Программа для развития слабослышащего ребенка

                              МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 

                                                             «Журавушка»

                           ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

                  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                       ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                     С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

                                     на 2015-2016 учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                       Учитель-дефектолог

                                                                                                         Дектярёва С.А.

                                                            Мариинск      

                                                                2015                                                                                                                                                                                                                                            

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность

        Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.

        В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.

        Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.

        Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.

Актуальность

        За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.

        Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.

Цель

        Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.

Основные задачи

– развитие сенсорной сферы;

– развитие психических функций;

– овладение речью, как орудием мышления;

– формирование коммуникативных навыков;

– расширение кругозора и осведомленности.

        Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и  КИ.

Теоретические и методологические основы программы

        Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях»,  Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития – обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Новизна программы        

        Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:

– культурологический подход – связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);

– опора на слуховое восприятие у детей с КИ;

– индивидуализация программы;

– увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).

Основные этапы и формы реализации программы

        Диагностический – проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).

        Консультативный – индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.

        Обучающий – проведение коррекционно-развивающих занятий.

        Форма проведения занятий – индивидуальная.

          Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.

Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.

         Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,

качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих  кохлеарную имплантацию.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

            Тема

       Содержание занятий

     Объем часов

1

Сенсорная сфера

Кинестетическое и кинетическое развитие

Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию.

           4

Развитие тактильного восприятия

Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов.

            4

Развитие зрительного восприятия

Сравнение предметов по различным признакам.

            4

Развитие слухового восприятия

Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме.

            6

Развитие пространственной ориентировки

Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении.

             4

Развитие временного восприятия

Изучение времен года.

             5

2

Познавательная сфера

Развитие внимания

Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета.

             4

Развитие памяти

Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала.

                4

Развитие мышления

Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале.

             5

Развитие воображения

Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта.

             4

3

Формирование коммуникативных навыков.

Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес.

Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей

              4

4

Формирование речи

Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов.

                 10

5

Подведение итогов

Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями.

                  2

           Итого: 60 часов.

Формы и методы работы

        Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.

Используется:

– наглядность;

– демонстрация;

-пояснение;

– беседа;

-наблюдение;

– сюжетно- ролевые игры;

– моделирование ситуаций;

– развивающие игры (настольные, подвижные);

– конструирование;

– свободное и тематическое рисование, графические задания.

Методическое обеспечение программы

№                

Тема

Методологическое обеспечение программы

1

Сенсорная сфера

Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори.

Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных.

2

Познавательная сфера

Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», 

«Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали.

Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по  тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. 

Установление логических связей по картинке, по тексту.

Дорисуй до предмета.

Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности.

3          

Коммуникативные навыки

Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры.

4

Речевая деятельность

Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание.

5

Моторная сфера

Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори.

 Материальное обеспечение программы

 Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
  4. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
  1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
  2. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
  3. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
  4. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
  5. Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
  6. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
  7. ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.

Источник

Коррекционно-развивающая программа

обучающегося с нарушением слуха

в условиях общеобразовательной школы

Разработала: учитель- логопед 

Чичваркина Л.Э.

г. Гагарин, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это  процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться со специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является частью адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением слуха.  направлена на реализацию логопедической помощи слабослышащему ребенку, имеющему речевые нарушения, его социальную адаптацию и гармонизацию личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ученицы 1 класса с двухсторонней нейросенсорной тугоухостью III степени Анастасии Д.

Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации. Программа рассчитана приблизительно на 1  год обучения. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основной формой работы являются индивидуальные занятия.

Занятия проводятся в течение учебного года 1-2 раза в неделю, длительностью 20 минут.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Приложения к программе: Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка с нарушенным слухом на уроке.

Цель программы – устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.

Задачи программы:

  • развитие просодической стороны речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно гнозиса;
  • развитие слухового восприятия;
  • дифференциация звуков речи;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических представлений;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • коррекция процессов чтения и письма;
  • развитие связной речи;
  • развитие психических процессов.
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка;
  • совершенствование коммуникативных навыков с помощью кохлеарного импланта;
  • расширение кругозора и осведомленности;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающейся с нарушением слуха.

Принципы коррекционной работы

 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Методы и приемы, используемые при организации коррекционно- развивающей работы:

  1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания.

Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.

  1. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

  1. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.

Специфика логопедической работы:

  • Работа над речевой системой в целом,
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный),
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи),
  • Длительное закрепление направленных речевых навыков,
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны,
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость),
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение),
  • Конкретность и доступность заданий,
  • Умеренный темп работы,
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).         

Организация обучения.

Программа логопедических занятий включает в себя три этапа коррекции речи:

1 этап – коррекция звуковой стороны речи,

2 этап – коррекция лексико-грамматической стороны речи,

3 этап – коррекция связной речи,

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1раз в неделю по 20 минут.

Ожидаемые результаты:

В итоге логопедической работы Настя Д. должна научиться:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • четко дифференцировать все звуки речи;
  • выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
  • владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
  • в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

Выписка из решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

ФИО                                 Настя Д.

Дата рождения             5. 7. 2009 г.р.

Адрес                  г. Шуя  ул. Московская д.21

Заключение      двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III ст.

Рекомендации:  Обучение по программе общеобразовательного учреждения, занятия с учителем-логопедом, коррекция познавательной сферы педагогом- психологом и педагогом.

Психолого-педагогическая характеристика Насти Д.

Медицинское обследование и его анализ

Анамнез. Ребенок родился от первой беременности. Беременность и роды протекали в норме. Ранее психомоторное развитие происходило в срок, в соответствии с возрастной нормой, без особенностей. В девять месяцев девочка переболела менингитом и потеряла слух. В 5 лет Насте была проведена в Москве операция кохлеарной имплантации (КИ).

Сурдопедагогическое обследование и его анализ: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость приобретенная. Речевое окружение – семья слышащих.. Слуховое внимание неустойчивое, рассеянное. Восприятие устной речи слухо-зрительно.

Заключение ПМПК: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 3-й степени.

Логопедическое обследование и его анализ: Строение артикуляционного аппарата в норме. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила. В звукопроизношении – приближённое звучание, словарь недостаточен для возраста (даже пассивный), ограниченное понимание речи, грамматический строй речи не сформирован, собственная речь представлена отдельными словами и в некоторых ситуациях простейшей фразой. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Девочка испытывает незначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Насти буквенно-слоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Счетными операциями владеет, однако, плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи.

Психолого-педагогическое обследование и его анализ:

Общая оценка ребенка. Настя не справляется с основными предметами, проявляет интерес к занятиям, но быстро утомляется. Учебные навыки сформированы частично. Работоспособность низкая.

Особенности развития психических функций.

Внимание. Внимание рассеянное. Сформировано распределение, но долго переключается с одного вида деятельности на другой и недостаточная концентрация.

Восприятие. Восприятие целостное, дифференцированное, константное. Сформировано восприятие величины, формы, цветов и их оттенков. Недостаточно сформированы временные представления.

Память. Преобладает кратковременная память, скорость запоминания низкая, объем зрительной памяти составляет 3-4 единицы, что не соответствует возрастной норме.

Мышление. Наглядно-действенное, аналитико-синтетическая деятельность не сформирована, находит сходства и различия, но не группирует. Это говорит о несформированности операционной стороны мышления, а именно: операций анализа, синтеза, обобщения.

Воображение. Воссоздающее.

Эмоционально-личностные особенности.

В контакт с окружающими вступает легко. На замечания реагирует адекватно. На уроках требует к себе особого внимания со стороны учителя и дополнительного объяснения задания. Сформированы навыки личной гигиены, аккуратного обращения с вещами.

Моторное развитие. Может контролировать движения  тела, мелкая моторика рук и пальцев хорошо развита.

Социальное окружение: Девочка воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Ребёнок ведёт активный образ жизни. Любимые школьные предметы – рисование.

Особые образовательные потребности:

-потребность в обучении слухо- зрительному восприятию устной речи;

-потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в её коммуникативной функции, а также как средства обучения и познания;

-формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и коммуникативных ситуациях;

-потребность в развитии словесно-логического мышления и памяти.

Специальные условия необходимые для коррекционной работы:

  1. в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
  2. в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);
  3. в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей.

Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год

I. Развитие общей и мелкой моторики.

II. Развитие артикуляционного праксиса.

III. Обучение элементам самомассажа органов артикуляции.

IV. Формирование речевого дыхания.

V. Развитие фонематических процессов:

  • развитие восприятия и различения неречевых звуков;
  • формирование навыка выделения звука из ряда звуков;
  • формирование навыка различать слова, сходные по звучанию;
  • развитие умения различать позицию звука и проводить звуковой анализ и синтез слов.

VI. Работа по формированию правильного произношения:

  • Подготовительные упражнения для постановки звуков
  • Постановка звуков

VII. Автоматизация поставленного звука:

  • изолированно,
  • в слогах,
  • в словах,
  • в предложениях,
  • в связных высказываниях (речи)

VIII. Уточнение и обогащение словаря;

IX. Работа над слоговой структурой слов.

X. Совершенствование грамматического строя речи:

  • работа над суффиксальным способом словообразования;
  • работа по согласованию существительного и прилагательного в роде, числе;
  • работа по словоизменению (ед. и мн. ч. имени существительного).

XI. Работа по развитию связной речи:

  • формирование навыка употребления простых повествовательных предложений;
  • обучение построению простого распространённого предложения;
  • формирования навыка составления рассказа;
  • развитие умений устанавливать смысловые связи в речевом высказывании.

XII. Формирование фонематического восприятия

  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие навыков звукового анализа-синтеза
  • Дифференциация звуков

XIII. Совершенствование психологической базы речи:

  • расширение объема зрительной и слуховой памяти;
  • развитие вербального мышления

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя

по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка

с нарушенным слухом на уроке

1) В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.

2) В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.

3) Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.

4) В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий.

5) В любой ситуации включайте ребенка в диалог.

6) При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам, что надо сделать»).

– Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем.

– Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.

– Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу.

– Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного материала на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал.

– Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).

– Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).

Используемая литература.

  1. Бурова Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения : методические рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н.И. Бурова. – Челябинск : Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 70 с.
  2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М., 1963.
  3. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. – М.:ВЛАДОС, 2008
  4. Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
  5. Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.
  6. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: ВЛАДОС, 2004. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М., 2004.
  7.  Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая. – М.: Книга потребованию, 2010. – 656 с.
  8. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
  9. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.
  10. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.
  11. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
  12. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.
  13. Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.
  14. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.
  15. 21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

Источник