Программа формирования нейропсихологического развития проблемного ребенка

Программа формирования нейропсихологического развития проблемного ребенка thumbnail

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

педагог-психолог Шолина М.С.

педагог-психолог Балабанова И.Р.

Москва  2016г.

Целью нейропсихологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе является

формирование базовых составляющих  произвольной саморегуляции, что поможет обучающимся в преодолении трудностей в овладении программным материалом.

                                                     индивидуальная, групповая.

 индивидуальные – от 1 до 3 раз в неделю.

Раздел программы

Задачи

Методы и приёмы

Планируемые результаты

Контролируемые параметры

Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических прцессов

Общее оздоровление и улучшение самочувствия.

Формирование базовых составляющих  произвольной саморегуляции.

Дыхательные упражнения.

Улучшение функционального статуса глубинных образований мозга.

Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.

1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.

2. Работа с мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.

3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

Упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, сочетанные движения правой и левой половин тела. Глазодвигательные упражнения.

Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов

Развитие соматогностических, тактильных и кинетических процессов.

Задания: «Повтори позу», «Хасты», тактильные игры.

Улучшение соматогностических тактильных и кинетических процессов.

Развитие зрительного гнозиса.

Дидактические задачи и игры направленные на развитие зрительного восприятия.

Зрительное узнавание более сложных чем до занятий, изображений.

Развитие пространственных и квазипространственных представлений.

Дидактические задачи и игры направленные на развитие телесного пространства.

Ориентации в схеме тела.

Дидактические задачи и игры направленные на освоение внешнего пространства.

Улучшение ориентации во внешнем пространстве, в том числе улучшение ориентации в пространстве лица.

Упражнения на конструирование и копирование.

Обучающийся сможет более творчески манипулировать разнообразными объектами (кубики, лего, пазлы и т.п.)

Задания, направленные на развитие квазипространственных (логико-грамматических) конструкций.

Улучшение понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций.

Развитие кинетических процессов.

1. Упражнения, направленные на динамическую организацию двигательного акта.

2. Задания на развитие графических способностей.

3. Задания на усвоение понятий: последовательность, ряд, время.

1. Ученик станет моторно более ловким.

2. Подчерк станет более аккуратным.

3.  Обучающийся усвоит данные понития.

Развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Чувство ритма.

Улучшение слухового и слухоречевого восприятия.

Речевое звукоразличение. Фонематический слух.

Развитие мнестических процессов.

Задания на развитие тактильной и двигательной памяти.

Улучшение долговременной и кратковременной памяти той модальности, на которую были направлены занятия.

Задания, направленные на развитие зрительной памяти

Задания для слухоречевой памяти

Развитие номинативных процессов.

Задания на соотнесение образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием.

Улучшение номинативных процессов.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции

Формирование внимания и преодоления стереотипов.

Формирование произвольного внимания.

Упражнения на формирование внимания.

Методики развития внимания «Школа внимания», «Школа умножения».

Увелучшение показателей всех характеристик внимания.

Программирование,

Решение проблемных

Улцчшение

целеполагание, самоконтроль.

ситуаций, игры на регуляцию типа «Побежали-замерли».

саморегуляции поведения, возможность нахождения путей решения проблемных ситуаций.

Коммуникативные навыки.

Парные и групповые упражнения, формирующие навыки совместных действий.

Возможность совместно с педагогом или другим учеником выполнять задания, играть. Обучающиеся будут лучше понимать друг друга и педагога.

Причинно-следственные отношения.

Логические задачи, аналогии.

Возможность установления причинно-следственных связей.

Синестезии.

Упражнения, направленные на расширение возможностей восприятия, памяти, внимания, воображения, научение произвольной регуляции состояний, ощущений.

Возможность составить, собрать в воображении картину, ситуацию, которая поможет максимально расслабиться, напрячься и т.п.

Обобщающая функция слова.

Многозначность и иерархия понятий.

Интеллектуальные процессы.

Задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки; шарады; заданимя типа «Найди 7 отличий» и т.п.

Обучающийся овладеет обобщающими понятиями.

Станет доступным понимание многозначности и иерархии понятий.

Мышление прерйдет на следующий уровень развития (пр. из наглядно-действенного в наглядно-образное).

Источник

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Формирование нейропсихологического пространства проблемного ребенка через кинезиологические упражнения.

«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения

Описание слайда:

«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения».                             Ж. Тассо.  Формирование нейропсихологического пространства проблемного ребенка через кинезиологические упражнения. Учитель коррекционных классов филиала МКОУ «Шалинская СОШ № 45»- «Илимская ООШ» Холдеенко О.П.

2 слайд

Задачи: Основная цель : коррекция проблем психического развития нейропсихоло

Описание слайда:

Задачи: Основная цель : коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами. развитие высших психических функций; функциональная активация подкорковых образований мозга; обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции; стабилизация межполушарного взаимодействия; оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. стабилизация эмоциональной регуляции.

Читайте также:  Взаимодействие школы и семьи в развитии личности ребенка

3 слайд

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Нейропсихоло

Описание слайда:

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

4 слайд

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отве

Описание слайда:

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.  Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие  слуховой информации, постановку целей и построений программ. Мозолистое тело – необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

5 слайд

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизирова

Описание слайда:

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.     Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

6 слайд

! Растяжки 1. Снеговик. 2. Дерево. 3. Тряпичная кукла и солдат. 4. Сорви ябло

Описание слайда:

! Растяжки 1. Снеговик. 2. Дерево. 3. Тряпичная кукла и солдат. 4. Сорви яблоки. Упражнения для развития мелкой моторики  1. Домик.  2. Кулак – ребро-ладонь.  3. Лезгинка.  4. Ухо-нос.  5. Симметричные рисунки.  6. Зеркальное рисование.  7. Ладошка.   8. Ожерелье.

7 слайд

Телесные упражнения  1. Перекрестное марширование.  2. Мельница.  3. Паровози

Описание слайда:

Телесные упражнения  1. Перекрестное марширование.  2. Мельница.  3. Паровозик.  4. Робот. 5. Колено – локоть. 6. Повороты шеи. Глазодвигательные упражнения  1.Взгляд влево вверх. 2. Горизонтальная восьмерка. 3.Слон. 4. Глаз – путешественник. 5. Глазки.

8 слайд

Для закрепления мысли человеку необходимо движение! Неподвижный ребенок – не

Описание слайда:

Для закрепления мысли человеку необходимо движение! Неподвижный ребенок – не обучаем! Дорогие коллеги, помните это! Спасибо за внимание!

9 слайд

Список используемых источников: 1. Локалова Н.П.120 уроков психологического р

Описание слайда:

Список используемых источников: 1. Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников.- «Ось-89»,2008 2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. .- «Ось-89»,2007. 3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003. 4. Меттус Е.В., Литвинова А.В.Логопедические занятия со школьниками. – С.-П.,2006 5. Фотекова, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.-М.,2007 6. Интернет ресурс ” Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога» festival.1september.ru› 7. Интернет ресурс «Сайт практического психолога Ивановой Е.М.» – https://iemcko.ru/.

Выберите книгу со скидкой:

Программа формирования нейропсихологического развития проблемного ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-077283

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

развитие мозга

Человеческий организм устроен таким образом, что всё в нем находится в постоянном движении и развитии. Без развития происходит стагнация и постепенное угасание.

Допустим те же мышцы, — если человек не занимается их тренировкой, они постепенно теряют активность и свой природный тонус и потенциал. То же самое можно сказать и о человеческом мозге. Этот орган как никакой другой нуждается в постоянном информационном пополнении, иначе его клетки начинают попросту отмирать за ненадобностью.

Нейропсихология — это научная дисциплина, которая занимается исследованиями в области взаимодействия мыслительных процессов человеческого разума и его физической и поведенческой составляющей.

Подобные исследования дают возможность выработать методологию, по которой будет осуществляться целенаправленное воздействие на человеческий мозг с целью его оптимальной коррекции и достижению максимальной продуктивности от последующей деятельности. Этот вопрос не только личностного характера. Интерес к подобным технологиям повышения мозговой продуктивности находится в сфере приоритетов национального масштаба любого государства. Ведь очевидно, что страна, в которой процент интеллектуальной элиты самый высокий, — и станет в результате лидирующей во всех сферах общества и государства.

Мозг человека начинает своё формирование в самом раннем детстве, а потому именно в это время он наиболее пластичен. Поэтому, чтобы во взрослой жизни у человека не возникало проблем с реализацией своего умственного потенциала, подключать нейропсихологическое сопровождение процессов познания и обучения нужно в детстве. Тренируя детский мозг, взрослые также тренируют и свой мыслительный потенциал, который, без подобных упражнений быстро выйдет из строя.

Трудности, с которыми сталкивается ребенок и пути их преодоления

Каждый родитель хочет и верит, в то, что его ребенок самый лучший, умный и будет успешным. А потому, как только на пути усвоения самых первых академических знаний в школе или даже дошкольном образовательном учреждении у ребенка начинают возникать проблемы с пониманием учебного материала, папы и мамы начинают серьезно переживать по этому поводу. Сложность ситуации еще и в том, что причины, по которым ребенок начинает отставать в учебе, имеют разные основания. С одной стороны, это может быть вызвано внешними объективными факторами, которые заключаются в системе образования как таковой, с её нормами, принципами и способами подачи материала.

В этом случае, если ребенок не может быстро вписаться в эту образовательную парадигму, родители бессильны и здесь остается только ждать, когда ребенок адаптируется к образовательной среде, в которой он будет находиться достаточно большой период своей жизни.

С другой стороны, существуют субъективные факторы, по которым у ребенка возникают трудности во время учебы – его индивидуальные, психоэмоциональные и физиологические особенности. В этом случае корректировка вполне возможна. Если ребенок не успевает в школе по причине, например, повышенной возбудимости, то при помощи подбора коррекционных техник, которыми как раз и занимается нейропсихология, ситуацию можно исправить.

Читайте также:  Музыка для развития мозга ребенка

Важный момент — использование нейропсихологических программ и методик показано не только детям, отстающим в учебе, но также и их сверстникам, которые напротив показывают прекрасные учебные результаты. Нейропсихология в идеальном варианте должна сопровождать любой учебный процесс, и не только у детей, но также у взрослых. Программы нейропсихологической корректировки носят характер государственного приоритета, поскольку решают узловые проблемные вопросы психологических затруднений, возникающих у детей во время обучения.

На сегодняшний момент времени родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детской неуспеваемостью в школе и классифицируют это одним общим термином – «трудный ребенок». Причем вот что интересно, с одной стороны ребенок на самом деле испытывает сложности в общении со сверстниками и педагогами, тяжело запоминает материал, а с другой – в его официальных медицинских документах нет ни слова о патологии. Согласно своей медицинской карте ребенок абсолютно здоров. А всё потому, что методы диагностики общего физического и психологического здоровья детей носят, зачастую, довольно общий и поверхностный характер. И это одна сторона медали.

А с другой стороны – ребенок имеет целый набор заболеваний психосоматического характера, который ему диагностируют логопеды, психологи и психотерапевты. К таким заболеваниям относятся: различные гиперактивные синдромы, разные степени мозговой дисфункции и тому подобное. И с годами этих диагностируемых синдромов становится только больше.

Сегодня такие заболевания как «повышенная возбудимость», «невротические проявления», «аутизм» и многие другие перестали быть делом только узких специалистов. Теперь об этих патологиях развития детского мозга знают все и количество зафиксированных подобных диагнозов в разы выше, чем еще 10 лет назад.

Родители и педагоги должны выявлять такие отклонения как можно раньше, с тем, чтобы влиять на ситуацию и корректировать её. Ведь зачатки психосоматических патологий плода начинают появляться еще во время беременности у женщин. К двум годам уже можно отследить у ребенка наличие тех или иных патологий.

Сегодня можно говорить о факторах риска для детей, которые могут неблагоприятно повлиять на ситуацию развития головного мозга:

  • Проблемы внутриутробного периода, генетические предрасположенности родителей, имеющие вредный характер, ушибы, травмирование черепа, вывихи конечностей, приводящие к снижению общей двигательной активности малыша, кесарево сечение и ранние роды;
  • Трудности со сном, низкий уровень активности ребенка, малыш не тянется к материнской груди, ребенок или очень активный, или напротив, очень заторможен;
  • Малыш в первый год жизни перенес большое количество респираторных заболеваний, у него часто фиксируются расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Ребенок невнимателен и очень рассеян, практически никогда не реагирует на просьбы взрослых сделать что-либо, испытывает большие трудности при объяснении тех или иных элементарных событий, с незнакомыми людьми ведет себя очень замкнуто;
  • Малыш на любую ситуацию и просьбу даёт всегда отрицательную реакцию «нет».

Родители малыша знакомы с такими понятиями, как – дисбактериоз, энурез, панкреатит, гипертензионный синдром и другие. Причем, абсолютно не обязательно, что какая-то из перечисленных патологий есть в медкарте ребенка. Но сам факт того, что мама знает о подобных отклонениях, уже свидетельствует о проблемах со здоровьем ребенка.

Если ни один из вышеперечисленных факторов никогда не был зафиксирован вами в поведении вашего ребенка, — это хорошо. Тогда вы можете вполне применять техники нейропсихологических методик для развития умственного потенциала вашего малыша. Кроме того, подобные техники полезно использовать и взрослым, ведь тренировка мозга необходима не меньше, а может даже и больше, чем тренировка мышц. Лучший вариант, когда родители и дети вместе занимаются по технике нейропсихологии.

С самых ранних лет внимательный родитель обязательно обратит внимание на то, что его малыш начинает позже говорить или ходить по сравнению со сверстниками, когда он заторможен в действиях, когда он не может держать ложку, а уже должен по возрасту, когда у него возникают трудности при освоении физически элементарных упражнений. И чем старше становится ребенок, тем всё больше эти «проблемы» развития дают о себе знать. Особенно на развитие интеллекта влияет заторможенность в речевом навыке. А это в свою очередь серьезно осложняет социализацию ребенка и его потенциал к обучению.

Проблемы, возникшие у ребенка в достаточно раннем возрасте, без должной коррекции затем перерождаются в более серьезные трудности и отклонения в младшем и старшем школьном возрасте. Когда ребенок сидит дома с мамой, то многие пробелы в его развитии могут быть не так заметны. Но стоит только ему перешагнуть порог детского сада, как трудности развития выходят наружу. В школе ситуация усугубляется еще сильнее. Детям сложнее воспринимать учебный материал, они становятся агрессивными со сверстниками и учителями, и этот процесс может только осложняться.

Многие родители обращали внимание на то, как их дети не отличают правую и левую стороны, пишут буквы задом-наперед и другие моменты. Как правило, редко кто придает этим «мелочам» серьезное значение. А зря. Когда ребенок отправляется в первый класс, эти «мелочи» начинают становиться серьезным препятствием на пути получения знаний. А ведь основы пространства и времени закладываются в мозг ребенка еще в первые месяцы жизни.

Читайте также:  Детская игра в развитии личности ребенка

Пространственные и временные представления об окружающем мире развиваются в мозге ребенка своего рода в прогрессии: от меньшего к большему объему.

Существуют несколько уровней развития пространственно-временной ориентации, представленные в работах Семенович:

Первый уровень: тёмное мышечное чувство — проприоцептивная система человек на основе биологических часов;

Второй уровень: соматогнозис или схема тела — модель, по которой образуются все чувствительные механизмы человеческого тела;

Третий уровень: метрика и топология — первые шаги к взаимосвязи с внешним миром, ощущение себя в определенном времени и пространстве;

Четвертый уровень: координатные представления — верх-низ, прошлое-настоящее-будущее;

Пятый уровень: структурно-топологические представления — восприятие и представление окружающего мира, не только предметов, но и событий, а также своей вовлеченности в них;

Шестой уровень: проекционные представления — обозначения сложно форматных структур, включение абстрактных образов в понимание окружающих взаимосвязей и отношение к категории времени, как к концептуальной составляющей жизненных процессов;

Седьмой уровень: стратегия, когнитивный аспект индивида — целостное восприятие себя и мира вокруг.

Таким образом, все перечисленные выше уровни демонстрируют взаимосвязь между собой и следующий этап развития возможен только после прохождения предыдущего уровня.

Познавательные особенности ребенка, его умственное созревание начинаются с познания мира на физическом уровне. Для того чтобы ребенок ориентировался где правая или левая сторона, например, он должен начать ползать и поворачиваться в разные стороны еще в периоде младенчества. Близость и тактильность матери играет в этом смысле первостепенное значение. Ребенок сначала должен почувствовать телом этот мир, и только потом тело подаст сигнал разуму.

Поэтому, прежде чем оценивать, почему ребенок учиться слабее остальных в классе, нужно «отмотать пленку» назад и вспомнить, как шло его развитие в первые месяцы жизни. Причина не успешности скрыта именно там.

В итоге, можно заключить следующее – проблемы в развитии человека, вне зависимости от рода психологических трудностей, возникают по трем главным причинам:

  • Человек не освоил механизмы произвольной саморегуляции. Ему сложно сосредоточиться на определенной цели и не удается довести начатое дело до логического завершения, а также другие проявления низкой воли;
  • Человек испытывает острую нехватку в нейросоматическом равновесии. Это проявляется в повышенном тонусе мышц, быстрой утомляемости, склонности к депрессивным настроениям и неуравновешенности в оценках и реакциях, метеозависимость и другое;
  • Человек имеет скудный интеллектуальный и речевой потенциал, его познавательные механизмы находятся на низком уровне.

Очень хорошо проблемы познавательной активности среди детей иллюстрируются в процессе анализа их письма. Исследователь А.Р. Лурия обратил на письмо особое внимание в своих научных работах. По его мнению, для того чтобы написать слово верно, мозгу необходимо проделать достаточное количество распознавательных операций, среди которых — фонематический анализ словоформы. Затем, вычлененный из общего потока звук, нужно трансформировать в графический знак. И это всё связано с последним этапом, когда распознанный буквенный знак нужно еще письменно оформить, используя двигательную активность. Этот процесс, на самом деле, довольно часто становится настоящей проблемой для детей.

Желательно обнаружить подобные затруднения у детей как можно раньше, и то же письмо гораздо продуктивнее скорректировать дошкольнику, чем потом в школе работать над постановкой руки и исправлять допущенные ранее ошибки.

Для ребенка очень важно иметь устоявшийся нейросоматический базис поведения как можно раньше.

У детей могут встречаться самые разные осложнения в реализации той или иной активности и не всегда это можно быстро и корректно диагностировать, а потому нужно заниматься по нейросоматической программе заранее. Отстающих ребят программа подтянет в обучении, а успевающим детям даст новый мощный стимул.

Нейропсихология предлагает ряд действенных методик, которые помогут ребенку выстроить познавательную активность в благоприятном ключе.

Метод замещающего онтогенеза:

С помощью метода замещающего онтогенеза стадии негативного восприятия переходят в стадии позитивного и продуктивного развития способностей у детей. Методика включает в себя несколько ключевых блоков, с помощью которых получается достичь хороших конечных результатов.

Суть её в том, что сначала собирается пласт знаний и умений, с которыми у ребенка возникли трудности при освоении, а затем эта неусвоенная информация выстраивается в соответствии с нужной органичной последовательностью их развития у ребенка. Этот нейропсихологический метод держится целиком на принципах целостного взгляда на природу человека. Все упражнения этого метода являются своего рода активатором скрытых информационных и познавательных ресурсов.

Нет в познавательной цепи вещей не нужных, или второстепенных.Необходимо, чтобы в самом раннем возрасте малыш имел возможность иметь безграничные возможности для игры, поскольку именно игра является ключевым способом познания и приобретения ряда важнейших навыков. И второе, что очень важно для детей, — это общая атмосфера, в которой они живут каждый день, а точнее её сбалансированность в нейропсихологическом смысле.

Раннее детство, 4-7 лет, – вот то самое время, когда нейропсихологические тренировки особенно показаны всем детям без исключения. В это время мозг настолько гибок, что легко поддается любой положительной корректировке и наполнению. Но это не значит, что в более позднем возрасте про эти техники стоит забыть. Занятия нейропсихологическими методиками полезно, в том числе, и взрослым людям.

Источник