Программа для развития мышления ребенка

Программа для развития мышления ребенка thumbnail

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Программа для развития мышления ребенка

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

Программа для развития мышления ребенка

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник

Программа дошкольного курса «Развитие мышления»

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию мышления составлена на основе авторской учебной программы: Программа подготовки к школе. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – М.: Академия развития, 2008.

Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Необходимо подготовить дошкольников к обучению как новому для них виду деятельности, а также подготовить их к спецификешкольной жизни, т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками.

Актуальность программы. Предшкольное образование представляет собой целенаправленный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию контроля за физическим, психологическим, интеллектуальным развитием ребёнка и квалифицированной помощи в случае необходимости.

«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655) (далее ФГТ) являются документом, который стандартизирует требования к дошкольному образованию. Программа «Развитие мышления» разработана для осуществления подготовки детей к школе в рамках, организованных в образовательном учреждении «Школы развития».

Читайте также:  Цена лабиринт для развития моторики ребенка

В соответствии с ФГТ (пункт 2.13) в группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Содержание психолого-педагогической работы (ФГТ, пункт 3.3) по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитиефизических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целейразвития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей черезрешение следующих задач:

– сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)

деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Таким образом, программа «Развитие мышления» относится к образовательной области «Познание» и нацелена на решение вышеизложенных задач. Курс «Развитие мышления» ориентирован на пропедевтику формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, в соответствии с ФГОС НОО.

Основная цель курса «Развитие мышления» – развитие у детей умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать попризнаку, целенаправленно думать.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача дошкольного обучения – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знаниядля меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой.Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности.Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Задачи курса:

  • создать условия для выделения детьми признаков и свойств окружающих предметов через ситуации, побуждающие детей выделять существенные признаки и свойства, отличительные признаки и свойства различных объектов;

  • формировать операцию обобщения на основе выделения существенных общих признаков;

  • закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий;

  • научить детей производить классификацию по 1 и 2 заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребенком признакам (разбиение исходного множествана 2 и 3 подмножества);

  • учить строить простейшие возрастающие и убывающие ряды (сериация).

  • учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании, в процессе наблюдения, экспериментирования, проведения логических игр.

  • создавать ситуации, побуждающие детей к простейшим рассуждениям, учитьсоставлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам (с правильной иперепутанной последовательностью), восстанавливая в уме цепочки взаимосвязанныхсобытий.

Читайте также:  Формирование и развитие памяти в онтогенезе ребенка

Выше перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.

Планируемые результаты учебного курса «Развитие мышления»

Личностные УУД

Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Метапредметные УУД

  1. Регулятивные УУД

Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  1. Познавательные УУД

  • Ориентировка  в пространстве и времени;

  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

  • Умение работать по заданному алгоритму;

  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

  • Умение работать по книге;

  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

  • Умение работать по иллюстрациям.

  • Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

  • Классификация

  • Анализ

  • Синтез

  • Сравнение

  • Обобщение

  • Исключение лишнего

  • Подбор подходящего  

  • Установление причинно-следственных связей и др.

  • Использование  знаково-символических  средств

  1. Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

  • Владение невербальными средствами общения.

Предметные УУД

В результате занятий дети 6-7 лет научатся:

– выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами;

– разбивать множества на подмножества, характеризующиеся заданным свойством;

– обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;

– сопоставлять целое и части для предметов и действий;

– называть главную функцию (назначение) предмета;

– расставлять события в правильной последовательности;

– выполнять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

– находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

– развить находчивость и сообразительность, то есть подготовить дошкольников куспешному обучению в школе, и, следовательно, умению логически мыслить.

Игры и упражнения, предложенные в данной программе, дадут возможность ребенку научиться:

– описывать признаки предметов;

– узнавать предмет по заданным признакам;

– определять различные и одинаковые свойства предметов;

– сравнивать предметы между собой;

– классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;

– определять последовательность событий;

– судить о противоположных явлениях;

– определять временные рамки своей деятельности;

– ориентироваться в пространстве;

– обобщать;

– быть внимательным;

– приводить примеры отрицаний;

– пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

– видеть негативные и позитивные стороны предметов, явлений;

-проводить аналогию между разными предметами;

-переносить свойства одного предмета на другие.

Содержание курса «Развитие мышления»

В содержательном плане курс представляет собой систему логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются:внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Важно, чтобы уже с дошкольного возраста у ребенка началось формирование понятийного мышления, и он овладел основными операциями логического мышления. Только в этом случае он будет успешен при дальнейшем обучении не только в начальной школе, но и в среднем звене.

Читайте также:  Влияние игрушки психическое развитие ребенка

Развитие мышления идет в практической деятельности. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

В программе дошкольного курса выделяются три части:

  1. Свойства, признаки и составные части предметов.

  2. Действия предметов.

  3. Элементы логики.

Определим круг проблем, входящих в каждую часть.

Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Группы предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку.

Действия предметов. Последовательность действий заданных устно или графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

Элементы логики. Истинные и ложные высказывания (правда или не правда). Слова отрицания («наоборот», «не»). Разрешающие и запрещающие знаки. Простейшие логические операции.

Учебно-методические и материально-технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы:

1. Рабочая тетрадь «Развиваем мышление» /Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – М.: Академия развития, 2008.

1. Мультимедийный проектор;

2. Интерактивная доска;

3.Таблица календарно – тематического планирования.

Организация занятий

На развитие мышления отводится 56 часов (2 часа в неделю) с октября по апрель.

Занятия проводятся еженедельно в течение 30 минут.

В группе – не более чем 15 человек.

Тематическое планирование курса «Развитие мышления»

Тема занятия

Количество часов

1

Свойства, признаки и составные части предметов, 17 ч.

Свойства предмета.

1

2-3

Выделение свойств предметов.

2

4-5

Группы предметов, обладающих совокупностью указанных свойств.

2

6-7

Формирование понятия «Часть-целое».

2

8

Признаки предметов и значения признаков.

1

9-10

Выделение признаков предмета.

2

11-12

Сравнение признаков предметов.

2

13-14

Обобщение по признаку.

2

15

Обобщение предметов по количественному признаку.

1

16-17

Систематизация предметов по выделенному признаку.

2

18

Действия предметов, 17 ч.

Последовательность действий.

1

19

Последовательность действий заданная устно.

1

20-21

Последовательность действий заданная графически.

2

22-23

Закономерность в расположении предметов.

2

24-25

Последовательность действий и состояний в природе.

2

26-27

Порядок действий ведущий к заданной цели.

2

28

Целое действие и его части.

1

29

Простые аналогии.

1

30-31

Формирование понятия «Закономерность»

2

32

Последовательность событий.

1

33

Восстановление последовательности событий.

1

34

Разбиение действий на этапы.

1

35-36

Элементы логики, 22 ч.

Формирование понятия «Алгоритм»

2

37

Кодирование действий условными знаками

1

38-39

Формирование понятия «Логическая операция»

2

40

Простые логические задачи.

1

41

Формирование понятия «Отрицание».

1

42-43

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

2

44-46

Решение задач на смекалку

3

47-48

Развитие творческого мышления.

2

49-51

Формирование понятия «Симметрия»

3

52-53

Формирование понятия «Функция»

2

54

Формирование понятия «Истинное и ложное высказывание»

1

55-56

Решение задач на смекалку

2

Календарно – тематическое планирование

курса «Развитие мышления»

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Свойства предмета.

1

2-3

Выделение свойств предметов.

2

4-5.

Группы предметов, обладающих совокупностью указанных свойств.

2

6-7.

Формирование понятия «Часть-целое».

2

8

Признаки предметов и значения признаков.

1

9-10

Выделение признаков предмета.

2

11-12

Сравнение признаков предметов.

2

13-14.

Обобщение по признаку.

2

15

Обобщение предметов по количественному признаку.

1

16-17

Систематизация предметов по выделенному признаку.

2

18

Последовательность действий.

1

19.

Последовательность действий заданная устно.

1

20-21

Последовательность действий заданная графически.

2

22-23

Закономерность в расположении предметов.

2

24-25

Последовательность действий и состояний в природе.

2

26-27

Порядок действий ведущий к заданной цели.

2

28.

Целое действие и его части.

1

29.

Простые аналогии.

1

30-31

Формирование понятия «Закономерность»

2

32

Последовательность событий.

1

33.

Восстановление последовательности событий.

1

34.

Разбиение действий на этапы.

1

35-36

Формирование понятия «Алгоритм»

2

37

Кодирование действий условными знаками

1

38-39

Формирование понятия «Логическая операция»

2

40.

Простые логические задачи.

1

41.

Формирование понятия «Отрицание».

1

42-43.

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

2

44-46

Решение задач на смекалку.

3

47-48

Развитие творческого мышления.

2

49-51

Формирование понятия «Симметрия»

3

52.-53.

Формирование понятия «Функция»

2

54.

Формирование понятия «Истинное и ложное высказывание»

1

55-56

Решение задач на смекалку.

2

Источник