Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением интеллектуального развития
Фролова Л.А., Соломенцева Е.Н.
Липецкая область, Елецкий район
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО
Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ – комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательном учреждении (ОУ) и представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и с интеллектуальными нарушениями. Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. Умственно отсталые дети делятся на 2 категории: детей – олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка).
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями в ОУ:
– разработка образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету, которая соответствует возможностям ребенка с ОВЗ;
– проведение ПМПк для выстраивания психолого-педагогического сопровождения;
– технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с целью создания условий для полноценного обучения и воспитания в ОУ;
– технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
– технология поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей).
Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ. Программы коррекционно-педагогической и психологической направленности являются образовательным коррекционным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист применяет свою программу сопровождения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации (педагоги, логопеды, психологи, дефектологи), и его родители.
Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР):
1.Индивидуальные сведения о ребёнке (персональные данные о ребенке и его родителях (законных представителях).
2.Психолого-педагогическая характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. Отразить: бытовые условия семьи, оценка отношений членов семьи к образованию ребенка; заключение ПМПК; данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; состояние сформированности речи, социально-значимых умений, навыков; потребность в уходе и присмотре; выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в ОУ.
3.Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, объем недельной нагрузки.
Предмет | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | ||
учитель | учитель логопед | педагог-психолог | ||
Речь и альтернативная коммуникация | ||||
Математические представления | ||||
Коррекционно-развивающие занятия | ||||
Сенсорное развитие | ||||
Логопедические занятия «Альтернативная коммуникация» | ||||
Всего |
4. Содержание образования в условиях организации и семьи.
4.1.Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1)Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2)Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3)Формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца,с заданными качественными параметрами.
4)Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание | 1 полугодие | II полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. | ||
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов, либо другим доступным способом. | ||
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. | ||
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. | ||
Начальные навыки чтения и письма. | ||
Математические представления | ||
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. | ||
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | ||
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. | ||
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. | ||
Умение обозначать арифметические действия знаками. | ||
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. | ||
Коррекционно-развивающие занятия | ||
Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе; Уметь работать в паре, группе; Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение; Сформированность мотивации достижения результата; Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера; Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике. | ||
Сенсорное развитие | ||
умение -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; – выделять существенные признаки предметов; – сравнивать между собой предметы, явления; – обобщать, делать несложные выводы; – классифицировать явления, предметы; – определять последовательность событий; – выявлять функциональные отношения между понятиями; – выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||
Альтернативная коммуникация | ||
-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»; -уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»; – уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание | I полугодие | II полугодие |
Рабочая программа группового обучения «Речь и альтернативная коммуникация» | ||
Рабочая программа индивидуального обучения «Математические представления» | ||
Рабочая программа индивидуального обучения по коррекционно-развивающим занятиям | ||
Рабочая программа индивидуального обучения по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» | ||
Рабочая программа индивидуального обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» |
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Дни | Время 10.00-10.20 | 8.30-14.00 (по необходимости) |
Приём пищи Контроль Гигиенические процедуры Контроль | Туалет Контроль |
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель начальных классов, учитель – логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
7. Программа сотрудничества с семьёй.
Задачи | Мероприятия | Отчёт о проведении |
Психологическая поддержка семьи | Индивидуальные консультации с психологом | |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами(раз в четверть и по запросу родителей) по темам: «Как развивать память ребёнка?»; «Формирование навыков самообслуживания»; «Организация свободного времени дома» и др. | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков, занятий. | |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | Посещение родителями уроков, занятий; консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях. | |
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения | Ведение дневника наблюдений; информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; проведение открытых уроков/занятий. |
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов (указан в каждой программе).
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
– что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
– что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
– насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
10. Приложения.
Список используемой литературы.
1. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
2.Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru.
3.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. Вып.2. – М.: «школьная книга», 2010.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
5. Семаго М.М.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, – М.: МГППУ, 2012.
6. ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Источник
Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Общие сведения о ребёнке
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
2.3 Примерное перспективное планирование
2.4 Социальное партнерство с родителями
1. Целевой раздел
Общие сведения о ребёнке
Заключение ПМПК от ____ №___
Коллегиальное заключение:
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.
Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.
Основные задачи: создание условий для:
– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;
– развития представлений о себе и об окружающем мире;
-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;
– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;
– формирования элементарных математических представлений;
– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;
– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;
– формирования творческих способностей.
Принципы реализации программы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Ведущая коррекционная работа
Диагноз | Используемые технологии (ведущие) | Коррекционная работа |
ДЦП | Здоровьесберегающие Развивающие | Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности |
Сроки проведения мониторинговых исследований:
Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.
Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.
Программа имеет следующие разделы:
1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
– Познавательное развитие;
– Социально-коммуникативное развитие;
– Художественно-эстетическое развитие;
– Физическое развитие.
2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
– Речевое развитие.
3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;
– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;
– понимает и выполняет простые инструкции;
– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;
– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;
– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;
– любознательный и активный.
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам
– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал
– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия
– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.
– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)
– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)
– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры
– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика», песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик
– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко», «Развитие и коррекция речи»
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
ОО | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальные занятия | ||
воспитатели | учитель-дефектолог | учитель-логопед | |||
Познавательное развитие | 2 | 2 | 2 | ||
Социально-коммуникативное развитие | 2 | 1 | 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие | 3 | 1 | 1 | ||
Физическое развитие | 3 | 1 | |||
Речевое развитие | 3 | 3 | 3 | ||
Количество в неделю | 13 | 1 | 8 | 3 | 3 |
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.
2.4 Социальное партнерство с родителями
Задачи | Мероприятия | Дата проведения |
Изучение семьи воспитанника | Анкетирование, беседа с родителями | Сентябрь |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами | По результатам мониторинга и по запросу родителей |
Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы | Индивидуальные практические занятия, консультирование, оформление родительского уголка | Раз в квартал и по запросу родителей |
Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе | Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты) | В течение года |
Ознакомлены _____________________/_____________________________/
(подпись родителей)
Источник