Программа индивидуальной коррекции личностного развития ребенка

Программа индивидуальной коррекции личностного развития ребенка thumbnail

Индивидуальное сопровождение по коррекционно- развивающей программе «Коррекция эмоционально-личностной сферы»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы.

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.[12]). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях.

Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во время которого возникает наибольшая вероятность переживания чувства тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напряженности подростков. Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение.

Цель: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи:

  1. Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.

  2. Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

  3. Мотивировать на формирование первичных навыков самоанализа.

  4. Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.

Количество занятий – 5.

В занятиях используются следующие методы:

1. Релаксационные методы.

  • дыхательные;

  • аутотренинг;

  • телесно ориентированные;

  • арт-терапевтические.

2. Арт-терапевтический метод.

3. Игровые методы;

Методические материалы: помещение с игровыми и релаксационными зонами.

Перед проведением занятий по данной программе проводится диагностический блок с использованием следующих методик:

– методы наблюдения и беседы;

– проективный тест Люшер;

– проективная методика «Волшебная страна чувств»;

– методика «Мотивации аффилиации»;

– шкала реактивной и личностной тревожности.

По окончанию занятий проводится тот же психодиагностический блок.

Тематическое планирование

Задачи

Содержание занятия

    • обучение навыкам быстрого восстановления, снятия психической нагрузки;

    • уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации;

    • интеграция собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку.

    1. Упражнение: «Две минуты отдыха». Цель: возможность быстро отдохнуть от психологической нагрузки. Проведение упражнения: «Сядь удобнее на своём стуле, положи руки на колени, прислонись спиной к спинке стула. Закрой глаза. Перенесись мысленно туда, где тебе будет хорошо. Возможно, это привычное для тебя место, где ты любишь бывать и отдыхать. Возможно, это место твоей мечты. Побудь там… Делай то, что тебе привычно там делать. Или ничего не делай, как хочешь. Побудь там некоторое время….». Дав инструкцию, психолог внимательно наблюдает за изменением состояния подростка, приводит его в полную гармонизацию и позитивный настрой.

    2. Упражнение: «Маска». Цель: интеграция собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку. Оборудование: листы бумаги; цветные карандаши или фломастеры; Проведение упражнения: ведущий предлагает сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется. При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Рефлексия упражнения: Что вызвало затруднения в изготовлении маски? Чем маска отличается от тебя «настоящего»?

    3. Упражнение: «Дыхание». Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации. Проведение упражнения: «Сядь на стул. Закрой глаза и расслабься. Сосредоточься только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайся изменить его естественный ход, просто старайся не выходить из расслабления, запомни, как ты дышишь в состоянии покоя, зафиксируй рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии, чтобы в последующем, с помощью дыхания, можно было всегда успокоиться и расслабиться. 

      • визуализация эмоционального состояния на начало занятия;

      • научиться справляться с мышечным напряжением;

      • сформировать в мозгу мышечную память на состояние расслабления;

      • визуализация эмоциональных состояний.

      1. Упражнение: “Настроение“ (взято из системы Н. Роджерса) “Как снять осадок после неприятного разговора”. Инструкция: возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши, расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите: грустное настроение, как вы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоциональное неприятное состояние уже исчезло. Оно перешло в рисунок и было уничтожено вами.

      2. Упражнение: «Расслабление через напряжение». Цель: научиться справляться с мышечным напряжением; более того, мы должны сформировать у себя в мозгу мышечную память на состояние расслабления. Проведение упражнения: Сначала нам следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала проделайте каждое из заданий по отдельности, а затем научитесь соединять их вместе.

      –Напряжение мышц кисти – с силой сожмите пальцы в кулак.

      –Напряжение мышц предплечья – до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.

      –Напряжение мышц плеча и надплечий – разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях (два локтя и плечи должны располагаться на одном уровне и образовывать своеобразный кол, жесткую палку).

      –Напряжение мышц лопаток – сведите лопатки вместе и из этого положения потяните книзу, прогнувшись в пояснице.

      –Напряжение мышц лица – нахмурьте брови, зажмурьте глаза (словно мыло в них попало) и сведите их к переносице, наморщите нос (словно бы почувствовали неприятный запах), сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.

      –Напряжение мышц шеи – представьте себе, что вы наклоняете голову вперед, но не можете это сделать, поскольку упираетесь в воображаемое непреодолимое препятствие: шея напряжена, а голова в положении ни вперед ни назад.

      –Напряжение мышц пресса – максимально втяните живот, сделайте его плоским.

      –Напряжение мышц ягодиц – сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах (для уверенности покачайтесь на них из стороны в сторону).

      –Напряжение мышц промежности – одновременно с напряжением мышц брюшного пресса и ягодиц втяните промежность в себя.

      –Напряжение мышц бедра – из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.

      –Напряжение мышц голени – подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).

      –Напряжение мышц стопы – согните пальцы стоп.

      3. Упражнение «Спектрокарты». Цель: визуализация своих эмоциональных состояний. Инструкция: Фотографии располагаются на полу или столе. Ведущий обозначает тему, с которой должна быть связана выбираемая фотография – чувства в момент начала занятия. Участникам предлагается внимательно рассмотреть карты, выбрать одну или две из них, ассоциируя с обозначенной темой. Выбор исходит интуитивно. Уже на этом этапе начинается актуализация смыслов, связанных с воспринимаемыми фотографиями, погружение участников занятия в свой внутренний мир.

        • формирование представления о себе;

        • поиск личностных ресурсов;

        • снижение уровня тревожности.

        1. Упражнение «Солнышко». Цель:сформировать представление ребенка о себе и своих сильных сторонах. Проведение упражнения: ребенку дается задание нарисовать солнышко, затем на каждом его лучике написать свои положительные качества. Выполнение задание может занять большое количество времени, так как подросткам сложно придумать свои положительные качества. По каждому качеству ведущий задает вопросы: Что это за качество? Как оно проявляется в поступках? Почему оно тебе нравиться? Какую пользу оно тебе приносит? Какой вред может быть от этого качества? Насколько сильно оно проявляется в тебе? При общении с какими людьми оно не проявляется?

        2. Упражнение: «Тучка». Цель: сформировать представление ребенка о себе и слабых сторонах, для поиска ресурсов личности. Проведение упражнения: ребенку дается задание нарисовать тучку, затем на ней написать свои отрицательные качества. Выполнение задание может занять большое количество времени, так как подросткам сложно придумать свои отрицательные качества. По каждому качеству ведущий задает вопросы: Что это за качество? Как оно проявляется в поступках? Почему оно тебе нравиться? Какую пользу оно тебе приносит? Какой вред может быть от этого качества? Насколько сильно оно проявляется в тебе? При общении, с какими людьми оно не проявляется?

          • принятие себя;

          • обучение бережному отношению с собой;

          • обучение навыкам быстрого восстановления, снятия психической нагрузки.

          2. Упражнение «Любить самого себя». Цель: научить ребенка внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Проведение упражнения: Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи… Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя… Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям – добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми. Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза… Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём теле они чувствуют эту любовь. Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д. Рефлексия: Почему некоторые люди любят самих себя? Почему некоторые люди себя не любят? Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? Что делает тебя счастливым?

          2. Упражнение: «Расслабление». Цель: на быстрый отдых и расслабление. Проведение упражнения: сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать, отдохните на стульях… Вам удобно… Глаза закрыты… Вы полностью ли уменьшить их, чтобы избежать неудач.

            • уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

            1. Упражнение: “Ситуация”. Цель:развивать личностную свободу и раскованность для улучшения взаимоотношений и взаимопомощи. Проведение упражнения: вы должны придумать причины возникновения ситуации, а также развить ситуацию дальше. Варианты: 1.“Саша не успела выучить домашнее задание”. 2.“Максим прогулял урок”.  3.“Толя взял магнитофон своего друга без разрешения”. 4.“Рома пришел домой в 12 часов ночи”. Причины, выявленные ребятами, помогут лучше понять некоторые поступки. Показать причины, почему родители сердятся, когда подросток поздно приходит с прогулки и т.д. Обсуждение помогает показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и свое поведение соотносить с реакцией окружающих людей.

            2. Упражнение: «Разряжение тревоги и страха». Цель: избавление от чувства тревоги и страха. Возраст: 12—16 лет. Проведение упражнения: прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вызывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызывает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности. Это упражнение можно выполнять не только после того, как чувство тревоги было пережито, но и в сам момент переживания. Сядь поудобнее. Подумай о тех людях, местах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражай любые мысли или чувства, которые просятся наружу, как, например: «Мне страшно», «Я обеспокоен», «Я очень тревожусь по поводу». Повторяй фразы, как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что ты бормочешь что-то бессвязное про себя. В этот момент сделай паузу и посмотри, не придет ли тебе на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют область подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.

            Педагог-психолог Огурцова А.А.

            Источник

            ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

            ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

            Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

            Телефон: (499)179-66-81      Факс: (499)177-67-66      E-mail: sk65@edu.mos.ru            https://schuvc65.mskobr.ru/

            ИНН/КПП 7722306978/772201001        ОКАТО 45290590000        ОГРН 1037700227157         ОКТМО 45395000

            Утверждаю

            Директор ГКОУ СКШИ № 65

            Перепелкина С.И.

            ________________________

            Индивидуальная психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию компетенций эмоционально-волевой сферы

            Педагог-психолог:

            Бурякова Н. В.

            2019-2020г.

            Пояснительная записка.

            Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

            Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.

            У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с ОВЗ,  возможны более серьезные нарушения, отклонения.

            У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.

            Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная сексуальность.

            Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний – слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.

            Статистические данные психологических исследований подростков с ОВЗ, позволяют сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.

            Однако анализ нарушений у подростков с ОВЗ подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

            В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

            Программа  коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

             Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

            Условия реализации программы:

            Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.

            Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. В классе могут быть несколько учеников, требующих индивидуальной коррекции. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.

            Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию в виде цикла занятий, рассчитанных на 19 часов.  Продолжительность одного занятия – 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю.

            Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

            Задачи:

            • Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
            • Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
            • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
            • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
            • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
            • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
            • Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.

            Приёмы и формы работы:

            Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

            – ритуал приветствия,

            – разминку,

            – основное содержание,

            – рефлексию по поводу данного занятия,

            – ритуал прощания.

            В ходе работы используются:

            – игровые методы,

            – метод группового обсуждения,

            – ролевые игры,

            – арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, творческое рассказывание),

            – метод аутогенной тренировки,

            – психогимнастика.

            После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

            Все занятия имеют одни и те же цели:

            – познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

            – регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

            – коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

            Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

            Перечень средств, необходимых для реализации программы.

            Аппаратные средства

            • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео – изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
            • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
            • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
            • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

            Неаппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

            • Функционально-ориентированные игрушки и пособия.
            • Арсенал для техники АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластилин).
            • Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;
            • Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).

            Ожидаемые результаты:

            Педагогическим результатом деятельности по данной программе является:

            • становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
            • умение адаптироваться в сложных современных условиях;
            • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
            • развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;
            • уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность); 
            • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
            • формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;
            • формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

            Коррекция эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Когда не знаешь, как себя вести…..»

            Тема

            Количество часов

            РАЗДЕЛ I. Личностное самоопределение.

            1

            Первичная диагностика

            2

            2

            Представление о самом себе

            1

            3

            Познание своего Я

            2

            4

            Формирование адекватной самооценки

            2

            5

            Расширение круга близких людей

            2

            6

            Активное слушание

            2

            7

            Как вести переговоры

            1

            8

            Мои права и права других людей

            2

            РАЗДЕЛ II. Учимся жить в современном мире. (21часов)

            1

            Эмоции и чувства. Функции чувства

            2

            2

            Работа с обидами

            2

            3

            Преодоление трудных ситуаций

            2

            4

            Межличностные стрессы

            2

            5

            Мои проблемы

            2

            6

            Агрессивное (конфликтное) поведение

            3

            7

            Эффективные способы общения 1

            2

            8

            Умение принимать критику

            2

            9

            Звездная карта моей жизни

            1

            10

            Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

            1

            11

            Вторичная диагностика

            2

            ИТОГО: 35 часов

            Календарно-тематическое планирование

            Дата

            Тема

            Формируемые представления

            Обеспечение занятия

            Диагностика коммуникативных умений и навыков

            Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко

            Представления о самом себе

            Знакомство с чертами личности, возможность распознавать личностные качества

            Листы бумаги, карандаши, правила поведения на тренинге

            Познание своего Я

            Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои, так и чужие

            Листы цветной бумаги, карандаши, ножницы, релаксационная музыка, магнитофон

            Формирование адекватной самооценки

            Личностная рефлексия, создание внутренних критериев самооценки

            Листы бумаги, цветные и простые карандаши, карточки с предложениями

            Расширение круга близких людей

            Роль общения в жизни, необходимость совершенствования навыков общения

            Конверт с призом, карточки с ситуациями для ролевой игры

            Активное слушание

            Умение слушать другого человека

            Повязки для глаз, слова печатные «переговоры», «компромисс», карточки с ситуацией для ролевого моделирования.

            Как вести переговоры

            Конкретные навыки общения

            Карточки с ситуациями, релаксационная музыка, магнитофон

            Мои права и права других людей

            Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей

            Презентация, компьютер, магнитофон, музыка релаксационная, листы бумаги, цветные карандаши, краски.

            Эмоции и чувства. Функции чувств

            Эмоциональная сфера личности

            Бланки с таблицей и ситуациями, музыка, магнитофон.

            Работа с обидами

            Навык уверенного поведения, умение справляться с обидой

            Листы бумаги. Карандаши.

            Преодоление трудных ситуаций

            Навыки преодоления стресса

            Карточки с ситуациями, листы бумаги, карандаши, бланки с иррациональными мыслями.

            Межличностные стрессы

            Навыки преодоления межличностного стресса

            Презентация « Проявления стресса», музыка релаксационная, магнитофон.

            Мои проблемы

            Осознание своих проблем и поиск их решения

            Листы бумаги, карандаши.

            Агрессивное (конфликтное) поведение

            Приемы регулирования эмоционального состояния

            Мягкая игрушка, анкета «Мое поведение»

            Эффективные способы общения I

            Способы невербального общения

            Повязки на глаза, стулья по числу участников.

            Эффективные способы общения II

            Базовые коммуникативные умения, способы самоанализа и самокоррекции

            Повязки на глаза, листы бумаги, карандаши; несколько игрушек, сделанных из разных материалов

            Я тебя понимаю

            Самоанализ, навыки коммуникативного общения

            Пустая рамка от картины, релаксационная музыка, магнитофон

            Звездная карта моей жизни

            Анализ и определение психологических характеристик ( своих и окружающих)

            Лист ватмана, краски, карандаши.

            Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

            Согласованность действий с партнерами, адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций

            Чистые листы бумаги, ручки, карандаши, музыка, магнитофон

            Диагностика коммуникативных умений и навыков

            Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко

            Источник