Программа индивидуального развития ребенка с онр в доу

Е. Егора, возраст: 5 лет, 9 месяцев, группа: старшая

Логопедическое заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.

2014 – 2015 учебный год.

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

I

II

III

Нарушение звукопроизношения (звуки  Л-Ль, Р-Рь).

Гипотония мышц артикуляционного аппарата.

Формировать навык четкой артикуляции звуков.

Активизация мышц артикуляционного аппарата (Логопедический тонизирующий массаж). Артикуляционная гимнастика (базовый комплекс).

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль, постановка звуков Л, Ль, их автоматизация в словах и предложениях.

Логопедический тонизирующий массаж. Артикуляционная гимнастика для звука Р. Постановка звука Р. Автоматизация звуков Л, Ль в речи.

Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие понимания речи.

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Тренировать умение воспроизводить и удерживать в памяти  звуковой ряд из 3, 4 элементов.  Развивать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки на слух с слогах, словах и предложениях. Формировать умение выделять  элементы ритмического рисунка.  Формирование слоговой структуры слова (типы слогов 1,2,3.4) . Упражнять в дифференциации  звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Учить узнавать заданный  звук (правильно произносимого) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Развивать умение выделять  ударный гласный звук  в начале слова.

Учить проводить вуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Учить определять  наличия или отсутствия согласных п,                                                                                                                                                           б,в,ф,т,д,к,г,л в слове.  Выделять  их в начале слова.

Тренировать умение придумывать  слов с заданным звуком.

Совершенствовать слоговую структуру слова (типы слогов 5, 6, 7, 8, 9)

Упражнять в определении  места заданного звука в слове.

Учить проводить звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков), звуковой анализ прямого слога

Продолжать работу по дифференциации звуков . Автоматизировать  полученные новые  речевые  навыки  в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.

Развивать  навыки  самоконтроля качества своей речи.

 Совершенствовать слоговую структуру слова 9типф слогов 10, 11, 12,13)

Состояние мелкой моторики; ведущая рука. Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

Учить выполнять различные движения пальцами рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Зрительное восприятие

Работа по предупреждению дисграфии.

Развивать пространственную  ориентировку: учить ориентировать  в собственном теле, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предмета по величине, размеру, объему. Закреплять  в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.

Замены слов по родовому понятию и по функциональному назначению. Ограниченное  употребление прилагательных. Смешение глаголов.

Обогащать и уточнять словарный запас.

Пополнять  словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями  природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы».

Формировать обобщающие понятия

Расширять  словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».

Познакомить с синонимами и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и относительных прилагательных.

Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.

Учить образовывать притяжательных прилагательных. Проводить занятия по образованию и использованию в активной речи приставочных глаголов.

Состояние грамматического строя речи. Допускает ошибки  при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях. Не может образовывать притяжательные и относительные местоимения от существительных.  Допускает ошибки  при образовании слов с помощью суффиксов –оньк,  -еньк, Путает приставки  при образовании новых глаголов приставочным способом.

Формирование  навыков словообразования и словоизменения.

Учить различать в пассивной  речи  формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Дать представления  о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний  -и, -ы существительных во множественном числе. Учить правильно согласовывать и употреблять притяжательные местоимения  мой, моя, моё, мои  с существительными.

Учить произносить  в активной речи всех нечетких окончаний различных грамматических форм . Формировать навык  правильного  произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка:

-родительный  падеж существительных мужского рода мн. числа;

-дательный падеж 2-го склонения;

-творительный падеж 1-го склонения;

-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство  с предлогам и их значением  НА, В, ИЗ, ЗА, ПОД. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк.

Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные  и относительные прилагательные. Уточнить значение  личных форм глаголов, возвратных глаголов. Учить правильно употреблять их в речи.

Формировать умение правильно согласовывать числительные  с существительными.

Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами.

Состояние связной речи.  Не составляет рассказа описание.

Сюжетная серия:серия разложена правильно, но рассказ сводится лишь  к перечислению событий, изображенных на картине.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения  с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составлять предложения   по картинке.

Составлять  рассказа-описания по схеме, плану.

Формировать навык составления предложений с предлогами.

Учить составлять  рассказ-описание  по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь».

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык перессказывания сказок, рассказов своими словами.

Формирование зрительного восприятия и узнавания.

Развивать умение зрительно восприятия.

Формировать целостность  зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей,

Формировать представление  целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить  сходства и различия в предметах, изображениях.

Развивать  способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке.

Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.

Работать  с цветными матрицами Равенна.

Работа с мозайкой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.

Развивать  способность  концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты,  орнаменты по образцу.

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки.

Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки

Развивать  мелкую  моторику  кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развивать  зрительно-моторную  координацию:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Развивать мелкую  моторику  кисти и пальцев руки: то же с усложнением

-штриховка в разных направлениях, раскрашивание

Развивать  мелкую  моторику кисти и пальцев руки:  то же с усложнением

-обведение по контуру

Развивать  мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение, увеличение объема заданий.

Развивать   мелкую моторику  кисти и пальцев руки:

усложнение материала

Развитие словесно-логического мышления.

Развивать словесно – логическое мышление.

–    Формирование умений понимать и задавать вопрос

–    Развитие способности обобщать

–    Развитие способности группировать предметы по определенным признакам

–    Умение устанавливать закономерности и логические связи

–    Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение

–    Умение логически выстраивать высказывания

–    Уметь понимать причинно-следственные связи

–    Развитие логического запоминания

Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Развивать навыки самоконтроля.

Развитие доверительных отношений с ребёнком, преодоление речевого негативизма.

–    Развитие умения работать по словесной инструкции

–    Формирование умений действовать по правилам, работать по инструкции

–    Совершенствовать умение планировать свою деятельность

–    Выработка умений контролировать себя и, в особенности, свою речь

Источник

       Дети с ОНР III уровня зачисляются в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на два года обучения, в течение которых учитель-логопед проводит с ними фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия на основе составленных планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год. Планы индивидуальной работы учитель-логопед разрабатывает не реже одного раза в год. При этом необходимо учитывать уровень речевого и общего развития, индивидуальные особенности детей. Основная задача индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи: постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания. А также по развитию психологической базы речи.

   Планы индивидуальных занятий учитель-логопед составляет на основании индивидуального плана коррекционного развития ребенка. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

1. Формирование полноценной звуковой стороны речи.

2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.

3. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Направления (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков   Ш, Ж,Ч, Щ;  С, Сь, З, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; Х, Хь; Т, Ть; Д, Дь.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трёхсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со стечением согласных             в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трёхсложные слова с закрытым слогом.

8.Трёхсложные слова со стечением согласных.

9.Трёхсложные слова со стечением согласных                       и закрытым слогом.

10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных            в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трёхсложные слова со стечением согласных                       в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.                                                                            

Развитие фонематического слуха, восприятия  и навыков языкового анализа и синтеза

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных  картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания и памяти, мышления

Развитие свойств  произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости.

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности.  

Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

1. Гомзяк О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. –  М.: изд-во ГНОМ, 2013

Источник

Словарь

1. Расширять уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и общения знаний об окружающем.

2. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности,; существительными, образованными от глаголов.

3. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, и словами-синонимами.

4. Расширять представление о переносном значении  и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слов.

5. Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительно –ласкательными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающие моральные качества людей.

6. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

7.Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

8.Обогащать экспрессивную речь за счет числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

9.Закрепить понятие «слово» и умение им оперировать.

Грамматический строй

1.Совершенствовать умение употреблять имена существительные ед .и мн. числа в именительном и косвенных падежах как в беспредложных, так и в конструкциях с предлогами.

2.Совершенствование навыка образования  употребления  существительных  в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.

3.Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные  с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

4. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами единичности.

5. Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6. Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных.

7. Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

8.Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений  однородными членами.

9. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточным времени, следствия, причины.

10. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Формирование слоговой структуры, формирование навыков слогового анализа и синтеза.

1.Продолжить  работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

2.Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

3.Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток) и введением их в предложения.

4.Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха

1.Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

2.Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по мету образованию.

3.Познакомить с новыми звуками. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

4. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Связная речь

1Развивать умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2.Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

3. Совершенствовать навыки введения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

4.Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки -описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельному плану.

Источник