Программа изучения ребенка с отклонением в развитии

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и в какое время обучался.) Изучение документации.
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни. Беседа с родителями. Изучение документации.
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Посещение семьи. Беседы с родителями.
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.), нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения. Наблюдения во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование.
V. Особенности познавательной деятельности ребенка 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций). Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.). Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ.
3.Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредотачиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.
4.Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. Наблюдения на занятиях и вне их. Беседы с ребенком.
5.Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания. Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.
6.Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений. Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей.
7.Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.).  
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий. Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д.
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии такого ребенка.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболевай у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку cо стороны отца и матери, а также прародителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития.

При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:

уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;

особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Проанализировать полученные социологические сведения поможет представленная ниже таблица «Социальная характеристика семьи».

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

Источник

^à£=ÄU»Æ•xë¶}>¾‘Ò,†Þ̸|ä[ޛ¨ô2RIçt܁v |sZ¢’¿:olÊ>d ì;ò>Ë´–ߦŸŸŸÎˆc¢;˜Øà…Ô5&?^¦×íätþ¶NS³Ú‡ÙháíäÁ Åߣ@ĝ›—7Õñÿiy£58/JÒõÞèýèvM[H Ùy¦â#^H,¾¼0xÞ¥½tNןó‹jž]ÕR¦‚Ï‘Ê13wÞT{h½b}Íi¼äùSJÝ|‹
qŸbÉãY¹øL‘šÌÏ%+¹)$5×Zx¬W½¯×0咏^$uQ,ÁíD¥zÍð!Ûp*÷‘¸Åƒªi­j–݇ÉÔu¶˜|ž@;ïhÕNVgù‘Ü ˜ œkŒ¥EVÌHRlÆRó™ÂJËö• ­eÝnø¸|ØNÙGj;Î.s.§¡Þ´wQ¾D‰¢¯98ÅÏÚd»ÑPËü©š.OŽŽøøj¯>$n˜ZqúK¼§Ã‡Ã`03B¶¨>V”ÝWºÅGéI_Ùè­ÞbÑqã8KÌQÀjq€cƒ¬—ñŒ«Ì=‰ƒa½:Ó(V`o]i(BÝó’^a.¯¬‚˜ Ä[҉M‚ÕJÑ)åœùLø@rۮ̡—õè±hG9gnÔôXóPi¾-f;¹ ˆÖ ÷€ˆáGhø4 ¡1? a°CA+4¾`zîå4槽 †GQѤrÑdO©6Š>‹E×#TãHª]¸ÞùF¡¶§ÐÄþö±½ºDv@0^Š&§TÈû¢o…õõA%°fWš›Çâ+Á-ð¦˜74¥IŠ‹‹‚*ŽŽè`y«eÿ¢ÇÍÁŠs5ÞºvK„GßAçbµk”Æar€buÈ1Ö·QV|uùÏW#hjRq´o!—Õ ²ë…ÃmòýúìjAwÀÓûT&f*ð5¢2½a‘a¦ß‘ú÷ú6¿|ân[øÄÑ!Ÿp3ùDͬ$F·ÂåSj¢¤žò”-¹ÿÔðŌéT;*™+¼¨Wû¯of0n †[¯[ŒŠè(²pF(&Uµ»;ôÚ©›{uë„C®ð ù‚Á}¨aQ²/ —ÎQñ}°¸œÔÉàªïà˜Ò[ܝ§¶ˆk]ÄüP—?u-Ü«
ëÙA—^ŒŠ6lqÜmÕ­‡*l;Ó@±ï¼¯E»5E—ëV(ÃQ!íÎ,t[LfX²ÀU1êJW³ll~6”ª”e°šñ×þø­«Â×ûT¨”M¥?ž73.¶ˆ5.;X‡]¬µ™£)ƒ+îGPEº
4[ˆË²u.—¦clúðSÛ´æƨîamî>F01!áÕüïL5änÉ¢(dÏhÙ²¶?Å%ÁvU¬É„ãlî¸}X˜ÍÜâdãåwWÞ-ʶ…_=›’ò˜âË9¯³’ä9‘MDzÂ2ìЌrÐH÷Š‡M‰V‘Ðf(ËR®÷¦c¥†R)$­Ñr|-†ÎoÏö{¹Ï+”mt²£gµ›¦f
—¬FÒC±KïÄ4:’` Lh>·#‚Ù7ÙÍMf¶4Ü«ÂonÞr¬+ú̉#^Óò4ƒ4*3ƒKçú|`ۉñêMŒç±gҍ½sãCܛF*Ce@QȨÅmk PÒØ×,ËÅð%à7Ž¹®—ªR êêRöȄS¦¢X©ù$ô“H·ˆÄ%°÷žµÛ©ª4ýuÀ`àEÈT~}B3″Ùj}”ìÊ呢,S¿c2gCz>ñ¬v[Ó·ÃÎ_]±üzÃr×ËPÔiŽ>Æ/ë²£æÈZá

´Üý’É*ûk%”)©UƎâ­jð6ƒhN ¢@¤vqa0x›@€Ø&iÐj¡êT½i­.â;S“–ÛkdÇ9wØE–n])ÿ×ÛøsÁ¤­ œ×’
R‰sˆ„õiÌ;Ŕá“Ø1“„+á#I¹,ҍ1íºœ¬£Æ­Þj¬
’.Bêu±Ï*ªí2•,šø¬¶¸¶¡ìhkf¸c†µãáN>G4NљwÞG],„}H‡³t¶Âz”,›-)%LÍ(6Öº~vºæL”¦vIiÉ]j²ÓLÇÏN†2O¢Ì©+ÜûrSÕ:&§U¶0u±¢¶a¶âB~f U!£
r…C§š®–Ï’ú‰LuÒuèçÍ!3n¦PÆp¤tŠQ–Sc•µ—ø»$¥Ôý×ÄÎvòy*êK>t×86BIá|’EIÛJ­2
3„ãö,P€ù2ƒ².…
í2ÊB¼Æå?¨d “¦PœÊBÈÂuFl!d
mMQ`$Q8”VÛ!÷­ËQ’ÍøÙð=ô%¹¯»=&ø¶(„f¨Oš÷4µ+¿ÍvÜÂTŒðjA”Q2ÞŠÒDØ2ŒD¥‡úËKnGÞËÇ qòdћn¢õvžM´=~œ6n’LBdt­ùõK?®Tœ-õÒ´DkÚ7Ãa¬é”ƒ´ðmƒrule©
¡0‘»ïdIÙó_b.QfuÄËýÌï¿íoåw¿ßæÄãÿ7b؇oµ+l«=êü×ÍV{£`oóI
IFlFÙÉBåúbµL9XÂZ!¹n¹ágÇέkжN¹ÿ0SßÓÙç¯Mфâ#‘Ý[®¢)ÅS
ç®u„E”êÁ¢ß‘sloÙs$G2—دS¹×´ÄÀ¥âS«’ûb˗î‹ì¨=©a]þeÛ¬~Ø’,)]”h*ò hÙÊç8_0£}ßc…¸é³írǼ•Ùe&`úî­Ì.£HA¥•Ùenp=4ÞúAóáƒÒ*J2
UD¢:M¼U”$°Ô71(-ošQÀÇ5yˏfi@Þ*J2ŠK_qç¼Àa`
ÙÌj‘Í@±ÀëŠ,…CY`®öÕû,Ês¿â
endstream
endobj
22 0 obj
>
endobj
23 0 obj
>
endobj
24 0 obj
>
endobj
25 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 26 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
26 0 obj
>
stream
xœXMoÛ8½ðà1=dÄáð0ø£.v-ê[ÐC6MÛZïv½‡ý÷;¢$[Rî80dšç‰zï͐JµþuzúzÿpR«Uµ>î¾?~QwÕæx:|®ÿþùX}¸ÿöôóþôtüY}úçS3´?O¿êZmv[µ9,ÕÞ*DÐV¾.¨4Pz@§‚êðƒ§½û„Z}û{¹àïÜ5¦ë¾[.înèÍguø}¹xː
ìÈ ø0 º»Qƒ©-ۀjïfÖ Qûb´zû~«Tõ¡aâýö·Ò£ÇC…v
k¢†èTÈ´À+mlÔÆí´ñŽÛu}ëxÌmkÔ«f¬¾5MÏ¿_¦ö¹[Ÿ»Ú›™û‘óÆ÷=ȳGÀ©BÏ Sã­
Ž µÜ(
Ú«ÃÃÝ
›éªüêь!r¼zNsáx ÃðLbªmÃW¬o‰Ûø÷¦ÍPh)dêÚvÛÑérDð5µ³2ïë«5ñ¶}ŸZ“gø
_6+5]í_Æ ­¶,H0%CܘtséCˆW~ Ϥ3~Ý2~¡·un¦x݊bF
0¹5âP,Ýr¿?ËÐ̳Es¦[7ZY™`*ÌOéâ„`ºŽà!Ä+¾„]ÝsÜævug“úæªSÛÍþåb{òçý®Æ’„ùÐþur˶Û懹äXʲ7€g?¸SH”EÉ&ð4¢¢¬¨}YQÏ­õEíUŠŽ ®Wt>§h/‚ÏE=­ÎIÓq™™¡
²ƒ¢4è¤âŠ/ÙtFŽml¯gè•Ê“ö9{»tó{—¬Gu•õŽCWls6ËTu`iDGYUWP5″˜i!tש:„x…ª—ð¬êf”Wç}‚iê„k3Æu)8J½^õK.³µgÁDՐ,x7Z^™e?Ã2a„„Š-& kE_,€˜˜UþT ác^ÕÔ/£¸ä ‰@° ÊÜq GñE(s{^b¹ÌÊPæêlBØd·e.¯{t@N„Rð­mªD¡Œk#Ê4*8×ú (c·`]ëtÓHNëZ®
Q¤‘)x×rD™‚wy’kꔥà]ŠœHiSð.
V¤´)x—œ+Ó¨à]âWN#C)x—Œ”)]ð.iZ¦QÁ»&&H”¨à]¢H#*x·y‹”v©à]cQx0¥‚wq “—
Ö5|˜±²·ž‚u1h¦‚u1䓑¥`]ô(#·`]äæLç‚s‘O”Ëقqð½ÔŒ›+RÈηûwVÔàý‹(ÿÉ)óý
endstream
endobj
27 0 obj
>
endobj
28 0 obj
>
endobj
29 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 30 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
30 0 obj
>
stream
xœ¥XKoÜ6¾Øÿ ãæ°¾)† IÞ
Z @‚øfäà¦NêCâ6ÝúïKr†ÔÒz·-Y+ŠœÎãû†Ú?NÏ_?ŸšÛÛýp:=~þíé×æa?¾œN/ß>íïÿþýiÿþñëó÷ÇÓóË÷ýÇ¿~9…¡ãËËééGß7ãÝԌ÷››ýQ7B0®›û/›Ñpÿ’%,¦1‚鶹ÿ槽ý(xóõÏ͍ÿþ½ÝÜ

b!jÉ(E?ÎEèÆ6+5/O$·ïˆßC§Êøe:0GV@‡û¹€SÀ$šÀþŠS‚Fî9iTY]Qåþ‰ ›Ôvp5ì—t b²%‘ÈZ2|¬û–.@(&}c˜Ÿ™ï›ž#!=Tnw™›xŒ¢@óߧäbSªwaTNø‰E€¬7ðô£¨MFkЉ˜.ê¢yWS&Læ&1œa|ž¾!(‡Ú`÷¹€hl=¼º8ï®êeËQ½~öa}äHçÜb_ÄìfÐݨ鏨4ÇE3crY¢I槔%fª†×r°Š~]3·j¬ÖSq¥P+OsáÛm’8o{ BñÈæÛњœð©Äár4’ô˜èì3±YRS]Žq,&›3u ŠwC®#¢R„„b©&ÎÓ2Ï+b6&jk™í¼:ULW3eE읧e»¶Ð™L¥&—jD¥Ï™J¦*l_æƈêZ™ç°¸ó°Ž9Қ9£â=%[óxö§ê;ƹ9€*Ž†(z¶GíóQÅÍø˜®¾™‚å2ÈfЍÇ%8gN0ã›EºÍW*»YË
¨êÏÔ¸³÷ ÁCqv©À’¸£ßÞLr±zŒèš)ÓÄòëȪ+Ìùαøä=‰€4a=¶Úvzmv¦×6|1úDñ áÏÞ½ñÓÎØÈatœF$ävZ†.!¿™¥°;ýŽ…&>3F¹iQ‰¹‡ýðê ¸&}ín¢¬¦Aê–펴ºË†üL_µlÈύl–­ù¹·-±$ç J¬•ð¸Gãò´~„ŽŽû”N¤¬ãe«aeZ9æðãi2¿AŒfšt£ê—• Ì$O‚·œöU=·{ ù`rÀJÐÄYÚv×Ò0¹•ðÚ²ŸSXOèâa.Bòʪ–0ÙTOÁ£áSŠ”;[€’XûºÔ5š,V/¶=1Û$ÔlÍ=™~5°‚¤Ù¯4Ñ÷š5½–¦0~í*8秫BœË†yÅ1›Ì—è†W´dÓÀbü(jæàW(SÚFH+ûÔÂÄ
vö™á5®·#÷Êò³c¥ASd”{Yó.R«$È©LVŽ•Ø•ì²åžÓ6jÐ5ô¿¤¥PŽpÊèRÁû]GB€T7DoL±5°‘ÛA´LZ˹
u´aLÚvBP%&(×R2­vƒ‰x^!‡mˆñäw¯½ÊqP~#!_E&X¢G2ã©HŒb´¤ÓPYíÍÊ£kÛÍÀKz†t¼?ÄS8éJ [dØתFÙå²(#
¢ùxR,§y•²*ñüXhTÐÚ¡+œC¼P!WÅ=«äœÏ“/+&ˆMO5=n=™˜{-B½”`QŸ`EŽ‰ŸP‹Kzƒ2mìoJ]ÅÜ՝f†ÇzηiÞ5@0ó¡`­Le§Ï÷vb¬’YàÍ
äe!ÌN°lÑx¾äx¯œÐDöª$ߌkdÌ3ÎaIØ4ù–¥^½ZHžréÑåapãÁYä(&x¾”Á#/èõŠªRöó֕–w1}¥;ÙƔv’¦Ô«úSÚ¦¬PFñYiÊjÏ&aa2~?f¯Ò™1ޏ‹ž´ñü6(”m}Å.ì&mÄnW¸îCÆÀµm¹Þ•Hõk–ÕzpS³lŒÒúmóCô¢l:1,,Š43Ÿ2·´bÊ &:ÝI’љ1 ÆíZX3ܱ̇ËÖìýõ{:†ŸÈµtҕ(;_¡¥³â뤡®¡éM,É´Ãû]”%嵜Š©¦?Þ%âî¶ •Œ#^%W§Üñøȵ͆A&Âó5ý®Çœ„_KÔ ¦ì*A«ÉÇûÛ%ȼ³Ž}4¨‰önK%j1z-œÙ䥂…ÂïCƅãj«Ã—IMïU/T÷ýºÞ>`’›XìûóÓµªÜ£k¶mi
õçÅ°ÊLƒ|{‘¥¤à‚Þdrœ%%ºˆ|µ)~¥Lµþ¢¿» /ã`ý¥Ð“+,é0«ò’ö]˜Áêy€Ëd)?2×Ë4/ì¯ÍS¼¬eêlâ÷uïã5¡6ŽæÿÐï»K}Úë
¿»„œa_ ¥‚Jîµ»~ÀÖv´_᫗çE–M½®?×m-Ȑë:åfÁ5d%.årëö‘‹€)PÍ0P@DW¢m™ç8Bï”-¤~Î umšÈ”ñ)®$ÞÆ%KójØú’~¤n0šîw;:†»à,aGAi½¿h|µulRGäÖvû4¿¢ŠÀí›z}žNŒ±ÝÀM·3¿¤×Äá¿jY n$ۋ+¥

Источник

Педагогическое изучение предусматривает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную). Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.

Интересующие педагога сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение позволяет достаточно хорошо изучить мотивационный аспект деятельности ребенка, его познавательную активность, интересы. Изучение мотивации показывает уровень личностной зрелости ребенка.

Диагностическое значение имеет и выявление характера интересов ребенка. Например, показательным может быть то, к каким предметам он больше тяготеет – к чтению, математике, естествознанию, физкультуре и пр. Как правило, дети с первично сохранным интеллектом больше любят те предметы, где имеющиеся нарушения меньше влияют на успешность деятельности (например, дети с тяжелыми нарушениями речи больше любят математику, чем письмо и чтение).

Наблюдение позволяет также оценить степень сформированности деятельности в целом – ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Для получения представления о сформированности деятельности ребенка педагогу следует обратить внимание на следующее:

  • – понимание инструкции и цели задания;
  • – способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
  • – умение определить последовательность действий, операций;
  • – умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;
  • – способность осуществлять самоконтроль в процессе работы;
  • – умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
  • – способность адекватно оценить результат собственной деятельности;
  • – переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Полезно охарактеризовать и отдельные виды деятельности ребенка.

Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Чтобы выявить эти особенности, педагог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т.п. Большое значение имеет анализ отношения ребенка к имеющимся у него нарушениям – это характеризует уровень его интеллектуального и личностного развития. Нередко дети с сохранным интеллектом тяжело переживают имеющиеся у них нарушения, подчас дают неадекватные реакции в виде выраженного негативизма, агрессии по отношению к окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых нарушениях таких неадекватных личностных реакций может и не быть, и дети гармонично вписываются в коллектив сверстников с менее выраженными расстройствами.

Результаты наблюдения за детьми с теми или иными проблемами заносятся в индивидуальный дневник “сопровождения”. Периодичность записей зависит от состояния каждого конкретного ребенка. Факты должны грамотно и своевременно фиксироваться и обрабатываться. Желательно, чтобы в заполнении дневника участвовал не один учитель, а разные учителя-предметники, воспитатели, психолог, врач и другие специалисты. Это даст возможность более разносторонне охарактеризовать ребенка и проследить динамику его развития.

Данные, полученные с помощью наблюдения, используются при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика -документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности. В характеристике отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием обучения и воспитания. В коррекционно-образовательном учреждении психолого-педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель) на основе изучения каждого ребенка.

При динамическом наблюдении ребенка дошкольного возраста, посещающего коррекционно-образовательное учреждение, целесообразно использовать карту развития ребенка, представленную в приложении 4. В помощь педагогам для сбора материала и составления характеристики может быть предложена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанная С.Д. Забрамной (см. табл. 1).

В некоторых случаях бывает необходимо отразить результаты наблюдения не только за отдельным ребенком, но и за целым классом (группой). Это целесообразно сделать по следующей схеме, предложенной И.М. Бгажноковой

В тех случаях, когда выявляются трудности обучения, необходимо тщательное педагогическое обследование. Педагог-дефектолог должен не только сделать вывод об уровне знаний ребенка, но и понять, чем обусловлены те или иные трудности в овладении навыками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продуктивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоенный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необходимо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленностью деятельности. Очень важно отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание.

Необходимо иметь в виду, что если дети учатся в школе, то перед началом обследования педагог должен обсудить их успеваемость со всеми учителями, внимательно изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или иного навыка, характере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процессе усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о технических возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, круге представлений, интересов.

Необходимо отметить, что при анализе материалов педагогического обследования большое значение имеют сведения об условиях развития ребенка и о роли семьи в этом процессе.

Источник