Программа для ребенка с проблемами в развитии

Программа для ребенка с проблемами в развитии thumbnail

Общественное объединение инвалидов

« Реабилитационный Центр «Самал»»

Коррекционно – развивающая программа

для детей с тяжелыми нарушениями в психофизическом развитии

Психолог: Карашашева Ж.Б.

Павлодар 2016г

Коррекционно – развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями в развитии

Пояснительная записка

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Исходя из вышесказанного, была разработана коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями в развитии.

Цель программы: развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с тяжелыми нарушениями в развитии.

Задачи программы:

  • социализация детей с тяжелыми нарушениями в развитии путем развития элементарных навыков самообслуживания;

  • коррекция неравномерного распределения способностей;

  • развитие умения применять учебный опыт в новых условиях;

  • развитие и обогащение коммуникативных средств общения.

Направления программы:

– формирование эмоционального контакта с психологом;

– формирование социально – бытовых навыков;

– формирование вербальных и невербальных средств общения;

– развитие общей и тонкой моторики;

– развитие произвольности психических процессов;

– оптимизация познавательных процессов в условиях бытовой деятельности.

Содержание программы

Программа охватывает важнейшие сферы развития, семь из которых отвечают функциональным сферам развития:

– имитация (подражание действиям взрослым).

– тонкая моторика.

– координация глаз и рук.

– познавательная деятельность.

– речь.

Дополнительно программа охватывает и такие сферы как:

– самообслуживание.

– социальные отношения.

– особенности поведения.

Программа реализуется по плану, который предполагает:

– предварительную диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по завершению работы;

– обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла.

Программа состоит из 15 занятий, продолжительность каждого занятия 20-25 минут. В ходе проведения занятий  необходимо учитывать следующее: занятия проводятся индивидуально в присутствии одного из родителей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).

  • Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции)

  • Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • Скорректированы недостатки познавательной деятельности

  • Сформированы пространственно-временные ориентировки;

  • Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Коррекционно – развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями в развитии ориентирована на деятельность педагога-психолога в коррекционном учреждении, но может быть использована в практике дефектолога. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов. 

Занятие № 1

  1. Упражнение “Повтори за мной” (имитация)

Цель: подражание при использовании различных предметов.
Действиям взрослого как условие социального опыта.

Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две погремушки. Одну погремушку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая погремушкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения.

2.Упражнение “Найди игрушку под платком” (визуальное восприятие).

Цель: развитие визуального внимания, памяти, удерживания представления о предмете в течение короткого периода.

Содержание: Показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком.

Ребенок должен отыскать игрушку.

3.Релаксация “Струна”. Упражнение выполняется лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую.

Занятие № 2

1.Упражнение “Ладушки “

Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого.

Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: “Ладушки, ладушки, мы были у бабушки”. После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам.

2.Упражнение “Повтори за мной” (пространственный праксис)

Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.

Содержание: Ребенку показываются движения рук “вверх”,
“в сторону”, “вниз”. Эти движения выполняются при помощи взрослого. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно.

3.Релаксация: растяжка “Струночка”. Исходная позиция – лежа на

спине. Психолог по очереди растягивает сначала руки, потом ноги.

Занятие № 3

1.Упражнение: “Поймай мяч”

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями.

Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

2.Упражнение: “Попьем из чашки”

Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания, развитие произвольности, контроля за собственными действиями.

Содержание: 1. Встать за ребенком, взять чашку и поднести к его рту. 2.Встать за ребенком, подвести его руку к чашке, и поддерживать своей рукой, вплоть до легкого касания.

3.Релаксация: Растяжка “Звезда”. Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки.

Занятие № 4

1.Упражнение: “Подними упавший предмет”

Цель: формирование учения понимать и выполнять простуюинструкцию,развитие контроля и произвольности.
Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку.

2.Упражнение: “Колечко”

Цель: развитие мелкой моторики рук.
Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.

3.Релаксация: “Солнышко”

Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук поглаживает руки и ноги ребенка.

Занятие № 5

1.Упражнение: “Пирамида из колец”

Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета.
Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды.
Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо
и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать
то же самое.

2.Упражнение: “Собери маленькие предметы”

Цель: развитие тонкой моторики, контроля и произвольности.

Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы) и по одной собирать в чашку.

3.Релаксация. Растяжка “Звезда”. Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки.

Занятие № 6

1.Упражнение: “Посмотри на меня”

Цель: научить ребенка смотреть на того человека, который зовет его по имени.

Содержание: подойти близко к ребенку и пару минут повторять его имя. Всегда хвалить его, если повернет к вам голову. Если ребенок начинает реагировать, постепенно увеличивать расстояние между ним и собой, когда называете его имя.

2.Игра “Ку-ку”.

Цель: совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта.

Содержание: сядьте напротив ребенка, чтобы ваши коленки касались его коленей. Поднимайте перед собой платок так, чтобы ребенок не мог вас видеть. Потом позовите ребенка, уберите платок и скажите: “ку-ку”! Повторите этот процесс много раз.

3.Релаксация.

Занятие № 7

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

1.Упражнение: “Ладушки “.

2.Упражнение: “Повтори за мной” (пространственный праксис)

3.Релаксация.

Занятие № 8

1.Упражнение: “Держи ложку”

Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания.

Содержание: Покажите ребенку ложку и привлеките его внимание к ней. Возьмите руку ребенка и так расположите его пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху своей рукой. А своей рукой поддержите руку ребенка, чтобы он не уронил ложку. Постепенно время увеличивается. Когда ребенок будет лучше контролировать ложку, уменьшите свою поддержку.

2.Упражнение: “Повтори за мной” (звуки)

Цель: развитие навыков взаимодействия.

Содержание: Ребенок спонтанно произносит звуки, копируйте его непосредственнои следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Если ребенок скопирует звук, повторите его еще пару раз, чтобы завязался контакт.

3.Релаксация.

Занятие № 9

1.Упражнение: “Поймай мяч”

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

2.Упражнение: “Подражая касаться частей тела”

Цель: Формирование пространственных представлений.

Содержание: Сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя. Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: “Это нос”. Попросите ребенка показать свой нос. Постепенно переходите на другие части тела.

3.Релаксация.

Занятие № 10

1.Упражнение: “Сложи башню”

Цель: Развитие восприятия цвета и формы предмета. Формирование пространственных представлений.

Содержание: Взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга.

2.Упражнение: “Повтори за мной” (пространственный праксис)

3.Релаксация.

Занятие № 11

1.Упражнение: “Наш малыш” (психогимнастика)

Цель: Развитие мелкой моторики.

Содержание: согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – наш малыш.

2.Упражнение: “Поймай мяч”

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

3.Релаксация.

Занятие № 12

1.Упражнение: ” Шалун”

Цель: Развитие мелкой моторики.

Содержание: Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей накормила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил, свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. Следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами седьмой строчки брать мизинчик пальцами другой руки и слегка покачивать.

2.Упражнение: ” Пирамида из колец”

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

3.Релаксация.

Занятие № 13

1.Упражнение: “Подражать шуму предметов”.

Цель: Развитие слухового восприятия, развитие умения понимать и выполнять простую инструкцию, подражать взрослым.

Содержание: Взять 1 предмет (колокольчик) и продемонстрировать ребенку шум, который ассоциируется с этим предметом. Затем дать предмет ребенку и коснуться его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму и с другими предметами.

2.Упражнение: “Посмотри на меня”

Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.

3.Релаксация.

Занятие № 14

1.Упражнение: “Открути крышку”

Цель: Развивать координацию обеих рук. Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции.

Содержание: Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребенку конфету и поместите ее в банку. Протяните ребенку банку и дайте понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите руку ребенка в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять конфету.

2.Упражнение: “Подражать движениям по уходу за телом”.
Цель: Развитие зрительного восприятия. Развитие моторики рук.

Содержание: Сядьте за стол напротив ребенка Ии положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите ” причесывай волосы”. Медленно покажите на себе, а потом на ребенке. Повторяйте несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Таким же образом поступите с мочалкой и с зубной щеткой.

3.Релаксация.

Занятие № 15

1.Упражнение: “Открой двери и ящики шкафов”

Цель: Повышение жизненно необходимой самостоятельности, тренировка мышц рук

Содержание: Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, и спрячьте его любимую игрушку в шкаф. Закройте дверь. Возьмите ребенка за руку, подведите к двери и помогите открыть ее.
Покажите игрушку и дайте ему с ней несколько минут поиграть.
Повторяйте это действие несколько раз, постепенно уменьшая свою помощь. Таким же образом научите его открывать ящики.

2.Упражнение: “Животные”.

Цель: Развитие понимания речи взрослого, обозначения животных
(3 игрушки – собака, кошка, корова.)

Содержание: Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них несколько раз, давая их, попросите: “Дай мне собачку?”. Если ребенок даст вам не ту игрушку, исправьте его и попросите еще раз, до тех пор, пока не будет результата.

3.Релаксация.

Список использованной литературы

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

  2. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Минск: Изд-во: БелАПДИ – “Открытые двери“, 1997 г.

  3. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999

  4. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995

Источник

Список программ, рекомендованных для использования в ДОУ специалистами психологической службы

Название программы

Тематика

Автор

Источник

1

«Азбука общения»

Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми

Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет), Методическое пособие, Детство-пресс, С-Петербург

2

«Готовность к школе: развивающие программы» 

Повышение уровня готовности к школьному обучению 

Под ред. И.В. Дубровной 

Готовность к школе: развивающие программы/ Екатеринбург: Деловая книга 

3

«Психогимнастика в детском саду» 

Снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, формирование моральных представлений. 

Е.А. Алябьева. 

«Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера» 

4

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» 

Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, психокоррекция агрессивного и конфликтного поведения 

Е.А. Алябьева 

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера» 

5

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» 

Развитие пространственного представления 

И.К. Боровская, И.В. Ковалец 

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» «Владос», Москва 

6

«Учимся по сказке» 

Развитие мышления с помощью мнемотехники 

Ю.Б. Галанов 

«Иматон» Комплексное обеспечение психологической практики 

7

«Волшебная страна внутри нас» 

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков 

Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб 

8

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» 

Формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет 

И.В. Ганичева 

Телесно-ориентированные подходы психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Федеральная целевая программа! Культура России». М.: «Книголюб» 

9

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками 

Подготовка к школе 

М.Р. Григорьева 

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками, «Учитель» 

10

«В мире детских эмоций» 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников 

Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина 

«В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс 

11

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» 

Подготовка к школе 

О.И. Журбина 

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе», «Феникс», Ростов-на-Дону 

12

«Примерная коррекционная программа»

Коррекция агрессивного поведения детей 

М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина 

«Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М 

13

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» 

Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния и т.д. 

И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа 

«Дошкольный психолог» – №1. 

14

“Агрессивное поведение”

Коррекция поведения дошкольников

Заостровцева, Н.В. Перешеина

Агрессивное поведение, М.: «Сфера» 

15

«Театр настроений» 

Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников 

Г.П. Иванова 

Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий» 

16

«Знакомство с моральными качествами» Программа нравственного воспитания для старших дошкольников 

Формирование негативного отношения к проявлению негативных качеств 

Р. Калинина 

«Школьный психолог» . – №3 

17

«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» 

Развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников 

Л.И. Катаева 

Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Методическое пособие, «Книголюб», М 

18

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

19

«Подарки фей» 

Формирование нравственной сферы 

А.Ю. Капская. Т.Л. Мирончик 

«Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей», Изд. «Речь», С-Петербург 

20

«Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» 

Коррекция тревожности 

Л.М. Костина 

«Игровая терапия с тревожными детьми», Изд. «Речь», С-Петербург 

21

«Программа психологических занятий» 

Развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений 

Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева 

«Цветик-семицветик». Программа психологических занятий с дошкольниками, Изд. «Речь», С-Петербург 

22

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста 

С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк 

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М 

23

«В мире друзей» 

Эмоционально-личностное развитие детей 

Е.В. Котова

« В мире друзей», Изд. «Сфера» 

24

«Давайте жить дружно» 

Адаптация детей 4-6 лет к ДОУ 

С.В. Крюкова 

«Давайте жить дружно», Изд. «Генезис», М 

25

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» 

Оптимизация детско-родительских отношений, преодоление упрямства и негативизма в период кризиса 3-х лет, обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоций 

И.В. Ковалёва 

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста», Изд. «Айрис Пресс», М 

26

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

27

«Познаю себя» 

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста 

М.В. Корепанова, Е.В. Харламова 

Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Образовательная система «Школа – 2100», «Детский сад 2100», М.: «Баласс» 

28

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» 

Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми 

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина 

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми), Изд. СПб «Речь», 

29

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» 

Игры на развитие воображения, игры для детей 2-х, 3-х лет 

М.М. Миронова 

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ИТД Корифей, Волгоград 

30

«Скоро в школу» 

Подготовка к школе 

Т.В. Модестова 

«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера» 

31

Модестова«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»«Программа развития и коррекции внимания» 

Развитие свойств внимания 

А.А. Осипова, Л.И. Малашинская 

Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет, М.: ТЦ «Сфера» 

32

«Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания» 

Коррекция и развитие различных структур самосознания 

Р.В. Овчарова 

Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ «Сфера» 

33

«Мультимодальная» программа развития детей 

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

О.И. Политика 

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», Изд. «Речь», С-Петербург 

34

« Погружение в сказку» 

Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. 

Н. Погосова 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

35

«Школа внимания» 

Развитие и коррекция внимания, произвольности, способности планировать и контролировать свои действия 

Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина 

Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: ИНТОР. 

36

«Игротерапия общения с детьми» 

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

37

«Игровая терапия с родителями» 

Гармонизация отношений детей и взрослых 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

38

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации 

Успешная адаптация к ДОУ 

А.С. Роньжина 

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Книголюб 

39

«Дружная семейка» 

Адаптация детей к ДОУ 

Е.О. Севастьянова

«Дружная семейка», Изд. ТЦ «Сфера», М. 

40

«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» 

А.Л. Сиротюк 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ «Сфера» 

41

«Времена года» 

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии. 

О. Смирнов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

42

«Маленький лидер» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет 

Социальное развитие и социальная адаптация детей. 

С. Стебленко 

«Дошкольный психолог» – №4 

43

Программа психокоррекционных игр для детей старших групп детского сада и младших школьников 

Развитие психических процессов: мышления. Памяти, внимания; развитие произвольных движений и самоконтроля: развитие эмоциональной сферы детей. 

Н.В. Самоукина 

Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.М Новая школа 

44

«Я учусь владеть собой» 

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста 

Н.П. Слободяник 

Я учусь владеть собой, М.: «Генезис» 

45

«Хочу всё знать» 

Индивидуальные занятия для развития интеллекта детей 5-7 лет 

Е. О. Севастьянова 

Хочу всё знать, М.: «Сфера» 

46

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной работы психолога 

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго 

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной. М., «Аркти» 

47

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии» 

Формирование мышления у детей 

Е.А. Стеблева 

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». ГИЦ, «Владос», Москва 

48

«Программа групповых занятий с дошкольников» 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

«Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М. 

49

«Лесенка радости» 

Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте (блоки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий) 

О.В. Хухлаева 

Изд. «Совершенство», М. 

50

«Маленькие игры в большое счастье» 

Индивидуальная коррекционная работа с детьми для сохранения психологического здоровья 

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина 

Маленькие игры в большое счастье. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО – Пресс 

51

«Программа развития творческого мышления детей» 

Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления 

З.В. Шашкова 

«Программа развития творческого мышления детей», Изд. «Глобус», М 

52

«Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей» 

Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование внутренней устойчивости, автономности 

Г.А. Широкова

Справочник дошкольного психолога. Р-на/Д, 

53

«Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке 

Развитие сенсорно-перцептивной сферы и т.д. 

Ю. Шиманович 

«Школьный психолог» – №5 

54

«Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов» 

Игры и задания на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников 

Т.Л. Шишова 

Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. М.: «Искатель» 

55

«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе» 

Развитие познавательных процессов 

В.Л. Шарохина 

Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе. М.: Книголюб (Психологическая служба) 

56

«Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» 

Профилактика и коррекция негативных личностных нарушений и развитие коммуникативных навыков 

И. Ярушина

««Школьный психолог» » – №4 

57

58

59

60

61

62

63

Источник