Программа индивидуального развития ребенка группы риска

Программа индивидуального развития ребенка группы риска thumbnail

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

Программа индивидуального сопровождения детей группы риска

Составитель:

Жанаева Ю. В педагог-психолог

МАОУ СОШ № 54

Улан-Удэ,2019

Программа составлена для детей «группы риска», обучающихся в 7-х классах:

Пояснительная записка.

Подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Подросток остро нуждается в принятии и поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.

Проводя мониторинг развития личности подростка (2003-2008 год.) был сделан вывод о том, что для учащихся 12-15 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:

Первое, для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

Второе, 56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

Третье, подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

Четвертое, подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого- педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.

Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья школьников.

Основные задачи программы

  • Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.

  • Восстановления ощущения ценности собственной личности.

  • Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром.

  • Формирование позитивной моральной позиции.

  • Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

  • Первичная профориентация.

  • Развитие компетентности в социальном функционировании.

Особенности детей «группы риска»

  • Наличие неблагоприятных социальных условий.

  • Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние

ребёнка.

  • Отклоняющееся от нормы поведение.

  • Трудности обучения.

Психологические основы работы с детьми «группы риска»

  • Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.

  • Появление веры в духовный рост.

  • Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.

Условия реализации потенциальных возможностей подростков

  • Создание благоприятной социально – психологической обстановки доверия.

  • Формирование ценностных ориентаций у ребёнка и у окружающих его взрослых.

Методы индивидуальной работы с подростком

  • Беседа

  • Консультация

  • Дополнительная работа вне урока

  • Индивидуальное развивающее занятие

  • Индивидуальное коррекционное занятие

Изучение личности ребёнка.

  • Создание «банка данных» для изучения личности

  • Ведение дневника наблюдений

  • Психолого-педагогическая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях.

  • Прогнозирование и оценка работы с трудновоспитуемыми

  • Отслеживание результативности исполнения поручений

Кл. руков-ль

Кл. рук-ль

Педагог психолог

Совет по профилактике правонарушений

Кл. рук-ль

Сентябрь

В течение

года

Постоянно

1 раз в полугодие

Еженедельно

2.

3.

Диагностическая работа:

  • Самоопределение личности (диагностика)

  • Диагностика «Выявление уровня тревожности»

  • Методика стрессоустойчивости

  • Определение уровня воспитанности

  • Тест «Размышления о жизненном опыте»;

  • Тест «Профессиональная готовность» Профконтур

  • Анкетирование «Особенности моего характера»

  • «Моя семья»

  • Тест Равена

  • Методика Лурия

Педагогическое воздействие и консультативная помощь:

  • Вовлечение в кружки, спортивные секции.

  • Ежедневный контроль за посещением уроков, учёбой, поведением в школе и дома;

  • Развитие педагогики сотрудничества и доверия при выполнении общественных поручений

  • Анализ своих проступков и решение проблемы на консультациях у психолога

  • Составление программы индивидуального сопровождения

  • Разъяснительные беседы по профилактике кризисных состояний, стрессоустойчивости Вовлечение в активную трудовую деятельность;

  • Участие в школьных мероприятиях;

  • Профориентационная работа, экскурсии на предприятия и учебные заведения города;

  • Подведение итогов посещаемости и успеваемости в школе

Педагог -психолог

Кл. руководитель

Психолог

Психолог

Кл. рук-ль

Педагог психолог

Психолог

Кл. рук-ль

Совет по профилактике правонарушений

ЗДВР

ЗДВР

Кл. рук-ль

Кл. рук-ль,

Педагог психолог

Кл. рук-ль

Октябрь

В течение года

В конце каждого полугодия

В течение года

Ноябрь

Декабрь

В течение года

В течение года

Еженедельно

В течение года

В течение года

По мере необходимости

В течение года

В течение года

В течение года

Май

Программа индивидуального сопровождения.

п/п

Тема занятия

Количество

часов

    Психодиагностическое исследование степени суицидального риска

    Диагностический инструментарий:

    Методика тревожности Кондаш, методика стрессоустойчивости.

    Моя семья, Методика познавательных процессов:

    Память, тест Равена, Аналогии.

    1

    Коррекционный блок

    п/п

    Тема занятия

    Количество

    часов

      Беседа на темы: «Мои чувства, переживания». «Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта.  Арт-терапия (нарисовать свои переживания и раскрасить яркими красками).

      Цель: – дать возможность выплеснуть негативные эмоции;

      – обратить внимание подростка на свои возможности.

      Упражнение «Ресурсы для достижения».

      2

        Беседа на тему:  «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации». Экзистенциальное осмысление проблемы.  

        Арт-терапия (нарисовать солнышко и на каждом луче написать возможные трудные ситуации). Обсуждение.

        1

          Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок.  Содействие переориентации поведенческих моделей.

          Упражнение: Незаконченные предложения.

          1

            Составление карты ценностей.

            Беседа на тему: «Ценность жизни».

            Упражнение «Прогулка по лесу».

            1

              Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка.

              Упражнение «Радуга».

              1

                Актуализация эмоциональной привязанности.

                Упражнение «Что человеку дано».

                1

                  Родственные связи и обязанности.

                  Упражнение «Моя семья».

                  1

                    Чувство долга, понятие о чести.

                    Упражнение «Рекомендации себе» (написание сочинения).

                    1

                      Развитие навыков постановки жизненных целей. Коллаж «Мое будущее». Группа поддержки

                      1

                        Создание плана действий для достижения жизненных целей.

                        1

                          Приверженность здоровому образу жизни.

                          Заполнение «Карты здоровья».

                          1

                            Умение видеть ресурсные возможности. Сказкотерапия.

                            Упражнение «Рецепт счастья». Группа поддержки

                            1

                              Позитивное восприятие жизни. Сказкотерапия.

                              Упражнение «Линия жизни».

                              1

                                Способность к экзистенциальному осмыслению проблем. Сказкотерапия.

                                Упражнение «Прошлые успехи».

                                1

                                  Вера. Религиозная идентичность.

                                  Работа с притчей «Человек».

                                  1

                                    Занятие 1.Кто Я?, Притча « Ворона и Павлин»

                                    Занятие 2. « Моя индивидуальность»

                                    Занятие 3. «Уверенное неуверенное поведение»

                                    Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

                                    Занятие 4. Как справиться с обидой»

                                    Занятие 5. Взаимопомощь

                                    Занятие 6.Эффективные приемы общения

                                    Занятие 7. Самопринятие.Самоуважение.Самоодобрение.

                                    1

                                      Рефлексия.

                                      1

                                      Психодиагностический блок

                                      п/п

                                      Тема занятия

                                      Количество

                                      часов

                                        Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

                                        1

                                        Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы:

                                        • Сформированность адекватного представления учащихся о себе, своей самооценке.

                                        • Снижение уровня агрессивности и тревожности.

                                        • Сформированность способности принимать ответственность за свои поступки.

                                        • Наличие представлений о профессиональной ориентации.

                                        • Сформированность навыков эффективного взаимодействия с окружающими.

                                        Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:

                                        • анкетирование

                                        • беседа, интервью

                                        • наблюдения

                                        • проективные методики

                                        • тесты

                                        Литература:

                                        «Школьный психолог» №12 2007г. Программа «Навстречу»

                                        №14 2006г. Г.Резапкина. Уроки выбора профессии.

                                        №29 2004г. Профилактика девиатного поведения подростков.

                                        №15 2006г. Коррекционная и развивающая работа со школьниками.

                                        №2 2007 Проблема выбора. Программа профессионального определения учащихся.

                                        №13 2007г. Ничейная территория. Методы психодрамы в групповой работе с подростками.

                                        №11 2006г. «Я+Ты=Мы». Программа практикум по эмоциональному сплочению группы.

                                        №18 2007г. «Я сам». Психологическая программа для подростков.

                                        №9 2008г. Игротека.

                                        Источник

                                        Индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения

                                        ___________________, учащегося ________ класса на 2019/20 учебный год

                                        1. Проведение психологических консультаций с подростком, направленных на:

                                        • Развитие морально-нравственных и этических норм поведения

                                        • Формирование умения оценивать собственные действия и поступки

                                        • Развитие принятия ответственности за свои слова и поступки

                                        • Развитие позитивной «Я-концепции»

                                        • Развитие эмоционально-волевых качеств

                                        • Совершенствование коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками

                                        • Нормализацию эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности

                                        • Стимулирование положительных эмоций

                                        1. Оказание консультативной помощи родителям

                                        2. Оказание консультативной помощи классному руководителю и педагогам

                                        План коррекционной работы с учащимся составлен на основе результатов проведенного социально-психологического тестирования (склонность к риску; принятие аддиктивных установок социума; низкие факторы защиты; низкий самоконтроль поведения; импульсивность).

                                        _______________2020г.

                                        Директор МБОУ СОШ №196: ____________________

                                        Педагог-психолог: ____________________

                                        Актуальное состояние: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, тревожное, депрессивное состояние).

                                        С учетом данных факторов был разработан цикл занятий для учащегося.

                                        Занятия курса состоят из 8 занятий, проводятся в индивидуальной форме.

                                        Длительность одного занятия – 25-45 мин.

                                        Цель занятий: нормализация эмоционального поведения, коррекция тревожного состояния, формирование адекватного восприятия окружающего мира.

                                        Задачи:

                                        • Развитие морально-нравственных и этических норм поведения

                                        • Формирование умения оценивать собственные действия и поступки

                                        • Развитие принятие ответственности за свои слова и поступки

                                        • Развитие позитивной «Я-концепции»

                                        • Способствовать развитию эмоционально-волевых качеств

                                        • Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками

                                        • Нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности

                                        • стимулирование положительных эмоций

                                        Форма проведения занятий:

                                        – диагностические беседы, консультативные беседы; 
                                        – практические занятия;
                                        – сказкотерапия (анализ рассказов, сказок литературных и психологических), что способствует формированию нравственного, духовного развития личности;
                                        – ситуационные задания.

                                        Для увеличения эффективности работы в процессе всех занятий учащийся пользуется личной рабочей тетрадью, в которой отведено место и для анализа своего опыты и для практического выполнения заданий на самих занятиях. Если занятия проводятся регулярно, то включают в себя выдачу домашних заданий, если занятия проводятся 1-2 раза в месяц, то выполнение домашних заданий следует проводить на самом занятии.

                                        Примерная структура занятий:

                                        – Ритуал приветствия.
                                        – Анализ домашнего задания. Рефлексия опыта.
                                        – Беседа-консультация.
                                        – Психогимнастика.
                                        – Практическое упражнение, задание. Обсуждение.
                                        – Упражнение на саморегуляцию. Релаксация.
                                        – Ритуал прощания.

                                        Предполагаемый результат работы: расширение знаний о себе, своих возможностях и особенностях; развитие рефлексивных навыков; осознание своих поступков и принятие ответственности за них; сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.

                                        Тематическое планирование

                                        Название темы

                                        БЛОК 1

                                        Название темы

                                        БЛОК 2

                                        Кол-во часов

                                        Занятие 1.

                                        «Вводное занятие»

                                        Упражнение

                                        «Кто я?»

                                        1

                                        Занятие 2.

                                        «Хорошие и плохие поступки»

                                        «Смысл жизни»

                                        Упражнение

                                        «Жизненное пространство»

                                        1

                                        Занятие 3.

                                        «Добрые дела»

                                        «Я готов к испытаниям»

                                        Упражнение

                                        «Выбор»

                                        1

                                        Занятие 4.

                                        «Что такое хорошо и

                                        что такое плохо»

                                        Упражнение

                                        «Минус-плюс»

                                        1

                                        Занятие 5.

                                        «Я и мои друзья»

                                        Упражнение

                                        “Мои достижения”

                                        1

                                        Занятие 6.

                                        «Поступки и их последствия»

                                        Упражнение

                                        «Убеждения»

                                        1

                                        Занятие 7.

                                        «Я контролирую себя»

                                        Упражнение

                                        «Личностное право»

                                        1

                                        Занятие 8.

                                        «Заключительное занятие»

                                        Упражнение

                                        “Постановка цели”

                                        1

                                        Цикл бесед с учащимся (лекторий)

                                        занятие 1. Знакомство

                                        занятие 2. Правонарушения и ответственность.

                                        занятие 3. 8 способов преодолеть синдром неудачника.

                                        занятие 4. Как обуздать свой гнев.

                                        занятие 5. Разговор о вредных привычках.

                                        занятие 6. Стоит ли мне бросить школу.

                                        занятие 7. Почему взрослые не отпускают меня поразвлечься.

                                        занятие 8. Счастлив тот, кто счастлив в семье.

                                        Содержание занятий (Приложение 1 БЛОК 1) , (Приложение 2 БЛОК 2)

                                        Рабочая тетрадь для занятий (Приложение 3)

                                        Тетрадь для индивидуальной самостоятельной работы учащихся (Приложение 4)

                                        Цикл бесед с учащимся (лекторий) (Приложение 5)

                                        Работа с педагогами и родителями (Приложение 6 БЛОК 3)

                                        Работа с педагогами и родителями

                                        Для родителей

                                        (законных предаставителей)

                                        Дата ознакомления

                                        1.

                                        Анкеты на учащегося

                                        для классного руководителя

                                        Анкеты для родителей

                                        2.

                                        Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди обучающихся

                                        Рекомендации родителям

                                        по результатам диагностического тестирования ребенка

                                        3.

                                        Лекция на тему: «Что надо знать о суициде»

                                        Лекция на тему: «Что надо знать о суициде»

                                        Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе.

                                        4.

                                        Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

                                        Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ подростками

                                        5.

                                        Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

                                        Рекомендации по организации рабочего дня при дистанционном обучении

                                        6.

                                        Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) детьми

                                        Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении в условиях самоизоляции

                                        7.

                                        Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

                                        Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома

                                        Читайте также:  Развитие ребенка 2 года не разговаривает

                                        8.

                                        Сбор и анализ документов

                                        Рекомендации по заключению проведенной работы

                                        Занятия для индивидуальной самостоятельной работы учащихся

                                        Хороший друг.

                                        1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений.

                                        2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.

                                        1.Упр. «Хороший друг».

                                        2.Упр. «Каков я? Кто я?».

                                        3. Релаксационное упражнение.

                                        Занятие №2

                                        Значимый человек.

                                        1. Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения..

                                        1. Игра «Значимый человек».

                                        2. Релаксационное упражнение.

                                        Занятие №3

                                        Разговор со взрослым.

                                        1. Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.

                                        1. Упр. « Разговор со взрослым».

                                        2. Релаксационное упражнение.

                                        Занятие №4

                                        Что, когда и кому

                                        я должен?

                                        1. Овладение навыками позитивного поведения.

                                        1. Упр. « Что, когда и кому я должен».

                                        2. Релаксационное упражнение.

                                        Занятие №5

                                        Без рук.

                                        1. Развитие конструктивных навыков общения.

                                        2. Развитие толерантного отношения друг к другу.

                                        1. Упр. «Без рук!».

                                        2. Упр. «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?».

                                        3. Релаксационное упражнение.

                                        Занятие №6

                                        Банк переживаний.

                                        1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

                                        1. Упр. «Банк переживаний».

                                        2. Упр. «Словарь чувств».

                                        3. Релаксационное упражнение.

                                        Занятие №7

                                        На ошибках учатся.

                                        1. Формирование основ толерантной коммуникативной культуры:

                                        – раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»;

                                        – преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях;

                                        – овладение навыками позитивного мышления.

                                        1. Упр. «На ошибках учатся».

                                        2. Мини-лекция «Позитивное и негативное мышление».

                                        Занятие №8

                                        Была бы проблема!

                                        Заключительное занятие.

                                        1.Отработка навыков преодоления трудностей.

                                        1. Подведение итогов.

                                        1. Упр. «Была бы проблема!».

                                        2. Упр. «Неоконченные предложения

                                        3. Беседа по анализу занятий

                                        ФИ учащегося

                                        1

                                        2

                                        3

                                        4

                                        5

                                        6

                                        7

                                        8

                                        занятие

                                        Д/з

                                        Журнал занятий для учащегося

                                        Педагог-психолог: ________________

                                        Источник

                                        государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

                                        « Колушкинская специальная школа-интернат»

                                        «Утверждаю».

                                        Директор:_________/Л.Г. Землянская/

                                        Приказ №_____ от «___»________2018г.

                                        Программа работы

                                        педагога-психолога  

                                        с детьми «группы риска»

                                         «Станем ближе»

                                        Пояснительная записка

                                        1.Актуальность и концептуальные идеи программы.

                                        1.  

                                        Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

                                        Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

                                        Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН.

                                        Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

                                        Проблемы:

                                        1. Ухудшение социального положения семей в школе.

                                        2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся

                                            проблемами воспитания и развития детей.

                                        3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме

                                            школы.

                                        4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

                                        5. Высокий уровень подавления и насилия.

                                        6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

                                        7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся

                                            фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития

                                            личности.

                                        8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания

                                             комплексной помощи.

                                           2. Цель программы

                                        1. Адаптация обучающихся школы-интерната асоциального поведения в социуме.

                                        2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у

                                            них навыков организации здорового образа жизни посредством развития

                                            здоровьесберегающей среды в школе-интернат, сохранения семейных ценностей по  формированию здорового образа жизни.

                                        3. Формирование личностных нравственных качеств у обучающихся.

                                        4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для

                                            развития ребёнка, соблюдение прав.

                                        3.Задачи программы

                                        1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных

                                            явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок

                                            родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в

                                            целом.

                                        1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики

                                            асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в

                                            семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

                                        1. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и

                                             подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений

                                             между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном

                                             воспитании, формирование семейных ценностей.

                                        1. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и

                                            внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и

                                            здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и

                                            здоровья окружающих людей.

                                        1. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического

                                            мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание

                                            информационного банка данных.

                                        1. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе

                                            принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

                                        1. Обеспечение мотивации:
                                        • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-

                                                       воспитательном процессе;

                                        • родителей на совместную деятельность по вопросам формирования

                                                      здорового образа жизни детей через систему просветительной

                                        Читайте также:  Развитие навыков ходьбы у ребенка

                                                      работы).

                                        1. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и

                                            окружающим.

                                        1. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению

                                            активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный

                                            выбор форм поведения.

                                        10. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный

                                              статус, выполнять определенную роль в коллективе.

                                        11. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его

                                              прикладным видам, научить организации творческих контактов.

                                        12. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного

                                              поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

                                        4. Отличительные особенности программы

                                        1.Тесное взаимодействие с семьёй.

                                        2.Сотворчество педагогов и детей.

                                        3.Развитие детской инициативы.

                                        4.Способность педагогов к неформальному общению.

                                        5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и

                                           нравственного совершенствования.

                                        6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе

                                           жизни.

                                        7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

                                               5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

                                              Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклонением в     поведении 10 – 16 лет. Курс рассчитан на 34 занятия, по 1 часу в неделю.

                                        6. Сроки реализации

                                        Программа рассчитана на 1 год.

                                        7. Планируемые результаты и способы их оценки

                                         1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

                                         2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

                                         3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

                                          4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

                                           5.Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

                                           6.Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях.

                                        Тематическое планирование

                                        Мероприятия

                                        Кол-во часов

                                        1

                                        Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

                                        Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных.

                                        1 ч.

                                        2

                                        Занятие «Начало пути». Знакомство с учениками, установление контакта освоение нового социального статуса

                                        1 ч.

                                        3

                                        Исследование адаптации к школе

                                        1 ч.

                                        4

                                        Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе

                                        1 ч.

                                        5

                                        Цветовой тест М.Люшера

                                        1 ч.

                                        6

                                        Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

                                        1 ч.

                                        7

                                        Занятие «Учимся общаться»

                                        1 ч.

                                        8

                                        Проведение диагностики «Социометрия»

                                        1 ч.

                                        9

                                        Классные часы:   «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?»

                                        1 ч.

                                        10

                                        Тренинг: «Навыки общения».

                                        1 ч.

                                        11

                                        Волонтёрское движение.

                                        Работа ученического самоуправления «Школьный город»:

                                        – проверка сменной обуви;

                                        – контроль за чистотой рук в столовой;

                                        – контроль за курильщиками на территории школы;

                                        – проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».

                                        Темы:

                                        1. Когда сигарета не нужна.
                                        2. Береги здоровье смолоду.
                                        3. Не кури.
                                        4. Табак и верзилу сведёт в могилу.
                                        5. Наше здоровье в наших руках.
                                        6. Суд над вредными привычками.
                                        7. Компьютер- враг или друг.

                                        ежедневно

                                        в течение года

                                        12

                                        Игры:

                                        1. Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
                                        2. Правовая игра «Мой взгляд»
                                        3. Игра «Школа безопасности»

                                        3 ч.

                                        13

                                        Круглый стол: «От безответственности до преступления

                                        один шаг», « Ты и твои права»

                                        2 ч.

                                        14

                                        Игра «Добро и доброта. Добрый ли ты?» Формирование правильно оценивать себя и других

                                        1 ч.

                                        15

                                        Проведение «Дня здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска»

                                        2 ч.

                                        16

                                        Акция: «Нет вредным привычкам!»

                                        2 ч.

                                        17

                                        Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?»

                                        1 ч.

                                        18

                                        Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья

                                        2 ч.

                                        19

                                        Занятие для детей и родителей «Я вижу…» Устанавливаем доверительные отношения между взрослым и ребёнком

                                        1 ч.

                                        20

                                        Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов.

                                        1 ч.

                                        21

                                        Спортивно-оздоровительные мероприятия:

                                        -привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

                                        -кружках и секциях.

                                        2 ч.

                                        22

                                        Тренинг для обучающихся «Учимся понимать друг друга»

                                        1 ч.

                                        23

                                        Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

                                        2 ч.

                                        24

                                        Тренинг «Обзывалки» Снимаем вербальную агрессию в приемлемой форме

                                        1 ч.

                                        25

                                        Занятие «Маленькое приведение» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

                                        1 ч.

                                        26

                                        Занятие «Мой мир» Познаём себя, внутренний контроль

                                        1 ч.

                                        27

                                        Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции»

                                        1 ч.

                                        Итого: 34 часа

                                        Список литературы

                                        1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007

                                        2. Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике

                                            наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006

                                        3. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании.- Ростов-на-Дону,

                                            «Феникс», 2005

                                        4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.

                                            М., 2007

                                        5. Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у

                                            старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007

                                        6. Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария Методист,

                                            №6, 2007. с.47 — 48

                                        7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.-

                                            М.,«Вако», 2004

                                        8. Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая

                                            поддержка // Социальная педагогика  №5,2009

                                            9. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005

                                           10. Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997

                                           11.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005

                                           12. Я выбираю профессию (информационное издание), «Янтарная летопись»,

                                                 2010

                                        Источник