Программа индивидуального развития ребенка начальной

Пояснительная записка.

             Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми  людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться программой индивидуального развития ребёнка.

             Младший  школьный возраст—это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим « я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребёнка.

              Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса  в целом и каждого ученика в отдельности. Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учётом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

             Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Актуальность программы.

                    Все методические и практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптация первоклассников к обучению в школе, развитие учебно-познавательной мотивации учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы и др.

             Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы, необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учётом особенностей развития ребёнка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности.

Направленность и уровень программы.

      Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

       духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

       заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

        неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности;

       помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности;

       создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;

     координатором усилий педагогов, семьи – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.

       Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.

      Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

                 Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе включает:

       организацию деятельности классного коллектива;

       организацию учебной деятельности всего класса и    отдельных учащихся;

       организацию жизни класса во внеучебное время;

       изучение и воспитание личности;

       работа с родителями.

      В своей  работе с детским коллективом я использую различные методы и формы воспитания. Для изучения особенностей детского коллектива большое значение имеет диагностика. Диагностические исследования  – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Наиболее информативными методами диагностики являются:

    беседа;

    наблюдение;

    анкетирование;

    тестирование. 

Цель программы:

                   Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Основные задачи программы:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьника.

2. Стимулировать интерес к развитию огромных творческих, интеллектуальных и физических способностей в ученике.

Этапы реализации программы

Направления программы.

1.    Здоровье.

2.    Интеллект.

3.    Я среди людей.

4.    Я и моя Родина.

5.     Досуг.

Каждое направление предусматривает свои задачи и свою картотеку проведения занятий.    

   Ожидаемые конечные результаты:

       развитие общеучебных умений ребенка;

       развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

       развитие эмоционально-волевой сферы;

       развитие мотивационно – потребностной  сферы;

       обновление содержания воспитательной и диагностической работы.

Программа «Здоровье»

Задачи программы:

 Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

 Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

 Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.

 Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

Формы, методы и приёмы работы:

   Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.

   Заочные путешествия в мир спорта.

   Общешкольные соревнования

   Классные часы и родительские собрания.

   Посещение бассейна.

   Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т.д.

   Игры и прогулки на свежем воздухе

Программа «Интеллект»

Задачи программы:

 Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

 Создание условий для формирования мотивации учения.

 Развитие учебных интересов, умений учащихся средствами внеклассной работы.

 Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом..

 Совершенствование  читательского интереса и читательских умений учащихся.

Читайте также:  Влияние биологических факторов на развитие ребенка

 Средствами внеклассной работы развитие творческих и исследовательских способностей.

  Привлечение к участию в конкурсах.

Формы, методы и приёмы работы:

   Интеллектуальные игры.

   Библиотечные часы.

   По страницам календаря.

   Интерактивные игры.

Программа «Я среди людей»

Задачи программы:

   Воспитание у школьников потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека.

   Воспитание гражданской позиции, умение отстаивать свои интересы .

   Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.

Формы, методы и приёмы работы:

   Интерактивные игры.

   Часы общения.

   Нравственные беседы.

   Забота о пожилых.

Программа «Я и моя Родина»

Задачи программы:

 Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям.

  Знакомство с памятными датами нашего государства.

 Знакомство с народными ремеслами, профессиями сельского хозяйства и производства.

 Трудовые десанты, субботники.

Формы, методы и приёмы работы:

   Заочные путешествия в прошлое своей Родины.

   Конкурсы стихов о Родине.

   Конкурс рисунков « Я и моя Родина».

   Классные часы с участием родителей.

   Участие в параде Победы

 Программа «Досуг»

Задачи программы:

 Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса и школы.

      Воспитание стремления к интересно полезному времяпрепровождению.

   Демонстрация средствами  внеклассных  мероприятий интересов и достижений учащихся,  их талантов и творческих способностей.

   Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной деятельности.

   Соблюдение этикета, наличие тактичности и деликатности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

Формы, методы и приёмы работы:

   Праздник добрых дел.

   Творческие конкурсы.

   Походы на природу.

   Походы в музеи, театры.

   Беседы «О душевной красоте и не только»

   Библиотечные уроки.

Текущие результаты

реализации программы

индивидуального развития ребёнка

«Лучик солнца».

                                                         «Во всём мне хочется дойти

                                                              До самой сути:

                                                    В работе, в поисках пути,

                                                                       В сердечной смуте,

                                                              До сущности протёкших дней,

                                                             до их причин,

                                                       До оснований, до корней,

                                                                   До сердцевины…»

                         Б.Пастернак

( . . . )

Дата рождения: 26.09.2001

В первый класс поступила в 2009 году. В данный момент учится

во 2 классе МОУ «Малокибечская ООШ им.А.Я.Яковлева»Семья  обеспеченная. У ( . . . ) есть старший брат и младшая сестрёнка. Отношения между членами семьи хорошие, дружелюбные. Родители своим детям во всём помогают.

«Здоровье»

               ( . . . ) – здоровая девочка, рост и вес соответствует возрасту, нет нарушений движения. Часто участвует в спортивных соревнованиях. Кроме того они всей семьёй участвуют и во  внешкольных соревнованиях («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.)

 «Интеллект»

                 ( . . . ) учится на «5». Он активная участница многих мероприятий и конкурсов. Добивается  хороших результатов, имеет дипломы и грамоты школы, района.

                2 класс:

       В рамках «Недели начальных классов» победил в номинации «Самый активный читатель»;

    Конкурс рисунков, посвящённый;

              Активный участник школьных мероприятий

«Я среди людей»

Методика “Какой Я?”

                  Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, проставляются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов:

«ДА» – 1 балл, «НЕТ» – 0 баллов, «ИНОГДА» и «НЕ ЗНАЮ» – 0,5 баллов.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

№ пп

Качества личности

Оценки по шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

Х

2

Добрый

Х

3

Умный

Х

4

Аккуратный

 Х

5

Послушный

 Х

6

Внимательный

Х

7

Вежливый

Х

8

Способный

 Х

9

Трудолюбивый

 Х

10

Честный

 Х

Итого получается 7 баллов.

Методика «Лесенка»

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

                   Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступеньке.)

Обработка результатов:

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Как мы видим, у  правильная самооценка (средний уровень).

Оценка за вежливость

Следует ответить на 5 вопросов. Отвечать «ДА» или «НЕТ». Подсчитать ответы «ДА» – это и будет оценка за вежливость.

№ п/п

Вопросы

Ответы «ДА» или «НЕТ»

1

Всегда ли ты уступаешь место в транспорте?

ДА

2

Всегда ли ты стоишь в очереди?

НЕТ

3

Говоришь ли ты маме «Спасибо», когда встаёшь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку?

ДА

4

Всегда ли тактично ведёшь себя с одноклассниками?

НЕТ

5

Всегда ли ты проявляешь внимание и чуткость к своим одноклассникам?

ДА

Оценка за вежливость – «3»

Читайте также:  Роль семьи и доу в развитии речи ребенка

              ( . . . ) легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной игре, проявляет качества лидера.

«Я и моя Родина»

Ранжирование

Этот метод позволяет выявить степень личной значимости каких-либо слов для учеников. Ученик по очерёдности записывает 10 существительных, отражающих социальные ценности.

«Досуг»

Любимые занятия ( . . . ) :, петь, слушать музыку, ходить в походы, участвовать в различных конкурсах и соревнованиях.

 Заключение.

                                             Воспитание направляет

                                              развитие, оно – главная

                                                      сила в формировании

                                              личности.

                                            С.Л. Рубинштейн

Педагог не передает готовые образцы нравственной и любовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляет, таким образом, содержание воспитательного процесса. Только в творческом сотрудничестве со взрослыми ребенок обеспечен «необходимым педагогическим» руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.

Источник

Программа

индивидуального  развития ребёнка 

на период с 2013/14по 2015/16 учебные годы.

Актуальность

          Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим  учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.      Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.

Программа индивидуального развития  – помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.

Основание для составления индивидуальной программы.

(На примере индивидуального развития  

ученицы 2 класса Мальковой Анастасии)

Ребёнок, для которого составлялась индивидуальная программа развития, выбран неслучайно. Уже в 1-ом классе, наблюдая за ребёнком, можно было предположить, что девочка из категории одарённых  детей. С 1 класса в тесном сотрудничестве со школьным психологом решили с помощью диагностических процедур, бесед, наблюдений более тщательно изучить индивидуальные особенности ребёнка.  За период обучения ученица проявила способности к исследовательской деятельности. Девочку отличает интерес к чтению, математике,  сочинительству, декоративно-прикладному искусству. Её ответы всегда логичны и последовательны. Работая с ребёнком,  я старалась пробудить  в ней потребность  в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности. 

 Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности  ребёнка.

Педагогические задачи:

         поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

         поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

         развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

         формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

         содействовать индивидуализации  воспитания и образования школьников;

         закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с  родителями и развивающая  работа.

Структура  индивидуальной программы

1.      Пояснительная записка.

2.      Цель и задачи.

3.      Сроки реализации программы.

4.      Содержание:

Основные направления развития учащегося

Формы, приёмы и методы работы

Предполагаемый результат

Сроки

5.       Промежуточные результаты.

Структура  индивидуальной программы

1.      Пояснительная записка.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого  ребёнка.  Вот тут-то и не обойтись без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей,  могут помочь ребёнку.

2.      Цель: создать  необходимые условия, для  развития детской одарённости.

3.      Задачи:

  • Развитие  быстроты реакции.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Привитие навыков этикета.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Содействие формированию уверенности в себе.
  • Развитие способностей к учебным предметам.

4.      Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на2013/14по 2015/16 учебные годы , чтобы подготовить  ребёнка для перехода в 5 класс.

5.   Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках.

I этап – диагностический

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести  психологическое обследование ребенка для  определения  его психологического развития

   Приоритетные направления:

               диагностика познавательной деятельности учащейся;

               исследования эмоционально-личностной сферы;

               диагностика межличностных отношений;

               диагностика психологического здоровья;                      

Читайте также:  Детский сад 4 центр развития ребенка выборг

     2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка

1.Характеристика познавательных процессов.

         Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

         Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

         Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).

          2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

          3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

          4. Выводы

II этап – коррекционно-развивающий

Цель данного этапа – разработка и  реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.

         Цели, поставленные на учебный год.

         Приемы и методы достижения поставленной цели

         Рефлексия

Сравнительный анализ результатов диагностики

Качества

Уровень сформированности

в I классе

Уровень сформированности в I полугодии 2 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована не в полной мере 

 Сформирована  

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится,  при наличии контроля

Учится без контроля, стремится к знаниям

Организован-

ность в учении

На уроках внимательна

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности  участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается  

Старается, привлекая своих одноклассников   

Самостоятельность в труде

Трудится при наличии контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых

Уважительное отношение к старшим

 Уважает старших,  не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером

Самоподготовка

Средний уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

Сформирована не полностью

Сформирована  полностью 

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения соблюдает не в полной мере

Правила поведения соблюдает

Требова-тельность к себе

Проявляет себя  в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

             III этап – саморазвитие

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

•         развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•         формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;

•         развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

•         воспитывать ребёнка,  способного к сопереживанию;

•         формировать культуру межличностных отношений.

Психолого-педагогическая характеристика

 ученицы 2 класса МОУ «Пирочинская ООШ»

Мальковой Анастасии.

Забавная, весёлая, позитивная, интересная девочка. Очень рассудительная, имеет хороший словарный запас, знает много интересных фактов.     Артистичная, общительная. Уверенная в себе: выполняет задание без помощи учителя, самостоятельная (любит говорить “Я сама”), фантазёрка, ко всем  проблемам, требующим решений,  подходит творчески. На уроке активна, отвечает полными предложениями, как я требую. Хороший темп чтения. Читает осмысленно: может ответить на вопросы, пересказать. Проверочные работы выполняет грамотно, без моей помощи. 

          Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе её привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

          Имеет отличные способности по всем предметам. Учится на «5». Она  четко может планировать свою работу, но при этом может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Стремится преодолевать трудности. Она  имеет отличные  результаты в учебе. В моменты вдохновения сочиняет прозу и стихи. Очень хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.

      Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Своё поручение – работу  затейника – она выполняет с удовольствием.

     Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.

Положительно реагирует на похвалу, в вот порицания не очень любит. Может расплакаться.

              В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе  Настю ценят за  эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения.

       Состояние здоровья удовлетворительное. Часто болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает не очень охотно.

             Социально-бытовые условия жизни хорошие. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, лето – в загородном доме .

               Классный руководитель Лизунова М.А.

Результаты работы (на уровне, района, региона, страны)

Сроки

Название

Уровень

Результат, основание

1

февраль

2013

Всероссийский молодёжный предметный чемпионат “Старт”

всероссийский

участие

сертификат участника

2

октябрь 2013

Конкурс детских рисунков “Конституция глазами ребёнка” Работа

муниципальный

1 место

грамота

3

январь

2014

Муниципальный этап конкурса “Права человека глазами ребёнка”

муниципальный

2 место

грамота

4

октябрь

2015

Международная олимпиада по литературному чтению проекта “Инфоурок”

международный

1 место

свидетельство

5

ноябрь

2015

Районная экологическая научно-практическая конференция мл. школьников “Путешествие в лесную аптеку”

муниципальный

победитель в номинации

“Лучший проект”

грамота

6

октябрь

2015

Международная дистанционная олимпиада проекта “Инфоурок” по окружающему миру

международный

участие

сертификат

7

апрель

2016

Муниципальный этап олимпиады для школьников по русскому языку

муниципальный

призёр 2 место

грамота

Выводы:

У ребёнка выявлены признаки  интеллектуальной одаренности.

Разработать основные направления развития ребёнка:

         Наблюдение

         Тесты

         Тренинги

Источник