Программа индивидуального речевого развития ребенка
Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»
Актуальность программы
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»
(Л. С. Выготский)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя – это развитие речи детей.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.
В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.
Цель
– создать условия для развития речи у ребёнка.
Задачи
– Расширение и уточнение словаря;
– совершенствования грамматического строя речи;
– привлечение внимания детей к собственной речи;
– развитие речевого аппарата.
Содержание деятельности
1)Расширение и уточнение словаря:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.
2) Развитие грамматического строя речи:
– формирование навыка согласования слов в словосочетании;
– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);
– развитие умения употреблять предлоги в речи.
3) Работа над звуковой культурой речи:
– развитие артикуляционного аппарата;
– знакомство со звуками русского языка.
4) Развитие связной речи:
– рассказывание о предмете;
– рассказывание о себе по вопросам педагога;
– рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.
месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники
сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка
Ребёнок, воспитатель
октябрь Упражнение “Домик открывается-закрывается”
Беседа по картине с животными “Кто как кричит?” Развивать артикуляционную моторику
Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки
ноябрь
Упражнение “Дождик”
Игра “Кап-кап и куп-куп” Развитие мелкой моторики
Способствовать развитию слухового
восприятия, внимания, памяти
декабрь Упражнение “Подуем на горячую картошку”
“Как нам транспорт помогает” Развитие артикуляционной моторики
Побуждать рассказывать об изображенном на картинке
январь “Что бывает зимой?”
Игра “Что звучит в коробочке”
Развитие грамматического строя речи
Способствовать развитию слухового
восприятия, внимания, памяти
февраль Игра “Угадай игрушку”
“Мишка спрятался в берлоге” Развитие слухового
восприятия, внимания, памяти
Развитие грамматики
март Рассказы о своей семье
Рисование горизонтальных линий “Дорожка для Вани” Побуждать правильно отвечать на вопросы
Развитие графических навыков
апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы
Предполагаемые результаты
– расширен словарный запас у ребёнка;
– грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;
– динамическое развитие речевого аппарата.
Материально-техническое обеспечение
– игрушки;
– дидактические игры;
– картины, демонстрационный и раздаточный материал;
– произведения художественной литературы;
– использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).
Список использованной литературы
– Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. – М., 2008.
– Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова
– Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1990.
– Хрестоматия для детей раннего возраста.
Источник
Eлена Фурсова
Проект индивидуальной программы речевого развития ребенка
Участники проекта: воспитатели группы, педагоги специалисты, ребенок– 6 лет, родители.
Продолжительность проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь)
Методы и приемы: Практический (упражнения,игры) Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации) Словесный (рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания Наглядный (наблюдение, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек, показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)
Актуальность
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения, закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению школе. На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи как нельзя актуальна. Так как в последние годы замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически построенной речи (ОНР – 60%, ФФНР – 30%, дизартрия- 10%). В проекте я постараюсь раскрыть подходы к организации профилактической работы, развития фонематического восприятия у ребенка 6 лет через активное сотрудничество всех специалистов и родителей.
Педагогическая характеристика
воспитанника детского сада
I. Сведения о родителях
Мать: Ольга Н. М., 1985г. р., магазин «Бэхетле», продавец, среднее
(ФИО, год рождения, место работы, должность, образование)
Бытовые условия__отдельная квартира, отдельную комнату не имеет__
Состав семьи _4 взрослых, 1 ребенок___
Взаимоотношения в семье_частые конфликты, имел место распад семьи
Состояние здоровья родителей_наличие хронических заболеваний___
Язык общения в семье___русский___
Воспитание в семье: преимущественно занимаются воспитанием ребенка ба-бушка и тетя, большую часть времени ребенок проводит с тетей;принципы воспитания: со стороны дедушки, матери, тети – строгое, но требование безусловного выполнения просьб, решений старших отсутствует; со стороны бабушки – мягкое, уговоры, выполнение желаний ребенка; ребенок не наказывается, проводит свободное время со взрослыми, без взрослых во дворе не гуляет, друзей нет.
II. Сведения о ребенке
С какого времени посещает детский сад с 3 лет_
Физическое состояние ребенка удовлетворительное, группа здоровья 2.
Аппетит___нормальный___
Сон засыпает не сразу; спит беспокойно, чутко; просыпается легко, сразу
Частые жалобы __головные боли, повышенная потливость, плохо переносит жару, езду в транспорте, повышенная обидчивость, плаксивость, грызет ногти. _
Ребенок правша
Особенности личности У ребенка наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. Ребенок склонен к раздражительности, колебаниям настроения, беспокойный, суетливый, часто проявляет грубость, непослушание. Характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность. Ребенок склонен к реакциям истероидного типа.
Особенности общения и межличностных отношений При выборе партнеров по общению не имеет осознанного мотива выбора.Особенности отношения к взрослому: характерна отрицательная установка на педагогическое воздействие взрослого. Часто нарушает порядок, дисциплину, не любит соблюдать установленные нормы. Родители жалуются на непослушание. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, ребенок отвечает равнодушием или негативизмом. Утомляется от физических нагрузок, от общения, при умственных нагрузках. При утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, появляется раздражительность,малейшая перемена в окружающей обстановке (неожи-данный звук, новое лицо, вещь) сразу же привлекает его внимание. В заданиях ориентируется быстро. Интерес к занятиям проявляет. Ребенок недостаточно критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий. Принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений. Своевременно усваивает программныйматериал по некоторым видам учебной деятельности: легче дается развитие речи, математика; вызывает наибольшие трудности изодеятельность. На физкультурных и музыкальных занятиях страдает качество выполнения движений. Может организовать сюжетно-ролевую игру, себе отводит роль ведущего. Предпочитает подвижные игры с товарищами. Конфликтные ситуации в игре решает путем применения силовых методов, жалуется взрослому. Один играть не любит. Активный на прогулке; не сформированы навыки самообслуживания (не умеет шнуровать ботинки); в одежде неопрятный. В процессе приема пищи не поперхивается, но тщательно не прожевывает, и ест быстро. Столовые приборы держит неправильно. Пространственные представления нарушены (ориентация в схеме собственного тела, на листе бумаги).Когда слушает сказку или рассказ, сильно захватывается образами, волнуется, переживает. Запоминает медленно. Речевой материал помнит, но неточно воспроизводит. Рисунки неоригинальны и несодержательны по замыслу и по выполнению, однообразны. В средней группе использовал только темные краски. Навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования слабые, т. к. нарушена мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Цель:
Создание модели для проведения профилактической работы речевого развития детей основанной на интеграции специалистов и взаимодействии с семьёй.
Задачи:
– Способствовать развитию восприятия через использование многогранных возможностей игр на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателя с ребёнком в коррекционной развивающей среде: логопедической группе.
– Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка – логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками.
– Воспитывать внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.
Ожидаемый результат:
– Предполагаю, что, работая в данном направлении можно облегчить тяжесть речевой патологии у детей с более глубоким нарушением речевой системы
– Надеюсь на положительный результат сотрудничества с родителями: повышение уровня компетенции родителей в данном направлении, желание принимать активное участие в воспитании и образовании детей.
– Повышение своего личностного потенциала и уровня профессионального мастерства в овладении вариативными формами коррекционной работы.
Практическая значимость
1. Проект будет обсужден и представлен на методическом объединении
2. Проект программы может быть использован в других ДОУ
3. Методические пособия, брошюры изданные в ходе реализации проекта, будут рекомендованы для работы в других детских садах.
Источник
Индивидуальная программа речевого развития
Ф. И. ребенка: ____________
Сведения о ребёнке: ______________
Дата рождения: ___________________
Цели индивидуальной программы развития:
устранять дефектное звукопроизношение;
формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.
Задачи индивидуальной программы развития:
развитие словаря;
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
развитие просодической стороны речи;
развитие мелкой моторики;
коррекция произносительной стороны речи;
развитие связной речи и речевого общения;
работа над слоговой структурой слова.
Система индивидуальных способов пед. воздействия:
упражнения;
обучение;
контроль и оценка;
Методы и приёмы, используемые в работе:
диагностические исследования;
беседа;
дыхательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
пальчиковая гимнастика
Ответственный:
учитель-логопед
Участники реализации программы:
Учитель-логопед
Воспитатели группы
Специалисты ДОУ
Родители ребёнка
Предполагаемый результат:
Постановка сонорных звуков «Р», «Рь»
Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся знания.
Закреплять правильное произношение звуков в связной речи.
Направления коррекционно-развивающей работы
Направление работы
Цель. Содержание работы
Формы совместной деятельности
1этап
Подготовительный
Подготовка ребёнка к коррекционной работе:
вызвать интерес к логопедическим занятиям;
развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и в специальных упражнениях в них;
формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики.
обратить внимание на напор воздушной струи;
упражнять в поднятии кончика языка вверх
индивидуальные занятия
индивидуально-подгрупповые занятия
тесное сотрудничество с родителями
консультации для родителей и воспитателей
2этап
Формирование произносительных умений и навыков
Постановка звуков «Р», «Рь»
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в предложениях.
Дифференциация звуков.
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в играх)
____________
3этап
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
Игра «Кто больше?»
Игра «Найди место звука в слове»
Игра «Где звук?»
Игра «Удочка» (Р – Л)
Игра «Хлопни в ладоши»
Игра «Красный – белый»
Игра «Логопедическая ромашка»
_____________
4этап
Систематические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале
Игра «Логопедическое лото»
Игра «Запомни слова»
Игра «Наведи порядок»
Игра «Найди ошибку»
Игра «Как называется цветок»
Игра «Четвёртый лишний»
_____________
5этап
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию по серии картин.
Развитие связной речи на примере скороговорок, чистоговорок со зрительной опорой.
Практическое применение Су-Джок терапии на индивидуальных занятиях.
Источник
ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №355 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» МОСКОВСКОГО РАЙОНАг. КАЗАНИ.
ПРОЕКТ «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Выполнила:
Фахрутдинова Лилия Гайсовна Воспитатель 1 категории
г.КАЗАНЬ 2010 г.
В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошколыный период лложно считать особо значимой проблеллой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередьсоздаетусловия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека
Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических групп под руководством логопеда. Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким, образом, создается благоприятная основа для эффективного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге способствует овладению речью.
Необходимость своевременного решения таких проблем, как компенсация речевых дефектов, социальная адаптация детей, определяется тем, что дети с речевыми проблемами должны овладеть всеми видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада , чтобы пойти в школу подготовленными к учебной деятельности.
Основные задочи воспитателя в облости развития речи состоят в следующем:
- Расширение и активация речевого запаса детей на основе
расширения представлений об окружающем; - Развитие способности использовать имеющиеся навыки связной
речи в различных ситуациях общения; - Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков
правильного произношения звуков, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическими занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневный контроль над речевой деятельностью детей на каждом этапе коррекционного процесса: он следит за речевой активностью, правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п.; в случае необходимости тактично исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Формирование интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение: оно содействует и успешному развитию ребенка в целом, и преодолению речевых недостатков, и закреплению достигнутых результатов.
Одним из важных звеньев взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является определение логопедом и воспитателем коррекционного содержания работы. Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда: некоторые их элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время; кроме того, воспитатель помогает логопеду проводить речевые игры с детьми во время занятия, а также следит за дисциплиной.
Фронтальные занятия логопеда должны носить интегрированный характер: отрабатываемый на них звук так или иначе в течение недели включается в используемый воспитателем на занятиях материал.
Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия
воспитателя в вечернее время по заданию логопеда. Впервые два месяца
коррекционно-учебного процесса воспитатель организует
преимущественно подгрупповые фронтальные занятия с детьми: в это время еще нет “материала” для работы по коррекции звука произношения (звуки еще не поставлены логопедом). Преимущественное внимание уделяется работе по развитию моторики артикуляционного аппарата, развитию моторики рук, а также накоплению лексических средств языка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью моего проекта является: помощь логопеду в работе по устранению речевой патологии, всестороннего воспитания и подготовка ребенка к школе.
Основные задачи воспитателя в области развития речи, на данном этапе, состоят в следующем:
- Развитие и понимание восприятия речи
- развитие общей и мелкой моторики
- подготовка к работе над звукопроизношением
- обогащение словаря.
Для составления проекта индивидуальной программы речевого развития речи я взяла ребенка из своей групп: Зиганшина Руслана Альбертовича 23.08.2005 года рождения.
При первичном обследовании выявились следующие проблемы:
понимание речи – предикативный уровень; связная речь – простая фраза;
грамматический строй грубые аграматизмы, согласовывает
существительные + числительные; восприятие звука – грубо нарушена; словарный запас – ограничен бытовой тематикой, слоговая структура нарушена, простейшие обобщения- с помощью; состояние интеллекта в норме (из заключения и рекомендации ПМПК) Протокол №3 от 17.02.2010 ОНРЗУРОВНЯ.
У детей с ОНР всегда отмечаются: нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в
формировании споварного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечислимых нарушении служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
На основании выше перечисленного Зиганшин Руслан принят в логопедическую группу, где и будет проходить необходимая коррекция речевого развития ребенка.
При составлении индивидуальной программы учитываются данные педагогического обследования.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА НАЧАЛО ГОДА
(выполняются в вечернее время и в течение дня индивидуальне и подгруппой)
1. Артикуляционная гимнастика
• рекомендации родителям при выполнении артикуляционной
гимнастики
• выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом
Мимические упражнения
Дыхательная гимнастика
- сдувать ватку с кончика языка
- играть в игру “ватный футбол”
- дуть в колпачок, чтобы он запел
Самомассаж
2.Развитие обшей и мелкой моторики
- выполнение общеразвивающих упражнений на занятиях
физической культуре (по плану преподавателя) - пальчиковые игры (на занятиях и в свободное время)
з.Развитие чувства ритма
• учимся отхлопывать простые ритмы
4.Развитие фонематического слуха
• учить слышать не речевые звуки: игры “что звучит” со звучащилли
игрушками, звучащими предметами, музыкальные инструменты(3-
5 предмета)
- учить слышать гласные в начале слова (а,у,о)
з.Обогащение пассивного и активного словаря
Лексические темы: - Овощи и фрукты
- Деревья
- Осень
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Таким образом, выполняя работу по составленному плану, ребенок
должен научиться: выполнять артикуляционную гимнастику, слышать и
различать не речевые звуки, обогатится словарь, научится отхлопывать
простой ритм. Расширится и активизируется словарь, разовьется связная
речь, сформируются навыки сотрудничества, взаимопонимания,
ответственность, самостоятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально — подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-ГНОМиД2001.
- Филечева Т.Б., ЧиркинаГ.В., ТумаковаТ.В. – Коррекция нарушения речи.-
М^Просвещение^ООЗ. - ЖуроваН.С, МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. – Логопедия. Е.:АРДЛТД 1998.
4. РузинаМ.С, АфонькинС.Ю. Страна пальчиковых игр.
СПб.,КристаллД997.
- ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.,2001.
- ПоваляеваМ.А. Сказки о веселом язычке.Дидактический материал по
логопедии.-Ростов н/Д.,2002.
7. Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-М.Д999
8. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной логопедической группе.- М.Д998.
9. АлтуховаН.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.,1999.
10. БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика.- СПб.,2001.
- Варенцова Н.С.,Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников.- М.,1997. - Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
садудля детей с нарушением речи.-М.Д992. - Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.Д996.
14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.Д983.
15.Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя.Ростов н/Д 2005.
Источник