхо»

                                          Игра «Волшебный  клубочек»

                                          Игровое  упражнение «Солнечный  зайчик»

                                          Игровое  упражнение «паси  птенца»

                                          Игра «Ладушки», «Сорока-ворона»

                                          Игра  «Клубочек  передай»

                                          4

                                          Игра «Эхо»

                                          Игра «Подружим  пальчики»

                                          Игра «Волшебный  мешочек»

                                          Игра «Воздушный  шарик»

                                          Упражнение  «Доброе  животное»

                                          Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки»

                                          Игра «Небо,земля,огонь, вода»

                                          Релаксация  со  свечкой

                                          5

                                          Игра «Паравозик  с  именем»

                                          Упражнение  «Узнай  по  голосу»

                                          Упражнение  «танец  возле  сливы»

                                          Упражнение  «Мы  охотимся  на  льва»

                                          Упражнение «Кто здесь  лежит?»

                                          6

                                          Повторение  занятия  под  № 4

                                          7

                                          Песенка «Я  очень  рада…»

                                          Игра «Три  мудреца»

                                          Упражнение «Солнечный  зайчик»

                                          Сказка «Заяц –хваста»

                                          Драмматизация  сказки «Заяц-хваста»  детьми

                                          8

                                          Упражнение «Возьмемся  за  руки»

                                          Упражнение «Прикоснись  к  другу»

                                          Игра «Листопад»

                                          Упражнение «Передай  гроздь  винограда»

                                          Релаксация  со  свечой

                                          Источник

                                          карина фардзинова
                                          Современные коррекционные программы для дошкольников

                                          Современные коррекционные программы для дошкольников

                                          Наименование программы Адресная

                                          направленность Задачи Сроки

                                          Реализации

                                          1. Учимся правильно и четко говорить для детей дошкольного возраста.

                                          Автор:

                                          М. И. Лозбякова Для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития,может использоваться: в ДОУ общеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи,с задержкой психического развития. 1. Когда, в каком возрасте и почему следует начинать занятия с ребенком.

                                          2.Развитие артикуляционной моторики в игровой форме по взаимосвязи с формированием общих речевых навыков: становление темпа, голоса, дыхание, дикции и интонации.

                                          2 года

                                          2. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.

                                          Автор:

                                          Н. В. Нищева Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с 1-2 уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. 1) осуществлять языковое и познавательное развитие;

                                          2) формировать художественно – творческие и музыкальные навыки;

                                          3) укреплять физическое здоровье. 1 учебный год

                                          3. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

                                          Автор:

                                          С. А. Миронова. Для детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи. Коррекционные задачи:

                                          1) воспитывать общее и речевое поведение детей;

                                          2) развивать психофизиологические процессы и формировать навыки пользования самостоятельной речью без заикания.

                                          Общеобразовательные задачи:

                                          1) расширять и углублять знания детей об окружающей жизни и природе;

                                          2) обучать рассказыванию и развитию элементарных математических представлений;

                                          3) обучать навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

                                          4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы).

                                          Авторы:

                                          Т. Б. Филичева,

                                          Г. В. Чиркина. Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет). 1)формировать у детей полноценную фонетическую систему языка;

                                          2)развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях;

                                          3) обучать изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений. 1 год

                                          5. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника)

                                          Автор:

                                          Г. А. Ванюхина. Для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития (одарённых, со средними способностями, с речевыми и психологическими нарушениями)и может использоваться: в ДОУ общеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи (ФФН, ОНР 2-3 уровня, с задержкой психического развития. Формировать и гармонизировать энергоинформационное пространство личности средствами природосообразного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей детей. 2 года

                                          6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы).

                                          Авторы:

                                          Т. Б. Филичева,

                                          Г. В. Чиркина. Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет). 1)формировать у детей полноценную фонетическую систему языка;

                                          2)развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях;

                                          1 год

                                          Источник

                                          Приложение №1

                                          к приказу от 18.01.2017г № 17

                                          Рассмотрено на МО социально-психологической

                                          службы Нижнегорского района протокол № 4 от 24.11.2016г

                                          Рассмотрено и одобрено педсоветом МБОУ ДО «ЦДЮТ»

                                          1 от 17.01.2017

                                          В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

                                          Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.

                                          Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.

                                          Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.

                                          Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.

                                          Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ:

                                          Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

                                          Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.

                                          Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться на следующие принципы:

                                          • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

                                          • принцип единства коррекции и диагностики;

                                          • принцип приоритетности коррекции каузального типа (Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекци­онных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии клиента)

                                          • деятельностный принцип коррекции;

                                          • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;

                                          • принцип комплексности методов психологического воздействия;

                                          • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;

                                          • принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

                                          • принцип программированного обучения;

                                          • принцип возрастания сложности;

                                          • принцип учета объема и степени разнообразия материала;

                                          • принцип учета эмоциональной сложности материала.

                                          Направления коррекционно-развивающей работы:

                                          Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

                                          коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;

                                          коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;

                                          коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;

                                          коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;

                                          коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;

                                          коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.

                                          Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками

                                          Развитие и коррекция эмоциональной сферы:– развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;

                                          – повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

                                          Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:

                                          • воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;

                                          • формирование адекватной самооценки;

                                          • исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.

                                          Формирование видов деятельности:

                                          • учебно-производственной;

                                          • профессиональной.

                                          Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы:

                                          При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:

                                          1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.

                                          Основные цели коррекционно-развивающей работы:

                                          цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);

                                          цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;

                                          цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»

                                          2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.

                                          Основные задачи коррекционно-развивающей работы:

                                          • совершенствование общей моторики;

                                          • развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;

                                          • формирование произвольного внимания;

                                          • развитие сферы образов-представлений;

                                          • становление ориентировки в пространстве;

                                          • совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;

                                          • формирование связной речи и речевого общения;

                                          • формирование элементов трудовой деятельности;

                                          • расширение познавательной активности;

                                          • становление адекватных норм поведения.

                                          3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.

                                          Основные методики психокоррекционной работы:

                                          • психогимнастика;

                                          • эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;

                                          • аутотренинга;

                                          • сказкотерапия;

                                          • арттерапия;

                                          • игра.

                                          4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

                                          5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.

                                          • индивидуальная;

                                          • групповая;

                                          • смешанная.

                                          6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.

                                          7. Определение частоты необходимых встреч.

                                          8. Определение длительности каждой встречи.

                                          9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.

                                          10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

                                          11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.

                                          • Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.

                                          Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.

                                          Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.

                                          Источник