Программа изучения ребенка с отклонениями в развитии пример
Содержание | Методы |
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и в какое время обучался.) | Изучение документации. |
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни. | Беседа с родителями. Изучение документации. |
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. | Посещение семьи. Беседы с родителями. |
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.), нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения. | Наблюдения во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование. |
V. Особенности познавательной деятельности ребенка 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций). | Изучение медицинской документации. Специальные исследования. |
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.). | Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ. |
3.Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредотачиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. |
4.Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. | Наблюдения на занятиях и вне их. Беседы с ребенком. |
5.Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком. |
6.Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений. | Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей. |
7.Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.). | |
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий. | Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д. |
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. | Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности. |
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии такого ребенка.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболевай у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку cо стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития.
При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;
особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.
Проанализировать полученные социологические сведения поможет представленная ниже таблица «Социальная характеристика семьи».
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
Источник
Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»
Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.
Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.
Способы изучения результативности программы.
Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.
Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___
Дата обследования сентябрь 2013 г Срок реализации ИПР: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)
Специа-листы
Выявленные нарушения
Задачи коррекционной работы
Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений
Рекомендации для родителей
Результат
С
К
Учитель-логопед
Коррекция произносительной стороны речи:
- Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
- Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична.
- Искажает звук «С», заменяет «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Щ» на «СЬ».
- Звуки «Л», «Р», «РЬ» – отсутствуют.
Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
- Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.
- Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,
- Не образовывает правильно притяжательные прилагательные.
- Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
- Частые ошибки в употреблении формы Р.п мн. числа
- Не согласует числительные «2», «5» с существительными.
- Употребляет односложные предложения, простые фразы.
Развитие самостоятельной связной речи.
- Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.
- При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
- Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».
- Не определяет количество и порядок слов в предложении;
- Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);
- звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).
- Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
- Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.
- Уточнить звукопроизношение звука «С» и закрепить его в речи.
- Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.
- Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
- Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей разных профессий. Активизировать глагольный словарь.
- Развивать умение образовывать правильную форму образования притяжательных прилагательных.
- Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
- Развивать умение употреблять правильную падежную форму Р.п. мн. числа.
- Развивать умение употреблять правильную форму образования числительных с существительными.
- Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.
- Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
- Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
- Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.
«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»
«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,
«Громко-тихо»
«Назови ласково»,
«Четвёртый лишний», «Магазин»,
«Чего много
в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», “Чей хвост . чья морда?”
«Один-много», «Какой лист, какая ветка?»,
«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Чудесный
мешочек», «Сосчитай»,
«Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»
«1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».
«Построй предложение»,
«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»
«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,
«Подружи буквы» Цепочка слов
- Закрепление
поставленных звуков;
- развитие внимания и памяти.
контроль произношения;
- выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;
- грамматиче-ского строя речи,
связной речи;
- выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя,
связной речи;
- развитие словесно-логического мышления.
- совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Воспита-
тели
- Не имеет представления о пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не понимает зеркальное отображение.
2.Не знает цифры.
3.Не владеет счётом в пределах 5.
4.Не знает геометрические фигуры.
5.Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.
6.Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.
7.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет.
8.Не умеет вырезать из бумаги.
9.Не владеет элементарными приёмами лепки.
10.Не умеет рисовать кистью и красками.
11.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.
- Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Формировать представления о числах от 1 до 5.
3.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.
4.Формировать представления о геометрических фигурах.
5.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.
6.Формировать умение классифицировать предметы.
7.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.
8.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.
9.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
10.Формировать умение рисовать кистью и красками.
11.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.
«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».
«Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей».
«Считай дальше», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».
«Назови фигуру», «Какая форма».
«Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается»
«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы».
«Трафареты», «Раскраски».
«Фрукты», «Овощи», «Грибы».
«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».
«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».
«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».
Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».
Закреплять представления о числах от 1 до 5.
Закреплять навык прямого счёта в пределах 5.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять умение сравнивать предметы.
Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.
Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур, правильно пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.
Поощрять аккуратность, стремление помочь.
Закреплять умение рисовать кистью и красками.
Закреплять навыки самообслуживания.
Педагог-психолог
Неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.
Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
Возникают трудности при выполнении мыслительных операций
Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
Развивать способность концентрировать произвольное внимание
Повышать объем произвольной памяти
Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»
«Где ошибка?»;
«Как пройти к зайке?»;
«Небылицы»;
«Съедобное – несъедобное»
«Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
«Живое – не живое»
«Отгадай предмет по описанию»;
«Да, нет»;
«Чей домик?»
«Четвертый лишний»;
«Что сначала, что потом?»
«Загадки»
релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии
Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное – несъедобное», «Найди отличия», лабиринты
Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;
«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Инструктор по Физ.
- Разновидность плоскостопия (косолапие), ярко выражена сколиотическая осанка, мышечная недостаточность.
- Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).
- В беге на скорость – шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.
- Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.
- Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.
- Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
- Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;
Музыкальный руководитель
Не устойчиво внимание при прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.
Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).
«Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,
«Зимушка-зима»,
«Песня осенних листочков»
«Сами саночки бегут», «Детский сад»,
Слушать дома спокойную классическую музыку
муз. руководитель___________/ФИО/
задания с помощью.
задания самостоятельно, правильно
Литература.
Источник
Хадзарагова Светлана Сергеевна
Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Использование современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Хадзарагова Светлана
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющиеся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.
В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обученияв структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие составляющие:
– диагностико-консультативный
– физкультурно-оздоровительный
– воспитательно-образовательный
– коррекционно-развивающий
– социально-педагогический
Каждый из перечисленных модулей имеет свои цели, задачи и содержание.
Создание предметно-развивающей среды.
Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в здание необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски или провести яркий кант по периметру двери. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. В раздевалке детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что представленный наглядный материал нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию.
Дети с нарушенным слухом должны быть слухопротезированы ИСА (индивидуальными слуховыми аппаратами).
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Конечно,помощь детям с ограниченными возможностями здоровья должны оказывать узкие специалисты: педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи. Одной из проблем является нехватка узких специалистов. Тем не менее, есть выход и из этой ситуации. В разных учреждениях края оказываются бесплатные услуги разными специалистами. Для этого педагоги ДОУ должны направить родителей ребенка в такие учреждения.
Бесплатные услуги логопеда можно получить у нас в детском саду. При запущенных тяжелых случаях отсутствия речи ребенок может быть вместе с мамой направлен в центр «Доверие» где логопед занимается ежедневно.
Успешность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада во многом зависит от вовлечения в него родителей воспитанников. Родители должны в полной мере участвовать в коррекционной работе, проводимой дошкольным учреждением, выполнять рекомендации педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком.В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детейс ограниченными возможностями здоровья:
создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;
осуществлять коммуникативную направленность обучения;
строго индивидуализировать обучение;
всесторонне развиватьу ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п. ;
создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детейс ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Основы компенсирующего воспитания в детском саду.
У детей с ограниченными возможностями здоровья обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности.
Так, клинико-психологическая структура развития личности у детейс дефектами зрения и слуха включает ряд общих признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических свойств личности. Поэтому, приступая к работе с такой категорией детей, необходимо посоветоваться с врачами, узкими специалистами. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения обследуют ребенка и составляют этапную программу обучения. Процесс обученияследует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны,следует:
предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
начинать и заканчивать каждую сер Ию заданий ситуацией успеха;
сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.
Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть минимальным.
Необходимо организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребенка. Режим освобождает родителей и детей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.
Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда. Вся деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком взрослый комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья очень чувствительны к музыке. Для поднятия общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи можно петь с ним песенки, разучивать стихи, сказки, но обязательно при этом объяснять их смысл.
Воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. При обученииопираться на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.
При обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета.
Следовательно, необходима частая смена видов деятельности. По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Следующий принцип – повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах.
Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Источник