Программа эмоционально эстетическое развитие ребенка маленький эмо

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РХ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

г. Черногорска

Принято:                                                                                       Утверждаю:

Педагогическим советом                                                             Директор ГКУ РХ «Центр для

Протокол № ___                                                                                     несовершеннолетних»

от «__»_________ 20___ г.                                                              _____________О.Н.Ченский                                «___»_______________20___г.

Рабочая программа

Кружок «Игротека»

Направление: развитие эмоционально-личностной сферы

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации – 1 год

Автор:

Педагог-психолог

Дрюмова Екатерина Ивановна

Черногорск 2015 г.

Пояснительная записка

         Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеют важное значение. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.  

        Последние годы  в стране  отмечается  увеличение детей из  семей «группы риска».

         Родители, ставшие безработными, стали зависимы от алкоголя,  не проявляют интерес и активность в участии воспитания собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.

         Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью, проявление   чувства беззащитности и неуверенности в себе.  

         Отсутствие положительных  взаимоотношений в семье, чувства любви у родителей к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

          Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы из  семей группы «риска»  нуждаются в специально-организованной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных, индивидуальных особенностей, правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления детей.

        Если не будет своевременно оказана психологическая  помощь детям  из семей группы «риска», то  они в будущем встретят трудность в социально-личностном становлении, а также  в социальной адаптации и самоопределении.

       ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является учреждением временного проживания детей. Несовершеннолетние, проживающие  в Центре, чаще всего из неблагополучных семей и многие воспитанники составляют группу социального риска. Поэтому основной целью при работе с детьми, чье развитие проходило в условиях неблагоприятного социального окружения, является создание оптимальных условий для эмоционально-волевого развития. 

        Как справедливо указывали  выдающиеся психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец «Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка».

        В связи с этим была составлена рабочая программа по эмоционально – личностному развитию детей дошкольного возраста,  в которой определена игровая модель  работы  педагога – психолога  с  воспитанниками.

        Данная программа разработана в рамках кружка «Игротека», который входит в дополнительную общеобразовательную программу учреждения «Трудиться всем пригодится».

        Цель кружка: Создание оптимальных условий для успешной реабилитации, интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста.

         Задачи:

  1. Обогатить  игровой опыт детей, способствовать развитию навыков сюжетно-ролевой игры.
  2. Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  3. Развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  4. Развивать  языковую культуру, формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  5. Стабилизировать эмоциональное состояние
  6. Развивать познавательную активность.
  7. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
  8. Познакомить с миром профессий.
  9. Формировать навыки произвольного поведения.
  10. Развивать крупную и мелкую моторику.
Читайте также:  Параметры развития и динамика ребенка

        Возраст обучающихся:

Младшая группа – 5-7 лет.

       Режим занятий: 

Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час – для детей младшей возрастной группы ( 5-7 лет) – 30 минут.

       Формы организации и проведения занятий: 

Занятия проходят в группах по 8-10 человек, минигруппах по 5-6 человек, индивидуально в зависимости от цели занятия.

       Направления работы кружка:

          Регуляция поведения и эмоционального состояния, повышение самооценки, профилактика конфликтов, формирование навыков взаимодействия с детьми

       Используются следующие формы:

– групповая работа;

– элементы индивидуальной работы;

– треннинговые занятия;

– психогимнастика с использованием музыкотерапии;

–  релаксация;

– беседы

– рисование.

Этапы реализации программы:

1 этап –  организационный, подготовительный

– изучение и анализ проблем   по эмоциональному  развитию  детей
2 этап – практический

– внедрение   коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога с детьми;
3 этап – обобщающий

-обработка и интерпретация результатов коррекционно – развивающих занятий  с детьми

 Содержание программы:

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

Блок 2. Повышение самооценки и уверенности в себе 

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

Блок 3. Регуляция  поведения

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

Блок 4. Развитие взаимодействия и профилактика конфликтов между детьми.

Задачи: Способствовать формированию навыков взаимодействия со сверстниками, учить разрешать конфликты с помощью компромисса.

        Структура занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание, ритуал прощания.

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Примечание

теория

практика

1

Занятия по регуляции эмоционального состояния

«Мои чувства»,

1

2 неделя января

2

Занятия по регуляции эмоционального состояния

«Ласковые слова»

1

2 неделя января

3

Занятия по регуляции эмоционального состояния

«Настроение»

1

2 неделя февраля

4

Занятия по регуляции эмоционального состояния

«Живая свеча»

1

2 неделя февраля

5

Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Мои качества»

1

2 неделя марта

6

Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе  «Мой домик»

1

2 неделя марта

7

Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Я – сильный»

1

2 неделя апреля

8

Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Самоуважение»

1

2 неделя апреля

9

Занятия по регуляции  поведения

«Мое поведение»

1

2 неделя мая

10

Занятия по регуляции  поведения

«Солнечный зайчик»

1

2 неделя мая

11

Занятия по регуляции  поведения

«Мои поступки»

1

2 неделя сентября

12

Занятия по регуляции  поведения «Краски»

1

2 неделя сентября

13

Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми

«Мои друзья»

1

2 неделя октября

14

Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми

«Лучики»

1

2 неделя октября

15

Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми

«Я и другие»

1

2 неделя ноября

16

Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми

«Путешествие воздушных шаров»

1

2 неделя ноября

17

Занятия по профилактике конфликтов между детьми

«Конфликты»

1

2 неделя декабря

18

Занятия по профилактике конфликтов между детьми

«Дружба крепкая»»

1

2 неделя декабря

Итого: 18 часов

теоретических – 5

практических – 13

Содержания занятий

Занятие 1   –   «Мои чувства»

1.  Упражнение «Поздоровайся радостно»

2. Сказка «Случай в лесу»

3. Беседа «Что я чувствую»

4. Игра «Какой я»

5. «Настроение» – рисование

Занятие 2   –   «Ласковые слова»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Дворец»

3. Игра «Собери облако»

4. Релаксационное упражнение «Мы – облака»

5. Этюд – прощание

Занятие 3  –   «Настроение»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Кукла»

3. Игра «Уходи»

4. Игра «Иди ко мне!»

5. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

6. Этюд – прощание

Занятие 4    –   «Живая свеча»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Башни»

3. Игра «Уходи»

4. Игра «Испечем пирожок»

5. Релаксационное упражнение «Живая свеча»

6. Этюд – прощание

Занятие 5  –  «Мои качества»

1. Этюд-приветствие

2. Беседа «Марионетки»

3. Игра «Король»

4. Игра «Березка»

5. Релаксационное упражнение «Гроза»

6. Этюд – прощание

Занятие 6   –   «Мой домик»

1. Этюд-приветствие

2. Рисование «Я-взрослый»

3. Игра «Мой домик»

4. Релаксационное упражнение «Распустившийся бутон»

5. Этюд – прощание

Занятие 7    –  «Я – сильный»

1. Этюд-приветствие «Эстафета хороших новостей»

2. Упражнение «Я-сильный»

3. Игра «Царевна Несмеяна»

4. Релаксационное упражнение «Зеркальный шар»

5. Этюд – прощание

Занятие 8  –  «Самоуважение»

1. Этюд-приветствие «Эстафета хороших новостей»

2. Упражнение на дыхание

3. Беседа «Самоуважение»

4. Игра «Охотник и заяц»

5. Этюд – прощание

Занятие 9   –    «Мое поведение»

1. Этюд-приветствие

2. Сказка «Не смей»

3. Обсуждение сказки

4. Рисование «Преврати злого в доброго»

5. Этюд – прощание

Занятие 10  –  «Солнечный зайчик»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Настроение»

3. Игра «Пиктограмма»

4. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

5. Этюд – прощание

Занятие 11   –    «Мои поступки»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Холодно-жарко»

3. Игра «Попроси прощение»

4. Сказка «Котенок»

5. Этюд – прощание

Занятие 12   –   «Краски»

1. Этюд-приветствие «Хрустальный шар»

2. Упражнение «Цветопись настроения»

3. Игра «Краски»

4. Релаксационное упражнение «Распустившийся бутон»

5. Этюд – прощание

Читайте также:  Развитие ребенка на первом месяце после рождения

Занятие 13   –   «Мои друзья»

1. Этюд-приветствие

2. Сказка «Кто разбил графин»

3. Беседа «Как можно помочь себе признаться»

4. «Радость» – рисование

5. Этюд – прощание

Занятие 14    –    «Лучики»

1. Этюд-приветствие «Хрустальный шар»

2. Упражнение «Коробка переживаний»

3. Игра «Волшебная подушка»

4. Релаксационное упражнение «Лучики»

5. Этюд – прощание

Занятие 15   –    «Я и другие»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Это я, это я»

3. Упражнение «Зеваки»

4. Игра «Ласковый дождик»

5. Этюд – прощание

Занятие 16   –    «Путешествие воздушных шаров»

1. Этюд-приветствие «Какие мы разные!»

2. Упражнение «Ветер и шары»

3. Упражнение на дыхание

4. Релаксационное упражнение «Тучка»

5. Этюд – прощание

Занятие 17    –    «Конфликты»

1. Этюд-приветствие

2. Сказка «Ссора»

3. Беседа «Когда мы ссоримся»

4. Рисование «Кто я»

5. Этюд – прощание

Занятие 18   –   «Дружба крепкая»

1. Этюд-приветствие

2. Упражнение «Ритм по кругу»

3. Игра «Поддержка»

4. Релаксационное упражнение «Путешествие на звезду»

5. Этюд – прощание «Костер дружбы»

Ожидаемые результаты обучения:

  • Наблюдаются развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих.
  • Наблюдается формирование навыков произвольной саморегуляции, навыков общения с окружающими.
  • Наблюдается снижение тревожности, повышение самооценки.
  • Умеют работать в парах, подгруппах. Проявляют доброжелательное отношение к сверстнику, умеют выслушать, помочь по необходимости.

Способы  проверки результатов обучения и формы подведения итогов:

Бальная система оценки по темам занятий и рейтинговая оценка успешности обучаемых от темы к теме 2 раза в учебном году, оценивается активность обучающихся на занятии, оценка изменения психо-эмоционального состояния производится по средствам психологической диагностики

Учебно-методические средства обучения

  1. Диагностический инструментарий психолога:

Цветные прогрессивные матрицы Дж.К. Равенна «Когито-Центр».

Методика Выготского-Сахарова.

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву).

Методика В.М. Когана.

Исключение предметов (4-й лишний).

Методика «Кубики Кооса».

Методика «Установление последовательности событий».

Методика «СОМОР»

Методика «Контурный С А Т – Н»

Методика «Тест Рука» (модифицированный вариант для 3-11 лет).

Цифровой Тест Отношений (модифицированный вариант для 4-10 лет).

Методика «Эмоциональные лица».

  1. Сенсорная комната для занятий: Светлая сенсорная комната 2 этаж, комната № 10 –  16,4 кв.м.

Детская стол-ванна для игр с песком и водой

Дидактическая черепаха

Игровое тактильное панно «Ежик»

Мягкий модуль «Часики»

Пирамида

Полифункциональный набор «Гномик» – комплект мягких модулей

Сенсорная тропа для ног

Сухой бассейн

Игровая дорожка

Лента-гусеница

  1. Учебная комната для теоретических занятий – Учебное помещение – 2 этаж, комната № 61 – 16,3 кв.м.

Столы для занятий – 6 шт.,

Стол для педагога – 1 шт.,

Стулья – 10 шт.,

Школьная доска- 1 шт.

  1. Кабинет психолога и социального педагога- 2 этаж – комната № 54, – 15,3 кв.м.

Столы – 2 шт.,

Стулья – 4 шт.,

Компьютер – 1 шт.,

Принтер – 1 шт.,

Шкаф для литературы – 1 шт

Литература:

  1. Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. Игровое панно «Ежик». Игры и занятия с детьми: Пособие для педагогов, психологов и родителей.-СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
  2. Баряева Л.Б., Солнцева Л.Н., Бехтерева Л.Н. Лента – гусеница: Пособие для педагогов, психологов и родителей.-СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.
  3. Дидактическая черепаха: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007
  4. Игровая дорожка: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  5. Игры-занятия с водой и песком: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  6. Колос Г.Г.  Сенсорная комната в дошкольном учреждении.   – М. 2008.
  7. Полифункциональный набор «Гномик». Игры и занятия с детьми: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  8. Развивающая сказкотерапия. Сборник программ по сказкотерапии /под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – С-Пб. 2000.
  9. Сенсорная комната  – волшебный мир здоровья / Под ред. Жевнерова B.JI. –  С-Пб. 2007.
  10.  Сенсорная тропа-тропа здоровья: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  11. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
  12. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками/Под ред. Л.Б. Баряевой.-СПб.:КАРО, 2007
  13. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. М. 2008.
  14. Часики: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008

Источник

40) Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». –Дошкольное воспитание. 1996 -№9,с.58

41) Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998, 384с.

42) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –С.Пб.: Питер Ком., 1998,720с.

43) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Феникс.,1996, 736

44) Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. –Обруч,1996, №4, с.24-27

45) Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.

46) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.

47) Федотова В.Г. Каждый охотник желает знать где сидит фазан. –Целительные силы. 1996,-№11,с.36-37

48) Фомин Н.А. Физиология человека. –М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995, 416с.

49) Флэйк-Хобсон К., Брайн, Е. Робисон, Пэтси Скин. Мир входящему.

50) Царенко Л. Игра-жизнь-театр. –Обруч. 1996, -№4, с.28-31

51) Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,ВЛАДОС,1995, 160с.

Читайте также:  Программа для наблюдения за развитием ребенка

52) Эйзенштейн С. Психология искусства. Психология процесса художественного творчества. –Л.% 1980, с.175

53) Эмоциональное развитие дошкольника под ред. Кошелевой М. Просвещение, 1987

54) Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. –Вопросы психологии, 1997. №4,с.20-27.

Приложение

Для развития творческого воображения, эмпатии нами была разработана методика развития названных качеств, которая представлена в виде трех блоков-направлений.

Первый из них – Путешествие в картины; нетрадиционное рисование.

Знакомя ребенка с произведением искусства, мы помогаем ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Мы вместе с ним исследуем эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивается. Можно отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения.

Работая с музыкальным произведением, мы создаем ситуацию, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная. Затем ребенок выбирает материал, соответствующий сложившемуся у него образу, и визуализирует услышанные впечатления, отыгрывая их художественными средствами. Так рождается живописный или графический образ музыки, создаваемый ребенком в плоскостных и объемных композициях разными техниками. Этот образ естественно закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно-эмоциональный опыт.

Так на занятиях музыкальное пространство, мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать музыкой.

Пространство – место, где существует и действует персонаж. Персонаж – это тот, кто путешествует, тот, с кем путешествуют и тот, кто встречается нам на пути.

Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек, мышонок, слон, туфелька и ,конечно, сам ребенок. А затем:

¨ цветовое пятно;

¨ звук природный или музыкальный;

¨ линия графическая или мелодическая;

¨ абстрактная форма.

Чуть позднее появляются персонажи посерьезнее:

¨ цвет, линия, форма из конкретного художественного произведения;

¨ музыкальная линия;

¨ облако, дерево, солнце из пейзажа;

¨ цветок, груша, кувшин … из натюрморта.

Местом, куда мы отправляемся вместе с персонажем или в поисках его, может быть, например, пространство природы – утренний лес, теплое море или грозовое небо; пространство города; пространство искусства.

Пространство и персонаж существуют во времени.

Время – понятие сложное. На занятиях мы говорим о времени, которое ребенок в состоянии охватить сознанием и памятью, это время, реальное для него; время суток, года, время ближайших событий; время сказочное – «когда-то», «давным-давно», «некогда» и т.д «Сказочное время не выходит за пределы сказки. Оно целиком замкнуто в сюжете. Его как бы нет до начала сказки и нет по её окончании. Оно не определено в потоке исторического времени». Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -Л., 1971. С.232.

Время возникает, когда мы говорим о характере движения: быстро, стремительно, медленно, не торопясь…

Знакомя ребенка с произведением искусства, необходимо помочь ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Необходимо исследовать вместе с ребенком эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но путешествие можно продолжить, отправившись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения. Например, превратить портретное изображение персонажа в цветок или дерево, животное или птицу, сохраняя соответствующее эмоциональное состояние, цветовой колорит и пластику героя. Подобный метод работы называют эмоционально-ассоциативным.(3).

В блок «Игра» были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие синестезии, творческого воображения, эмпатии, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.

Проводились игры, которые развивают способность ребенка к ассоциациям между ощущениями разных органов чувств:

«К кому в гости мы идем?»

Оборудование: на полу находятся дорожки, накрытые одинаковой фланелью (на одной из них фланель мокрая), одна из дорожек – гладкая, третья – с рейками, тровицами, камушками под фланелью, четвертая дорожка состоит из поролона, покрытого фланелью. Длина дорожек около 2-2,5 м.

Во время выполнения упражнения воспитатель спрашивает детей, что они чувствуют, по какой дорожке они идут, куда она может привести, кто, по мнению детей, любит по каждой из них ходить, кто может жить в конце дорожки.

Игра «Кто в доме хозяин?»

Оборудование: природный материал (шишки, кора, мох, корешки, др.) – находится в домике.

По звучанию музыкального инструмента (или музыкального отрывка) – бубна, колокольчика и пр., ребенку необходимо придумать и рассказать, кто живет в домике.

Источник