Программа индивидуального развития на ребенка со сложной структурой дефекта

ГБС(К)ОУ школа (VIII вида) №46, Центр «РиМ» Калининского административного района г. Санкт-Петербурга.

«Обобщение опыта по составлению индивидуальных  программ для учащихся со сложной структурой дефекта».

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  Учитель 03 класса

                                                                                                  Платонова Т.А.

                                        Санкт-Петербург

                                                 2013  

  Работу по теме: «Разные подходы к составлению индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта» начала в 2012-2013 учебном году с изучения отечественной и зарубежной литературы.

  Проблема сложного дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

  За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Не вызывает сомнений, что основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. Также можно предположить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов, большая информированность населения в совокупности привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. В связи с этим мы видим, что во многих случаях там, где детям ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить их в учреждения системы социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей , страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом

   Дети с ограниченными  возможностями здоровья могут реализовывать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно реализованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

  Ратификация Россией международных конвенций свидетельствует об изменении представлений государства и общества о правах ребёнка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата детей с ОВЗ, то есть любой ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.

  Дети с ОВЗ – неоднородная по своему составу группа школьников. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению

образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В группу детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы, то есть от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися детьми до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальных программ образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в неё категории детей. Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержание школьного образования тоже должно быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей с ОВЗ, имеющих возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.

  В составе группы школьников с ОВЗ в настоящее время заметен рост детей с тяжёлыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания, которая предусматривает значительно более низкие уровни образования.

  Сложное или множественное нарушение – это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребёнка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения, слуха, речи и т.д. Термин «сложное нарушение развития» не даёт представления о картине конкретных нарушений, он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения. С психолого-педагогической точки зрения важно:

– описать сложный дефект как сочетание нескольких нарушений разных функций, неодинаково выраженных, определить степень нарушения каждой, выделить ведущий дефект, оказывающий наибольшее влияние на ребёнка;

– уточнить время возникновения нарушений – врождённые или приобретённые  в определённом возрасте (одновременно или в разное время). Это важно, поскольку степень знакомства ребёнка с предметным миром, уровень овладения словесной речью, мышлением, которые были достигнуты ребёнком к моменту заболевания, имеют большое значение для его будущего развития. В связи с этим выделяют:

– врождённый и ранний сложный дефект;

– сложное нарушение, проявившееся или приобретённое в дошкольном возрасте;

– нарушение, приобретённое в подростковом возрасте.

  При всём многообразии сложных нарушений развития необходимо отметить, что все дети, к какой бы группе они не относились, требуют своеобразных педагогических подходов, нуждаются в любви и понимания со стороны взрослых.

  По теме «Разные подходы к составлению индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта» я начала работу в этом учебном году с изучения зарубежной и отечественной литературы. Прежде всего – это  литература, в которой  даётся определение сложной структуры дефекта, рассказывается о причинах возникновения различных нарушений, а также программы российских и американских авторов, на основе которых разрабатываются рабочие и  индивидуальные программы для наших учащихся. Данная тема очень актуальна, т.к.

 – среди воспитанников нашей школы увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии;

– отсутствие официальных утверждённых образовательных программ;

– необходимость особой организации образовательно-воспитательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей, имеющим сложные нарушения.

 Поэтому встала необходимость в разработке и составлении рабочих и индивидуальных программ для учащихся со сложной структурой дефекта.

   Мы уже работаем по программам, которые были составлены после обследования детей, адаптированы к их индивидуальным возможностям. Так были созданы и каждый год корректируются рабочие программы по предметам. Составляются они на основе рекомендуемых к использованию: Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (авторы Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин), Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (авторы Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлева). Цель рабочих программ  состоит в максимальном включении в образовательный процесс учащихся, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по рабочим программам должна стать социально-бытовая адаптация учащихся, максимально возможная их самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

   Содержание программного материала в рабочих программах (как и в других) предполагает реализацию следующих принципов:

– принцип линейности и концентричности, то есть ознакомление с определённой областью действительности от этапа к этапу усложняется: тема остаётся, а в содержании раскрывается сначала главным образом предметная, затем функциональная и смысловая стороны, а затем сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами;

– принцип повторности в обучении позволяет формировать у учащихся максимально доступные элементарные навыки и умения, прежде всего, социально-бытового плана;

– принцип комплексного подхода: совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребёнка;

– принцип деятельного подхода предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей: учебной, игровой, трудовой;

– индивидуального подхода.

 Каждая рабочая программа содержит следующие разделы:

 – титульный лист по форме;

–  пояснительную записку;

– коррекционно-развивающие задачи по уровням развития;

– примерное содержание программы с учётом индивидуальных возможностей детей;

– примерное тематическое планирование с рекомендуемым количеством часов;

– литературу;

– календарно-тематическое планирование по разделам.

  При составлении программы необходимо учитывать планируемые результаты освоения образовательной программы:

– личностные;

– метапредметные;

– предметные (прописывается результат освоения по предмету по трём уровням).

 К сожалению не все учащиеся со сложной структурой дефекта могут освоить рабочие программы даже по первому уровню. Есть дети, которые с трудом сидят за партой, не могут сосредоточить взгляд, не понимают элементарных инструкций, не различают предметы, картинки. Для таких учащихся мы разрабатываем и составляем индивидуальные программы на основе американской программы ABA. Для составления программы требуется определить начальные навыки ребёнка и те цели, которые необходимо достичь с помощью программы обучения. Выбор целей

основывается не только на оценке тех навыков, которые данному ребёнку необходимо приобрести, но и в соотношении с уровнем развития, который ребёнок должен достичь, а также с возможностями и потребностями окружающей среды, в первую очередь – родителей.

  Программа ABA постоянно видоизменяется в соответствии с продвижениями ребёнка. Для того, чтобы ребёнок продвигался постоянно и последовательно, следует постоянно отслеживать прогресс и корректировать программу. Не всегда программа корректируется целиком, но в ней постоянно добавляются или видоизменяются цели обучения. Для достижения наибольшей эффективности необходимо корректировать программу каждые две недели, если заметен прогресс в обучении. Хорошо было бы, если бы такую программу выполняли родители ребёнка, которые помогли бы ему в закреплении  навыков, освоенных в школе.

  Введение обучающей программы ABA требует определённой подготовки, т.к. необходимо большое количество материалов, используемых в обучении (наборы карточек, картинок, фотографий, желательно заламинированных, развивающие игры, таймеры и т.п.).

  На начальном этапе идёт знакомство с ребёнком, областями его интересов, выбор мотивационных факторов, анализ начальных навыков. На промежуточных этапах обучения ребёнок должен приобрести необходимые навыки:

– Общения – ребёнок должен научиться выражать свои желания доступным для него и окружающих способом: с помощью слов, жестов, карточек. Главное, чтобы ребёнок мог высказать просьбу не только получить что-то, но и уметь отказаться от того, чего он не хочет приемлемым способом

– Самостоятельности – ребёнок должен самостоятельно научиться выполнять самые простые повседневные действия: пить из чашки, мыть руки, ходить в туалет и т.п.

– Понимания речи – ребёнок должен научиться понимать и выполнять простые инструкции, использовать навыки в повседневной жизни.

– Социальные навыки – ребёнок должен научиться спокойно вести себя в обществе, не убегать, сидеть определённое время, не забирать предметы, еду, ему не принадлежащие.

– Игровые навыки  – ребёнок должен научиться самостоятельно заниматься каким-либо видом игр, уметь и позволять другим детям или взрослым играть вместе с ним.

  Важно помнить, что методы обучения вышеперечисленным навыкам, а также их уровень выбираются в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

  Программа ABA может включать в себя:

– работу над несколькими навыками одновременно на протяжении всего периода обучении;

– сосредоточение на обучении одного вида навыков определённый период и по прошествии времени – поменять направление;

– обучение всего одному-двум навыкам.

 Несмотря на то, что кратковременной целью обучения является развитие различных навыков, основной целью обучения является развитие навыков обучения ребёнка, улучшение его уровня жизни. Поэтому на продвинутых этапах обучение происходит в натуральной среде ребёнка и основной целью является обобщение обученных навыков и интеграция в нормативной среде.

   В этом учебном году мы достигли определённых успехов в работе с детьми по рабочим и индивидуальным программам. Некоторые дети усвоили или частично усвоили навыки по составленным программам, поэтому в следующем учебном году хотим продолжить эту работу и сделать практическую часть.

Источник

Слайд 1

ТЕМА: «РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА» Разработала: учитель-дефектолог Блинова О.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»

Слайд 2

«Индивидуальные образовательные потребности» ребенка Особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, социально-психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия

Слайд 3

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами ДОУ с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями на протяжении определенного времени.

Слайд 5

I этап (комплексная диагностика) определить уровнь интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, его личностные особенности, состояние здоровья; II этап всесторонне обсудить проблемы ребенка в ракурсе информации всех специалистов, выделить главное, что требует коррекционного внимания в первую очередь; III этап утверждить индивидуальный образовательный маршрут или траекторию движения, плана индивидуального сопровождения; IV этап приступить к разработке индивидуальной программы. Подготовительная работа

Слайд 6

Сводные данные об успешности усвоения знаний и умений по разделам программы № Образовательная область Октябрь Май 1 Социализация (Средний балл) 2 Познание (Средний балл) 3 Коммуникация (Средний балл) 4 Художественное творчество (Средний балл) 1) Рисование 2) Лепка 3) Аппликация 4) Конструирование 5 Музыка (Средний балл) 6 Физическая культура (Средний балл)

Слайд 7

Стандартная форма индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы: 1. Краткая характеристика ребенка (Заключение и рекомендации ПМПК. Результаты стартовой диагностики). 2. Цель программы. 3. Задачи программы. 4. Условия реализации программы. 5. Содержание программы: 5.1. Медицинское сопровождение 5.2. Логопедическое сопровождение 5.3. Дефектологическое сопровождение 5.4. Педагогическое сопровождение 5.5. Психологическое сопровождение 6. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком по данной комплексной программе. 7. Выводы и рекомендации по эффективности программы.

Слайд 8

Содержание программы Медицинский Дефектологический (Логопедический) Педагогический Психологический У ч итель-дефектолог (учитель-логопед); Воспитатель; Инструктор по физической культуре ; Музыкальный руководитель; Медицинские работники . В каждом блоке выделяются 3 направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

Слайд 9

Условия реализации программы: Специалист Количество занятий с ребенком в неделю, по какой программе (или направлению) Форма работы с родителями (с указанием даты) Формы работы со специалистами ДОУ (с указанием даты) Учитель- дефектолог- логопед Воспитатели Педагог доп. образования Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Мед.сестра

Слайд 10

Условия реализации программы 1. Ключевые позиции в реализации программы принадлежат учителю-дефектологу, учителю-логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы 2. Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности. 3. Обязательным является участие родителей. 4. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей интеллектуальное, речевое и личностное развитие ребенка. 5. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия).

Слайд 11

1. Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк. 2. Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики. 3. Интегрированные занятия. 4. Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний. 5. Взаимопосещение занятий, консультативный диалог. 6. Совместная стендовая информация. Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.

Слайд 12

Способы изучения результативности программы 1. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности. 2. Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.) 3. Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов. 4. Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка. 5. Открытые занятия, практические показы. 6. Видеосъемка, аудиозапись. 7. Самоанализ. 8. Участие детей в различных фестивалях, конкурсах. 9. Адаптация детей в социуме.

Слайд 13

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа: 1. Оптимизирует коррекционный процесс. 2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ. 3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний. 4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы. 5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей. Выводы:

Источник