Программа индивидуального развития ребенка коррекционной школы

Программа индивидуального развития ребенка коррекционной школы thumbnail

Статистика свидетельствует: в нашей
стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35
тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237
школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по
особому пути, отражающему влияние
неблагоприятных социально-психологических
факторов, когда они накладываются на раннее
поражение центральной нервной системы и на
процесс развития в целом (физический рост,
созревание центральной нервной системы,
формирование психики, социально-бытовых и
морально-эстетических понятий и т.д.).

Целенаправленное комплексное
психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение обучающихся в условиях
специальной (коррекционной) школы-интерната
должно быть направлено на формирование
оптимальных психолого-педагогических
коррекционно-развивающих условий воспитания и
образования для детей с проблемами в развитии и
поведении в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, уровнем
актуального развития, состоянием соматического
и нервно-психического здоровья, обеспечивающих
развитие механизмов компенсации и социальной
интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого,
вследствие дефектов в развитии, происходит
медленнее, лучше освоит необходимые умения, если
формировать их организованно, наиболее
эффективными методами и приемами, закрепляя
полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Для этого дефектологу, психологу, логопеду,
социальному педагогу, воспитателю необходимо
уметь составлять индивидуальную программу
развития конкретного ребенка.

Целью данной работы является оказание
практической помощи работникам специальных
(коррекционных) школ-интернатов в разработке и
составлении индивидуальной программы развития
для каждого ребенка.

В работе представлены некоторые подходы к
разработке различных программ –
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения, адаптационных, профилактических
и коррекционно-развивающих.

В данной работе мы использовали опыт
Разенковой Ю.А. (2003).

Индивидуальная программа развития
ребенка в условиях специальной (коррекционной)
школы-интерната должна решать задачи следующего
характера:

  • психолого-педагогического и медико-социального
    сопровождения обучающихся;
  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;
  • профилактики отставания и нежелательных
    тенденций в личностном развитии, обусловленных
    психической депривацией; предупреждения
    социальной дезадаптации, поведенческих
    нарушений и др.;
  • коррекции отклонений в развитии, поведении,
    учебе на основе создания оптимальных условий для
    развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной
программы развития ребенка используются
следующие методы и приемы
:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием,
    выделение неблагополучных этапов в развитии
    ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
  • диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной
программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы
сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: – изучение
эмоционально-личностных особенностей ребенка,
определяется его статус, зоны актуального и
ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа:
улучшение психического состояния обучающихся,
коррекция эмоционально-волевой и познавательной
сфер, получение помощи в социализации и
профориентации, своевременная организация
лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ
результатов эффективности
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся в школе-интернате,
адаптации ребенка, коррекционно-развивающей
работы и др.

Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы
сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.

Программа индивидуального развития для
воспитанника специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната
утверждается на педсовете школы-интерната
(возможно, на заседании школьного ПМПк). Она
состоит из пояснительной записки, в которой
указываются актуальные проблемы ребенка, цель,
задачи, принципы, желаемые результаты программы
развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития
(психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения, адаптационной, профилактической
или коррекционно-развивающей) поможет логопеду,
педагогу-психологу, социальному педагогу и
воспитателю эффективно реализовать программное
содержание. В Приложении 1
мы предлагаем один из вариантов Индивидуальной
программы развития учащихся.

Индивидуальная программа
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения

Индивидуальная программа
психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения включает следующие блоки:
психологическое сопровождение, логопедическое
сопровождение, педагогическое сопровождение,
социально-правовое сопровождение,
лечебно-оздоровительное, а также воспитательное
сопровождение.
Цель психологического сопровождения
предполагает коррекцию и психопрофилактику
личностной (эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения
предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с
проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения
обеспечение обучения детей навыкам выполнения
учебных заданий, получения знаний, организации
времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит
в ознакомлении обучающихся с правами и основными
свободами человека и развитии навыков
социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного
сопровождения
включает формирование
привычек здорового образа жизни, оздоровление
обучающихся, профилактика соматических
заболеваний, развитие способности справляться
со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения
обусловливает формирование привычки к
постоянному труду через применение в учебных и
бытовых ситуациях навыков самообслуживания,
соблюдения личной гигиены, соблюдения правил
безопасности жизни и культуры поведения в
общественных местах.

Читайте также:  Таблица нервно психического развития ребенка первого года жизни

Индивидуальная адаптационная
программа

Индивидуальная адаптационная программа
необходима вновь прибывшим в интернат детям.
Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с
этими детьми должны проводиться занятия,
направленные в первую очередь на установление
эмоционального контакта со взрослым.

Индивидуальная адаптационная программа
необходима детям, поступающим в первый класс.
Первоклассникам трудно переносить разлуку, они
могут отказываться от контактов со взрослыми и
детьми.

В этом случае целью адаптационной программы
будет создание психолого-педагогических условий
для подготовки ученика к общению, установление
доверительной связи между взрослым и ребенком,
поддержание радостного настроения,
удовлетворение потребности ребенка в
безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком
установятся доверительные отношения, можно
приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

В качестве примера мы приведем выписку из
истории развития Валерии Б., 1991 г. рождения.

Девочка поступила в школу-интернат из семьи
07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом детской
поликлиники: “Перинатальная энцефалопатия
гипоксического генеза, синдром
нервно-рефлекторной возбудимости, синдром
двигательных нарушений”.
Мать ребенка – не работает, брак не
зарегистрирован.
Данные анамнеза. Ребенок от первой
беременности, первых родов. Беременность
протекала с явлениями токсикоза и угрозой
прерывания. Роды без особенностей. Масса при
рождении – 2900 г, длина – 49 см, оценка по шкале Апгар
7/8 баллов.
До поступления в школу девочка не болела. Валерия
Б. не посещала ДОУ, воспитывалась матерью и
бабушкой.
Данные психолого-педагогического
обследования в возрасте 7 лет.
Девочка очень
тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно
плачет, плохо успокаивается. На уговоры не
реагирует. С одноклассниками контакт затруднен.
От занятий отказывается, не хочет покидать
спальный корпус.
Заключение Выраженные отклонения в поведении
ребенка в связи с нарушенными
аффективно-личностными связями с матерью.

Индивидуальная адаптационная
программа

Ф.И.О. Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический диагноз: “Перинатальная
энцефалопатия гипоксического генеза, синдром
нервно-рефлекторной возбудимости, синдром
двигательных нарушений”.
Психолого-педагогическое заключение:
Выраженные отклонения в поведении ребенка в
связи с нарушенными аффективно-личностными
связями с матерью.
Актуальные проблемы ребенка: Девочка
очень тяжело переживает разлуку с матерью:
постоянно плачет, плохо успокаивается. На
уговоры не реагирует. С одноклассниками контакт
затруднен. От занятий отказывается, не хочет
покидать спальный корпус.
Цель программы: Повышение
эффективности процесса
социально-психологической адаптации в новых
условиях обучения, способствование в повышении
самооценки, самореализации личности.

Содержание программы
(направления и формы работы):

  1. Намеченные пути поддержки и коррекции
    выявленной проблемы:

    • нормализация эмоционального поведения:
      создание атмосферы безопасности;
    • стимулирование положительных эмоций;
      актуализация эмоционального общения с учителем
      и воспитателями;
    • знакомство с обстановкой класса, группы,
      спального корпуса;
    • знакомство с воспитателями, работающими в
      группе;
    • вовлечение ребенка в самую простую и доступную
      игру; привлечение внимания девочки к интересным
      и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование
      желания поиграть вместе со взрослым;
    • установление доверительных отношений со
      взрослыми, в результате чего должна
      сформироваться заместительная привязанность;
    • вовлечение девочки в игровую ситуацию с
      участием других детей в целях нормализации
      эмоционального поведения и развития первых
      контактов между учениками.
  2. Укрепление нервной системы

    • Наблюдение у психиатра, совместный осмотр
      психолога и психиатра (2 раза в год.).
    • Совместный контроль и наблюдение психолога,
      врача и воспитателя за состоянием, изменениями
      настроения в период медикаментозного лечения.
    • Релаксационные методы (аутогенная тренировка,
      обучение навыкам самоконтроля).
    • Осуществление комплексного подхода в
      укреплении н.с. (контроль учебной нагрузки,
      медикаментозного лечения, реализация
      релаксационных методов и единого
      педагогического подхода).
    • Оздоровительный психофизический тренинг (1
      мес.).
  3. Укрепление эмоционально – личностной сферы

    • Оздоровительный психофизический тренинг (1
      мес.).
    • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2
      раза в год).
    • Овладение навыками самоконтроля.
    • Система групповых и индивидуальных занятий.
  4. Развитие познавательной сферы:

    • Индивидуальные коррекционно – развивающие
      занятия (когнитивные тренировки).
    • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
  5. Формирование устойчивой адекватной
    самооценки:
  • Организация единого психологического
    пространства, единство требований и отношений
    (всеми специалистами).
  • Индивидуальные беседы учителя, воспитателя,
    психолога, социального педагога.
  • Диагностика уровня самооценки, знакомство с
    результатами диагностики.
  • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).

Прогноз: Учитывая
особенности циклоидного типа акцентуации,
успешность адаптации будет зависеть от фаз. При
грамотном педагогическом подходе возможно
позитивное взаимодействие с Валерией Б.

Читайте также:  Развитие и формирование способностей ребенка в семье

Действительно, уже к концу учебного года у
Валерии прекратились приступы плача, она нашла
друзей, были налажены контакты с учителем и
воспитателями.

    Индивидуальная профилактическая
    программа

Индивидуальная профилактическая
программа
инаправлена на предупреждение
развития у ребенка негативных привычек,
нежелательного поведения, нервно-психического
утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается
формирование и выработка позитивного поведения,
положтельных привычек.

    Индивидуальная
    коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая
программа
должна содержать такие задачи,
решение которых доступно ребенку в ближайшее
время, а также указание на методы и приемы,
которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть
предметом обсуждения специалистов школьного
ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом
необходимо решить следующие вопросы: какие
задачи программы будут реализованы на занятиях
логопеда, психолога, а какие – на учебных занятиях
и занятиях воспитателей группы; как будут
осуществляться закрепление и перенос усвоенных
умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития
ребенка – процесс всегда творческий, довольно
сложный, но, уже начиная разрабатывать программу,
мы открываем перед ребенком новые возможности
его развития.

    Список литературы

  1. Разенкова Ю.А. Содержание
    индивидуальных программ развития детей
    младенческого возраста с ограниченными
    возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/
    Альманах института коррекционной педагогики
    РАО. 2003, № 6.

  2. Тюленев П.В. Индивидуальная программа
    развития ребенка от 0 до 1 года. Руководство для
    родителей, воспитателей и педагогов. 2005.

  3. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным
    программам развития как одно из направлений
    деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.

Источник

Галина Захарова
Программа индивидуального развития учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида «Цветик-пятицветик»

Девиз программы: «Дети цветы – и пусть они растут в нашем саду!»

Цель программы: развитие креативных способностей учащихся младших классов коррекционной школы.

Эпиграф:

«Лети, лети лепесток!

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по – моему вели».

Актуальность: В коррекционной школе я уже работаю двадцать семь лет. Из них 19 лет классным руководителем в начальных классах. Все мы большое значение придаём классному коллективу. Мне кажется, чтобы воспитать полноценного гражданина своей Родины, надо обратить внимание на его личностные качества. Ведь обучающийся коррекционной школы, такой же ученик, как и в любой другой школе. Он – личность. Существует психологическая закономерность: если у обучающихся нет внутреннего стимула к саморазвитию, то нет и воспитания – целенаправленного процесса формирования и развития личности. И мне, как классному руководителю, надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю моя задача: помочь учащимся младших классов коррекционной школы стать достойными гражданами своей страны. Поэтому мы с ребятами разработали программу «Цветик –пятицветик».

Программа индивидуального развития учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида «Цветик-пятицветик»

В нашем проекте на земле растут цветики – пятицветики. Их тринадцать, так как количество учащихся в классе 13. У каждого ученика свой цветик-пятицветик. Каждый лепесток обозначает определённое направление. Например:

здоровье – красный лепесток,

общение – жёлтый,

учёба – зелёный,

образ жизни – синий,

досуг – белый.

Лепестки могут быть любого цвета. ТРУД – это земля. Какой труд мы вложим в эту землю, такие будут цветики – пятицветики. Наш труд будет определён по пяти направлениям: пение; рисование, вышивание (шитьё, вязание, изготовление поделок (конструирование, оригами, аппликации, работы из солёного теста, природного материала и т. д.); танцы; спортивные игры (теннис, шашки, чтение. В этой программе мы выделили пять подпрограмм, в которых (или хотя бы в одной из них) может проявить себя каждый учащийся коррекционной школы.

Перечень подпрограмм:

1. «Чтение» (чтение чувашской литературы, чтение русской литературы, внеклассное чтение, пантомима, классный театр)

– конкурс стихов и сказок, исследовательская работа

2. «Рисование»(рисование, вышивание, поделки)

– конкурс рисунков, вышивок, поделок

3. «Пение» (чувашские песни и частушки; русские песни и частушки; инсценирование песен и частушек)

– конкурс песен, частушек

4. «Танцы» (чувашские народные танцы, русские народные танцы, спортивные танцы, современные танцы)

– конкурс танцев

5. «Спорт»(теннис, шашки, подвижные игры)

– соревнования по шашкам, теннису

Задачи программы:

1. Признать личность развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважать её уникальность и своеобразие.

2. Учитывать особенности учащихся, изучать и воспитывать индивидуально – личностные свойства школьника.

Читайте также:  Карта развития ребенка в доу образец по фгос заполненная

3. Использовать в программе национальные традиции народа, его культуру.

4. Организовать интересную жизнедеятельность.

5. Развивать уважительные отношения между педагогами и учащимися.

6. Вовлечь каждого ученика в деятельность (по всем пяти направлениям).

Перечень основных мероприятий:

1. Индивидуальная работа с каждым учащимся (по всем пяти направлениям).

2. Проведение соревнований.

3. Проведение конкурсов.

4. Проведение выставок.

5. Ведение исследовательской работы.

Для общения классного руководителя с обучаемыми подходит модель активного взаимодействия («Союз»). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. В этом случае возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Индивидуальная работа.

В программе «Цветик – пятицветик» мы исходили из положения о том, что развитие человека осуществляется в его деятельности. Следовательно, объектом коррекционной индивидуальной работы должна быть деятельность учащихся. Целью индивидуальной работы является повышение готовности учащихся к самостоятельной организации своей умственной и физической деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового.

Индивидуальная работа в коррекционной школе направлена на преодоление недостатков учащихся, обусловленных отставанием в интеллектуальном развитии. Поэтому деятельность учащихся я стараюсь организовать в соответствии с требованиями режима, соблюдение которых охраняет и укрепляет неполноценную нервную систему. В практической деятельности всегда опираюсь на наглядные образы предметов и явлений. Изучаю личность каждого учащегося. Для этого:

1) я ознакомилась с личными делами учащихся;

2) выяснила состояние здоровья каждого учащегося;

3) наблюдала за учащимися с момента его прихода в школу (отношение с родителями, товарищами и учителями, его роль в коллективе, развитие навыков поведения);

4) веду дневники наблюдения;

5) наблюдаю за особенностями моторики, речи, которые в первую очередь подлежат коррекции;

6) выявляю особенности характера каждого учащегося;

7) организую индивидуальные занятия – повседневно, последовательно, длительно;

8) провожу индивидуальные занятия со слабоуспевающими на уроках и во внеурочное время;

9) постоянно держу связь с родителями, родными учащихся, помогаю им в воспитании детей;

10) по итогам учебных четвертей провожу индивидуальные беседы, раскрывая способности и возможности каждого ученика;

11) провожу работу по выработке каллиграфии (проверка тетрадей, конкурсы)

12) веду карты развития ребёнка;

Работа с родителями.

1. Работу с родителями строю на основе глубокого и систематического изучения семьи.

2. Внимание родителей направляю на формирование у детей трудовых навыков, привычек культурного поведения.

3. Держу тесную связь с родителями учащихся путём личного контакта.

4. По окончании каждой четверти сообщаю родителям об успехах и труде ребёнка.

5. Провожу индивидуальные беседы с родителями, родными о режиме школьников, гигиене школьников на морально – эстетические и психологические темы.

6. Особое внимание обращаю на работу с родителями, родными «трудных» детей. Трудновоспитуемых вовлекаю в работу кружков.

7. Провожу консультации с родителями по охране здоровья детей.

Исследовательская работа.

Итогом всей работы по этому проекту является исследовательская работа всей нашей классной семьи (учитель, родители, учащиеся) по темам:

1)развитие мелкой моторики рук учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,

2)развитие мелкой моторики ног учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,

3)развитие артикуляционного аппарата учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида,

4)что раньше: яйцо или курица?

5)русская народная сказка «Колобок»,

6)русская народная сказка «Теремок»,

7)мини – проект клумба «Лебеди»,

8)проект ««Нет войне!»,

9)навстречу 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне,

10)проект «Зелёный класс»,

11)мини – проект «Комнатные растения».

Результаты:

1. Участие в общешкольных, сельских, районных, республиканских, Российских, международных выставках, конкурсах, соревнованиях.

2. Достижения личных результатов учащихся в мероприятиях разного

уровня.

3. Положительная динамика успеваемости учащихся.

4. Положительная динамика техники чтения учащихся.

5. По итогам учебного года класс победил в номинации «Самый зелёный класс».

6. На школьных олимпиадах учащиеся занимали призовые места.

Предполагаемый риск:

1. Смена классного руководителя.

2. Несогласованность педагогического коллектива.

В нашем проекте нет солнца. Я стараюсь учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими, добрыми поступками, согревать окружающих своим теплом и радоваться жизни.

Источник