Программа кружка по развитию творческих способностей ребенка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой работы «Развитие творческих способностей детей
средствами ручного труда»
«Волшебные ручки»
(срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
Автор:
Лайсле Тарина Петровна
воспитатель
Абакан
2016
Пояснительная записка
Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Идея кружка “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Цель кружка:
Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами с учетом их свойств, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
– создать условия для детского творчества;
– обучить детей разнообразным способам практических действий с крупой, шерстью, природным, бросовым материалом, и т.д.;
– предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица “Верная указка – не кулак, а ласка”. Поэтому в кружковой работе соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети будут находиться в ситуации успеха, уверенности в своих силах.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.
Место программы в режиме дня.
Данная программа рассчитана для реализации в течение 2016-2017 учебного года с детьми 5-6 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю: среда, 15.30 ч.
Основными принципами построения программы являются:
- полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
- построение деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- сотрудничество с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- целостность системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
- единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
- преемственность с примерными основными общеобразовательными программами;
- индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.
Методы работы:
-индивидуальный;
-групповой;
-наглядный.
Формы работы:
Теоретические:
-беседа, рассказ;
-работа с наглядным материалом;
-показ способов действий.
Практические:
-упражнения для отработки необходимых навыков;
-рассматривание панно, картин, иллюстраций;
-подготовка и проведение выставок детских работ;
-изготовление изделий, оформление их как подарков для родителей, малышей.
Материалы:
-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
-книги, альбомы для работы по образцу;
-природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа любых орехов, перья птицы, макаронные изделия, крупы, опилки, чай, спичечные коробки, пробки, яичная скорлупа, нитки, веревки, ткань, тесто, и т.д.;
-бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;
-картон: цветной, белый, упаковочный;
-открытки, Салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бисер, бусы;
-цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.
-клей ПВА, ножницы, зубочистки, спички.
Структура занятия по ручному труду в старшей группе.
Вводная часть.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.
Основная часть (практическая).
Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
Заключительная часть.
Происходит сравнение работ похвала.
Предполагаемые результаты рабочей программы:
Дети должны уметь:
-правильно пользоваться ножницами.
-сгибать лист бумаги в разных направлениях,
-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;
-аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания;
-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
В группе будет:
тематические выставки «Чудо-мастер»:
-Осенний сувенир»;
-«Зимушка-зима»;
-«От всей души» (поделки ко Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля).
Учебно-тематический план (4-5 года):
месяц | неделя | тема | цель |
Октябрь | I | «Крупинка к крупинке— получается картинка» | Цель: Создание условий для знакомства с техникой рисования клеем и пшеном. Учить посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. |
II | «Листопад, листопад, листья желтые летят…» | Цель: Создание условий для развития навыков наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности (аппликация из сухих листьев). | |
III | «Нарядный мухоморчик» | Цель: Создание условий для знакомства с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба. | |
IV | «Лаваш» | Цель: Создание условий для развития детей с техникой лепки из солёного теста. Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать (раскатывается, мнётся, отрывается) | |
V | «Цыпленок» | Цель: Создание условий знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткографии», учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности. | |
Ноябрь | I | «Барашек» | Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. |
II | «Попугай» | Цель: Создание условий для формирования знания детей нетрадиционной техники «Ниткографии», продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», развивать творческие способности. | |
III | «Зайчонок» | Цель: Создание условий для знакомства детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре. | |
IV | «Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я | Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Учить передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного). | |
Декабрь | I | «Зимние узоры, снежинка» | Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности. |
II | «Снеговик» | Цель: Создание условий для знакомства детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать учить детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем. | |
III | «Рукавичка» | Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. | |
IV | «Новогодняя открытка» | Цель: Создание условий для знакомства детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем. | |
Январь | I | «Петух» | Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и рисом. Учить посыпать рисунок рисом аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. |
II | «Наряд для куклы» | Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
III | «Печенье для кукол» | Цель: Создание условий для развития формирования детей приемам лепки (раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его). Развивать желание лепить, побуждать к внимательным и отзывчивым отношениям. | |
IV | «Кастрюлька для Юльки» | Цель: Создание условий для знакомства детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Учить посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо. | |
Февраль | I | «Плед на диван» | Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. |
II | «Кораблик» | Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать ладошками; дополнять изображение деталями с помощью пальчиков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
III | «Галстук для папы» | Цель: Создание условий для развития формирования детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам. | |
IV | «Бескозырка для папы» | Цель: Создание условий для развития формирования детей пользоваться кистью и клеем, последовательно наклеивать части бескозырки. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | |
Март | I | «Мимоза» | Цель: Создание условий для развития формирования детей, обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию |
II | «Солнышко лучистое» | Цель: Создание условий для детей развития принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу. Развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику (одноразовая посуда и бумага). | |
III | «Подснежник» | Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности. | |
IV | «Цветочек в горшочке» | Цель: Создание условий для развитие мелкой моторики рук, творческих способностей; вызвать у детей радостное настроение. Учить детей соединять в одной работе несколько приемов ИЗО (рисование ладошками + аппликация) | |
Апрель | I | «Одуванчик» | Цель: Создание условий для развития знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. |
II | «Пасха со свечой» | Цель: Создание условий для развития формирования детей, приемам лепки (раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями, сплющивать шарик, сдавливая его). Развивать желание лепить, побуждать к внимательным и отзывчивым отношениям. | |
III | «Черепашка» | Цель: Создание условий для формирования аккуратно намазывать клеем край яичной скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук. | |
IV | «Морские обитатели» | Цель: Создание условий для знакомства детей рисовать ладошками; дополнять изображение деталями с помощью пальчиков; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | |
Май | I | «Мячик для сестренки» | Цель: Создание условий для знакомства детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. |
II | «Мы волшебники!» | Цель: Создание условий для формирования умений детей закрашивать лист слева на право, аккуратно и не оставляя пробелов по рисунку выполненному свечей. Создать игровую обстановку и радостное настроение. | |
III | «Гусеница» | Цель: Создание условий для знакомства детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. | |
IV | «Подсолнух» | Цель: Создание условий для развития умений закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина. |
Заключение
Кружок «Волшебные ручки» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Ребята овладевают многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование шерстью, солью и крупы, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают нашу группу.
Список литературы.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер. – М.: «Просвещение», 2005.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
- Комарова,Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Источник
Программа кружка
по развитию творческих способностей
«Волшебные ладошки»
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, картона, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи программы.
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
- Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
- Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольной группы детского дома.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы.
- Развитие творческих способностей
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
Основной формой работы являются занятия, которые проводятся один раз в неделю во второй половине дня. В год проводится 36 занятий.
Содержание работы.
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемам изготовления.
3 этап – изготовление поделок.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Список литературы
1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт – Петербург, 2000 г.;
2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;
6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
9. “Делаем сами” – ежемесячный журнал;
10. “Дошкольное воспитание” – журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт – Петербург, 1999 г.;
15. “Мастерская” – подшивка из газеты “Труд”;
16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).
19. “Очумелые ручки” – телепередача “Пока все дома”;
20. “Субботник” – субботняя телепередача;
21. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Детский дом «Радуга» Юргинского района
Программа кружка по приобщению детей к художественному и ручному труду и развитию творческих способностей
«Волшебные ладошки»
на 2015-2016 учебный год
Руководитель:
А.С. Кирилина,
воспитатель
Учебно-тематический план
№ | План | Дата проведения | Количество часов |
Вводное занятие | 4 часа | ||
сентябрь | |||
1 | Знакомство со свойствами материалов | 1 неделя | 1 час |
2 | Рассматривание иллюстраций с изделиями ручного труда | 2 неделя | 1 час |
3-4 | Заготовка природного материала | 3-4 неделя | 2 часа |
Поделки из природного материала | 8 часов | ||
октябрь | |||
5 | «Божья коровка» из грецкого ореха | 1 неделя | 1 час |
6 | «Грибочки» из гороха | 2 неделя | 1 час |
7 | «Осенний букет» | 3 неделя | 1 час |
8 | «Осенняя мозайка» – поделки из овощей | 4 неделя | 1 час |
ноябрь | |||
9 | «Ёжик в листве» – поделка из шишек | 1 неделя | 1 час |
10 | «Бусы из рябины» | 2 неделя | 1 час |
11 | «Гусеница в хвойном лесу» | 3 неделя | 1 час |
12 | «Чиполино» поделка из лука | 4 неделя | 1 час |
Поделки из бумаги и картона | 8 часов | ||
декабрь | |||
13 | «Скворечник для скворца» | 1 неделя | 1 час |
14 | «Зимушка – зима» | 2 неделя | 1 час |
15 | «Снеговик» | 3 неделя | 1 час |
16 | «Новогодняя елка» | 4 неделя | 1 час |
январь | |||
17 | «Улицы города» | 1 неделя | 1час |
18 | «Шкатулка» | 2 неделя | 1час |
19 |