Программа для ребенка с отклонениями в развитии

Программа для ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Рассмотрена и рекомендована на заседании

ШМО _______________________________

Рук-ль ШМО _________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Протокол № ____________

от «____» ______________ 20___г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

от «____» ______________ 20___г.

Утверждено руководителем ОУ

Приказ № ____________

от «____» ______________ 20___г

Рабочая программа

Коррекционно-развивающих занятий

для детей с ЗПР на 2017-2018 учебный год (4 класс)

составитель: педагог-психолог,

Петрова Елена Валерьевна

Пояснительная записка

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления.  У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).[10]Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.[20]По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).[10]

Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.  Сущность  психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.                                                                                  

Данная   коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей.Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия во 2 классе составляет 1 раз в неделю по 30 минут.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

-Закон РФ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; -СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» -Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начальногообщего образования обучающихся с задержкой психического развития

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.

Задачи: 1.Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся. 2.Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии).

3.Увеличение объёма памяти, внимания. Развитие речи, совершенствование языкового анализа и синтеза.

4. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий). 5.Развитие саморефлексии.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2-3класс) и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза.. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.

Читайте также:  Особенности развития интеллекта ребенка в 4 года

Программа включает в себя входную и итоговую диагностику познавательных процессов. Общее количество занятий – 34. В том числе по два занятия на входную и итоговую диагностику. Остальные делятся на разделы:

1.Развитие внимания. 2. Развитие памяти. 3. Развитие мышления. 4. Развитие зрительно-пространственной ориентировки. 5. Развитие языкового анализа и синтеза. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в течение одного учебного года.  Все занятия построены следующим образом: 1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин) 2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (23-25 мин). 3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)

Способы отслеживания результатов: 1.Показатели психодиагностических, педагогических обследований. 2.Наблюдение за работой учащимися во время уроков. 3.Учёт успеваемости учащихся по предметам.

Коррекционный блок

Содержание работы

Прим

1

Развитие познавательной сферы

Развитие памяти

Развитие мышления

Развитие внимания

Развитие творческих способностей

2

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением

Работа над развитием фонематического слуха

Работа над предложением и связной речью

Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики

Коррекция несовершенного навыка чтения

Формирование понимания текста

3

Развитие навыков социальной компетенции

Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации;

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов

4

Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии

Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль)

Мотивационный блок

5

Эмоциональная сфера

Формирования позитивного настроя на занятия

Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности

Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе

Коррекция тревожности, отработка страхов

1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Диагностика

Содержание занятия

Диагностика внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

2

«Хорошо много знать!»

«Запоминай, играя!»

Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра “Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться”.Психогимнастика.

Упражнения на развитие памяти.

 Графический диктант.

3

«Думай, анализируя!»

Психогимнастика.

Упражнения на развитие мыслительных операций.  

4

«Я в мире людей»

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов

5

«В гостях у сказки!»

Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Графический диктант.

6

«Я – ученик»

Упражнения на развитие мотивации к учению

7

«Угадай слово!».

Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка

8

«Развитие самопознания и индивидуальности»

Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра.

9

«Найди лишнее…!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Копирование

10

Речевые упражнения

Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки.

11

«Ожившая картинка!»

Психогимнастика. Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

12

Психо- мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

13

«Загадки» , пословицы, поговоки

Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок

14

 Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания

Упражнения на правильное дышание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата

15

 «Просьба и мое отношение к ней»

Психокоррекционное занятие

16

Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

Самомассаж. Пальчикоя гимнастика. Наша ладонь.

17

Речевые упражнения

Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ.

«Учусь слышать и запоминать!»

Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

18.

Работа с текстами.

Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ

19

Психо – мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

20

Интеллектуальный тренинг

Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось»

21

Повышение скорости чтения

Чтение таблиц слогов

22

Занятие с элементами арт – терапии «Мои чувства»

Читайте также:  Тесты для развития внимания ребенка 8 лет

Рисование красками.

23

«Аналогии»

Развитие аналитического мышления

24

«Я в другой роли»

Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации»

25

«Кляксы» 

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка 

26

 Развитие произвольной сферы

Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка»

27

«Знакомство со страной чувств. Страх».

Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.

Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.

Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.

29

«Сложи узор» 

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей

30

«Учись, рассуждая!»

Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей    Графический диктант.

31

 Расскажи сказку.

Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол

32

 «Учусь говорить и читать»

Упражнения для развития артикуляционного апппарата

33

Психо – мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

34

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Итоговая диагностика

Психогимнастика. Развитие речевого синтеза.  Совершенствование мыслительных операций.  

Итого-34 часа

Список литературы

1.Практическая психология образования. / под ред. И.В. Дубровиной.  – М., Сфера 1997.

2.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.

3.Психологические игры и упражнения для развития памяти детейhttps://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-detey.html

4.Развитие памяти у детей, игры и упражнения https://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-pamyati-u-detej-igry-i-uprazhneniya-eda-dlya-pamyati.html

5.Развитие памяти: уроки запоминания https://4brain.ru/memory/Игры, задания и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет Источник https://bbsv.ru/education

6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

7.Романина В.И. Подготовка детей к школе. Конструирование букв и цифр М. :Владос, 2001. – 40 с. : ил. – ISBN 5-691-00724-6 8.

8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

9.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.-М.: «Айрис-пресс», 2005.

10.Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития

Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нару...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нару

Описание слайда:

Индивидуальные коррекционные программы для обучения детей с комплексными нарушениями развития! Выполнила: Петрова Анна Сергеевна

2 слайд

В настоящее время общепризнанным является положение о том, что каждый ребенок

Описание слайда:

В настоящее время общепризнанным является положение о том, что каждый ребенок имеет право и возможность на свой темп работы, особые сроки освоения программы, специфические способы овладения учебным материалом, то есть права на свой образовательный маршрут, что позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения и воспитания

3 слайд

Дети с комплексными нарушениями развития – дети, имеющие физические и (или) п

Описание слайда:

Дети с комплексными нарушениями развития – дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. К числу таких детей относятся: дети с нарушениями восприятия (нарушения зрения и слуха), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и сложными недостатками в развитии.

4 слайд

Согласно п.1 ст.9 закона РФ № 3266-1 «Об образовании» образовательная програ

Описание слайда:

Согласно п.1 ст.9 закона РФ № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа является документом, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности» Образовательная программа представляет собой документ, определяющий цель, содержание и качество образования, ориентированных на определенный уровень образования и разработанных в соответствии с возрастом обучающегося, а также регламентирующий тип и способы построения педагогического процесса в тех или иных условиях.

Читайте также:  Что y в 3 года ребенку для развития

5 слайд

Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действ

Описание слайда:

Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Индивидуальный образовательный маршрут по своей сути является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса Индивидуальная образовательная программа – средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются специальные условия для детей с комплексными нарушениями развития и направлена на достижение ребенком целей и результатов.

6 слайд

Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возм

Описание слайда:

Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса. В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: Логопед, Дефектолог, Сурдопедагог, Тифлопедагог, Педагог-психолог, Социальный педагог, Медицинский работник.

7 слайд

Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексными нарушения

Описание слайда:

Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

8 слайд

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Программа направлена на со

Описание слайда:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Программа направлена на создание условий для ранней коррекции отклонений в развитии и формирования основ личности и познавательной активности ребенка. При этом, как отмечает Ю. А. Разенкова, такая программа должна, с одной стороны, способствовать устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка. Структура обозначенных нами программ едина и состоит из следующих разделов: наименование программы; выписка из истории развития ребенка; данные анамнеза; данные психолого-педагогического обследования; заключение; собственно индивидуальная программа, содержащая в себе направления работы с ребенком.

9 слайд

В научно-методической литературе представлены варианты индивидуальных програм

Описание слайда:

В научно-методической литературе представлены варианты индивидуальных программ для детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития, которые включают в себя следующие разделы, согласующиеся с разделами программы дошкольного воспитания данной категории детей: Здоровье. Социальное развитие. Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Физическое развитие и физическое воспитание. Формирование предметно-игровой деятельности. Познавательное развитие. Формирование наглядно-действенного мышления. Ознакомление с окружающим. Развитие речи и навыков общения. Формирование продуктивных видов деятельности.

10 слайд

Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, воспитателем, психоло

Описание слайда:

Коррекционные занятия проводятся с учащимися педагогом, воспитателем, психологом и сурдопедагогом  по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Такое комплексное воздействие на ребёнка проводится с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

11 слайд

Список литературы. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образов

Описание слайда:

Список литературы. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. М. В. Жигорева И.Ю Левченко Серия «Специальной Психологии» Дети с комплексными нарушениями развития. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Составители: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. СПб «Питер», 2006г.

12 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Программа для ребенка с отклонениями в развитии

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-492275

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник