Программа для развития ребенка 1 класса
Немного терминологии — важно не путать систему и программу. И то и другое используется в педагогике.
Системы:
- Традиционная. Обучение по схеме «изучаем — закрепляем — проверяем на контрольной — наслаждаемся результатами». Используется как в началке, так и последующих классах.
- Развивающая. Как правило, направлена исключительно на начальные классы и не используется в средней и старшей школе.
Учебных программ для детей первого класса много, мы рассмотрим самые популярные, которые относятся и к традиционной, и к развивающей системе.
Развивающие программы для начальной школы
Программа Занкова
Основы теории — труды Л.С. Выготского. Согласно программе, ошибок нельзя бояться — на них учатся. Недостатком системы можно выделить быстрый темп обучения — достаточно высокий уровень трудности подходит далеко не каждому ребёнку, хотя предполагается, что «трудности» адаптируются под каждого ученика. То есть школьник прыгает выше головы, но выше своей собственной, а не чьей-то ещё.
Эта программа обучения в начальных классах противоречива. В 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию.
Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Даниил Эльконин и Василий Давыдов — советские учёные. По их программе учащимся в начальной школе не выставляются оценки — они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
Большинство родителей в этой развивающей программе для детей первого класса пугает перспектива обучения без оценок — есть опасения, что так уровень знаний окажется низким. Но Эльконин и Давыдов уверяют, что обучение проходит эффективнее, если ученика не демотивируют субъективными баллами. Кстати, похожей методики придерживаются начальные вальдорфские школы. Там детям тоже не ставят оценки.
Учебники, которые входят в программу развития детей первого класса по Эльконину и Давыдову, включены в федеральный перечень.
Традиционные программы для детей в начальной школе
«Школа России»
Пожалуй, самая популярная программа обучения детей первого класса. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. В учебно-методический комплекс (УМК) включена математика, литературное чтение, окружающий мир, грамота и чтение, изо.
Обучение по программе направлено на адаптацию в коллективе, накопление знаний и умений для дальнейшего обучения. Но отзывы родителей не всегда позитивные. Многие отмечают, что окружающий мир можно сильно сократить, ничего не потеряв. А некоторые утверждают, что программа растянута на четыре года, хотя освоить её можно за два.
<<Блок перелинковки>>
«Начальная школа XXI века» (система Виноградовой)
Н.Ф. Виноградова — доктор педагогических наук и создатель обучающей программы для детей первого класса.
Основа — теория Л.С.Выготского, а также идеи Эльконина и Давыдова. УМК включён в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки.
Считается, что цель педагога, работающего по этому УМК, — научить ребёнка учиться. Но программа начальной школы ориентирована на сильных школьников. Чтобы пройти её успешно, в первый класс нужно прийти с определённым уровнем подготовки.
«Перспектива»
Автор программы для обучения в начальных классах — Людмила Петерсон, российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Помимо «Перспективы», она разработала популярный в России курс математики для дошкольного и школьного возраста.
Особенность УМК Петерсон — воспитание личности и духовно-нравственное развитие. Предполагается, что учебные материалы построены так, чтобы любопытство ребёнка не утрачивалось, а постоянно подпитывалось и превращалось в потребность узнавать новое.
Программа «Планета знаний»
УМК состоит из двух частей — базового уровня, который должны знать все школьники, и сложного уровня, где встречаются менее стандартные задания разного объёма.
Согласно программе для начальной школы, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения. Для этого необходимо создать комфортные условия. Ещё по «Планете знаний» первый год обучения считается адаптационным — юных школьников не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс.
Источник: freepik.com
«Перспективная начальная школа»
Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году — вместе с первыми ФГОСами. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.
В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией.
Звучит здорово, но отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации.
Программа «Фоксфорда» для 1–4 классов
Обучение в начальной школе «Фоксфорда» проходит по авторским программам. Однако при их составлении преподаватели ориентировались на действующие ФГОС и базовые школьные программы. Так, математику ребята изучают по Петерсон.
Учебная нагрузка сбалансирована таким образом, чтобы юный ученик мог осваивать положенную программу без стресса, и у него оставалось время для игр и дополнительных занятий. В начальных классах занимаются русским языком, чтением (в 1-2 классе эти предметы объединены в один — обучение грамоте), математикой, окружающим миром.
К базовым предметам в начальной школе «Фоксфорда» добавили алгоритмику и английский язык. А ещё можно изучать дополнительные модули по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Каждый курс содержит развивающие занятия, чтобы привить детям больший интерес к учёбе и сделать обучение увлекательным.
<<Форма с консультацией>>
Какую обучающую программу для начальной школы выбрать
Для тех, кто колеблется и никак не может решить, какой программе отдать предпочтение, мы составили наглядную таблицу. Здесь вы увидите плюсы и минусы каждой образовательной программы для детей в начальных классах. Надеемся, это поможет вам сделать правильный выбор.
Источник
учителей начальных классов
от « »
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов, регламентирующие организацию и обучение в 1 классе:
Программа рассчитана на 40 часов первой четверти.
Предложенные игровые занятия направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и его духа,
Для организации и проведения занятий используются различные формы: игры и игровые упражнения, мини-соревнования, спортивные состязания, занятия-прогулки, занятия-путешествия, тренинги. По возможности все занятия проводятся на свежем воздухе.
В программу включены игры, игровые упражнения, эстафеты без предметов и с предметами. Многие игры предполагают использование предметов из обычного обихода школьника (книга, лист бумаги, карандаш, стаканчик из-под йогурта и др.). Они легко могут быть интегрированы в любые предметные уроки, а также проводиться самостоятельно.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Художественным занятиям принадлежит особая роль.
Атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея – народного декоративно-прикладного искусства); игры.
Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.
В организации развивающих музыкальных занятий учителем используются следующие образно-игровые приемы:
Развивающие занятия физической культурой имеют занимательную основу, способствуют развитию наблюдательности, фантазии, учащихся, их интереса к окружающей действительности. В ходе занятий используется информация, связанная с олимпийским движением, с правилами гигиены, закаливания, правильного дыхания и питания, с режимом дня младшего школьника и др. Это развивает познавательный интерес учащихся, их кругозор.
Информация о достижениях великих спортсменов (в разделе Олимпийская азбука) позволяют понять учащимся, каким путем они достигли своих успехов, с какими трудностями встречались и как научились преодолевать препятствия на пути к спортивным достижениям. Эта информация будет способствовать развитию кругозора учащихся, их нравственной культуры, гордости за успехи героев спорта своей страны.
Используемые игровые упражнения способствуют созданию условий для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий физкультурой и спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь.
Ребята должны научиться, не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое, необычное. Это разнообразит занятия, делает их более творческими, яркими и запоминающимися.
№ п/п
Дата
Содержание (тема занятий)
1
1
Игровое занятие «Физкультура и спорт в жизни людей». Знакомство учащихся с физкультурным залом, его снарядами. Разновидности спортивного инвентаря. Игровые упражнения на развитие двигательной активности: «Я расту», «Живые картинки», «Зеркало» (на свежем воздухе). Правила безопасного поведения на занятиях.
2
Занятие -экскурсия «Какого цвета осень?» Сбор природного материала, форма предметов и размер. Игра «На что это похоже?» Создание осенней композиции из различных предметов.
3
2
Игровое занятие «Гигиена Олимпионников». Знакомство с правилами гигиены для сохранения здоровья. Игра «Утренняя эстафета» (на свежем воздухе).Олимпийская азбука (история о Вильме Рудольф, американская спортсменка). Игровые двигательные упражнения с мячом: «Колобок», «Цирковые трюки», «Жонглеры-математики».
4
Занятие-экскурсия в школьный сад «Во саду ли, в огороде». Знакомство с плодовыми деревьями и кустарниками. Развитие восприятия, эстетического любование природой
5
Занятие с элементами инсценировки. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.
6
3
Игровое занятие «Зарядка в стране Олимпионников». Олимпийская азбука (первые Олимпийские игры). Знакомство с режимом дня учащихся. Знакомство с основными движениями рук, ног, туловища, головы. Комплекс утренней зарядки под музыку.
7
«Образы родного края» Занятие-путешествие по поселку . Красота осеннего луга и реки. Наблюдаем за природой, развиваем глазомер. Игра «Что расположено дальше? ближе?»
8
«Яблоневый сад осенью» Занятие-игра Разнообразие сортов яблок и форм плода: овал, круг; разнообразие яблок по цвету: зеленые, желтые, красные; разнообразие плодов по форме: большие, маленькие, средние: разнообразие плодов по вкусу:
9
Занятие-игра. Музыкальный фольклор народов России и мира. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод – древнейший вид искусства, который есть у каждого народа (песенка-игра «Хоровод», пластическое интонирование)
10
4
Игровое занятие на свежем воздухе «Страна двигательных упражнений с предметами». Олимпийская азбука (рассказ о Пьере де Кубертене). Комплекс упражнений «Спортивный парад» с флажками. Челночный бег с переносом кубиков.
11
«Сказочное животное». Занятие-наблюдение заоблаками, их формами, цветом, размером. Игра «На что похоже облако?» Вырезание из бумаги различных форм и фигурок (развитие воображения». ТБ при работе с ножницами.
12
5
Игровое занятие «Движение есть движение». Игровые упражнения на развитее внимательности, наблюдательности, синхронности: «Близнецы», «Путаница», «Театр пантомимы». Необыкновенная эстафета.
13
Занятие-путешествие «В гости к осени» Красота осенней природы: краски деревьев, неба, луга, леса: наблюдение, эстетическое любование, восприятие прекрасного. Разнообразие формы и красок листьев «Угадай, чей листок» игра.
14
Игровое занятие на свежем воздухе. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками – попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
15
6
Игра-путешествие в страну «Царица Осанка». Рассказ о значении осанки в жизни человека. Упражнения по формированию осанки учащихся с предметами и без них: «На посту», «Тревога», «За водой», «Препятствие». Эстафеты с предметами.
16
Занятие-игра «Птичий базар». Разнообразие птиц нашего края. Слушаем птичьи голоса. Игра «Узнай меня по голоску» Лепка фигурки воробья (пластилин, перышки). ТБ при работе с пластилином, стекой.
17
7
Игровое занятие: формируем осанку. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Дыхательные упражнения. Игра на внимание «Внимание, класс!»
18
Занятие-экскурсия в школьный музей «Красота изделий народных умельцев». Изделия тульских мастеров. «Тульский самовар – всему голова» (викторина)
19
Игровое занятие на свежем воздухе. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Знакомство с народными песенками – попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
20
8
Игровые двигательные упражнения с воздушными шарами. Разминка под рифмованные строчки. Правила выполнения дыхательных упражнений. Игра «Птичья стайка».
21
Занятие-игра «Осенью капуста – барыня» Разнообразие даров осени, их применение. Сравнение по форме, цвету, размеру. Игра «Собери урожай». Лепка фигурок овощей по представлению.
22
9
Игровое занятие: «Бег вчера и сегодня». Обсудить значение бега в жизни человека. Комплекс упражнений для развития навыков бега. Формулировка правил поведения во время бега. Игра «Светофор».
23
Коллективная работа-игра «Мы – художники-архитекторы» Творческая мастерская «На лесной полянке – школа для зверят» (природный материал, пластилин, цветная бумага)
24
Занятие-импровизация
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Определение жанра на слух, собственная импровизация.
25
10
Игровое занятие «Бег в стране Олимпионников». Олимпийская азбука (история о почтальоне с о. Куба). Знакомство с упражнениями для бега с предметами. Эстафеты с предметами (на свежем воздухе).
26
Занятие на пришкольном участке: сгребаем опавшие листья, собираем сухие веточки. Учимся работать граблями. Игра «Чья куча листьев больше».
27
11
Игровое занятие «Прогулка в лес». Олимпийская азбука ( бегун из Финляндии Пааво Нурми). Беседа как научиться преодолевать препятствия и что для этого нужно. Выполнение упражнений в беге с преодолением препятствий.
28
Занятие-игра «Игра в художника и зрителя» Создание образов различных зверей через движение тела «Зайчик», Мышка», «Медвежонок», «Ужик» (пантомима)
29
Занятие-фантазия. Музыка осени. Связываем жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями. Использование музыкального интонирования для определения образа.
30
12
Мини-соревнования «Играя, подружись с бегом». Олимпийская азбука (рекорды нашей школы). Игра «Замри» ( на свежем воздухе).
31
Занятие-игра «Осенью капуста – барыня». Разнообразие даров осени, их применение. Сравнение по форме, цвету,, размеру. Игра «Собери урожай». Лепка фигурок овощей по представлению.
32
13
Игровое занятие «Учимся прыгать». Беседа о значении прыжков в жизни человека. Игровые упражнения с прыжками на двух ногах, на одной ноге, через скакалку. Игра «Веселая скакалка».
33
Занятие-экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала для создания осенней композиции (листья, веточки, желуди, шишки, мох)
34
Занятие-игра “Сочини мелодию осени». Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
35
14
Игровое занятие «Прыжки в стране Олимпионников». Олимпийская азбука (необычные истории с обычными прыжками). Знакомство с правилами выполнения прыжков. Прыжки с предметами и без предметов: «Шахматы, «Акробаты», «Летка – енка», «Лягушки». Упражнения на расслабление.
36
Занятие-фантазия «Пучок соломы – обратись в куколку». Создание из пучка сухой травы (соломы) куколки при помощи ниток. Развитие мелкой моторики, глазомера (умение связывать пучок травы нитками, умение действовать по образцу). ТБ при работе с ножницами.
37
15
Знакомство с доктором «Закалкин». Из жизни замечательных людей (рассказ о великом русском полководце А. В. Суворове). Значение закаливания организма для укрепления здоровья учащихся. Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта.
38
Коллективная работа-игра «Мы – художники-архитекторы» Творческая мастерская «На лесной полянке – школа для зверят» (природный материал, пластилин, цветная бумага)
39
Занятие-импровизация. Музыка Тульского края. Тульская напевы, тульская гармошка. Игра на простейших детских музыкальных инструментах (барабан, ксилофон) маленьких детских песенок (воспроизведение услышанного ритма и мелодии)
40
16
Спортивные состязания «Путешествие в страну Физкультурию».
Источник
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ.
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1 б класса процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
- Сенсорное развитие.
- Слуховое восприятие.
- Кинестетическое восприятие.
- Предметно – практическая деятельность.
- Двигательное развитие
Задачи и направления работы:
- формирование представлений о себе;
- формирование представлений о собственном теле;
- распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- отнесение себя к определенному полу;
- формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
- формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое);
- формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
- формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- формирование умения обслуживать себя;
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.
Методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Принципы организации учебного процесса:
- Принципы государственной политики РФ в области образования.
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
- Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
- Принцип сотрудничества с семьей.
- Принцип психолого-педагогического изучения детей.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
- Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
- Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
- Принцип соблюдения линейности и концентричности.
- Принцип вариативности программного материала.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: – со значительной помощью взрослого – с частичной помощью взрослого – по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | – | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
– определяет свои внешние данные (с помощью);
– определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
– определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
– проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
– осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
– понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
– проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
– умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
– пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
– участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
– проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
– осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
– не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
– наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
– принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
- следовать предложенному плану;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельность:
- повторяет движения тела по примеру взрослого;
- достаёт различные по размеру и форме предметы;
- выкладывает с помощью палочек простые изображения;
- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
- находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
- собирает и разбирает пирамидку;
- строит из кубиков башню
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.
Коррекционно-развивающие занятия. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. | 10 | |||
1 | Сенсорное развитие. «Зрительное восприятие». «Посмотри на меня». ИОТ и ТБ. | 1 | 06.09 | |
2 | «Зрительное восприятие». «Чего не стало?». | 1 | 07.09 | |
3 | «Зрительное восприятие». «Поставь игрушки на своё место». | 1 | 13.09 | |
4 | «Зрительное восприятие». «Куда полетела бабочка?». | 1 | 14.09 | |
5 | «Зрительное восприятие». «Куда поехала машина?» | 1 | 20.09 |