Программа индивидуального развития ребенка с дцп

Программа индивидуального развития ребенка с дцп thumbnail

Для детей с церебральным параличем характерно
своеобразное психическое развитие,
обусловленное сочетанием раннего органического
поражения головного мозга с различными
двигательными, речевыми и сенсорными дефектами
[5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных
специалистов, работающих с детьми с церебральным
параличем, показал, что чем раньше начата
медико-психолого-педагогическая реабилитация
этих детей, тем она эффективнее и лучше ее
результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная
работа с больными детьми имеет важное значение в
ликвидации дефектов речи,
зрительно-пространственных функций, личностного
развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными
возможностями здоровья, особенно в сельской
местности, лишены возможности посещать ДОУ
компенсирующего вида и реабилитационные центры
по причине их отсутствия. Дети с церебральным
параличем (при незначительных нарушениях
психо-моторных функций) попадают в детские сады
общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном
возрасте, что значительно снижает эффективность
коррекционно-развивающей работы и ее
результативность.

Психологическая помощь является одной из
составных частей комплексного
психолого-медико-педагогического и социального
сопровождения дошкольников с ДЦП.
Индивидуальная психологическая коррекция
является одним из важных звеньев в системе
психологической помощи детям с ДЦП различной
степени тяжести интеллектуального и физического
дефекта.

Планирование и определение задач для
индивидуальной коррекции осуществляется после
комплексной диагностики с участием разных
специалистов: врачей, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда, педагога-психолога. В
частности психологическое обследование
направлено на изучение личности ребенка,
определение уровня развития
сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов и анализа мотивационно-потребностной
сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и
интеллектуальных процессов используем комплекс
психологических методик, предложенный Мамайчук
И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик
О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется
заключение, в котором детально описываются
особенности поведения ребенка в процессе
обследования, эмоционально-волевая сфера,
особенности развития высших психических
функций, общей и мелкой моторики, уровень
развития деятельности; составляются
рекомендации родителям и воспитателям,
разрабатываются групповые и индивидуальные (при
необходимости) коррекционно-развивающие
программы.

Данная индивидуальная программа разработана в
связи cо снижением познавательной активности,
недостаточным развитием познавательных
процессов: восприятия, памяти, внимания,
мышления, задержкой речевого развития у ребенка
с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования
Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования
отмечены следующие особенности
эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка:
в контакт вступает не сразу, в последующем
контакт носит нестабильный характер из-за
высокой утомляемости, низкой работоспособности.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования
проявляется в виде волнения, настороженности.
Поощрение вызывает окрашенную положительными
эмоциями реакцию. После замечания сначала
отказывается от дальнейших действий, замыкается,
затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего
обследования тревожный. Наблюдается слабая
выраженность эмоций, частая смена настроений.
Общение пассивное при сниженной психической
активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется
следующими показателями: проявляет выраженный
интерес в начале задания, но пропадающий из-за
повышенной отвлекаемости, низкой
работоспособности. Принимается общая цель
задания и элементы инструкции. Не может
самостоятельно выполнить задания вследствие
низкой концентрации внимания, неумения
построить программу действий. Характер
деятельности носит нестабильный характер:
целенаправленность и активность резко падают
из-за высокой истощаемости внимания. Динамика
деятельности неравномерная, темп крайне
медленный. Работоспособность снижена. При
выполнении заданий ребенку требуется
организующая, наглядно-действенная и обучающая
помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятиеразвито
недостаточно: различает цвета (выбор по
названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый,
наблюдаются трудности в различении оттеночных
цветов; соотносит и дифференцирует предметы по
величине; частично соотносит предметы по форме
(круг, квадрат). Наблюдаются значительные
искажения в передаче формы целостного образа и
его частей.

Временные представления не сформированы,
пространственные представления сформированы
частично: называет и показывает части тела и
лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое
усилие минимально, неустойчивое. Взгляд
фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается
механическое скольжение внимания с одного
объекта на другой, максимально концентрирует
внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем
зрительного внимания намного ниже средних
показателей возрастной группы. При выполнении
заданий требуется постоянная индивидуальная
обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память.Медленное запоминание и
быстрое забывание. Преобладает непроизвольное,
механическое запоминание. Объем слуховой и
зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны,
бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа,
синтеза, сравнения, выделения главного,
требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она
зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика.Нарушение
координации движений. Недостаточная
согласованность действий рук. Тремор правой
руки, движения ограничены; движения левой руки
резкие, угловатые, нет плавности, карандаш
удерживает с трудом.

Состояние речи. Артикуляционный аппарат:
тремор языка, девиация вправо; словарь –
звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би»,
«баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение
грубо нарушено, фонематический слух нарушен,
слоговая структура слова не сформирована,
грамматический строй не сформирован.. Понимает
простые инструкции. Ответы односложные, речь
невнятна, в речи использует отдельные слоги и
односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не
развита.

Читайте также:  Ливехуд фазы развития ребенка скачать

Уровень усвоения учебного материала:
запас общих представлений низкий, представления
о количестве сформированы недостаточно,
дифференцирует понятия «один» – «много»,
ребенок обучаем, помощь взрослого использует
недостаточно, перенос знаний затруднен.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма,
средней степени тяжести, резидуальная стадия.
Симптоматическая эпилепсия, внеприступный
период. Задержка речевого развития, сочетающаяся
с задержкой интеллектуального развития. Общее
недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в
связи cо снижением познавательной активности,
недостаточным развитием познавательных
процессов: восприятия, памяти, внимания,
мышления, задержкой речевого развития у ребенка
с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие
сенсорно-перцептивных и интеллектуальных
процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия,
    памяти, мыслительных операций, коррекция
    внимания, развитие пространственно-временных
    представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам
    произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного
    напряжения, развитие коммуникативных навыков,
    навыков взаимодействия с педагогом с целью
    профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа
условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие
зрительно-моторного гнозиса на основе
представлений о величине, форме, цвете, развитие
целостности восприятия,
тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости,
объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и
временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления,
формирование мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность от 15 минут (в начале учебного
года) до 25 минут (в конце учебного года), общее
количество занятий – 24 (Приложение
1
)

Используемые в начале каждого занятия
пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!»,
«Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.),
способствуют безбоязненному отношению ребенка к
педагогу, развивают координацию движений
пальцев рук ребенка. Для развития
тактильно-кинестетической чувствительности и
мелкой моторики также используются игры с
песком.

Релаксационные игры и упражнения, которые
проводятся в конце каждого занятия, снижают
психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка
повышается познавательная активность, интерес к
совместной деятельности со взрослым,
развивается потребность ребенка в общении
посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности,
повышение работоспособности, развитие
произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в
групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с
    гиперактивными детьми в детском саду. – М.:
    Книголюб, 2003. – 56 с.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития
    у детей: методологические принципы и технологии
    диагностической и коррекционной работы / М.О.
    Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
    Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. –
    СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое
    изучение детей с нарушениями развития. – М.:
    Издательство «Книголюб», 2008.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии
    обучения и воспитания детей с нарушениями
    опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для
    студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.:
    Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные
    технологии для детей с проблемами в развитии. –
    СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное
    воспитание детей с отклонениями в развитии:
    сборник игр и игровых упражнений. – М.:
    Издательство «Книголюб», 2008.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая
    диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.
    пособие для высш. учеб заведений. – М.:
    Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  9. Титова М. Как сбросить усталость. //
    Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
  10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные
    способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия
    развития, 2000. –144 с.
  11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые
    упражнения для развития речи и мышления ребенка.
    – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
  12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие
    занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.:
    Книголюб, 2004. – 72.

Источник

Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

сентябрь

Упражнение «Надуй шарик»

Упражнение «Резиночка»

 Для упражнения используется резинка для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360  сначала в одну, а затем в другую сторону.  Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

Самомассаж рук

  Сжав руку ладонью противоположной руки массировать её, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

Читайте также:  Ребенок 1 месяц развитие в утробе

Упражнение «Лодочка»

Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лёжа на животе

-нормализация дыхательной функции

-развитие умения правильно дышать

-развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

-повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

-обогащение знаний о собственном теле

-развитие тактильной чувствительности

-регуляция мышечного тонуса

-тренировать ребёнка в умении сильно напрягать мышцы с последующим расслаблением

октябрь

Упражнение на моторику

  Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.

Упражнение «Брёвнышко»

  Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по несколько раз  в одну, затем в другую сторону.

Общий массаж ног

 Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

-развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

-развитие крупной моторики

-формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

-повышение потенциального энергетического уровня ребёнка

– обогащение знаний о собственном теле

-развитие тактильной чувствительности

ноябрь

Упражнение «Письмо в воздухе»

И.п. – лёжа на спине, руки вытянуты вперёд перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы. При этом вначале педагог может вместе с ребёнком может выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

Упражнение «Зеркало»

 Упражнение выполняется в паре с воспитателем. На первом этапе  упражнение выполняется в положении сидя на коленях и пятках. Сначала воспитатель совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем, двумя. Ребёнок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положении стоя и подключать движения всего тела.

Упражнение «Узнай фигуру»

    На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит  ребёнка достать из мешочка такую же.

-развитие мелкой и общей моторики

-закрепление пространственных представлений

-развитие крупной моторики

-формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве

-развитие пространственных представлений

-развитие осязания (тактильного восприятия)

декабрь

Упражнение «Найди клад»

В комнате прячется игрушка. Ребёнок должен найти, ориентируясь на команды воспитателя. Воспитатель говорит: «Сделай два шага вперёд, один влево …» и т.п. Найденная игрушка дарится ребёнку.

Упражнение «Догадайся, что за предмет»

На столе лежат различные объёмные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расчёска, зубная щётка и т.д.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной  тканью. Ребёнку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Конструирование из различного материала

Учимся дежурить

-развитие пространственных представлений.

-развитие осязания (тактильного восприятия)

-развитие мелкой и общей моторики

-развитие тактильного восприятия

-совершенствование культурно-гигиенических навыков

-развитие  общей и мелкой моторики

-воспитывать аккуратность

II полугодие

январь

Дыхательные упражнения

В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков: х-х-хо (как согревают руки), ф-ф-фу (как студят чай), чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолёт), жук (жук).

Упражнение «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Ребёнку предлагают на ощупь определить, из  какого материала изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, кожаные перчатки, резиновый мяч и др.

Складывание бумаги по чертежу

Изолированные движения головы, рук, ног, туловища

И.п.: лёжа, сидя, стоя.

– Движения головой в разных направлениях.

– Одновременные движения руками вперёд, назад, в стороны, вверх, вниз.

– Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук.

– Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения.

– Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.

– Выделение пальцев рук.

– В исходных положениях лёжа на спине, на животе,  на боку поочерёдное  поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание. Разгибание, а также круговые движения ими.

– Приседание на всей ступне, стоя у опоры.

– Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

– Простейшие сочетания изученных движений

-развитие диафрагмального дыхания с акцентом на выдох

-развитие осязания (тактильного восприятия)

-развитие мелкой моторики

– формирование пространственных представлений

-развитие общей моторики

-повышение двигательной активности

февраль

Упражнение «Угадай, что внутри»

У ребёнка непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, орехами и др. Педагог называет предмет, ребёнок должен быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.

Читайте также:  Сквозные механизмы развития ребенка по фгос перечислить

Работа с различными трафаретами

Ходьба под музыку

Упражнение «Гимнаст»

В и.п.: сидя (стоя у опоры)

– сгибание и разгибание пальцев ног;

– тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочерёдным касанием пола пяткой, носком;

– смыкание и размыкание стоп;

– прокатывание стопами каната;

– захватывание стопами мяча;

– захватывание ногами мешочка с песком;

– ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр.

-развитие осязания

(тактильного восприятия)

-развитие мелкой моторики

-формирование  умения ориентироваться на листе бумаги

– формируется равномерность длины шага

– координация движений

– формирование свода стоп, их подвижности и опороспособности

– развитие общей моторики

– развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

март

Упражнение «Узелки»

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц  и называть дни недели, части суток, времена года и т.д.

Упражнение с малыми мячами

Метание мяча сбоку  одной рукой, Бросок двумя руками снизу через шнур или стеночку (высота 2м). Метание теннисного мяча  на дальность. Попадание мяча в корзину.

Упражнение «Сделай так»

 Движения головой, сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.

 Кружение на месте с переступанием.

Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25-30 см. высотой). Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагать  с предмета на предмет.

Упражнение «Звёздное плетение»

Необходимо сделать заготовку – деревянный крест с равными лучами. Взрослый привязывает нить к середине креста, и далее необходимо оплетать нитью лучи последовательно. Для красоты берутся недлинные нити разного цвета. Когда одна нить заканчивается, взрослый привязывает следующую нить другого цвета. В результате получается квадратный коврик, который так и остаётся на крестовине. Желательно подбирать нити разной фактуры и толщины с учётом развития  мелкой моторики ребёнка, привлекать к выбору цвета нитей.

– моторное и сенсорное развитие

– активизация речи

-развитие общей моторики

– формирование двигательной активности

– формирование равновесия

– развитие общей моторики

-разрабатывается ручная моторика, зрительно-моторная координация, восприятие фактуры, цвета и формы, художественный вкус

апрель

Упражнение «Обведи и раскрась»

Упражнение «Звёздное плетение»

В качестве заготовки используется шестигранник, можно сделать из плотного картона.

Упражнение «Что внутри?»

Ребёнку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребёнок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

  Дополнительно можно небольшое количество наполнителя положить на тарелочках. В этом случае надо будет соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

Упражнение «Выполняй»

Выполнение различных движений под музыку.

– развитие мелкой моторики

– тренировать в умении раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур рисунка.

– развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

– развитие осязания (тактильной чувстуительности)

– развитие мелкой моторики

-0 уменьшение насильственных движений

– тренировка  функции активного внимания

– повышение эмоционального тонуса

май

Упражнение «Звёздное плетение»

В качестве заготовки используется  картонный круг,  на который радиально натягиваются нити, заменяющие деревянные лучи. На такой основе изготавливаются коврики круглой формы.

Упражнение «Составь целое»

Написание палочек в строке, очерченной сверху и снизу

 В тетради в крупную клетку.

Упражнения с гимнастическими палками.

 Подбрасывание и ловля палки, изменяя хват. Балансирование палки, стоя на одном месте. Удерживая палку перед собой (на лопатках, за спиной), изменять и.п., например: встать на одно колено, на оба колена.

Сесть и подняться в основную стойку, не выпуская палку из рук не меняя хвата

– формирование правильной осанки

– развитие тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

– развивать умения составлять целое из частей

– активизация внимания

– формирование навыков пространственной ориентировки в тетради

– подготовка к письму

– развитие мелкой моторики

-формирование основных двигательных навыков и умений, способствующих развитию физических качеств

– учить правил но захватывать различные по форме, объёму и весу предметы, манипулируя ими.

Источник