Программа индивидуального развития ребенка с умственной отсталостью
ПРОЕКТ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ножовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2016 – 2017 учебный год
СОГЛАСОВАНА
заявлением родителей учащегося
от ______________ рег. № _____
с. Ножовка
2016
Структура специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
1. Пояснительная записка _____________________________________________
2. Индивидуальные сведения о ребёнке __________________________________
3. Психолого-педагогическая характеристика _____________________________
4. Индивидуальный учебный план _______________________________________
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре ___________________
6. Содержание образования:
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий ______________
6.2. Содержание внеурочной деятельности _______________________________
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР ________________________
8. Программа сотрудничества с семьёй ___________________________________
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов __
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения ____________________
11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР________________
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработанана основе программы «Особый ребёнок» для обучения детей с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития в соответствии с ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (4-й вариант) и нацелена наобучения ребенка на дому.
Нормативными правовыми документами для разработки СИПР являются:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)», зарегистрированный в Минюсте России 03.02.2015 № 35850;
– постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрированное в Минюсте России 14.08.2015 № 38528;
– Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (ред. И. М. Бгажноковой, 2010).
Целью реализации СИПР являетсяобретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяютему достигать максимально возможной самостоятельности в решенииповседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизньобщества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширенияжизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных длянего пределах.
Общим результатом образования обучающегосяявляется набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим ифизическим возможностям при помощи окружающих решать задачи,направленные на нормализацию его жизни.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализарезультатов обучения составляется развернутая характеристика учебнойдеятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненныхкомпетенций.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающегося специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
2. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребёнка ______________Екатерина _______________________________
Возраст ребёнка ____________12 лет___________________________________
Место жительства __________Пермский край, Частинский район, с. Бабка, …
ФИО матери ребёнка ________________________________________________
ФИО отца ребёнка _________________________________________________
Год обучения _______________четвертый______________________________
Уровень обучения __________________________________________________
Группа (особые потребности) __вторая_________________________________
3. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Екатерина обучается на дому с 2013 года. Семья полная, состоит из 3-х человек. Папа работает вахтовым способом, мама находится дома по уходу за Екатериной, ребёнком-инвалидом.Родители заинтересованы в развитии ребёнка. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. В селе проживают дедушка и бабушка по отцовской линии, которые часто навещают внучку. В гости приезжает старшая сестра и бабушка по материнской линии. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся в девочке.
По заключению ПМПК у Екатерины глубокая умственная отсталость, ДЦП, процесс общения затруднен из-за невозможности овладения средствами речи.Девочка самостоятельно не передвигается, сидит на коляске с полной фиксацией. В течение 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет, взгляд на предмете фиксирует непостоянно, звук локализует непродолжительно.
Чаще Екатерина спокойна, на шум и разговор может реагировать вокализацией, иногда эмоционально с хаотическими движениями рук. Она воспринимает происходящее вокруг продолжительно наблюдая и посредством тактильных ощущений. Предметно-практическая деятельность несформирована.
Не определяется понимание ребёнком обращённой речи, на интонацию говорящего с ней иногда реагирует эмоционально: улыбается, смеётся, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Кате нравится, когда окружающие с ней взаимодействуют через тактильные прикосновения.
Девочка болеет редко, так как мать регулярно гуляет с ребёнком и проводит профилактические мероприятия.
Ребёнок относится ко 2 группе: во время приёма пищи, одевания и раздевания требуется полная помощь взрослого.
Приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка:
Сенсорное развитие.
Двигательное развитие.
4. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год
Количество часов в неделю
Количество часов в год
учитель
родитель
учитель-логопед
педагог-психолог
Обязательная часть
Речь и альтернативная коммуникация
0,25
8,5
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
0,25
8,5
Домоводство
Окружающий социальный мир
Музыка и движение
1
34
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Профильный труд
Коррекционно-развивающие занятия
1
34
Итого
2,5
85
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
учитель
родитель
учитель-логопед
педагог-психолог
Количество часов в год
Сенсорное развитие
1
34
Предметно-практические действия
0,5
17
Двигательное развитие
1
34
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Внеурочная деятельность
5
170
Итого
2,5
5
85
Максимальная нагрузка учащегося в неделю(при 5-дневной учебной неделе)
5
5
340
Продолжительность коррекционногозанятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25минут.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
12.00-12.55
12.55-13.25
13.35-14.05
14.05-15.00
Пн.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Вт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Ср.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Чт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Пт.
Завтрак
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Прогулка на воздухе
уход (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Учебные занятия
присмотр (родители)
Обед
уход (родители)
Гигиени-ческие процедуры
уход (родители)
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
одноразовые влажные салфетки, бумажные салфетки, индивидуальное полотенце, мыло, зубная щетка и паста, индивидуальный нагрудник.
6. Содержание образования
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
на уровне уха (справа/слева)
на уровне плеча (справа/слева)
Кинестетическое восприятие
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.)
адекватная реакция на соприкосновение с различными материалами:
по температуре (холодный, тёплый, горячий)
по фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.)
по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
адекватная реакция на давление поверхности тела
Восприятие своего тела в статике и движении
адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
адекватная реакция на различные продукты:
по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, солёный)
по консистенции (жидкий, твёрдый, вязкий, сыпучий)
Восприятие запаха
адекватная реакция на запахи
Двигательное развитие
Удерживание головы в положении:
лёжа на спине
лёжа на животе
лёжа на боку (правом, левом)
сидя
Выполнение движений головой:
наклоны (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)
Повороты (вправо, влево, вперёд/назад из положения лёжа на спине/животе, сидя или стоя)
«круговые движения» (по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Выполнение движений руками:
вперёд
назад
вверх
в стороны
«круговые»
Выполнение движений пальцами рук:
сгибать фаланги пальцев
разгибать фаланги пальцев
сгибать пальцы в кулак
удерживать пальцы в кулаке
разгибать пальцы
Выполнение движений плечами:
вверх
вперёд
назад
«круговые»
Опора:
на предплечье
на кисти рук
Изменение позы в положении лёжа:
поворот со спины на живот
поворот с живота на спину
6.2. Содержание внеурочной деятельности
Экскурсия в парк
<…>
7. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
Учитель, имеющий высшее образование по специальности «Логопедия» с квалификацией «Учитель-логопед», прошедший курсы повышения квалификации «ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях образовательной и специальной (коррекционной) школы» (2015, 108 часов).
8. Программа сотрудничества с семьёй обучающегося
Индивидуальные беседы с родителями (1 раз в четверть)
Организовать обмен информацией об обучающемся, ходе реализации СИПР и результатах её освоения во время каникул, болезни обучающегося, карантина и других случаях
Ведение электронной переписки
Организация личных встреч
Организовать участие родителей в реализации внеурочной деятельности
Контроль исполнения плана внеурочной деятельности
Психологическая поддержка семьи
Индивидуальные консультации с педагогом-психологом
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Кресло-коляска
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами
Сенсорные панели
Набор аромобаночек
Образцы материалов, различных по фактуре, консистенции, температуре
Массажёр
Гимнастический мяч большого диаметра, коврик
Музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (бубен, маракасы, металлофон, барабан)
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторингрезультатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Цель мониторинга – оценка уровня сформированности представлений, действий/операций
Представление отсутствует
незнание объекта
–
2.
Не выявить наличие представлений
нп
3.
Представление на уровне
3.1
узнавание и использование по прямой подсказке (ситуативно)
пп
3.2
узнавание и использованиепо косвенной подсказке (изображению)
п
3.3
узнавание объекта, самостоятельное использование
+
Уровни освоения (выполнения) действий (операций)
1.
Пассивное участие (соучастие):
действие не выполняет, но позволяет делать взрослому вместе с ним
–
2.
Активное участие:
действие выполняется ребёнком
2.1
со значительной помощью
дд
2.2
с частичной помощью
д
2.3
по вербальной инструкции
дви
2.4
по невербальной инструкции
дни
2.5
по подражанию или образцу
до
2.6
самостоятельно
+
11. Планируемые результаты освоения обучающимися СИПР
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом; использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
<…>
Источник
Краткое описание документа:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, и ТМНР.
СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант 2) МКОУ Р-Буйловская средняя общеобразовательная школа.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Обоснование актуальности
Учитывая психофизические отклонения (недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, речи), а также несформированность навыков социального поведения, диагноз умеренная и тяжелая умственная отсталость, обучаемому рекомендовано домашнее обучение по программе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для учащейся имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Функции индивидуальной образовательной программы
Нормативная | Фиксирует нагрузку обучающейся, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута. |
Информационная | Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени. |
Мотивационная | Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся. |
Организационная | Определяет виды образовательной деятельности обучающейся, формы взаимодействия и диагностики. |
Самоопределения | Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора. |
Цель и задачи курса
Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в образовательный процесс, в формировании доступных ей видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Приоритетными задачами коррекционной работы являются:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших навыков счета, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
-развитие творческих умений средствами игровой деятельности;
-воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки;
-формировать наглядно – действенное мышление и элементы наглядно – образного мышления;
-развивать восприятие, память, внимание;
-расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая разнообразными сенсорными впечатлениями. Воспитывать внимание и интерес к явлениям природы;
-воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать.
-формировать у обучающейся практический опыт правильного поведения среди сверстников, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание.
-продолжать эстетическое воспитании. Развивать художественное восприятие;
-воспитывать у обучающейся отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность, целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Нормативно – правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации СИПР:
Нормативные документы:
– Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован 3 февраля 2015 года №35850;
– Федеральные Государственные стандарты второго поколения;
– Конвенция о правах ребёнка;
– ПостановлениеГлавногосанитарноговрачаРФот29декабря2010г.№189г.Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано 3 марта 2011, рег. № 19993»;
-Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1015
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
– Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»;
-Устав школы и локальные акты;
-Лицензия образовательного учреждения.
– Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Источник