Программа комплексной дифференцированной диагностики развития ребенка с нарушением зрения
Диагностика педагогического обследования детей с нарушением зрения
В.Н. Лакомкин, Э.И. Танюхина.
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 2-3 года)
ФИО ____________________________________________________________
Возраст _______________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________
1-6 Социально-бытовая ориентировка
| Бальные оценки | 1 – знает, называет, показывает | 3 – показывает некоторые знает | 5 – показывает только некоторые | 
| Знание схемы тела (с 3 лет) | |||
| Одежда | |||
| Ближнее окружение (семья) | |||
| Ориентировка в помещении: мебель, бытовые приборы | |||
| Ориентировка на улице: тротуар и проезжая часть | |||
| Растительность, животные | 
7-9 Навыки самообслуживания
| Бальные оценки | 1 – выполняет с незначительной помощью и подсказкой | 3 – выполняет с посторонней помощью | 5 – не выполняет | 
| Личная гигиена | |||
| Одевание и раздевание | |||
| Приём пищи | 
10-11 Игровая деятельность
| Бальные оценки | 1 – ролевая игра | 3 – предметные действия | 5 – манипулирует | 
| Играет с игрушками | |||
| Бальные оценки | 1 – собирает вокруг себя детей и организует игры | 3 – играет в коллективе | 5 – играет один | 
| Общение с детьми в игре | 
12 Работоспособность
| 1 – высокая, может долго заниматься чем-то и участвовать в занятиях | 3 – работоспособность ограничена, но достаточна | 5 – работоспособность низкая, быстро утомляется | 
Бальные оценки по каждому показателю суммируются, а общее заключение формируется по правилу:
| Сумма балов | Заключение об уровне освоения образовательной программы, п.п. 1 – 9 | Рекомендации | 
| 9 – 19 | Хороший | Возможен перевод на воспитание по программе общего вида | 
| 20 – 34 | Удовлетворительный | Продолжительность обучения по данному варианту обучения | 
| 35 – 45 | Неудовлетворительный | Необходим перевод на воспитание по программе с усиленной коррекционной направленностью | 
Рекомендации по дополнительным мерам педагогической коррекции:
* навыки самообслуживания (п.п. 7- 9) 11 -15 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия;
* социально-бытовая ориентация (п.п. 1- 6) 22 – 30 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия.
Рекомендации родителям: обратить внимание на развитие навыков самообслуживания, игровой деятельности, социально-бытовой ориентировки.
Вычисляется средняя бальная оценка по проведённым разделам обследования по правилу:
Полученная сумма баллов
Аl ср. = ————————————–
12
Дата обследования: ___________________201_г.
Воспитатель: Т.В. Разакова
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 4-7 лет)
ФИО ____________________________________________________________
Возраст _______________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________
1. Общее развитие речи
| Бальные оценки | ||
| 1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы | 
2. Графические навыки
| Бальные оценки | ||
| 1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы | 
3. Готовность к письму
| Бальные оценки | ||
| 1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы | 
4. Готовность к письму. Правильно ли держит руку.
| Бальные оценки | ||
| 1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы | 
5. Готовность к письму. Соблюдение строки.
| Бальные оценки | ||
| 1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы | 
6. Знание схемы тела
| Бальные оценки | ||
| 1 – знает, называет, показывает | 3 – показывает и некоторые знает | 5 – показывает только некоторые | 
7. Знание понятий дальше – ближе, впереди – сзади
| Бальные оценки | ||
| 1 – знает, называет, показывает | 3 – показывает и некоторые знает | 5 – показывает только некоторые | 
8. Представление об окружающем мире.
| Бальные оценки | ||
| 1 – в соответствии с программой общего типа | 3 – ниже уровня программы | 5 – значительно ниже уровня программы | 
9. Социальные связи
| Бальные оценки | ||
| 1 – широкий круг социальных связей | 3 – с незначительной помощью | 5 – показывает только некоторые | 
10. Самообслуживание
| Бальные оценки | ||
| 1 – самостоятельно без подсказки | 3 – с незначительной помощью | 5 – с посторонней помощью | 
11. Самообслуживание
| Бальные оценки | ||
| 1 – самостоятельно без подсказки | 3 – с незначительной помощью | 5 – с посторонней помощью | 
Проводя диагностику зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что развитие зрительного восприятия подчиняется общим закономерностям, характерным для детей с патологией зрения.
Анализ изучения результатов уровня развития зрительного восприятия у дошкольников, позволил сделать вывод о том, что обследуемые нами дети продемонстрировали разный уровень зрительного восприятия, т.к. находятся на разных этапах его развития. Это позволило нам выделить дифференцированные группы детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительного восприятия, отражающие их индивидуальные способности.
Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с младшими дошкольниками имеющими патологию зрения.
Социально-бытовая ориентировка
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением зрения
Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.
Занятия по курсу СБО направлены на:
- накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
- развитие навыков межличностного взаимодействия;
- расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.
Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
В обучении выделяется два направления.
- Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
- Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Темы занятий:
| Личная гигиена. Охрана здоровья и зрения | 
| Значение правильного режима дня, рационального питания. | 
| Охрана и развитие зрения. Подбор очков. Правила ухода за ними. | 
| Закаливание организма. | 
| Привила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей. | 
| Уход за обувью | 
| Пришивание пуговиц. | 
| Пользование утюгом | 
| Специальная посуда для приготовления пищи. | 
| Способы обработки овощных продуктов. | 
| Значение пищи в жизни человека. | 
| Использование консервированных продуктов. | 
| Оформление готовых блюд | 
| Столовые приборы. | 
| Бытовые приборы и их назначение. | 
| Правила пользования бытовыми приборами | 
| Уход за одеждой в зимнее время | 
| Уход за комнатными растениями. | 
| Уход за комнатными растениями( практическое занятие) | 
| На дорогах города ПДД | 
| Бытовая химия. Правила пользования бытовой химией. | 
| Упражнения для снятия зрительного восприятия | 
| Экскурсия на почту. | 
| Магазины нашего города. | 
| Правила покупки товаров. | 
| Значение витаминов. | 
| Лекарственные растения нашей местности. | 
| Правила приемы лекарств | 
| Уборка жилого помещения. | 
| Уборка жилого помещения. Практическое занятие | 
| Уход за домашними животными. | 
| ПДД «Безопасная дорога» | 
| Первая медицинская помощь | 
Карта педагогического обследования
уровня сформированности пространственных и бытовых навыков
у детей с нарушением зрения
Ф.и.о. _______________________________________________________________
дата (первичное обследование) ____________________201___г.
дата (итоговое обследование) ____________________ 201___г.
| Знания о предметах | Свойства предметов | Ориентировка в пространстве | Ориентировка в микропространстве | Навыки самообслуживания | Уровень сформирован-ности знаний и умений | |||||||||||
| Мытьё рук, лица | Пользование столовыми приборами | Одевание и раздевание | ||||||||||||||
| 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | Н. | С. | В. | 
Бальный показатель:
1 б. – норма (выполняет самостоятельно)
3 б. – ниже нормы (выполняет с незначительной помощью)
5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)
Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:
Низкий уровень – от 28 до 35 □
Средний уровень – от 18 до 21 □
Высокий уровень – от 7 до 14 □
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения
(возрастная группа 7 – 11 лет)
201___г.
| № | Клиенты | Знания о предметах | Свойства предметов | Ориентировка в пространстве | Ориентировка в микропространстве | Навыки самообслуживания | |||||||||
| Мытьё рук | Пользование столовыми приборами | Одевание и раздевание | |||||||||||||
| 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | ||
| 1. | |||||||||||||||
| 2. | |||||||||||||||
| 3. | |||||||||||||||
| 4. | |||||||||||||||
| 5. | |||||||||||||||
| Низкий ур. | |||||||||||||||
| Средний ур. | |||||||||||||||
| Высокий ур. | |||||||||||||||
Бальный показатель:
1 б. – норма (выполняет самостоятельно)
3 б. – ниже нормы (выполняет с незначительной помощью)
5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)
Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:
Низкий уровень – от 28 до 35 □
Средний уровень – от 18 до 21 □
Высокий уровень – от 7 до 14 □
Источник
