Программа индивидуального развития ребенка определение
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап – результативно-коррекционный
1 этап – информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
– наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап – организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
– диагностика познавательной деятельности учащихся;
– исследования эмоционально-личностной сферы;
– диагностика межличностных отношений;
– диагностика психологического здоровья;
– исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
- Краткая аннотация программы
- Описание программы, ее обоснование
- Актуальность
- Цели и задачи программы
- Критерии и показатели эффективности
программы - Диагностический этап. Методы и
методики исследования - Прогностический этап.
- Этапы внедрения. Содержание и формы
работы объектов и субъектов
воспитательной деятельности.- Индивидуальная работа:
- развитие интеллектуально-познавательной
сферы подростка; - развитие эмоционально-волевой
сферы подростка;
- развитие интеллектуально-познавательной
- Социальная деятельность.
- Работа с семьёй.
- Индивидуальная работа:
- Оценка достижения намеченных
результатов. - Список литературы
- Приложения
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1. | Полное название программы | Программа индивидуального |
2. | Специализация проекта | «Формирование и развитие |
3. | Цель программы | Создание условий для развития |
4. | Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, |
|
6. | Сроки реализации программы | 2005/6 – 2009/10 учебный год |
7. | География проекта | Учащиеся 5 – 9 класса средних |
9. | Кадры | Классный руководитель, психолог, |
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Социальное воспитание детей – один из
важных факторов стабилизации общества. Оно
должно обеспечить достижение двух целей:
социализации подрастающего поколения и
саморазвития человека как субъекта
деятельности и как личности. Воспитание –
целенаправленный процесс формирования
личности – обеспечивает вхождение
подрастающего поколения в жизнь общества,
становление активного субъекта.
Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
подход в обучении и воспитании». В учебном
заведении постоянно проводятся
разнообразные эксперименты в области
воспитания, исследования социально-педагогических
механизмов воздействия внеучебной работы
на личность школьника и формирование
социальных качеств, таких как социальная
активность, мобильность коммуникативность,
целеустремлённость.
Развитие системы образования
выдвинуло на первый план задачи укрепления
позиций личностно-ориентированной
педагогики, предполагающей создание
благоприятных условий для саморазвития и
самореализации каждого ребёнка.
Школу можно представить в виде дерева,
которое растёт на общественной почве и даёт
ему свои плоды. Каждый школьный класс –
отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
каждый листик – это отдельный ученик со
своими мыслями, чувствами и поступками.
Составители программы работают с классом
с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
11 ударников. Класс имеет самый высокий
показатель успеваемостипо школе.
В классе ведется работа по проблеме
«Формирование и развитие гармоничной
личности в ученическом коллективе».
Классный руководитель совместно с
психологом стремится построить такую
воспитательную систему, в которой классный
коллектив способствовал бы оптимальному
развитию интеллектуальных и творческих
способностей каждого ребёнка, раскрытию
его потенциальных возможностей. Поэтому
основной воспитательной задачей мы считаем
реализацию личностно-ориентированного
подхода к обучению и воспитанию, а,
следовательно, создание такой атмосферы в
классе, чтобы каждый ребёнок мог
почувствовать себя успешным, и стремился к
личностному росту. А для этого необходимо
мотивировать школьника на саморазвитие,
самовоспитание и самосовершенствование,
так как сегодня востребована творческая
личность с активной жизненной позицией.
Представленная программа носит
универсальный характер и может быть
использована классным руководителем с
учетом особенностей отдельного ученика.
Результаты эксперимента и связанного с
ним исследования могут быть значимыми на
школьном образовательном уровне, так как
это должно способствовать апробации новых
способов обеспечения развития личности
обучающегося и его способностей к
саморазвитию, самоопределению и
самообразованию.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальным является целенаправленное
накопление опыта педагогической поддержки
в образовательных системах
гуманистического типа, который может быть
использован при разработке воспитательной
системы классного коллектива и личности
отдельного ученика в социальном окружении.
3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий
для развития ребёнка с учётом его
индивидуальных особенностей и, опираясь на
сильные стороны личности, развивать слабые.
Задачи программы:
- формирование социальной активности,
мобильности личности, - формирование коммуникативных и
лидерских качеств; - Формирование целеустремлённости и
целеполагания;
В процессе работы мы руководствовались
следующими «Заповедями воспитания»:
- не воспитывай в плохом настроении;
- определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
что он думает по этому поводу; - предоставь возможную самостоятельность;
- не подсказывай готового решения, а
показывай возможные пути к нему; - не пропусти первый успех ребёнка;
- делай своевременные замечания;
- оценивай поступок, а не личность.
А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.
Педагогические задачи программы :
- организация разнообразной, творческой,
личностно и общественно значимой
деятельности ученика в классе; - создание условий для сохранения и
укрепления здоровья ученика; - создание благоприятного нравсвенно-психологического
климата в коллективе, обеспечение
условий защищённости каждого его члена; - создание условий для самоутверждения
каждого воспитанника в формах
общественно приемлемого поведения,
обретение каждым необходимого для него
уважения, социального статуса в среде
сверстников; - психолого-педагогическое просвещение
воспитанников, обучение их способам
делать правильный выбор; - воспитание чувств, привитие
оптимистического мировосприятия.
3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности
создаваемой воспитательной программы, нами
определены критерии и показатели ее
эффективности.
Первый критерии- самоактуализация
личности учащихся. Получаемая в
соответствии с данным критерием информация
позволяет оценить влияние воспитательной
деятельности на развитие личности ребенка,
на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность
учащегося, педагогов и родителей его
жизнедеятельностью в школе. Он может
рассматриваться в качестве мерила степени
комфортности и защищенности детей и
взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерии – конкурентоспособность
учащегося. С помощью этого критерия можно
анализировать результаты учебно-воспитательных
достижений не только на основе изменений,
происходящих с конкретным учеником, но и в
сравнении с другими учащимися класса.
3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.
В современных условиях, на наш взгляд,
необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
действовать с какими-либо шансами на успех,
надо знать тот материал, на который
предстоит воздействовать, и сделать это
воздействие целенаправленным. Поэтому на
основе анализа индивидуальных
особенностей личности составляется
программа индивидуального развития
ребёнка.
Подобные программы составляются на
каждого ученика в классе, а успехи и
достижения заносятся в портфолио ребенка.
В качестве примера мы приводим
программу индивидуального развития
ученика 7 Б класса.
В классе много способных учеников, но не
все стремятся проявить активность. К этой
группе относился и ученик, для которого
составлена эта программа развития.
В характеристике выпускника начальной
школы у данного ученика отмечаются
следующие особенности : общительный,
пользуется авторитетом среди
одноклассников, имеет чётко выраженное
собственное мнение. Было отмечено, что
недостаточно развита учебная мотивация,
организованность, волевые качества. Ученик
проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
цикла, но недостаточно уделяет внимания,
таким как физическая культура, музыка, труд.
Данные характеристики подтвердились
результатами психолого-педагогических
исследований.В результате на первый
план выходят следующие задачи в
формировании личности данного ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие самостоятельности и творчества
при изучении всех предметов, - Привитие интереса к спорту,
- Воспитание волевых и лидерских качеств
Формирование навыков научной
организации труда,
Из-за большого размера статья была
опубликована не полностью. Полную статью
можно получить по ссылке.
(Прим. ред.)
Источник
Стану я звездой
С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы индивидуального развития ребенка лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя.
2. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Данная программа признана помочь повышению активности и самооценки Марушева Ильи для реализации своего творческого потенциала.
Срок реализации программы – 4 года
Актуальность программы:
Личность ребёнка является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Быть личностью, значит иметь активную жизненную позицию, стремиться к самосовершенствованию. Помочь в становлении личности должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие учащегося, развитие его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений.
Цель: Развитие творческой, самостоятельной, ответственной личности, создавая условия для самоопределения и самореализации.
Педагогические задачи:
Ø воспитывать и развивать свободную личность, готовую к творчеству;
Ø создавать благоприятные условия для саморазвития и самореализации личности;
Ø поощрять инициативу и развивать способности в самых различных видах
деятельности;
Ø отслеживать достижения в развитии ребёнка.
Способы взаимодействия специалистов:
Классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, школьные библиотекари, медсестра школы, директор, содружество учащихся, родителей, педагогов, психологов и организаторов дополнительного образования.
Условия реализации:
Важнейшим условием реализации программы индивидуального развития ребёнка является наличие класса, кабинета, библиотеки, спортивного зала, хореографического кабинета.
Ожидаемые результаты:
Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.
Основными принципами работы программы являются :
- учёт современных требований;
- учёт возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Основные методы работы по реализации программы:
- анкетирование;
- диагностирование;
- психологические тренинги;
- индивидуальные занятия;
- беседы;
- тестирование;
- игры, конкурсы, праздники
Работа проводится в четыре этапа в течение 4 лет:
1 этап – подготовительный этап
2 этап – диагностический этап
3 этап – развивающий этап
4 этап – обобщающий этап
Источник