Программа личностного развития ребенка старшего возраста

Катерина Коурова
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»

Программа

эмоционально – личностного развития детей старшего

дошкольного возраста.

«В мире эмоций»

Педагог-психолог дс №7: Коурова Е. А.

г. Вязьма

.

Пояснительная записка.

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ эмоционально – личностного развития.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Эмоции и чувства имеют большое значение в психической жизни детей дошкольного возраста. Как правило, у здорового ребёнка 5-7 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования. Но эта сила переживаний связана с большой неустойчивостью чувств.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Современное семейное воспитание детей раннего возраста, завышенные требования в дошкольном возрасте, перегрузка детей информацией, телевиденье, компьютеры и т. п. часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В. Н. Мясищева, «Эмоциональным заболеванием» личности.

Родители часто заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое кажется им не столь важным. Действия взрослых с раннего возраста блокируют эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезаптационных форм поведения (агрессивности, конфликтности, тревожности, что мешает полноценному и всестороннему развитию ребёнка.

Исследования психологов по данному вопросу, а также личные исследования и наблюдения, говорят об увеличении детей страдающих проблемами в общении, наличие агрессивности, тревожности, конфликтности, что не дает ребёнку полноценно развиваться. Поэтому была разработана данная программа, с учётом перечисленных трудностей.

Основные задачи программы

1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний. Чувств.

2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.

4. Развить умение чувствовать и понимать другого.

5. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.

6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

7. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.

8. Развить любознательность, наблюдательность.

9. Способствовать сплочению детского коллектива.

Структура занятий

– Постоянный ритуал начала занятий;

– игры – перевоплощения или игры-беседы с обсуждением ситуаций

– этические сказки, пластические этюды, игры с различными элементами;

– обсуждение занятий с детьми;

– ритуал прощания.

При необходимости вводится «минута шалости».

Занятия проводятся один раз в неделю, курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группу.

Всего занятий: в старшей группе – 27

в подготовительной – 18

Длительность занятий не должна превышать 30 минут.

Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.

Количество детей не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть чётным, чтобы действовать в парах.

При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается всё, что говорится ими.

При работе:

– позитивно подкрепляются все ответы детей;

– создаётся атмосфера взаимного доверия;

– обеспечивается независимость в выборе принятия решения;

– оказывается положительная поддержка личности ребёнка.

Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.

Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с проблемами в поведении.

Тематическое планирование

в старшей группе.

занятия Тема занятия Кол-во часов

1. «Как меня зовут» 0,5 ч.

2. «Друг» 0,5 ч.

3. «Давай познакомимся» 0,5 ч.

4. «Я твой друг» 0,5ч,

5. «Пожалей» 0,5ч.

6. «Положительные эмоции» 0,5ч.

7. «Что ты чувствуешь» 0,5ч.

8. «Мечты» 0,5ч.

9. «Настроение» 0,5ч.

10. «Перевоплощение» 0,5ч.

11. «Какой я, когда боюсь» 0,5ч.

12. «Паучок» 0,5ч.

13. «Поможем игрушкам» 0,5ч.

14. «Облака» 0,5ч.

15. «Тревога» 0,5ч.

16. «Заряд бодрости» 0,5ч.

17. «Добрые дела» 0,5ч.

18. «Как можно поздороваться» 0,5ч.

19. «Чудо» 0,5ч.

20. «Весна» 0,5ч.

21. «Качели» 0,5ч.

22. «Мы скульпторы» 0,5ч.

23. «Зазнайка» 0,5ч.

24. «Защита» 0.5ч.

25. «Моё настроение» 0,5ч.

26. «Животные» 0,5ч.

27. «Мы растём» 0,5

Всего: 13,5 ч.

Тематическое планирование

в подготовительной группе.

занятия Тема занятия Кол-ва часов

1. «Мы соскучились» 0,5ч.

2. «Что изменилось за лето» 0,5ч.

3. «Семья» 0,5ч.

4. «Что делать?» 0,5ч.

5. «Осень» 0,5ч.

6. «Насекомые» 0,5ч.

7. «Дождь» 0,5ч.

8. «Человек» 0,5ч.

9. «Жадность» 0,5ч.

10. «Друзья» 0,5ч.

11. «Помогу другу» 0,5ч.

12. «Ты часть природы» 0,5ч.

13. «Угадай настроение» 0,5ч.

14. «Превращение» 0,5ч.

15. «Хвастун» 0,5ч.

16. «Доброта» 0,5ч.

17. «Природа» 0,5ч.

18. «Ты один дома» 0,5ч.

Всего: 9ч.

Литература

1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Иосква 2002г

.

2. Котова Е. В. «В мире друзей» программа эмоционально-личностного развития детей. Москва 2002г.

3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва 1998г.

4. Изард К. Е Эмоции человека. Москва 1980г.

5. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. –СПб: Питер Пресс, 1996.

Источник

Ирина Полякова
Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Актуальность

1.1.2 Научная обоснованность

1.1.3 Вид программы

1.1.4 Цель

1.1.5 Задачи

1.1.6 Адресат

1.1.7 Методы

1.1.8 Продолжительность курса

1.1.9 Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план программы

2.2. Содержание программы

3. Организационный раздел

3.1. Система условий реализации программы

3.2 Материально-техническое оснащение

3.3. Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Причиной этого стало то, что дошкольники стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в саду, так и в семье.

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Данная коррекционно-развивающая программасоставлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

– Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;

– Конвенцией о правах ребенка

Методологические и теоретические аспекты проблемы.

Этой проблемой занимались А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. А. М. Щетинина, В. К. Манеров, Л. П. Стрелкова, Г. М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Ю. М. Милинич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Данная программаопирается на следующие принципы:

– принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

– принципы единства диагностики и коррекции;

– деятельностный принцип коррекции;

– принципы учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

Программа развития эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста является по своему характеру коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

Цель программы: формирование эмоционально благополучной личности. Задачи программыможно выделить следующие:

– дать детям понятие об эмоциях (о разделении их на положительные и отрицательные, их характеристика);

– формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом;

– обучение управлению своих негативных эмоциональных состояний социально приемлемым образом;

– распознавание эмоциональных проявлений других людей по различным признакам;

развитие творческого потенциала ребенка;

– обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства;

– учить детей способам снятия психоэмоционального напряжения через игру, движение, рисунок;

– научить детей некоторым приемам и способам релаксации;

– учить построению позитивных взаимоотношений со сверстниками;

– обучение умению дружить.

Контингент участников. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющие трудности в общение со сверстниками, с нарушениями в поведении (агрессивность, гиперактивность, психоэмоциональное напряжение). В подгруппу входят дети из одной возрастной группы.

Методические аспекты программы. Содержание данной программы составлено на основе программ Корниленковой Е. А. «Я учусь дружить»; Крюковой С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»; Яковлевой Е. Л., Трофимовой И. П. «Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте»; Щербаковой А. В. «В мире эмоций»; Ю. Е. Веприцкой, Хухлаевой О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Методические приемы:

Психогимнастика,

Релаксационные методы,

Коммуникативные упражнения,

Мимические и пантомимические этюды,

Психомышечная тренировка,

Элементы тренинга,

Ролевые игры,

Коммуникативные игры,

Игры-драматизации,

Рисунок,

Танцевально-двигательные техники,

Музыкотерапия.

Срок реализации программы – пять с половиной месяцев.

Этапы реализации программы

I. Диагностический этап. Его цель – диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление факторов риска.Для диагностики используются следующие методики:

– Наблюдение.

– Методика «Волшебная страна чувств» (занятие № 2,

– Задание на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений). Карточки из набора Лебедевой М. «Азбука развития эмоций». Можно так же применять любые пиктограммы из различных дидактических пособий («Наши чувства», «Театр настроений», разработка Ждановой Л. В.) (Приложение №

– Задание на изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В. М.).

II. Коррекционный-развивающий. Его цель – гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определенными способами деятельности, способами взаимодействия с миром и с самим собой. Это коррекционно-развивающие занятия (№1, №3-22)

III. Этап оценки эффективности коррекционных-развивающих воздействий. Его цель – определение динамики развития. Проводится по тем же методикам, которые были использованы на этапе диагностике. Ожидаемые результаты реализации программы:

– расширение круга понимаемых эмоциональных состояний;

– внутренний мир ребенка становится эмоционально богаче;

– появление постоянной дружбы со сверстниками;

развитие умения сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

– изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

– преобладание положительных эмоций

ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»

Задачи: Создать позитивное отношение к занятиям; ввести в особую психологическую атмосферу занятий.

Упражнения:

1. Беседа.

2. Заучивание стихотворения «Мое имя»

3. Рисование визитки.

4. Упр. «Что мне нравится»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 2 «Кто я»

Задачи: Научить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определения их характера (хорошо, радостно, неприятно); развитие внутренней сосредоточенности; диагностика эмоционального состояния детей.

Упражнения:

1. Релаксация «Рисуем человека»

2. Беседа.

3. Упр. «Нарисуй приятное и расскажи»

4. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 3 «Какой я»

Задачи: способствовать развитию спонтанности детей; способствовать повышению самооценки детей;

предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания

Упражнения:

1. «Я очень хороший»

2. «Скажи Мишке добрые слова»

3. «Непослушные подушки»

4. «Обезьянки»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 4 «Какой я» продолжение

Задачи: способствовать самовыражению детей; способствовать проявлению истинных чувств ребенка; предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; способствовать развитию самоуважения детей.

Упражнения:

1. «Цветной снег»

2. «Школа плохих привычек»

3. «Конкурс хвастунов».

4. «Я могу!» Итог занятия. (Полная версия учебно-тематического планирования в табличном виде находится у создателя программы Поляковой И. В.)

Структура программы.

Программа состоит из 22 занятий по 25-30 минут каждое, рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы подгрупповая. В подгруппе не должно быть больше 6 детей, так как большее количество будет снижать эффективность усвоения материала и его проработку в процессе игровой деятельности. Программа, представляет комплекс упражнений, направленных на отработку детьми своих эмоционально-личностных проблем через игру, упражнений на релаксацию, рисунок, обучение способам взаимодействия наиболее приемлемыми для общества.

Структура занятий. Каждое из тематических занятий строится по схеме,которая включает в себя следующие части: Круг (организационный момент) – приветствие, разговор о теме занятия, информационная часть. Игра, упражнение, танец. Рисунок, обсуждение. Круг – завершение. В зависимости от цели занятий схема занятий может быть изменена.

В начале цикла занятий большое внимание и времени уделяется беседе. На первых занятиях ведущая роль принадлежит взрослому, затем больше времени отводится рассказам детей. Беседа – хороший способ проговаривания проблемы, поиск выхода из сложных ситуаций. Ведь известно, что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Таким образом, из структуры занятия видно,что ребенку обеспечена всесторонняя интеграция: в теле, рисунке, речи.

Требования к процессу работы

1. Непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2. Принятие ребенка таким, какой он есть;

3. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

4. Взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

6. Игра не комментируется взрослыми;

7. Добровольное участие детей в занятиях;

8. Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

9. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал;

3. Организационный раздел.

3.1 Система условий реализации программы.

Для успешной реализации Программыдолжны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2. Материально-техническое оснащение.

Для проведения занятий необходимо:

– просторное помещение с ковровым покрытием,

– магнитофон,

– копировальная техника,

– компьютер,

– столы,

– стулья для детей на 6 человек,

– краски,

– цветные карандаши,

– фломастеры,

– бумага,

– ножницы,

– клей,

– журналы и т. д.

Источник