Программа на коррекции или развитию ребенка

ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми__________группы
Задачи:
- Развитие и совершенствование у детей мелкой моторики рук.
- Устранение речевых нарушений.
- Расширение кругозора
Адресат: ______________________________________________
Содержание:
- Развитие техники рисунка, овладение штриховкой.
- Развитие пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени)
- Развитие активной речи, словарного запаса
- Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия.
- Развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
- Развитие чувства ритма.
- Массаж пальцев и кистей рук.
Организация занятий:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ заня-тия | Задания |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы:
Коррекция агрессивности у ребенка
Задачи:
- Научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.
- Обучить приемлемым способам выражения гнева.
- Обучить приемам снятия напряжения
- Выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе
- Обучить позитивному общению со сверстниками
- Формировать моральные представления, помочь в открытии своего «Я»
Адресат:_________________________________________________________________________________________________________
Содержание:
I этап:
- Выражение гнева через игры с использованием предметов (надувные молотки, подушки, мячи ,мешки «Для криков», «Листы гнева» и пр.)
- Игры с бумагой, песком, глиной, игрушечным оружием.
- Изотерапия (рисование, лепка)
- Сказкотерапия
II этап:
- Упражнения развивающего характера для рук; для ног; для туловища ,для лицевых мышц,
III этап :
- Этюды на выражение сердитости, зла.
- Дидактические и настольные игры
IV этап:
- Сюжетные игры;
- Чтение художественных произведений
Организация занятий:________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Опорный источник:
А.А.Романов «Игротерапия , :как преодолеть агрессивность у детей» ; М.И.Чистякова «Психогимнастика»; К.Фопель «Как научить детей сотрудничать»; С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам!»
№ занятия | Содержание |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
Индивидуальная программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми ______________группы
Цели программы :
Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование осознанного восприятия эмоций.
- Умение адекватно выражать эмоциональные состояния
- Умение понимать эмоциональные состояния других людей
- Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния
- Развитие произвольной регуляции поведения
- Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения
- Снятие тревожности
- Повышение групповой сплоченности
Адресат_:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Формы и методы работы:
Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.
Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.
Метод модификации поведения: кукольная драмматизация; поведенческий тренинг.
Релаксационный метод
Организация занятий: Программа разработана для дошкольников старшего возраста.
13 занятий ,продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, 1-2 раза в неделю. Длительность цикла от 1 до 3 месяцев. Программа предполагает работу с группой из 6-10 человек.
Опорный источник:
Громова Т.В. «Страна эмоций»; Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Мазепина Т.Б. «Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах» ; Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
№ занятия | Содержание |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
13. (Диагности- ческое) |
|
Оценка результатов психокоррекционных занятий:
- Балл – У ребенка не сформирован навык, не получается выполнить задание, не понимает правил и требований.
- Балла – Ребенок не сразу включается в выполнение задания, понимает правила, старается выполнить задание.
- Балла – Умеет выполнить все задания. Все получается.
Программа
коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога с детьми _______________группы
Цели программы:
Обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Задачи:
- Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе ,выразить свое настроение.
- Укреплять чувство единства
- Развивать групповую сплоченность
- Повышать уверенность в себе
- Развивать координацию движений и слуховое восприятие
- Развивать произвольность
- Формировать позитивное отношение к сверстникам
- Развивать тактильное восприятие.
Адресат :__________________________________________
__________________________________________________________
Содержание:
- Формирование чувства принадлежности к группе,чувства защищенности.
- Развитие навыков социального поведения
- Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности
- Формирование позитивного отношения к своему «Я».
- Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
Организация занятий: В группе может быть 10-15 человек. Частота занятий-1 раз в неделю. Количество занятий –8. Длительность-30-40 минут. По времени с сентября по октябрь.
Опорный источник:
В программе использованы материалы Крюковой С.В.
Тематический план занятий:
№ блока | Игры, упражнения, этюды |
1 | На что похожа фигура в центре зала?Упражнение с обручем «Определи свое место»Украшение своего «домика» «Волшебный клубочек» Ритуал прощания |
2 | Ритуал приветствия вокруг обруча с помощью рук. Упражнение «Передай жестом» Упражнение «Сделай из веревки лепесток к обручу и раскрась его» Ритуал прощания в центре круга «Почувствуй уход друга» |
3 | Игра «Эхо»Игра «Волшебный клубочек» Игровое упражнение «Солнечный зайчик» Игровое упражнение «паси птенца» Игра «Ладушки», «Сорока-ворона» Игра «Клубочек передай» |
4 | Игра «Эхо»Игра «Подружим пальчики» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Воздушный шарик» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Зеркало» ,»Морщинки» Игра «Небо,земля,огонь, вода» Релаксация со свечкой |
5 | Игра «Паравозик с именем»Упражнение «Узнай по голосу» Упражнение «танец возле сливы» Упражнение «Мы охотимся на льва» Упражнение «Кто здесь лежит?» |
6 | Повторение занятия под № 4 |
7 | Песенка «Я очень рада…» Игра «Три мудреца» Упражнение «Солнечный зайчик»Сказка «Заяц –хваста» Драмматизация сказки «Заяц-хваста» детьми |
8 | Упражнение «Возьмемся за руки»Упражнение «Прикоснись к другу» Игра «Листопад» Упражнение «Передай гроздь винограда» Релаксация со свечой |
Источник
карина фардзинова
Современные коррекционные программы для дошкольников
Современные коррекционные программы для дошкольников
Наименование программы Адресная
направленность Задачи Сроки
Реализации
1. Учимся правильно и четко говорить для детей дошкольного возраста.
Автор:
М. И. Лозбякова Для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития,может использоваться: в ДОУ общеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи,с задержкой психического развития. 1. Когда, в каком возрасте и почему следует начинать занятия с ребенком.
2.Развитие артикуляционной моторики в игровой форме по взаимосвязи с формированием общих речевых навыков: становление темпа, голоса, дыхание, дикции и интонации.
2 года
2. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.
Автор:
Н. В. Нищева Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с 1-2 уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. 1) осуществлять языковое и познавательное развитие;
2) формировать художественно – творческие и музыкальные навыки;
3) укреплять физическое здоровье. 1 учебный год
3. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Автор:
С. А. Миронова. Для детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи. Коррекционные задачи:
1) воспитывать общее и речевое поведение детей;
2) развивать психофизиологические процессы и формировать навыки пользования самостоятельной речью без заикания.
Общеобразовательные задачи:
1) расширять и углублять знания детей об окружающей жизни и природе;
2) обучать рассказыванию и развитию элементарных математических представлений;
3) обучать навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы).
Авторы:
Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина. Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет). 1)формировать у детей полноценную фонетическую систему языка;
2)развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях;
3) обучать изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений. 1 год
5. Речецветик (парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника)
Автор:
Г. А. Ванюхина. Для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня развития (одарённых, со средними способностями, с речевыми и психологическими нарушениями)и может использоваться: в ДОУ общеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи (ФФН, ОНР 2-3 уровня, с задержкой психического развития. Формировать и гармонизировать энергоинформационное пространство личности средствами природосообразного развития коммуникативно-познавательных речевых способностей детей. 2 года
6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы).
Авторы:
Т. Б. Филичева,
Г. В. Чиркина. Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет). 1)формировать у детей полноценную фонетическую систему языка;
2)развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях;
1 год
Источник
Приложение №1
к приказу от 18.01.2017г № 17
Рассмотрено на МО социально-психологической
службы Нижнегорского района протокол № 4 от 24.11.2016г
Рассмотрено и одобрено педсоветом МБОУ ДО «ЦДЮТ»
№1 от 17.01.2017
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.
Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ:
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.
Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться на следующие принципы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• принцип единства коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа (Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента)
• деятельностный принцип коррекции;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;
• принцип комплексности методов психологического воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления коррекционно-развивающей работы:
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
– коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
– коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
– коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;
– коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
– коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
– коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками
Развитие и коррекция эмоциональной сферы:– развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;
– повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:
• воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
• формирование адекватной самооценки;
• исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование видов деятельности:
• учебно-производственной;
• профессиональной.
Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы:
При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные цели коррекционно-развивающей работы:
• цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
• цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;
• цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы:
• совершенствование общей моторики;
• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
• формирование произвольного внимания;
• развитие сферы образов-представлений;
• становление ориентировки в пространстве;
• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
• формирование связной речи и речевого общения;
• формирование элементов трудовой деятельности;
• расширение познавательной активности;
• становление адекватных норм поведения.
3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные методики психокоррекционной работы:
• психогимнастика;
• эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
• аутотренинга;
• сказкотерапия;
• арттерапия;
• игра.
4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
• индивидуальная;
• групповая;
• смешанная.
6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.
7. Определение частоты необходимых встреч.
8. Определение длительности каждой встречи.
9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.
• Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Источник