Программа логопеда для развития ребенка
Краткое описание документа:
Рабочая программа учителя – логопеда предназначена для детей с системным недоразвитием речи тяжелой и средней степени младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста с интеллектуальными нарушениями, а так же может быть использована для работы с детьми с системным недоразвитием речи при РАС и ЗПР.
Среди контингента детей, посещающих ДОУ (СП-9) есть дети с нарушением когнитивно-речевой деятельности и социальной адаптации. Характерной особеннностью такой группы детей является наличие у них нарушений речевого развития, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических и физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза. Коррекционно-педагогический процесс для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи (СНР – системного недоразвития речи), обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза. Для таких детей в соответствие с ФГОС ДО должны быть созданы специальные условия обучения в соответствие с рекомендациями ЦПМПК по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями и АООП для детей со сложной структурой дефекта. Перед педагогами ДОУ стоит задача создания единого коррекционно-развивающего пространства, в котором действует алгоритм взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Становится актуальной проблема интеграции коррекционных и общеразвивающих программ. Решение данной проблемы – в составлении рабочей программы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми с системным недоразвитием речи (СНР, нацеленной на работу с детьми с расстройствами психологического (психического) развития.
Рабочая программа составлена с учетом целей и задач адаптированной основной образовательной программы для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, потребностей и возможностей воспитанников и обеспечивает комплексный подход при проведении коррекционно-развивающей деятельности с детьми с системной речевой патологией, нарушением когнитивной деятельности при сохранном или относительно сохранном зрении и сохранном слухе.
Программа создаёт условия для организации единого коррекционно-образовательного пространства, формирования речевых умений у детей с системными нарушениями речи, развития коммуникативных навыков, развития их сенсомоторной сферы, высших психических процессов, укрепления здоровья, способствует личностному становлению ребенка, развитию его способностей и возможностей, воспитанию самостоятельности и дальнейшей социализации.
Оказание ранней и целенаправленной коррекционной помощи создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности
В СП-9 обучаются на начало учебного года 5 человек, имеющих логопедическое заключение «Системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности». Дети посещают младшую общеразвивающую, старшую и подготовительную комбинированные группы. У этих детей отмечается системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности. Это – «безречевые» дети.
Дети (по заключению ЦПМПК) нуждаются в создании специальных условий в обучении по адаптированным общеобразовательным программам для детей с УО – 5 чел., из них детей со сложной структурой дефекта – 1 чел.
Рабочая программа учителя – логопеда предназначена для детей с системным недоразвитием речи тяжелой и средней степени младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста (от 3 до 7(8) лет) с интеллектуальными нарушениями, а так же может быть использована для работы с детьми с системным недоразвитием речи при РАС и ЗПР.
Рабочая программа является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими системные нарушения речи, написана с учетом Адаптированной основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 на основе интеграции общеобразовательной программы комплекса ГБОУ Школы № 2009, программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Источник
Конспект логопедического
занятия по теме «Огород. Овощи» . Для детей с СНР I-II уровень речевого развития.
Учитель логопед Капустина О.С.
Цели: Расширить и активизировать словарь по теме «Огород.Овощи ». Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением зрения.
- коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать произношение;
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать фонематическое восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
- Образовательные задачи:
- уточнить и расширить словарь по теме « Огород. Овощи »;
- Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность, инициативность;
- воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие задачи:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: Презентация «Огород. Овощи», мяч, карандаши, две корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень!
Мы друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
.- Ребята, давайте посмотрим на картинку. Какое сейчас время года? (Осень).
Какое настроение у нас в плохую погоду? Грустное. А в солнечную погоду? Весёлое.!
– В это время года люди собирают урожай овощей.
-Где растут овощи?
Огород – это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи (Слайд Огород)
Логопед читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут и свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.
Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз
Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз
Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.
От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ
Я нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.
и т.д.
Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.
Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.
- посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.
Дети по очереди: Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный
3.Дидактическая игра “Повар и овощи”
-Логопед. Ребята, а ведь из овощей можно приготовить очень много вкусных и полезных блюд и суп и салат,даже сок! Давайте угостим Лисёнка, приготовим из овощей что-нибудь вкусное. Я буду называть овощ, а вы как правильно называется блюдо из него.
– Салат из капусты? (Капустный)
– Из свёклы? (Свекольный)
– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
– Из помидор сделаем сок – томатный сок.
Выжмем сок из моркови. Как называется сок?….
– Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
2.Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для язычка:
1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев
огромную тыкву. Упражнение «Тыква» – широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».
2. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и
другие — «худышки».
3. «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».
Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
2.Загадки-складки
Логопед загадывает загадку.
Дети отгадывают загадку и овощ появляется на экране.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках…(морковка)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама режет…(Лук)
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее, И ребята с давних пор Очень любят… (помидор).
Игра « Один-много».
Ребята, Лисёнок, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.
4.Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
6.Пальчиковая гимнастика
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Дети хлопают в ладоши.
Стучат по левой ладони ребром правой.
Ведут правой рукой сжатой в кулак по ладони левой руки сверху вниз.
Имитируют посыпку солью.
Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.
7.Игровое упражнение «Повтори чистоговорки».
Щи – щи – щи – мы собрали овощи;
Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;
Чок – чок – чок – в огороде кабачок;
Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.
8.Итог занятия-
Овощи мы собирали
Друзей ими угощали
Квасили, ели, солили.
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород!
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде и составим с этими словами предложения. У кого какой овощ любимый? Составление предложений с каждым ребёнком.
Физминутка
— А теперь ребята встаньте, физминутку начинайте.
Речь с движением «Урожай».
В огород мы пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Программное содержание:
1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
23.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!
Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.
Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.
Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)
II. Беседа и рассматривание овощей.
- Логопед: Лунтик, Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.
Лунтик предлагает нам пограть в игру.
- Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)
Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:
Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.
Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.
- Физминутка
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
- Дидактическая игра “Повар и овощи”
-Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.
– Сделаем из овощей салат
– Какой получился салат? (Получится овощной салат)
– Салат из капусты? (Капустный)
– Из свёклы? (Свекольный)
– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
– Из помидор сделаем сок – томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.
- Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Правая рука:
Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.
(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)
Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,
(средний палец) (безымянный палец)
Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,
(безымянный палец) (средний палец)
Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.
(мизинец) (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород. (машем- пока)
Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.
- Штриховка овощей цветными карандашами.
III. Итог занятия.
Собрать вылепленные овощи в корзину.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.
Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»
Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».
Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:
4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».
Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?
Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.
5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».
Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.
100%, это обычный…
Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.
Дети выполняют задание.
Что мы посадили вверху? А что внизу?
Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.
Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.
не кодируйте! Раскрыт секрет вечной трезвости, после пьянки – дайте ему домашнего…
Выложите на полоски на овощи.
Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.
«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.
Дети «читают» свои схемы.
А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.
7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».
Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.
Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.
Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.
Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.
У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.
Врачи в шоке! Хрящи восстанавливаются, а боль уходит если на ночь приложить обычный советский…
8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».
Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.
Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!
Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!
Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!
Кто как говорил?
Ответы детей.
9. Физминутка «Зарядка для овощей».
Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
(приседания, наклоны, имитация движений).
10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?
Ответы детей.
11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».
Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).
Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь
Какой сок понравился вам больше всех остальных?
12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».
А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.
Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.
14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».
Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.
Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…
15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».
Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.
Ответы детей полным предложением.
16. Итог занятия.
Источник