Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением интеллектуального развития

Фролова Л.А., Соломенцева Е.Н.

                                                                     Липецкая область, Елецкий район

                                         ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ – комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательном учреждении (ОУ) и представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и с интеллектуальными нарушениями.  Дети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением головного мозга. Умственно отсталые дети делятся на  2 категории: детей – олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями в ОУ:

– разработка  образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету, которая соответствует возможностям ребенка с ОВЗ;

– проведение ПМПк для выстраивания психолого-педагогического сопровождения;

– технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с целью создания условий для полноценного обучения и воспитания в ОУ;

– технология оценки  внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;

–  технология поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей).

Психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ. Программы коррекционно-педагогической и психологической направленности являются образовательным коррекционным компонентом адаптированной основной общеобразовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист применяет свою программу сопровождения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с  умеренной умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации (педагоги, логопеды, психологи, дефектологи), и его родители.

Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР):

1.Индивидуальные сведения о ребёнке (персональные данные о ребенке и его родителях (законных представителях).

2.Психолого-педагогическая характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. Отразить: бытовые условия семьи, оценка отношений  членов семьи к образованию ребенка; заключение ПМПК; данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка; состояние сформированности речи, социально-значимых умений, навыков; потребность в уходе и присмотре; выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в ОУ.

3.Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, объем недельной нагрузки.

Предмет

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

учитель

учитель логопед

педагог-психолог

Речь и альтернативная коммуникация

Математические представления

Коррекционно-развивающие занятия

Сенсорное развитие

Логопедические занятия «Альтернативная коммуникация»

Всего

4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1.Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1)Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2)Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Читайте также:  Развитие ребенка родившегося в семь месяцев

3)Формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца,с заданными качественными параметрами.

4)Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание

1 полугодие

II полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов, либо другим доступным способом.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

Математические представления

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

Умение обозначать арифметические действия знаками.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

Коррекционно-развивающие занятия

Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

Уметь работать в паре, группе;

Иметь мотивацию на самопознание и самоизменение;

Сформированность мотивации достижения результата;

Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Сенсорное развитие

умение

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

– выделять существенные признаки предметов;

– сравнивать между собой предметы, явления;

– обобщать, делать несложные выводы;

– классифицировать явления, предметы;

– определять последовательность событий;

– выявлять функциональные отношения между понятиями;

– выявлять закономерности и проводить аналогии.

Альтернативная коммуникация

-знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»;

-уметь употреблять слова, жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа», знать символы или жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа»;

– уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «хорошо», «плохо», «мыть руки», «мама», «папа

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Содержание

I полугодие

II полугодие

Рабочая программа группового обучения «Речь и альтернативная коммуникация»

Рабочая программа индивидуального  обучения «Математические представления»

Рабочая программа индивидуального  обучения по коррекционно-развивающим занятиям

Рабочая программа индивидуального  обучения по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

Рабочая программа индивидуального  обучения по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Дни

Время 10.00-10.20

8.30-14.00 (по необходимости)

Приём пищи

Контроль

Гигиенические процедуры

Контроль

Туалет

Контроль

6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР. Учитель начальных классов, учитель – логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

7. Программа сотрудничества с семьёй.

Задачи

Мероприятия

Отчёт о проведении

Психологическая поддержка семьи

Индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомлённости родителей об особенностях  и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами(раз в четверть и по запросу родителей) по темам: «Как развивать память  ребёнка?»;

«Формирование навыков самообслуживания»;

«Организация свободного времени дома» и др.

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков, занятий.

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

Посещение родителями уроков, занятий; консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях.

Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения

Ведение дневника наблюдений;

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

проведение открытых уроков/занятий.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов (указан в каждой программе).

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Читайте также:  Гоу центр развития ребенка детский сад

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

–  что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

 – что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

 – насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

10. Приложения.

Список используемой литературы.

1. Левченко И.Ю., Киселева  Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

2.Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru.

3.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. Вып.2. – М.: «школьная книга», 2010.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.

5. Семаго М.М.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, – М.: МГППУ, 2012.

6. ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ  от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Источник

Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

        Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

Содержание программы:

1. Целевой раздел

1.1 Общие сведения о ребёнке

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

2.3 Примерное перспективное планирование

2.4 Социальное партнерство с родителями

1. Целевой раздел

Общие сведения о ребёнке

Заключение ПМПК  от ____  №___

Коллегиальное заключение:

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

        Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.

        Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.

        Основные задачи: создание условий для:

– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;

– развития представлений о себе и об окружающем мире;

-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;

– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;

– формирования элементарных математических представлений;

– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;

– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;

– формирования творческих способностей.

        Принципы реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.

Читайте также:  Развитие эмоций ребенка посредством изобразительной деятельности

4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.

Ведущая коррекционная работа

Диагноз

Используемые технологии (ведущие)

Коррекционная работа

ДЦП

Здоровьесберегающие Развивающие

Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности

        Сроки проведения мониторинговых исследований:

Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.

        Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.

Программа имеет следующие разделы:

1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

– Познавательное развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

– Речевое развитие.

3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)

        Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

        В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

        Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;

– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;  

– понимает и выполняет простые инструкции;

– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;

– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;

– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;

– любознательный и активный.

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам

– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал

– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия

– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.

– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр

– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)

– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)

– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры

– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика»,  песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик

– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко»,  «Развитие и коррекция речи»

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

ОО

НОД

Совместная деятельность

Индивидуальные занятия

воспитатели

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Познавательное развитие

2

2

2

Социально-коммуникативное развитие

2

1

1

Художественно-эстетическое развитие

3

1

1

Физическое развитие

3

1

Речевое развитие

3

3

3

Количество в неделю

13

1

8

3

3

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие» 

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.

2.4 Социальное партнерство с родителями

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Изучение семьи воспитанника

Анкетирование,

беседа с родителями

Сентябрь

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами

По результатам мониторинга и по запросу родителей

Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы

Индивидуальные практические занятия,

консультирование,

оформление родительского уголка

Раз в квартал и по запросу родителей

Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе

Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты)

В течение года

Ознакомлены _____________________/_____________________________/    

                         (подпись родителей)                                                

Источник