Программа индивидуального развития ребенка дошкольного возраста что это

Программа индивидуального развития ребенка дошкольного возраста что это thumbnail

Выполнила: Черемисова Галина Станиславовна
Воспитатель средней возрастной группы.
МАДОУ ЦРР Детский сад №31

Программа индивидуального развития ребенка

2016

Программа индивидуального развития ребенка

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач – индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

2. Учет возрастных особенностей детей.

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Этапы работы над программой:

1 этап – информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

– постановка цели на предстоящий учебный год;

– выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

3 этап – коррекционно-развивающий.

Цель. реализация индивидуальных программ развития.

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями:

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное завтра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отношению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуждены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей.

В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учреждений является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющиеся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных образовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как творческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова на Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее время реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образовательного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.

В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психолога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить научное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.

Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

  • разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями;

  • подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;

  • создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;

  • способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:

  • диагностика одаренных учащихся;

  • разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;

  • разработка и внедрение развивающих программ;

  • консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);

  • кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);

  • психологическое просвещение родителей одаренных детей;

  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррекционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:

  • формирование адекватной Я- концепции и самооценки ребенка;

  • преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;

  • преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посредством пластического моделирования;

  • преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элементы сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).

По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:

  • профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тренинговые занятия);

  • психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);

  • помощь в разрешении педагогических конфликтов.

Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется запрос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.

Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реализуют волонтерский принцип «помощь равного равному».

Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и социально-адаптированной личности.

Источник

МБДОУ «Белоярский ДС»

Согласовано:                                                            Утверждено:                                                      Ф.И.О. родителя                                                     Заведующий МБДОУ

__________________                                                ___________ __________________                                                «____»    __________2017 г.        

Индивидуальная образовательная программа на воспитанника старшей группы, как часть адаптированной  общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

                                                                Разработали:

                                                                                           Учитель-логопед О.А. Агеева,

                                                                                           воспитатель О.В. Когодеева

С. Белый яр 2017

Пояснительная записка

Общие сведения о воспитаннике

Фамилия        Имя  

Дата рождения Адрес

Краткая психолого-педагогическая характеристика:

Программный материал усваивает на среднем  уровне. На контакт идет с желанием. В речевом развитии допускает ошибки в звукопроизношении. В связи с этим у воспитанника возникают трудности в установлении логических связей. Допускает ошибки в пересказах. Требуется помощь воспитателя в составлении рассказов.

Обучается по Адаптированной общеобразовательной программе для детей  с тяжелыми нарушениями речи.

Сведения о семье: Воспитывается в полной семье.

Мать:

Отец:

Продолжительность программы – 2017-2018 уч.г

Форма работы:

  • Групповая
  • индивидуальная

Начало реализации программы с сентября 2017г.

Обоснование разработки программы:

Необходимость разработки индивидуальной образовательной  программы сопровождения обусловлена наличием заключения районной ПМПК, которая рекомендует сопровождение  воспитанника узкими специалистами детского сада- логопедом.

Программа  сопровождения.

Участники сопровождения

Содержание деятельности

Ведущий специалист

учитель-логопед

Разрабатывает, и реализуют индивидуальный план работы.

Воспитатель

Разрабатывает и реализует план работы

Опосредованные

Председатель ПМПк.

Контролирует, регулирует процесс сопровождения.

Участник сопровождения

Родитель (законный представитель)

Выполняет рекомендации специалистов и участвует (по потребности) в коррекционно-развивающем процессе

Цель: Стимулирование речевой активности ребенка.

Задачи:

-развитие фонематических процессов, пространственного ориентирования;

– формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;

-развитие связной речи.

-формирования умения дифференцировать на слух, по картинкам смешиваемые звуки.

Предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности

Направления ПМП

сопровождения

Предполагаемые  результаты

 (логопедическое)

  • Положительная  динамика в развитии речевых процессов

Педагогическое

  • Полностью   или частично усвоил программу.

Содержание психолого-педагогической помощи воспитаннику

Этапы работы:

  1. Диагностический –  (2 раза в год)

Наименование диагностической работы

Инструментарий

Сроки проведения

Ответственный

Фиксируемый результат

Логопедическое

О.Б.   Иншакова «Альбом для логопеда», Листы бумаги, карандаши.

Сентябрь май

О.А. Агеева

Заполненные бланки, заключения, динамический лист

  1. Коррекционно-развивающий этап

Расписание

Специалист

Дни посещений                                время

Учитель-логопед

вторник

четверг

 Содержание логопедического  сопровождения

№п/п

Этапы работы

Содержание

Методический материал и оборудование

Ожидаемый результат

I.

Обследование речи

Обследование звукопроизношения; строения и подвижности артикуляционного аппарата; обследование устной связной речи, активного и пассивного словаря; обследование грамматического строя речи.

О.Б. Иншакова

«Альбом для логопеда». Листы бумаги, карандаши.

Изучение медицинской карты. Заполнение протокола обследования. Постановка логопедического заключения.

II.

Подготовительный этап.  Стимулирование речевой активности

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Тренировка дыхательной и голосовой систем, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж лица, щёк, губ.

Необходимо выполнять упражнения на развитие подъязычной связки, формирование верхнего подъёма языка, фиксировать внимание на упражнениях, направленных на удержание заданной артикуляторной позы. Развитие фонематического слуха; фонематического анализа и синтеза; развитие мелкой моторики руки.

Шпатель, ватные палочки, вата, зеркало.

Н.Э. Теремкова «Логопедическая тетрадь».

Предметные картинки, бумага, карандаши, конструктор, пластилин.

Презентации.

А.Г. Ипполитова «Устранение открытой ринолалии»

Фиксация внимания на органах артикуляции.

III.

Этап постановки и автоматизации звуков.

Работа над звукопроизношением.

«Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей (для логопедов и родителей)» Е.С.Анищенкова

Улучшение произносительной стороны речи. Формирование правильной артикуляции нарушенных звуков.

Постановка звуков

Гласные, затем согласные

1.[Ш]

2.[Щ]

3. [Ч]

4.[З]

5. [Л]

6. [Л’]

7. (с, с’)

8. (р, р’)

9. (к, к’)

10. (т, т’)

11. (п, п’)

12. (д, д’)

13. (н)

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

 2.  Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.

Дыхательные упражнения:                                                                                                              –  вдыхать воздух носом, медленно выдыхать через широко открытый рот; – вдох ртом, выдох через нос;                                                                                                                                                          – вдох, выдох носом;                                                                                                                           – вдох, выдох ртом;                                                                                                                                            – сильно и равномерно раздувать щеки, выдох через губы, сложенные трубочкой;                                                                                                                                              – выдыхать воздух с  «широкого» языка, просунув его между зубами;                            – свернуть язык в трубочку и выдыхать через «трубочку».  

 Артикуляционная гимнастика.                                                                                                                                                                                                                                                             – свесить узкий длинный язык к подбородку и удерживать его в течение                       5 секунд;                                                                                                                             – медленно высунуть узкий и длинный язык изо рта;                                              – длинным узким языком, высунутым как можно дальше, проделать несколько колебательных движений от  одного уголка рта к другому;                           – открыв рот, совершать круговые движения языком в одну сторону, затем в другую;                                                                                                                                                   – длинный узкий язык поднимать вверх к носу и опускать;                                                          – узким  длинным языком изнутри надавливать поочередно на внутреннюю поверхность щёк.                                                                                                    

Попова Г.А. «Методические рекомендации по коррекции звуков: С, З, Ц, Ш, Ж, Р, Л, Й, К, Г, Х». Зеркало, шпатель. Презентация.

Формирование навыка правильного произношения звуков

изолированно

Формирование навыка правильного произношения нарушенных звуков   в слогах, словах, в свободной речи

IV.

Работа по обогащению пассивного и активного словаря.

Уточнение предметного словаря, глагольного словаря и словаря признаков.

Лексические темы:

1. Сад-огород, деревья, ягоды, грибы, осень, посуда.

2.продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, зима, зимующие птицы.

3.дикие животные, домашние животные, домашние птицы, перелётные птицы, весна, мебель, транспорт.

4. Профессии, инструменты, зоопарк, цветы, насекомые, рыбы, лето.

Н.Э.Теремкова Логопедические домашние задания для тетей 5-7 лет с ОНР (комплекс пособий, 4 выпуска). Презентации. Карандаши, предметные картинки.

Ребёнок активно употребляет в речи изученные понятия. Умеет обобщать и классифицировать предметы. Формирование пассивного и активно словаря в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

V.

Работа над грамматическим строем речи.

1.Словоизменение

-предложно-падежные конструкции;

-категория рода прилагательных;

-согласование существительных с числительными.

4.Словообразование

-образование названий детёнышей животных;

-образование относительных прилагательных;

-образование притяжательных прилагательных;

-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Понимание синтаксических конструкций

6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие грамматического строя речи». Презентации.

Л.М.Козырева «Задания для детей с лексико-грамматическим недоразвитием речи»

Формирование грамматического строя речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

VI.

Работа над устной связной речью.

1.Составление рассказа по сюжетным картинкам.

2. Составление описательного рассказа.

3. Пересказываем текст.  

Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие устной связной речи».

Рабочая тетрадь «Учимся пересказывать».

Презентации.

Ребёнок составляет развернутые последовательные рассказы по картинке, по серии картинок, по представлению.  Отвечает на вопросы к прочитанному тексту.

VII

Подготовка к письму

1.Самомассаж ладоней, фаланг и подушечек пальцев су-джок массажёр, коврик «Травка», шнуровки.

Массажный мячик Су-джок, коврик с нашитыми аппликаторами

Формирование мелкой моторики руки, письменной речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

Педагогическое сопровождение воспитателя

Месяц

Задачи

Мероприятия

Примечания

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Осень

Январь

Февраль.

Зима.

Расширять словарный запас по Теме «Осень». «Россия» «Я расту здоровым.

Развивать связную речь.

1. Работать над накоплением пассивного словаря, формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

2. Учить понимать обобщающие слова.

3. развивать навык различать прилагательные, противоположные по значению.

4. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», « «Зимние приметы».

5. Развивать использование в речи прилагательных, обозначающие признаки и качества предметов: цвет, величину.

6. Учить образовывать и использовать в речи формы ед.и мн.числа имен существительных в им. падеже.

7. Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в им.падеже.

8. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

9. Расширять представление о характерных особенностях зимней природы.

10. Знакомить с правилами поведения дома и в детском саду.

11. Закреплять знание о геометрических фигурах (круг, квадрат), учить обследовать форму.

12. Развивать зрительную память и внимание.

13. Развивать мелкую моторику рук.

Найди картинке место», Исправь ошибку», «Отгадай-ка»,

«Волшебные звуки, Какое слово длиннее.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций.

«Что сначала, что потом»

«Назови одним словом», «Что лишнее»

«Скажи наоборот»

«Толстый и тонкий»

Рассматривание сюжетных картин.

«Кто где?», «Мама и детки», «Что изменилось»

«Разложи по цвету», «Большой-маленький»

«Один – много», «Будь внимательным»

«Чудесный мешочек», «Какой? Какая? Какое?»

Беседы по сказкам «Рукавичка», «Теремок»

«Когда это бывает?»

«Можно – нельзя»

«Что опасно, а что нет»

«Чудесный мешочек», «Что это»

«Сложи картинку»

«Найди пару»

«Собери бусы», «Шнуровка»

  Март, апрель, начало мая.

Весна.

1. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Весна», «Приметы весны», «Мамин праздник».

2. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по сюжетным картинкам.

3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Формировать умение заканчивать фразу, договаривать слова за взрослым.

5. Уточнять понимание притяжательных прилагательных.

6. Формировать двусловное предложение.

7. Формировать правильное речевое дыхание и длительный выдох.

8. Знакомить с правилами поведения в природе.

9. Закреплять знание основных цветов.

10. Закреплять навыки счета в пределах 10

11. Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров.

12. Развивать умение видеть общий признак предметов группы.

16. Развивать внимание, мышление, память.

17. Развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, чтение худ.лит.

«Кто что делает?»

«Скажи – не ошибись»

«Измерим слова»

«Внимательные ушки»

«Я – мы»

«Что ты видишь?

«Кто? Что?»

«Что изменилось?

«Назови ласково»

«Чудесный мешочек»

«Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжишь»

«Чей? Чья? Чье?

«Составь предложение»

«Сдуй бабочку»

«Пузыри»

Уход за растениями. Беседы.

«Назови цвет»

«Разноцветные шары»

«Сосчитай правильно», «Сколько?»

«Разложи по порядку», «Большой – маленький»

«Чем похожи?»

«Найди отличия», «Четвертый лишний»

«Смотай клубочки»

Мозаика,

Сухой бассейн

Май

Диагностика.

  1. Аналитический этап. (Результаты работы)

Нап.д.

Результат реализации программы сопровождения по направлениям

Планирование дальнейших мероприятий

Логопедическое

Улучшение со стороны лексико-грамматического строя речи, в выполнении правильности упражнений на дыхание. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжать коррекционно-развивающие занятия.

Педагогическое

Программный материал усвоил на среднем уровне. В речевом развитии допускает ошибки в звукопроизношении. В связи с этим у воспитанника возникают трудности в установлении логических связей, составление рассказов по картинке.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолжить работу на развитие речи.

Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.

1. Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.

2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

4. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

6. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.

7. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.

8. Консультируйтесь с учителем- логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи для родителей.

I. Расширять словарный запас по лексическим темам. Упражнение «Угадай предмет по его признакам»:

Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег). Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).

Большая, серая, проворная, голодная … (ворона).

Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый … (воробей).

Упражнение «Отгадай предмет по его действиям»:

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится … (снежинка).

Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает … (лед).

Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети). Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) … (ворона).

Упражнение «Кто как передвигается?» Змея (что делает?) – ползает, лягушка – прыгает, человек – ходит и пр.

Упражнение «Кто как подает голос?»:

Кошка- мяукает, петух – кукарекает, собака – лает и пр.

II. Совершенствовать навыки словообразования. 

Упражнение «Скажи ласково» Снегирь – снегирек, воробей – воробышек, сова – совушка, ветер – ветерок и т.п.

Упражнение «Скажи, какие?». 

Ветер – ветреный, снег – снежный, мороз – морозный, шерсть – шерстяные, зима – зимний, птица – птичья и т.п.

Упражнение «У кого кто?». 

У коровы – теленок, у собаки – щенок, у овцы – ягненок, у лошади – жеребенок и т.п.

III. Совершенствовать грамматический строй речи

Дидактическое упражнение «Один – много». Одна снежинка – много снежинок, один стул – много стульев, одно окно – много окон, одна шляпа – много шляп, одни сапоги – много сапог, одна страна – много стран и т.п. (в родительном падеже, много чего?)

Окно – окна, шляпа – шляпы, ухо – уши, дерево – деревья (именительный падеж, если много, то это?).

Дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чьё?». Подобрать как можно больше слов к слову.

Моя – синица, ворона, галка, сова, сорока.

Мой – снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюльпан, олень, морж.

Мои – птицы, снежки, снежинки, игры и т.п.

Закреплять употребление предлогов в, на, из, с, под, к, от. (игра с предметами).

Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Составлять любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.

Дети во дворе слепили снеговика.

Воробьи прилетели на кормушку.

Саша упал в сугроб.

Дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

1 платье, 2 платья, … ,5 платьев, …, 10 платьев.1 синица, 2 синицы, …, …. 5 синиц, …, 10 синиц.

  1. Развивать связную речь 

– Составлять описательные рассказы;

– составлять рассказы по плану;

– составлять сравнительные рассказы; (двух предметов)

  1. Совершенствовать навыки фонематического восприятия звукового анализа. 

Игра «Внимательные ушки»

Называть звук, например А, Ребенку предлагается послушать и хлопнуть (топнуть, прыгнуть, присесть, руку поднять), когда услышит данный звук..

Выделение звука из ряда звуков – а,