Программа для ребенка с отклонениями в развитии
Рассмотрена и рекомендована на заседании
ШМО _______________________________
Рук-ль ШМО _________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Утверждено руководителем ОУ
Приказ № ____________
от «____» ______________ 20___г
Рабочая программа
Коррекционно-развивающих занятий
для детей с ЗПР на 2017-2018 учебный год (4 класс)
составитель: педагог-психолог,
Петрова Елена Валерьевна
Пояснительная записка
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).
Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).[10]Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.[20]По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.
У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).[10]
Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей.Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия во 2 классе составляет 1 раз в неделю по 30 минут.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
-Закон РФ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; -СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» -Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начальногообщего образования обучающихся с задержкой психического развития
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи: 1.Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся. 2.Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии).
3.Увеличение объёма памяти, внимания. Развитие речи, совершенствование языкового анализа и синтеза.
4. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий). 5.Развитие саморефлексии.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2-3класс) и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза.. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.
Программа включает в себя входную и итоговую диагностику познавательных процессов. Общее количество занятий – 34. В том числе по два занятия на входную и итоговую диагностику. Остальные делятся на разделы:
1.Развитие внимания. 2. Развитие памяти. 3. Развитие мышления. 4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки. 5. Развитие языкового анализа и синтеза. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в течение одного учебного года. Все занятия построены следующим образом: 1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин) 2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (23-25 мин). 3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)
Способы отслеживания результатов: 1.Показатели психодиагностических, педагогических обследований. 2.Наблюдение за работой учащимися во время уроков. 3.Учёт успеваемости учащихся по предметам.
Коррекционный блок
Содержание работы
Прим
1
Развитие познавательной сферы
Развитие памяти
Развитие мышления
Развитие внимания
Развитие творческих способностей
2
Развитие речи и коммуникативных способностей
Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением
Работа над развитием фонематического слуха
Работа над предложением и связной речью
Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики
Коррекция несовершенного навыка чтения
Формирование понимания текста
3
Развитие навыков социальной компетенции
Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации;
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов
4
Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии
Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль)
Мотивационный блок
5
Эмоциональная сфера
Формирования позитивного настроя на занятия
Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности
Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе
Коррекция тревожности, отработка страхов
№
1
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Диагностика
Содержание занятия
Диагностика внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
2
«Хорошо много знать!»
«Запоминай, играя!»
Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра “Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться”.Психогимнастика.
Упражнения на развитие памяти.
Графический диктант.
3
«Думай, анализируя!»
Психогимнастика.
Упражнения на развитие мыслительных операций.
4
«Я в мире людей»
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов
5
«В гостях у сказки!»
Психогимнастика.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления
Графический диктант.
6
«Я – ученик»
Упражнения на развитие мотивации к учению
7
«Угадай слово!».
Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Шифровка
8
«Развитие самопознания и индивидуальности»
Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра.
9
«Найди лишнее…!»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Копирование
10
Речевые упражнения
Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки.
11
«Ожившая картинка!»
Психогимнастика. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
12
Психо- мышечная тренировка
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии
13
«Загадки» , пословицы, поговоки
Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок
14
Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания
Упражнения на правильное дышание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата
15
«Просьба и мое отношение к ней»
Психокоррекционное занятие
16
Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.
Самомассаж. Пальчикоя гимнастика. Наша ладонь.
17
Речевые упражнения
Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ.
«Учусь слышать и запоминать!»
Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
18.
Работа с текстами.
Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ
19
Психо – мышечная тренировка
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии
20
Интеллектуальный тренинг
Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось»
21
Повышение скорости чтения
Чтение таблиц слогов
22
Занятие с элементами арт – терапии «Мои чувства»
Рисование красками.
23
«Аналогии»
Развитие аналитического мышления
24
«Я в другой роли»
Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации»
25
«Кляксы»
Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка
26
Развитие произвольной сферы
Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка»
27
«Знакомство со страной чувств. Страх».
Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.
Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.
Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.
29
«Сложи узор»
Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей
30
«Учись, рассуждая!»
Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант.
31
Расскажи сказку.
Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол
32
«Учусь говорить и читать»
Упражнения для развития артикуляционного апппарата
33
Психо – мышечная тренировка
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии
34
«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»
Итоговая диагностика
Психогимнастика. Развитие речевого синтеза. Совершенствование мыслительных операций.
Итого-34 часа
Список литературы
1.Практическая психология образования. / под ред. И.В. Дубровиной. – М., Сфера 1997.
2.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.
3.Психологические игры и упражнения для развития памяти детейhttps://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-detey.html
4.Развитие памяти у детей, игры и упражнения https://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-pamyati-u-detej-igry-i-uprazhneniya-eda-dlya-pamyati.html
5.Развитие памяти: уроки запоминания https://4brain.ru/memory/Игры, задания и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет Источник https://bbsv.ru/education
6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
7.Романина В.И. Подготовка детей к школе. Конструирование букв и цифр М. :Владос, 2001. – 40 с. : ил. – ISBN 5-691-00724-6 8.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
9.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.-М.: «Айрис-пресс», 2005.
10.Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития! Выполнила: Петрова Анна Сергеевна
2 слайд
Описание слайда:
В настоящее время общепризнанным является положение о том, что каждый ребенок имеет право и возможность на свой темп работы, особые сроки освоения программы, специфические способы овладения учебным материалом, то есть права на свой образовательный маршрут, что позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения и воспитания
3 слайд
Описание слайда:
Дети с комплексными нарушениями развития – дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. К числу таких детей относятся: дети с нарушениями восприятия (нарушения зрения и слуха), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и сложными недостатками в развитии.
4 слайд
Описание слайда:
Согласно п.1 ст.9 закона РФ № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа является документом, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности» Образовательная программа представляет собой документ, определяющий цель, содержание и качество образования, ориентированных на определенный уровень образования и разработанных в соответствии с возрастом обучающегося, а также регламентирующий тип и способы построения педагогического процесса в тех или иных условиях.
5 слайд
Описание слайда:
Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса Индивидуальная образовательная программа – средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются специальные условия для детей с комплексными нарушениями развития и направлена на достижение ребенком целей и результатов.
6 слайд
Описание слайда:
Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: Логопед, Дефектолог, Сурдопедагог, Тифлопедагог, Педагог-психолог, Социальный педагог, Медицинский работник.
7 слайд
Описание слайда:
Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.
8 слайд
Описание слайда:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Программа направлена на создание условий для ранней коррекции отклонений в развитии и формирования основ личности и познавательной активности ребенка. При этом, как отмечает Ю. А. Разенкова, такая программа должна, с одной стороны, способствовать устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка. Структура обозначенных нами программ едина и состоит из следующих разделов: наименование программы; выписка из истории развития ребенка; данные анамнеза; данные психолого-педагогического обследования; заключение; собственно индивидуальная программа, содержащая в себе направления работы с ребенком.
9 слайд
Описание слайда:
В научно-методической литературе представлены варианты индивидуальных программ для детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, которые включают в себя следующие разделы, согласующиеся с разделами программы дошкольного воспитания данной категории детей: Здоровье. Социальное развитие. Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Физическое развитие и физическое воспитание. Формирование предметно-игровой деятельности. Познавательное развитие. Формирование наглядно-действенного мышления. Ознакомление с окружающим. Развитие речи и навыков общения. Формирование продуктивных видов деятельности.
10 слайд
Описание слайда:
Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, воспитателем, психологом и сурдопедагогом по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребёнка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
11 слайд
Описание слайда:
Список литературы. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М. В. Жигорева И.Ю Левченко Серия «Специальной Психологии» Дети с комплексными нарушениями развития. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Составители: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. СПб «Питер», 2006г.
12 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-492275
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник