Программа музыкального развития одаренного ребенка

ВВЕДЕНИЕ

Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…

Ницше Ф.

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема –  это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.

Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме  своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие  эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).

Задачи проекта:

  • Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
  • Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Читайте также:  Создание среды для развития ребенка

Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

– приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;

– изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.

– провела диагностику;

– подобрала музыкальный репертуар ( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);

– применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии,

– использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)

– совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи.

– совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений).

– совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.

– совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

Ульяна посещает подготовительную группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Девочка старательная, активная, добросовестная, общительная, пользуется авторитетом у детей, обладает артистическими способностями, очень любит петь и танцевать, декламировать стихи.

Уважительна, вежлива и приветлива ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

Ульяна всегда опрятна, родители следят за её внешним видом. Девочка бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Ульяна владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчива, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Ульяна трудолюбива, с охотой выполняет трудовые поручения, ей нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей. По характеру в группе Ульяна жизнерадостна, эмоциональна, любознательна, активная участница всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящая дочь и сестра. Родители принимают активное участие в воспитании дочери, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры, выступления детских коллективов, цирка.

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Ульяна – музыкально одарённый ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способна запоминать большие роли, которые она в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах. У неё отличные вокальные данные. Диапазон её голоса не соответствует её возрастным характеристикам. Её голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.

Методы достижения задач проекта:

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

  • Расширение диапазона;
  • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
  • Усиление насыщенности звука;
  • Полетность;
  • Улучшение вибрато;
  • Большая певучесть звука;
  • Свобода;
  • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Читайте также:  Упражнения развитие ребенка 1 месяц

3. Фразировка и дыхание

  • Голосоведение;
  • Метроритм,темп;
  • Тембр;
  • Динамика;
  • Фразировка.

4. Тренировка слуха

  • Распевки;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Творческое сочинение мелодии;
  • Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

  • Применение дирижёрского жеста;
  • Гаммовые распевки по руке;
  • Сольфеджио;
  • Вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Журавленко Н.И.Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
  2. Голубев П.В.Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
  4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
  5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
  7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
  8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ”Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет” М., 1988 г.
  9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
  10.  Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика по А.И.Савинкович

  • проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • хорошо поет;
  • вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом  инструменте, в песню или танец;
  • любит музыкальные записи;
  • стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
  • нравится играть на каком-нибудь инструменте;
  • в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
  • сочиняет собственные оригинальные мелодии.

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

по Емельянову В. В.:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос – ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии – «штро – бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Читайте также:  Как влияет кошка на развитие ребенка

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

План музыкального развития

вокальных данных  воспитанника Агарковой Ульяны

Основные направления развития ребёнка

Формы, приёмы и методы работы

Предполагаемый результат

сроки

Способствовать развитию у ребенка выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Игры со звуком
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Игры с пением

Выступление на различных мероприятиях районного, городского и всероссийского уровня.

В течение 1 года

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

месяц

тема

Музыкальный репертуар

1.

сентябрь

– введение, знакомство с голосовым аппаратом;

– использование певческих навыков;

– знакомство с различной манерой пения;

– вокальные навыки.

  • упражнение на освобождение от мышечных напряжений «Дерево».
  • Выполнение упражнений дыхательного тренинга «теплое дыхание», «курносый нос», «дыхание по точкам», «помпа», «насос».
  • Проверка осанки, направленности выдоха.
  • Выполнение упражнений для разминки губ – «кругосветное путешествие», «пятачок-улыбка», «почесывание губ», «губы-борцы».
  • Для разминки языка – «уколы в щеки», «ириска», «жало».

2.

Октябрь

– певческая позиция;

– использование элементов ритмики;

– артикуляция и дыхание;

– осенние песни.

Выступление на осеннем празднике

  • музыкальные игры и загадки.
  • Презентация «Календарные песни»
  • Игра «звукоподражания»
  • Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.)
  • Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка»
  • Песня «Ах, какая осень» слова и музыка З.Роот.

3.

Ноябрь

– вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве;

– детский фольклор;

– раскрепощение певца;

– весёлый калейдоскоп.

  • Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой»

4.

Декабрь

– формы и жанры вокальной музыки;

– детские песни в исполнении эстрадных певцов;

– песни о зиме.

Выступление на новогоднем утреннике

  • Упражнение «Громче-тише» М. Раухвергера
  • Разучивание песни “До, Ре, Ми, Фа, Соль” муз А.АОстровского, Сл.З.Петровой.

5.

Январь

– «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»;

– «Улыбка-это здорово!»

  • Дыхательные упражнения – звукоподражания «шум леса», «жужжание пчелы»
  • «Будет горка во дворе» Т. Попатенко

6.

Февраль

– «Волшебная страна звуков»;

– «Добрым быть совсем не просто…»;

Выступление на празднике, посвящённому дню защитника отечества

  • Музыкально-дидактическая игра «высоко-низко»
  • «Голубые санки»( муз. М. Иорданского, сл. М.Клоковой)

7.

Март

– детский фольклор;

Выступление на празднике «масленица», 8 марта

  • «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера.
  • Р.н.п «во поле берёза стояла»
  • Русская народная прибаутка « Бай, качи-качи» в обр. М.Магиденко

8.

Апрель

– «Настроение нежности и веселья»;

– «Музыкальная прогулка»;

  • Дыхательные упражнения- звукоподражания «комарики»
  • Упражнение на дыхание «мартышки»
  • «Песенка друзей» В. Герчик

9.

май

– «Краски музыки и голоса»;

– «Необычные звуки и голоса»;

Выступление на выпускном празднике, открытом городском конкурсе детского творчества «Воронежские самоцветики»

  • «Весенняя песенка» муз. А.Филиппенко, сл. Г.Бойко
  • «Сколько нас?» сл. Хромушкин О.Н, музыка Куклин Л.

Диаграмма

Уровень вокальных способностей воспитанника

подготовительной группы Агарковой Ульяны

2014-2015 учебный год

баллы

начало года

9

середина года

12

конец года

15

Шкала баллов:

Ниже среднего –  от 1 до 5

Средний – от 5 до 10

Высокий – от 10 до 20

Источник