Программа дополнительного образования для центра развития ребенка

Инга Боргоякова
Рабочая программа развивающего центра «Успех» для детей 4–5 лет

Рабочая программа развивающего центра «Успех» разработана на 2017- 2018 учебный год для детей 4 – 5 лет.

Педагог курса Боргоякова Инга Андреевна.

Паспорт программы:

1. Полное название «Сопровождение в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста».

2. Автор программы Боргоякова Инга Андреевна.

3. Дата создания 2017г.

4. Характеристика программы предусматривает:

развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

развитие общения и речи;

развитие внимания, памяти, восприятия, мышления.

5.Направление деятельности: познавательное развитие.

6.Сроки реализации: 2017-2018 учебный год.

7.Возраст дошкольников: 4 – 5 лет.

8. Цели и задачи программы:

Развитие умственных способностей в комфортной среде;

формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание);

развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки;

развивать самостоятельность и инициативу;

развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей;

обогащать опыт самопознания дошкольников;

воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;

воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы:

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты:

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность.

11. Перспективы развития.

У детей будут развиты:

-мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

-познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

-мелкая моторика рук и глазомер;

-творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию;

-проявится интерес к интеллектуальным играм;

-сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка:

Рабочая программа развивающего центра «Успех» обеспечивает развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 9 месяцев.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 45 минут.

Актуальность программы:

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь). Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет программа развивающего центра «Успех».

Новизна программы:

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей,к которым можно отнести:

– использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;

– подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

– проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

– свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Всё это способствует развитиюинтеллектуальных базовых способностей: внимание, восприятие, память, воображение, мышление.

Программапозволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным, работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип развивающего обучения.

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников,выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

4. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

5. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).

Формы организации детей:

– индивидуальные;

– подгрупповые;

– групповые.

Формы работы с детьми:

– игра;

– ситуативный разговор;

Читайте также:  Программа развития ребенка 8 вида

– беседа;

– проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

– словесные (беседа, загадки);

– наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);

– практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты:

К концу обучения по программе, предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детейформируются следующие основные навыки и умения:

– выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

– объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

– пользоваться приемами логической обработки информации, формировать и развить навыка самоконтроля.

В период учебного процесса:

– дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек);

– сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);

– обобщают (по выделенным признакам);

– подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

– с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»;

– подбирают предметы по заданному признаку;

– ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и цвет);

– выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый); выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

– пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы.

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является организация фото-выставки достижений детей.

Условия реализации программы.

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Примерное тематическое планирование.

1. Развитие внимания.

Игра «Знакомство»

Приветствие разных стран

Знакомство с правилами этикета (приветствие)

Игра «Путаница»

2. Развитие восприятия.

Игра «Стрелка покружись»

Решение поставленной задачи

Игра «Фрукты-овощи»

Игра «Узнай по голосу»

3. Русский фольклор. Масленица.

Игра «Дотронься до солнышка»

Фантазийное моделирование

Русские народные забавы

4. Ориентирование на плоскости листа и в пространстве.

Игра «Назови соседей»

Соедини пойдёшь и что найдешь?»

Математический диктант «Сказка по точкам»

Игра «Куда»

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Рассмотрено и принято:

на заседании Педагогического совета

МАДОУ «Детский сад №35»      

Протокол №1 от 28.08.2017 г  

Утверждено

Заведующий МАДОУ «Детский сад №35»

_________________

Приказ № 336-од от 28.08.2017

Рассмотрено:

на заседании Совета родителей

МАДОУ «Детский сад № 35»

Протокол № 4 от 25.08.2017 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дошкольного образования

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

                Составил:

Старший воспитатель Аль Зайат Е.А.

г. Энгельс 2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой основной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа МАДОУ «Детский сад №35» (далее – Программа) определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, руководствуясь  следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки РФ от 29.082013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.

Особенность дополнительной программы образования в том, что она интегрируется с реализуемой дошкольным учреждением основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К дополнительным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Читайте также:  Проект на тему развитие речи ребенка в дошкольном возрасте

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении осуществляется в форме кружков.

Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет, направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются педагоги МАДОУ «Детский сад №35».

  1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

ЦЕЛИ:

  •  создание  психологического комфорта и условий  для самореализации ребенка;
  • формирование  художественно – эстетической  культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, развитие потребности и возможности самовыражения в художественной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение русским национальным культурным наследием;
  • обеспечение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ;
  •  развитие речевой и познавательной активности ребёнка дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).

ЗАДАЧИ:

  • Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
  • Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
  • Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.
  • Укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
  • Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка – дошкольника.
  • Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

– обеспечению доступности и равных возможностей в получении дополнительного образования детей,

– создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей ребенка в интересной для него деятельности,

– увеличению доли одаренных детей в различных видах творческой и познавательной деятельности,

– улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой работы в ДОУ,

 – раскрытие творческого потенциала детей,

–  знание особенностей образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (известных достопримечательностей), сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

  1.  ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа по формированию гармонично развитой  личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы МАДОУ «Детский сад №35» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое- либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.
  • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
  • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
  • Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
  • Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
  • Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
  • Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
  • Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи. При организации занятий используются методические приемы, активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой метод.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Осуществляя, выбор программ дополнительного образования  мы учитывали запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Приоритетным является обеспечение равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

Читайте также:  Развитие ребенка по программе умничка

1. Художественно – эстетическая направленность – кружок «Ритмическая мозаика»,  кружок «Фантазия».

2. Интеллектуально-познавательная направленность – кружок «Юный исследователь».

3.Коммуникативно-речевая направленность – кружок «Весёлый английский».

Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы  работы, учитывая оснащенность и специфику образовательной  деятельности. Все темы занятий кружков, входящие в Программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Занятия  проводятся с подгруппой детей (10-12-15 человек) от 3 до 7 лет. Длительность работы – 10 – 30 минут. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий основной общеобразовательной программы. Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.  В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Контроль за кружковой деятельностью осуществляется заведующим или старшим воспитателем 1 раз в квартал, согласно план – графика контроля МАДОУ «Детский сад №35».

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:

– результативность работы кружка, по уровням развития ребенка;

– участие в конкурсах и выставках творческих работ.

Методическое обеспечение

1. Наличие утвержденной программы дополнительного образования.

2. Перспективное планирование.

3. Наглядные пособия, образцы изделий.

4. Расходные материалы (Цветная бумага, краски, масса для лепки, пластилин  и т.п.)

5. Специальная литература (журналы, книги, методические пособия, справочная литература).

6. Диагностический инструментарий.

   Педагоги пользуются учебным материалом методических пособий указанным  в программе дополнительного образования.  Учебный год начинается с 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая. Комплектование групп первого года обучения проводится с 1 по 31 августа. Занятия в группах первого года обучения начинаются 1 сентября. Занятия  проводятся 2 раза в неделю, в основном, во второй половине дня. Длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: младший возраст  -15 минут, средний возраст лет  – 20 минут, старший возраст 5-6 лет  25 минут, старший возраст 6-7 лет – 30 минут.       Основная форма организации образовательного процесса – занятия. На занятиях активно используется игровая деятельность.  В работе используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для детей.

Формы занятий:

Занятия (групповые, индивидуальные):

— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

— игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);

— итоговые.

Педагоги применяют на занятиях следующие методы обучения: – словесный – наглядный – практической работы – исследовательский – наблюдение и др.

  1.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Помещения:

Музыкальный зал

Методический кабинет

Групповые помещения

Физкультурный зал

Технические средства обучения:

Мультимедиа

Ноутбук

Музыкальный центр

  1.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Наименование

программы

Дополнительного образования

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Всего занятий

Старшая гр

Подготовительная гр

Старшая гр

Подготовительная гр

Старшая гр

Подготовительная гр

Веселый английский

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Юный исследователь

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Ритмическая мозаика

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Средняя группа

Средняя группа

Средняя группа

Фантазия

2/40 мин

8/160 мин

72/1440 мин

  1.  ЛИТЕРАТУРА.
  1.  «Английский язык для самых маленьких» под редакцией  Н.А. Бонк, И.А. Шишковой, М.Е. Вербовской, Москва : Росмэн-пресс, -2016
  2. «Английский до школы» Р.П. Мильруд, М., -Просвещение, 2017 г.
  3.  «200 экспериментов» Дженни Ван Клив Уайли, Москва 1995 г.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб, 2000. – 220 с.
  5. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
  6. Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
  7. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
  8. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  9. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112 с.
  10. Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
  11. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. – 272 с.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду
  13. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О
  14. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  15. Г. Н. Давыдова “Пластилинография”
  16. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
  17. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С.  
  18. Книга Екатерина Румянцева «Пластилиновые фантазии»

Источник