Программа индивидуального развития одаренного ребенка информатика

Программа индивидуального развития одаренного ребенка информатика thumbnail

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №4 им. Г.Баруди» Высокогорского муниципального района РТ

Программа по работе с одаренными детьми

по предмету «Информатика»

Составила: учитель информатики

Хашимова Лейсан Наилевна

2019-2020г.

Пояснительная записка

        В современном обществе важное значение имеет выявление творческих, активных, неординарно мыслящих, умеющих решать нестандартные задачи людей. Работа с одаренными детьми – одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

        В современную эпоху, эпоху становления информационного общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Концепция программы

        Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде  чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

    Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

    Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

    Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

        Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”.

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

   Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

        Предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё, реализуются межпредметные связи.

        Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.

        Виды одаренности: – интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).

Цели программы по информатике:

  • выявление и поддержка одаренных учеников;
  • формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
  • повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
  • эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
  • целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
  • образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
  • создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи программы:

  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
  • создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей;
  • создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы;
  • привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
  • практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
  • знакомство с современными информационными технологиями;
  • развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языка программирования Turbo Pascal;
  • воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам;
  • проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • Высокие результаты в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня;
  • Повышение качества образования и воспитания;
  • Успешная сдача ЕГЭ и ГИА;

Этапы реализации

1 этап: Диагностика

Создание:  банка данных по одаренным детям;  банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;  рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

– Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования;

– Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования;

– Создание банка одаренных детей;

– Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

2 этап: Создание благоприятных условий для реализации

– Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

– Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной области умственной деятельности (например: программирование);

– Привлечение творческих учителей, интересных людей;

– Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;

– Использование метода проектов;

3 этап: Развитие способностей

– Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций;

– Проведение школьных олимпиад;

– Использование в практике работы с одаренными детьми: выполнение творческих работ, выполнение проектов, выполнение проектных и исследовательских работ, повышение степени сложности заданий.

Формы работы с одаренными учащимися:

•          групповые занятия с одаренными учащимися;

•          факультативы;

•          конкурсы;

•          курсы по выбору, элективные курсы;

•          участие в олимпиадах;

•          работа по индивидуальным планам;

•          занятия в профильных классах

•          интеллектуальные марафоны и др.

Сроки реализации программы

2018-2019 уч.год – проектный

  • Изучение нормативной базы;
  • Разработка программы;
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы;

2019-2020 уч.год – экспериментальный

  • Диагностика склонностей;
  • Адаптация учебных программ, программ факультативов; элективных курсов;
  • Материалы для проведения занятий с одаренными детьми;
  • Участие в школьном туре предметных олимпиад, во Всероссийских заочных олимпиадах

2020-2021 уч.год – переход в режим функционирования

  • Участие в районном туре предметных олимпиад;
  • Участие в конкурсах, проектных мероприятиях (районного, окружного, регионального и Всероссийского уровней);

Программа рассчитана на 34 часа в год. Приемлема для учащихся 7-9 классов.

План подготовки к олимпиадам

Тема занятия

Форма занятия

Сроки

Обзор учебной литературы по предмету и принципы ее использования при подготовке ВОШ. Принципы выбора дополнительной литературы по предмету. Интернет-ресурсы по подготовке ВОШ (Всероссийская олимпиада школьников).

Лекция

Январь

Основные типы олимпиадных вопросов и как с ними работать.

Анализ критериев оценки.

Чего следует избегать участникам ВОШ.

Лекционно-практическое занятие

Январь

Диагностика уровня знаний по теме «Программирование»

Решение задач по программированию

Январь

Повторение и углубление теоретических знаний по курсу «Программирование»

  1. Алгоритмы линейной структуры
  2. Алгоритмы ветвящейся структуры
  3. Алгоритмы ветвящейся структуры
  4. Массивы
  5. Строки символов

Дистанционно

Февраль-март

Совершенствование навыков при решение олимпиадных задач по программированию

Решение задач

Апрель-май

Использование ресурсов Федерального портала российских олимпиад школьников, в том числе и задания разных этапов олимпиад прошлых лет

Решение задач

Июнь-август

Разбор олимпиадных задач прошлых лет

Решение задач

сентябрь

Выполнение олимпиадных заданий повышенной трудности

Решение задач

Октябрь-ноябрь

Анализ результатов олимпиады. Разбор заданий. Перспективы нового образовательного маршрута

Решение задач

декабрь

Информационное обеспечение

  • Создание банка данных «Одаренные дети»;
  • Информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах работы с одаренными детьми;
  • Публикации в СМИ;
  • Издание материалов;
  • Создание и оформление сайтов.

Материально-технические условия

  • ТСО – мультимедиапроектор, компьютер, сканер, CD – учебные фильмы;
  • Интернет;
  • Наглядность – книги (энциклопедии, справочники), учебные пособия с олимпиадными задачами, иллюстрации.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургута

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ»

Учитель информатики:

Жданов Денис Валерьевич

Индивидуальная образовательная программа по разделу «Язык программирования Pascal» разрабатывается для внеурочной индивидуальной работы с одаренными детьми по основной образовательной программе общего образования МБОУ СОШ №1 г. Сургута.

Требования Стандарта к организации внеурочной деятельности школьников заключается в следующем:

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность способствует в полной мере реализации требования ФГОС.

Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Компоненты психологического развития одаренного ребенка.

  • Любопытство-любознательность-познавательная потребность. При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивое психическое образование – «познавательную потребность».

  • Высокий уровень развития логического мышления. Способность мыслить логически – основная характеристика одаренного ребенка. Одаренные дети в целом действительно отличаются от большинства других высоким уровнем развития этой способности. Это очень важная, но все же, не единственная характеристика одаренности.

  • Познавательная самодеятельность. Это стремление к постоянному углублению в проблему, т.е. способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие.

  • Познавательные возможности учащихся включают в себя такие понятия как способности, талант, одарённость, гениальность.

  • Оригинальность мышления. Оригинальность ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах деятельности детей.

  • Способность к прогнозированию. Одаренным детям в значительной большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению.

  • Высокая концентрация внимания. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Ребенок часто бывает, поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь от дела, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней.

Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них – устойчивость. Проявляется она в характерном упорстве к достижению цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности.

  • Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.

  • Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

  • Гениальность – высокая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Индивидуальная образовательная программа по работе с одаренными детьми разработана на основе:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,

  • Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

  • Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года)

  • формирование умений формализации и структурирования информации при поиске решений возникших затруднений;

  • развитие информационной и алгоритмической культуры;

  • расширение представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составить и записать алгоритмы для решения нестандартных задач;

  • воспитание человека как целостной личности и неповторимой профессиональной и творческой индивидуальности.

ЗАДАЧИ:

  • организовать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развивать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • научить решать задачи из различных сфер деятельности человека с помощью разработки алгоритмов;

  • развивать логическое мышление;

  • привить учащимся активную жизненную позиции;

  • формировать потребности в творческом самовыражении.

Реализация индивидуальной программы по работе с одаренными детьми рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятий. 36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).

Формы и способы отслеживания результатов:

  • Проектная деятельность;

  • Представление опыта работы;

  • Конкурсы;

  • Индивидуальные занятия;

  • Работа с печатными и электронными информационными источниками.

  • принцип модульной структуры программы на языке программирования;

  • понятия объектно-ориентированного програмирования;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • особенности применения процедур и функций в алгоритме;

  • возможности подключаемых модулей расширения;

  • виды алгоритмических структур;

  • математические возможности при оперировании различными числовыми типами данных;

  • логические основы построения компьютерной техники;

  • графические возможности среды разработки;

  • правила и этапы разработки компьютерных информационных моделей.

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления;

  • выделять подзадачи;

  • определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования;

  • интегрировать знания различных областей в разработку проектов на языке программирования;

  • находить несколько подходов к реализации решений;

  • проводить компьютерный эксперимент с созданными моделями;

  • анализировать степень адекватности моделей.

раздела

Название раздела

№ п/п в разделе

Тема

К-во часов

1

Алгоритмы и исполнители

1

Способы записи алгоритмов

1

2

Объекты алгоритмов

1

2

Виды алгоритмов

1

Конструкция «следование»

1

2

Конструкция «ветвление»

1

3

Сокращённая и полная форма ветвления.

1

4

Конструкция «повторение»

1

3

Циклические алгоритмы

1

Цикл с постусловием

1

2

Цикл с параметром

1

3

Цикл с предусловием

1

4

Языки программирования высокого уровня

1

Сведения о языке программирования. Организация ввода и вывода данных

1

2

Программирование как этап решения задачи

1

5

Разработка алгоритмов

1

Программирование линейных алгоритмов

1

2

Программирование ветвлений.

1

3

Программирование циклов

1

6

Массивы данных

1

Одномерные массивы

1

2

Двумерные массивы

2

7

Моделирование физических процессов. Разработка проектов

1

Проект “Движение тел под действием силы тяжести”

2

2

Представление проекта на уроке физики

1

3

Проект “Центробежная сила”

2

4

Представление проекта на уроке физики

1

8

Моделирование экологических систем

1

Проект “Развитие популяций”

2

2

Представление проекта на уроке биологии

1

3

Проект “Игра Жизнь”

2

4

Представление проекта на уроке биологии

1

9

Моделирование случайных процессов

1

Проект “Метод “Монте-Карло” для определения площадей фигур”

2

2

Представление проекта на уроке геометрии

1

3

Проект “Алгоритмы заполнения “Судоку”

2

4

Представление проекта на уроке информатики

1

Количество часов:

35

Программирование как метод познания

Тема 1. Алгоритмы и исполнители (2 часа).

Формы занятия: вводное занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Правила поведения и техника безопасности. Поведение детей в аварийных ситуациях (пожар, теракт). Правила техники безопасности при работе в кабинете и на рабочем месте.

Способы записи алгоритмов.

Объекты алгоритмов.

Практика. Запись алгоритмов в виде блок-схем.

Тема 2. Виды алгоритмов (4 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Конструкция «следование».

Конструкция «ветвление».

Сокращённая и полная форма ветвления.

Конструкция «повторение»

Практика. Разработка алгоритмов решения задач и запись алгоритмов в виде блок-схем.

Тема 3. Циклические алгоритмы (3 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Цикл с постусловием.

Цикл с параметром.

Цикл с предусловием

Практика. Разработка алгоритмов решения задач и запись алгоритмов в виде блок-схем.

Тема 4. Языки программирования высокого уровня (2 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Сведения о языке программирования. Организация ввода и вывода данных.

Программирование как этап решения задачи.

Структура программы на языке программирования.

Алфавит языка программирования.

Стандартные процедуры и функции.

Практика. Разработка алгоритмов решения задач и запись алгоритмов на языке программирования.

Тема 5. Разработка алгоритмов (3 часа).

Формы занятия: тематическое занятие, занятия исследовательской деятельностью.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Программирование линейных алгоритмов.

Программирование ветвлений.

Программирование циклов.

Практика. Решение математических, физических и статистических задач на языке программирования.

Тема 6. Массивы данных (3 часа).

Формы занятия: тематическое занятие.

Формы организации обучения: индивидуальная.

Теория. Одномерные и двумерные массивы.

Практика. Заполнение и обработка элементов массива.

Тема 7. Моделирование физических процессов (6 часов).

Формы занятия: тематическое занятие, исследовательская деятельность, сотрудничество с учителями-предметниками, представление собственного опыта.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Теория. Движение тел под действием силы тяжести.

Центробежная сила.

Практика. Разработка проектов по рассмотренным темам.

Представление проектов на уроках физики.

Тема 8. Моделирование экологических систем (6 часа).

Формы занятия: тематическое занятие, исследовательская деятельность, сотрудничество с учителями-предметниками, представление собственного опыта.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Теория. Развитие популяций.

Практика. Разработка проектов по рассмотренным темам.

Представление проектов на уроках биологии.

Тема 9. Моделирование случайных процессов (6 часа).

Формы занятия: тематическое занятие, исследовательская деятельность, сотрудничество с учителями-предметниками, представление собственного опыта.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая.

Теория. Методы определения параметров геометрических фигур.

Численные методы.

Вероятностные методы.

Элементы теории вероятности.

Практика. Разработка проектов по рассмотренным темам.

Представление проектов на уроках математики и информатики.

ЛИТЕРАТУРА

Я.И. Перельман «Физика на каждом шагу», -М., 2013;

А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике», -М

Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников, – М., 2004;

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 10, -М., 2010;

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 11, -М., 2010;

Источник