Программа коррекции психического развития ребенка
Список программ, рекомендованных для использования в ДОУ специалистами психологической службы
№
Название программы
Тематика
Автор
Источник
1
«Азбука общения»
Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми
Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова
Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет), Методическое пособие, Детство-пресс, С-Петербург
2
«Готовность к школе: развивающие программы»
Повышение уровня готовности к школьному обучению
Под ред. И.В. Дубровной
Готовность к школе: развивающие программы/ Екатеринбург: Деловая книга
3
«Психогимнастика в детском саду»
Снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, формирование моральных представлений.
Е.А. Алябьева.
«Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера»
4
«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»
Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, психокоррекция агрессивного и конфликтного поведения
Е.А. Алябьева
«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера»
5
«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития»
Развитие пространственного представления
И.К. Боровская, И.В. Ковалец
«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» «Владос», Москва
6
«Учимся по сказке»
Развитие мышления с помощью мнемотехники
Ю.Б. Галанов
«Иматон» Комплексное обеспечение психологической практики
7
«Волшебная страна внутри нас»
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков
Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов
Тренинг по сказкотерапии. – СПб
8
«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет
И.В. Ганичева
Телесно-ориентированные подходы психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Федеральная целевая программа! Культура России». М.: «Книголюб»
9
Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками
Подготовка к школе
М.Р. Григорьева
Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками, «Учитель»
10
«В мире детских эмоций»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина
«В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс
11
«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе»
Подготовка к школе
О.И. Журбина
«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе», «Феникс», Ростов-на-Дону
12
«Примерная коррекционная программа»
Коррекция агрессивного поведения детей
М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина
«Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М
13
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»
Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния и т.д.
И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа
«Дошкольный психолог» – №1.
14
“Агрессивное поведение”
Коррекция поведения дошкольников
Заостровцева, Н.В. Перешеина
Агрессивное поведение, М.: «Сфера»
15
«Театр настроений»
Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников
Г.П. Иванова
Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий»
16
«Знакомство с моральными качествами» Программа нравственного воспитания для старших дошкольников
Формирование негативного отношения к проявлению негативных качеств
Р. Калинина
«Школьный психолог» . – №3
17
«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»
Развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников
Л.И. Катаева
Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Методическое пособие, «Книголюб», М
18
«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»
Методы мышечного расслабления
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития
19
«Подарки фей»
Формирование нравственной сферы
А.Ю. Капская. Т.Л. Мирончик
«Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей», Изд. «Речь», С-Петербург
20
«Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии»
Коррекция тревожности
Л.М. Костина
«Игровая терапия с тревожными детьми», Изд. «Речь», С-Петербург
21
«Программа психологических занятий»
Развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений
Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева
«Цветик-семицветик». Программа психологических занятий с дошкольниками, Изд. «Речь», С-Петербург
22
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М
23
«В мире друзей»
Эмоционально-личностное развитие детей
Е.В. Котова
« В мире друзей», Изд. «Сфера»
24
«Давайте жить дружно»
Адаптация детей 4-6 лет к ДОУ
С.В. Крюкова
«Давайте жить дружно», Изд. «Генезис», М
25
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
Оптимизация детско-родительских отношений, преодоление упрямства и негативизма в период кризиса 3-х лет, обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоций
И.В. Ковалёва
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста», Изд. «Айрис Пресс», М
26
«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»
Методы мышечного расслабления
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития
27
«Познаю себя»
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
М.В. Корепанова, Е.В. Харламова
Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Образовательная система «Школа – 2100», «Детский сад 2100», М.: «Баласс»
28
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми), Изд. СПб «Речь»,
29
«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста»
Игры на развитие воображения, игры для детей 2-х, 3-х лет
М.М. Миронова
«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ИТД Корифей, Волгоград
30
«Скоро в школу»
Подготовка к школе
Т.В. Модестова
«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»
31
Модестова«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»«Программа развития и коррекции внимания»
Развитие свойств внимания
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская
Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет, М.: ТЦ «Сфера»
32
«Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания»
Коррекция и развитие различных структур самосознания
Р.В. Овчарова
Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ «Сфера»
33
«Мультимодальная» программа развития детей
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности
О.И. Политика
«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», Изд. «Речь», С-Петербург
34
« Погружение в сказку»
Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью.
Н. Погосова
Тренинг по сказкотерапии. – СПб,
35
«Школа внимания»
Развитие и коррекция внимания, произвольности, способности планировать и контролировать свои действия
Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина
Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: ИНТОР.
36
«Игротерапия общения с детьми»
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника
М.А. Панфилова
Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д»
37
«Игровая терапия с родителями»
Гармонизация отношений детей и взрослых
М.А. Панфилова
Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д»
38
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации
Успешная адаптация к ДОУ
А.С. Роньжина
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Книголюб
39
«Дружная семейка»
Адаптация детей к ДОУ
Е.О. Севастьянова
«Дружная семейка», Изд. ТЦ «Сфера», М.
40
«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
А.Л. Сиротюк
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ «Сфера»
41
«Времена года»
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии.
О. Смирнов
Тренинг по сказкотерапии. – СПб,
42
«Маленький лидер» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет
Социальное развитие и социальная адаптация детей.
С. Стебленко
«Дошкольный психолог» – №4
43
Программа психокоррекционных игр для детей старших групп детского сада и младших школьников
Развитие психических процессов: мышления. Памяти, внимания; развитие произвольных движений и самоконтроля: развитие эмоциональной сферы детей.
Н.В. Самоукина
Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.М Новая школа
44
«Я учусь владеть собой»
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста
Н.П. Слободяник
Я учусь владеть собой, М.: «Генезис»
45
«Хочу всё знать»
Индивидуальные занятия для развития интеллекта детей 5-7 лет
Е. О. Севастьянова
Хочу всё знать, М.: «Сфера»
46
«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной работы психолога
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной. М., «Аркти»
47
«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии»
Формирование мышления у детей
Е.А. Стеблева
«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». ГИЦ, «Владос», Москва
48
«Программа групповых занятий с дошкольников»
Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников
Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников
«Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М.
49
«Лесенка радости»
Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте (блоки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий)
О.В. Хухлаева
Изд. «Совершенство», М.
50
«Маленькие игры в большое счастье»
Индивидуальная коррекционная работа с детьми для сохранения психологического здоровья
О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина
Маленькие игры в большое счастье. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО – Пресс
51
«Программа развития творческого мышления детей»
Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления
З.В. Шашкова
«Программа развития творческого мышления детей», Изд. «Глобус», М
52
«Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей»
Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование внутренней устойчивости, автономности
Г.А. Широкова
Справочник дошкольного психолога. Р-на/Д,
53
«Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке
Развитие сенсорно-перцептивной сферы и т.д.
Ю. Шиманович
«Школьный психолог» – №5
54
«Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов»
Игры и задания на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников
Т.Л. Шишова
Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. М.: «Искатель»
55
«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе»
Развитие познавательных процессов
В.Л. Шарохина
Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе. М.: Книголюб (Психологическая служба)
56
«Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Профилактика и коррекция негативных личностных нарушений и развитие коммуникативных навыков
И. Ярушина
««Школьный психолог» » – №4
57
58
59
60
61
62
63
Источник
Комплексная психокоррекционная программа с ребенком с ЗПР.
Психокоррекционная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нацелена на коррекцию и общее развитие ребенка. Программа состоит из пяти занятий, продолжительность каждого занятия 30 минут. Данная коррекционная программа включает игры и упражнения, направленные на коррекцию общего психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Каждое занятие состоит из 3 развивающих игр и 2 коррекционных упражнений. Занятия проводятся в первой половине дня, 2 – 3 раза в неделю. Программа рассчитана на 2 недели.
Цель программы: преодоление отставания детей с ЗПР в познавательном развитии. Формирование основных психических процессов и функций. Формирование у ребенка с ЗПР аналитико-синтетической умственной деятельности, коррекция эмоционально-волевой сферы. Формирование целенаправленной деятельности, навыков планирования и контроля. Подготовка ребенка с ЗПР к школьному обучению. Развитие всех сторон речи ребенка.
Программа предполагает работу с группой из 4 – 5 человек. Занятия проводятся в отдельном просторном помещении.
Содержание программы:
Занятие 1.
1) Игра «Разрезные картинки».
2) Упражнение «Запомни узор».
3) Игра «Фотоаппараты». 4) Упражнение «Постройте дорожку».
5) Игра «Найди отличия».
Занятие 2.
1) Игра «Куда идет ежик?»
2) Упражнение «Цветоощущения».
3) Игра «Тренируем эмоции».
4) Упражнение «Несуществующее животное».
5) Игра «Кто как радуется».
Занятие 3.
1) Игра «Карлики и великаны».
2) Упражнение “Четыре стихии”.
3) Игра «Домик».
4) Упражнение «Ухо, горло, нос».
5) Игра «Наоборот».
Занятие 4.
1) Игра «Архитектор».
2) Упражнение «Колпак мой треугольный».
3) Игра «Стоп, хлоп, раз».
4) Упражнение «Что изменилось?»
5) Игра «Достань машинку».
Занятие 5.
1) Игра “Сочини предложение”.
2) Упражнение “Два круга”.
3) Игра “Путаница”. 4) Упражнение «Что бывает? Какое бывает?» 5) Игра «Выдели слово».
Занятие 1.
Цель: преодоление отставания в познавательном развитии.
Ход занятия:
1) Игра «Разрезные картинки». Ребенку предлагается собрать сюжетную картинку из четырех составных частей. (Приложение 1.)
2) Упражнение «Запомни узор».
Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать. (Приложение 2.)
3) Игра «Фотоаппараты».
Детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. (Приложение 3.)
4) Упражнение «Постройте дорожку».
«…К нам в гости пришли белочка, зайчик, лисичка и медвежонок. У каждого своя тропинка:
у белочки — , у зайчика — , у лисички — , у мишки — .
Постройте каждому свою дорожку, выбрав из коробки с геометрическими фигурами: все шарики, все кубики, все уголочки и все овалы.
5) Игра «Найди отличия».
Предложите малышу взглянуть на картинку, где изображены два жирафа. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. (Приложение 4.)
Занятие 2.
Цель: формирование основных психических процессов и функций, развитие творческих способностей, формирование аналитико-синтетического мышления, коррекция эмоционально-волевой сферы.
Ход занятия:
1) Игра «Куда идет ежик?»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку на листе бумаги.
Оборудование: карточки с рисунками, фломастеры, карандаш или указка.
Ход игры:
1. Педагог раздает детям карточки и предлагает проследить с помощью указки, карандаша или пальца, куда же ведет каждая из трех дорожек. Ответы могут быть устные или письменные, могут складываться из разрезной азбуки. «Куда идет ежик по этой дорожке? К грибу. Что найдет ежик, если пойдет по этой дорожке? Ягоды». И т.п. Дети могут проследить, куда ведут дорожки, но уже не указкой, а зрительно, называют ответ.
2. Детям раздаются карточки, и дается задание типа: «Найди дорожку к яблоку». Ребенок должен проверить (зрительно или с помощью указки) дорожки и найти нужную. «Эта дорожка к яблоку». Дорожки могут быть пронумерованы. Могут быть обозначены как верхняя, средняя и нижняя.
3. Детям раздаются карточки, где дорожки не имеют цвета и дается задание: «Раскрась дорожку к яблоку, синим цветом» и т.п. Дети, таким образом, должны проследить, куда ведут дорожки, выбрать нужную и раскрасить ее заданным цветом. (Приложение 5.)
2) Упражнение «Цветоощущения».
Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.
3) Игра «Тренируем эмоции».
Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;
улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребенок, и так, будто ты увидел чудо;
позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;
испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;
устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;
отдохнуть, как мама после работы; как ребенок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.
4) Упражнение «Несуществующее животное».
Придумай и нарисуй необычное, несуществующее животное. После рисования детей просят описать животное и назвать его.
5) Игра «Кто как радуется».
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Занятие 3.
Цель: формирование целенаправленной деятельности, поведения ребенка, навыков планирования и контроля.
Ход занятия:
1) Игра «Карлики и великаны».
По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
2) Упражнение “Четыре стихии”.
Если вы произносите слово “земля”, ваш ребенок должен опустить руки вниз, если слово “вода” – вытянуть руки вперед, слово “воздух” – поднять руки вверх, слово “огонь” – произвести вращения руками в локтевых суставах.
3) Игра «Домик».
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Ошибками являются: неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно; замена одного элемента другим; отсутствие элемента; сильный перекос рисунка. (Приложение 6.)
4) Упражнение «Ухо, горло, нос».
Игроки становятся в шеренгу. Ведущий встает перед ними и говорит: “Каждый будет закрывать то, что буду называть”. Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Он начинает по очереди называть и закрывать ухо, горло, нос, но при этом специально путать игроков. Кто ошибается, тот выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто остался последним. Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» – за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
5) «Наоборот».
Вы показываете движения ребенку, а он повторяет эти движения (покрутить руками фонарики, потянуться, сделать вращательные движения головой.)
показывает обратные движения (если руки вверх, то дети должны опустить руки; голова вправо, дети должны наклонить влево.)
повторяет все кроме запрещенного, это движение надо выполнять наоборот (например, поднимать руку когда вы опускает ее).
Занятие 4.
Цель: психологическая адаптация, подготовка ребенка к школьному обучению.
Ход занятия:
1) Игра «Архитектор».
Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, домик), строитель повторяет задание.
2) Упражнение «Колпак мой треугольный».
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Фраза повторяется по второму кругу, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).
В следующем круге заменяются уже два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем круге играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В конце игры дети изображают жестами всю фразу.
Если это трудно, фразу можно сократить.
3) Игра «Стоп, хлоп, раз».
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, а на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Повторяется 2-3 раза.
4) Упражнение «Что изменилось?»
Перед ребёнком ставят 4 игрушки. Посчитайте: первый – мишка, второй – зайчик, кукла, собачка. Затем попросите малыша отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Малыш должен угадать, что изменилось.
5) Игра «Достань машинку».
Для этой игры нужны заводная машинка и палка.
Педагог-психолог заводит машинку, и она как бы случайно заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог-психолог просит ребенка достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в его поле зрения (палка лежит на подоконнике).
Если ребенок пытается это сделать рукой, не надо его останавливать. Пусть убедится, что это невозможно. Затем педагог-психолог говорит: «Давай поищем то, что тебе поможет». При необходимости нужно указать на палку. В конце игры можно напомнить ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».
Занятие 5.
Цель: развитие всех сторон речи.
Ход занятия:
1) Игра “Сочини предложение”.
Ведущий предлагает группе 2 картинки, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения. (Приложение 7.)
2) Упражнение “Два круга”.
Дети строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: “Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое”.
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается (“…с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое” и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.
3) Игра “Путаница”.
“Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова! Я командую “раз-два” И приказываю вам. Всех расставить по местам”.
Спросите у ребенка: “Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?”
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
4) Упражнение «Что бывает? Какое бывает?» Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.
“А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?”
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее.
5) Игра «Выдели слово».
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Л, Р, К и др.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР формирует позитивную эмоционально-волевую сферу, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки планирования и контроля, помогает развитию всех сторон речи.
Источник