Программа для развития речи ребенка
В прошлом номере, на стр. 72-73 мы рассмотрели такие видео приложения для малышей, которыми можно с пользой занять детское время и внимание. Давайте сегодня обратимся к мобильным приложениям, которые, по мнению разработчиков, способствуют развитию речи детей.
Оговорюсь сразу. Рассматриваемые игры, как их позиционируют авторы, созданы для того, чтобы сэкономить родительские деньги на посещении логопедических занятий. Любому, кто далёк от мира речевых нарушений, это кажется вполне разумным. Тем не менее, данный взгляд недалёк и ошибочен. Давайте смотреть вместе.
Игра «Домашний логопед»
Разработчик: Беляев.
Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.
Как указано в описании приложения, предлагаемые задания помогут развить память и логику в раннем возрасте, привьют любовь ребёнка к самообразованию.
Приложение имеет более 350 уроков для отработки «проблемных» звуков, красивые рисунки к каждому упражнению (правда, больше ориентированные на девочек), игры, загадки, пословицы, поговорки, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
В разделе «Советы» предъявлено достаточное количество дополнительного материала для родителей по проблеме неречевого и фонетического слуха, грамотное описание и определение артикуляционной гимнастики. При этом сама схема артикуляционных упражнений собрана «кучей», без системы. В разделе смешанных упражнений почему-то сразу даются задания на «сложные» звуки, которые нарушаются чаще других, хотя основной принцип дидактики – «от простого к сложному»! Игры на развитие фонематического слуха подразумевают обычно именно слуховой контроль. Таким образом, подписи к картинкам здесь совершенно лишние. Ведь не всегда звук соответствует букве.
Это не весь перечень ошибок и недочётов программы, связанных именно с обучающим моментом. И советы по автоматизации, и называние звуков, и многое другое недопустимо при работе с профессиональным логопедом.
Резюме. Это видео приложение, как самостоятельную замену логопеда и как основу для развития фонематического слуха не рекомендую никому! Как игру на развитие неречевого слуха, зрительного внимания и просто «баловство» в дороге, когда все остальные игры надоели, её применять можно. Но ведь разработчики ставили перед собой несколько иные задачи, им стоило привлечь профессионального консультанта, возможно они прислушаются, и следующая игра будет соответствовать описанию.
2. Автоматизация звуков
Разработчик: www.domlogo.ru
Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.
По словам авторов приложения, «поставленный звук очень хрупкий», поэтому его неверное произношение может вернуться, а правильно поставленный звук так и не закрепится в речи. Это соответствует действительности. Что же предложит программа для быстрой и эффективной автоматизации звуков?
В описании приложения дана очень грамотная информация по закреплению поставленного звука. Перейдём к содержанию. Пользователям предлагается автоматизировать звуки в алфавитном порядке, находящиеся в прямых слогах, обратных слогах, закрытых слогах и в словах. Что сразу бросается в глаза? Неточное цветовое обозначение букв: все гласные красные (это логично), все согласные синие (хотя синим цветом обозначаются лишь твёрдые согласные, а в русском языке есть и мягкие, «зелёные»). Под фразой «Алфавитный порядок звуков» написаны буквы «ВЬ», «ЛЬ» и так далее, но это обозначение неверное! Кроме того, «йотированные» гласные Е, Ё, Ю, Я к звукам не имеют никакого отношения.
В этом приложении, как и в предыдущем, налицо очень грубые ошибки в обозначении звуков и понимании разницы между звуком и буквой. А ведь приложение имеет статус обучающего… Авторы лишили игру «озвучки», посчитав это лишним. Ведь намного лучше, когда ребёнок слышит живого человека и при этом видит работу его артикуляционного аппарата. Что же, с этим аргументом не поспоришь.
Резюме. Я даже не знаю, нужно ли это приложение в логопедической работе. Ну, разве слоги почитать. Но при этом не называть тип слогов и их состав: какие в слогах звуки или буквы.
3. Времена года
Разработчик: LiKa
Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.
Данное мобильное приложение демонстрирует в красках различия времён года. Маленький пользователь без проблем «включает» дождь или снег, выращивает цветы, может «вспугнуть» бабочку, птичку, ёжика или зайчика. Здесь всего два вида заданий:
1) лужок-полянка, которые меняются в зависимости от времени года;
2) мальчик и девочка, которых в зависимости от времени года необходимо одеть на улицу.
Резюме. Пожалуй, это единственное приложение из нашей сегодняшней немногочисленной подборки, которое в полной мере реализует задуманное авторами. Оно не затрагивает изучение специальных понятий, доступных лишь лингвистам или логопедам. Это просто знакомство с окружающим миром в интерактивном и красочном виде. При этом следует учитывать, что для реализации речевых целей этой игры требуется хотя бы минимальная включенность взрослого в процесс. Иначе речь ребёнка с помощью данного приложения вряд ли разовьётся.
Все перечисленные игры бесплатные, доступны в PlayMarket. Их полезность мы с вами обсудили. Но ведь это не единственные речевые видео приложения, верно? Следите за нашими новыми обзорами!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед высшей квалификационной
категории, ГБОУ СОШ 2114, г. Москва
Источник
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Детский тренажёр для развития речи
в Яндекс.Станции и других
устройствах с Алисой
— Занятия бесплатны и проходят в игровой форме. Звукли (персонажи, придуманные в Яндексе и озвученные поп-артистами) и фиксики не дадут ребёнку заскучать.
— Песни для отрабатывания звуков написаны детскими поэтами и популярными артистами по методике, составленной опытными учителями-логопедами.
— Фиксики знакомят ребёнка с профессиями будущего, а звукли учат быть смелым, много читать, не бояться выступать на сцене и другим важным вещам, которые трудно даются детям с плохим произношением.
Попросите Алису
Просто скажите: «Алиса, запусти навык „Легко сказать“».
Выбирайте персонажа, а дальше он сам всё объяснит.
На смартфоне, умной колонке или другом устройстве с Алисой
Каждый отвечает за свой звук. Детям помогают фиксики и фантастические герои с голосами звёзд — звукли
Персонаж проведёт ребёнка от разминки к финальному куплету, а между делом будет рассказывать истории и загадывать загадки
Одобрено специалистами
Учителя-логопеды помогли написать песни, а также следили
за произношением артистов и другими важными моментами —
от сложности сюжетов до темпа музыки.
Учитель-логопед, руководитель
речевого центра «Логопед плюс», опыт работы — более 40 лет
Учитель-логопед, опыт работы —
более 20 лет
Учитель-логопед, руководитель
речевого центра «Логопед плюс», опыт работы — более 40 лет
Учитель-логопед, опыт работы —
более 20 лет
У каждого звука свой характер
Ребёнку будут помогать его любимые фиксики, а также звукли
— звёзды в образах фантастических героев
Нейма — звук «3»
Катя IOWA
Птичка Нейма облетела весь мир и знает все языки, поэтому она будет помогать ребенку найти интерес
в иностранных языках.
Бравобис — звук «Ц»
Даниил Мацейчук
(Quest Pistols Show)
Вся жизнь Бравобиса проходит
в выступлениях. Он очень любит быть на сцене и прививает свою любовь ребятам.
Безошибка — звук «Ш»
Максим Свобода
Буквы, запятые и в целом письмо — вот страсть Безошибки. Он вдохновляет детей писать грамотно и внимательно.
Книжулия — звук «С»
Open Kids
Книжулия увлечена чтением и увлекает им ребёнка. В свободное время учит звуку «С».
Нейма — звук «3»
Катя IOWA
Птичка Нейма облетела весь мир и знает все языки, поэтому она будет помогать ребенку найти интерес
в иностранных языках.
Бравобис — звук «Ц»
Даниил Мацейчук
(Quest Pistols Show)
Вся жизнь Бравобиса проходит
в выступлениях. Он очень любит быть на сцене и прививает свою любовь ребятам.
Безошибка — звук «Ш»
Максим Свобода
Буквы, запятые и в целом письмо — вот страсть Безошибки. Он вдохновляет детей писать грамотно и внимательно.
Книжулия — звук «С»
Open Kids
Книжулия увлечена чтением и увлекает им ребёнка. В свободное время учит звуку «С».
Самый маленький из фиксиков — но уже достаточно опытный, чтобы рассказать
о дроне. Любит пошалить.
Отважный фиксик, лучший друг Нолика. Может бесконечно долго рассказывать
о голосовых помощниках.
Спокойный, сосредоточенный на учёбе
и во всём точный — как умные часы,
о которых расскажет ребёнку.
Сначала ребёнку нужно размяться. Персонаж рассказывает историю,
а ребёнок выполняет упражнения для развития речи: улыбается, вытягивает губы, сворачивает язык в трубочку.
Каждому куплету песни предшествует запоминающийся припев — распевка. Она состоит из звуков в тех позициях, которые встречаются в куплете, и позволяет как следует их отработать.
Помогает хорошо проработать звук во всех позициях — ударных, безударных,
в обратных и прямых слогах. Тексты составлены так, чтобы одни звуки
не мешали тренировать другие — например, в словах на звук «Ж» не будет других шипящих.
Каждое занятие рассчитано примерно на шесть минут — за это время ребёнок успевает освоить новый куплет.
Все распевки, разминки и песни вы можете найти на страницах персонажей.
Что надо знать перед
началом занятий
Первым делом стоит
проконсультироваться
с
логопедом. Так вы будете точно
знать, над какими звуками
нужно работать.
Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но ещё не доведено до автоматизма. Если нужно поставить звук, занимайтесь с логопедом, а тренажёр поможет закрепить результат.
Если ребёнок нормально выговаривает звуки, тренажёр пригодится для общего развития речи.
Занятия разработаны для детей 5-7 лет, но подходят всем.
Первым делом стоит
проконсультироваться
с
логопедом. Так вы будете точно
знать, над какими звуками
нужно работать.
Тренажер рассчитан на этап, когда правильное произношение звука уже поставлено, но ещё не доведено до автоматизма. Если нужно поставить звук, занимайтесь с логопедом, а тренажёр поможет закрепить результат.
Если ребёнок нормально выговаривает звуки, тренажёр пригодится для общего развития речи.
Занятия разработаны для детей 5-7 лет, но подходят всем.
Хвалите ребенка
за достижения
Когда песня заканчивается, персонаж дарит ребёнку награду — красивую раскраску. Раскраски звуклей посвящены преодолению трудностей, раскраски фиксиков — профессиям будущего. Скачайте и распечатайте раскраски, чтобы они были наготове.
Попробуйте на любом устройстве с Алисой
Умная колонка
Яндекс.Станция
Умная колонка
Яндекс.Станция Мини
Приложение Яндекс
с Алисой
*Кроме умных часов **Привет (порт.,ит.)
Источник
Миронова Ольга
Программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Учусь, играя»
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Дошкольники много своего свободного времени проводят у экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Родители мало читают книги своим детям, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение развитию речи.
Программа «Учусь говорить» нацелена на развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, логики и т. д.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Дети не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Основой программы заложены принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его доступности с постепенным усложнением.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной связи работы специалистов педагогического и медицинского профилей.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
1) Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т. е. практическое усвоение лексических средств языка.
5) Формирование грамматического стоя речи, т. е. практическое усвоение грамматических средств языка.
6) Развитие навыков связной речи дошкольников (диалогической и монологической форм).
7) Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.
8) Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.
9) Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики).
10) Развитие и коррекция психических процессов.
11) Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми,как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.
Цель программы: воспитание у детей правильной, четкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом.
Задачи:
– Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
– Обогащение и активизация словаря.
– Развитие навыков связной речи.
Направленность: коррекционно–развивающая.
Срок реализации программы – 1 год
Учебно-тематический план.
№ Виды деятельности Тема занятий Количество часов
1период
Формирование лексико-грамматических представлений 1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
3. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами
4. Обогащение экспрессивной речи и словами-синонимами,
сложными словами.
5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.
8. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.
9. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами.
10. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
11. Закрепление умения образовывать глаголы в разных временных формах. Развитие связной речи и речевого общения.
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствование навыков ведения диалога.
2. Учить составлять описательные рассказы по заданному плану.
3. Учить составлять описательные рассказы по образцу.
4. Учить составлять пересказ текста.
5. Учить составлять небольшие рассказы по заданному плану.
6. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
7. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.
8. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
9. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.
10. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).
11. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового.
2 период
Формирование лексико-грамматических представлений Развитие словаря.
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем
2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами.
3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами,
4. Обогащение экспрессивной речи относительными и прилагательными;
5. Обогащение экспрессивной речи притяжательными прилагательными с противоположным значением.
6. Пополнение словаря однородными определениями.
7. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.
8. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
9. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
10. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
11. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.
12. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.
13. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.
3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану.
5. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия.
6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по картине; распространения простых предложений однородными членами
7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.
8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового
3 период
Формирование лексико-грамматических представлений
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами,
3. Обогащение экспрессивной речи многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.
4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.
5. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением.
5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.
6. Пополнение словаря отглагольными существительными.
7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
8. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.
9. Совершенствование умения образовывать и использовать имена прилагательные в сравнительной степени.
10. Закрепление умения подбирать определения к существительным.
11. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными и числительных с существительными.
Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Развитие просодической стороны речи.
– Развитие и совершенствование речевого дыхания.
– Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
– Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
– Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.
1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения сос