Программа коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста
Программа занятий по развитию коммуникативных навыков
старших дошкольников посредством «Подвижные игры»
Введение
В настоящее время, когда даже дошкольники испытывают дефицит общения из-за занятости родителей, увлеченности компьютерными играми и телевизором, необходимо большое внимание уделять развитию их коммуникативной сферы.
Коммуникативные навыки предполагают способность восприятия и понимания людьми друг друга, способность к эмпатии и умение сглаживать возникающие конфликты, действовать в команде, коллективе. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности.
Человеческая личность – это гармония мысли, чувства и движения. В современных условиях большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Физкультурные занятия, проводимые в виде игр, могут не только способствовать физическому развитию дошкольников, но и развивать коммуникативные умения и навыки. Подвижные игры, как один из ведущих видов деятельности, вызывают у детей большой эмоциональный отклик и помогают органично освоить новые умения и навыки.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирования и развития коммуникативных способностей через организованную двигательную активность ребенка, формирование здорового образа жизни.
Пояснительная записка
Игра – это важная деятельность всего периода дошкольного детства. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на искусственно созданные условия, существующего в реальной действительности общения.
Игры не только помогают детям развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие в процессе общения со сверстниками проблемы и трудности.
Понимание друг друга – это одна из острейших проблем детских взаимоотношений.
Игра помогает ребёнку выстроить систему межличностного взаимодействия, позитивных взаимоотношений, проявить свои лидерские умения. Она дает прочную основу, своего рода модель поведения, которую в будущем ребенок может использовать в реальной жизни.
Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у детей способность к самостоятельным решениям, умение отстаивать собственное мнение, помогает в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.
Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, она имеет определенную воспитательную задачу.
Игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это подчиненный или руководитель, формирует у детей адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе детских отношений. Это формирует гибкость восприятия и мышления, способность к быстрому переключению от одного вида деятельности, в том числе коммуникативной, на другой.
Игра позволяет пережить те состояния, которые помогают детям на игровом уровне контролировать свои эмоции или воздерживаться от их проявления.
Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребёнку донести свое мнение до сверстника, с помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них качества, необходимые в повседневной жизни.
Использование данной программы способствует повышению уровня коммуникативной и двигательной активности дошкольников, обеспечивает нормальное физическое и психическое здоровье, а также условия для проявления активности и творчества каждого ребенка.
На занятиях используются народные игры, в которых заложен огромный потенциал для развития нравственной и коммуникативной сферы личности.
Цель программы – формирование культуры общения дошкольников со сверстниками, укрепление физического и психического здоровья, развитие двигательной активности и физических качеств личности (силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации), формирование представления о культурном наследии русского народа.
Задачи программы:
- научить детей играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших и самостоятельно;
- развивать активность, самостоятельность, ответственность;
- воспитывать чувство коллективизма;
- учить дошкольников приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
- развивать коммуникативные умения;
- воспитывать внимание, культуру поведения;
- обучать умению работать индивидуально и в группе;
- развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развивать коммуникативную компетентность дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формировать потребность в физическом развитии, как необходимом условии для успешных взаимоотношений со сверстниками и сохранения своего здоровья;
- популяризировать подвижные игры.
Занятия по данной программе проводятся на специально организованных занятиях в воспитательной группе, спортивном зале, на прогулках.
Длительность занятий – 25-30 минут. Периодичность занятий – 3 раза в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы «Подвижные игры»:
- Формирование коммуникативных умений.
- Укрепление здоровья, повышение физической активности.
- Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости.
- Сформированная потребность в активном участии в играх, в их поиске и самостоятельном проведении.
Содержание программы «Подвижные игры»
Название игры | Количество игроков | Оборудование для игры |
Жмурки | 5-10 | Платки, шарфы |
Пятнашки или салочки | Не менее 3 | |
Большой мяч | Не менее 5 | Большой мячик |
Гонки на руках | Четное количество игроков | |
Тише едешь – дальше будешь | Не ограничено | |
Зайцы в огороде | Не менее 3 | |
Игра для детей «Руки вверх!» | 2команды по 4 чел | Стол и стулья |
Передай апельсин | Не ограничено | Апельсин или мячик |
Укротитель диких зверей | Не ограничено | Стулья |
Попробуй, проколи. | 4 пары игроков | Воздушные шары |
Пожарники | Пары игроков | 2 куртки, 2 стула, веревка длиной 2 метра |
Разыгрывание приза на счет три | Пары игроков | Чупа-чупс |
Угадай, кто я! | Не ограничено | |
Дай руку | От 5 | |
Бездомный заяц | От 3 | |
Попади в шляпу! | Разные мелкие предметы и шляпы | |
Три, тринадцать, тридцать | От 5 | |
Белые медведи | От 7 | |
Цель | От 3 | |
Жучок | Не менее 5 чел | |
Подними стул | стул | |
Зомби | По парам | верёвочки |
Гуси-лебеди | От 6 чел | скамейки |
По алфавиту | от 5 чел | скамейки |
Содержание программы «Подвижные игры» (продолжение)
Успей подобрать | От 2чел | 1+8мячей |
Шишки, желуди, орехи | От 7 чел | |
«Битва Петухи” | От 4чел | |
Кто кого | От 6 | палки |
«Вороны и воробьи» | От6 чел | |
«Петушиный бой» | От 8 | |
Космонавты | От5 | Начертить круги |
«Повяжу я шелковый платочек» | От 6 | Шары и платки |
«Краски» | От 5 | скамейка |
Русская народная игра «Стадо» | От 6 | |
Русская народная игра «Горелки» | От 7 | |
Игра «Кот и мышь» | От 8 чел |
Методика проведения подвижных игр
Горелки
Выбирают водящего. Затем участники распределяются парами и должны взяться за руки. Они становятся перед водящего «столбцом», т. е. выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Начинают играть по команде водящего, например,
«Раз, два, три – беги!»;
«Рыба, галка, хлеб, мочало… Сзади пара – побежала!» и т. д.
Итак, как только водящий дал команду “Выходи …”, последняя пара бежит вперед, разъединяя руки (один участник обегает колонну слева, а другой справа).
Задача пары – встать впереди колонны и вновь взяться за руки.
Водящий пытается помешать этому, и если ему удается засалить (поймать) одного из игроков, он становится вместе с пойманным во главе колонны.
Игрок, оставшийся без пары, идет водить.
Если же водящему не посчастливится засалить кого-либо из бегущих, и они сумеют стать первой парой, то он продолжает водить.
Русская народная игра «Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки.
Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» – все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Петушиный бой»
Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.
«Повяжу я шелковый платочек»
Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.
Русская народная игра «Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
«Белые медведи»
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» – и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
«Три, Тринадцать, Тридцать»
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (воспитатель) говорит «три» – все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» – руки на пояс, при слове «тридцать» – руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
«Битва петухов»
4-14 участников.
Для каждой пары определяется определенный терн (круг, квадрат), за который выходить запрещено. Кто вышел – проигрывает автоматически.
Правила: каждый из участников берет себя правой рукой за правую голень (так, чтобы передвигаться можно было только прыгая). Задача – вытолкнуть противника за пределы круга или заставить его отпустить руку, которой он держит ногу. Оба варианта – проигрыш. Выталкивать можно только туловищем.
Запрещено: сбивать с ног, толкаться свободной рукой.
Если участник упал, и смог встать, но не отпустил руки, то игра продолжается.
«Жучок»
Играющие становятся в полукруг, а водящий на шаг впереди, спиной к ним. Правую ладонь он прижимает к правой стороне лица, ограничивая свой обзор, а левую – к правому боку, ладонью наружу. Кто-нибудь из играющих несильно ударяет ладонью по ладони водящего, и все играющие протягивают вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Водящий после удара поворачивается к игрокам и старается угадать, кто прикасался к его ладони. Если он угадывает, то опознанный становится водящим. Если нет, то он опять водит.
«Зомби»
Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой, должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара справится вперед – получает очко.
«Дай руку»
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий – салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
«Попрыгунчики – воробушки»
Предварительно на асфальте чертится круг с помощью мела.
В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».
Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. «Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.
«Гуси-лебеди»
На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2- 3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки – это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» – «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».
По сигналу – «Гуси-лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «Гуси-лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».
Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.
«Шишки, желуди, орехи»
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он станет орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
«Жмурки»
В игре может принимать участие сколько угодно детей, но не менее трех. Желательно иметь некоторое пространство, чтобы была возможность двигаться, не натыкаясь на препятствия. Игра начинается с выбора водящего. Можно воспользоваться считалкой или просто кинуть жребий. «Водиле» завязывают глаза и выводят на середину площадки, затем поворачивают его несколько раз вокруг собственной оси. Дальше можно прочесть стишок или просто по команде разбежаться. Задача жмурки поймать игрока.
Правила игры:
Когда жмурка подходит к опасному предмету, все кричат «огонь», чтобы избежать травм. Но нельзя использовать это слово, чтобы отвлечь внимание жмурки от игрока, который не может убежать.
Нельзя убегать далеко (желательно заранее обговорить границы участка для игры) и прятаться за какие-то предметы.
Жмурка должен узнать пойманного игрока не снимая повязки.
«Гонки на руках»
В игре принимает участие четное количество детей. Они делятся на команды по 2 человека. Один игрок берет второго члена команды за ноги. Таким образом они должны добраться до финиша. На середине пути игроки меняются местами и продолжают двигаться дальше. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша.
«Руки вверх!»
В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на 2 команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а затем говорит: «Руки вверх!». Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!» – и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды.
«Передай апельсин»
Две команды встают в две шеренги напротив друг друга. Игроки в каждой команде, от первого до последнего, должны передать друг другу какую-то круглую вещь: апельсин, мячик, круглую игрушку. При этом можно пользоваться только подбородком или плечом. Руками себе помогать нельзя. Если вещь падает на пол, все начинается сначала.
«Попробуй, проколи!»
Один или два воздушных шарика привязывают к ноге или к обеим ногам детей. Задача игроков – проколоть любым способом чужие шары и защитить свои собственные.
«Угадай, кто я!»
Ведущему завязывают глаза, остальные берутся за руки и встают вокруг «слепого». Ведущий хлопает в ладоши, и дети начинают двигаться по кругу. Ведущий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь ведущий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто это. Если ему удается это сделать с первой попытки, то тот, кого угадали, водит. Если же ведущий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого играющего и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водит ребенок, которого опознали. Как вариант этой игры, можно ввести правило, по которому ведущий может попросить игрока что-либо произнести, изобразить животное – погавкать или мяукнуть.
Источник