Программа диагностики социального развития ребенка

Программа диагностики социального развития ребенка thumbnail

Образовательный процесс современного детского сада характеризуется
обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его
личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной
обратной связи
. Именно обратная связь предоставляет воспитателю
информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент
взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена
педагогической диагностикой
.

Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе
задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию
грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы
воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный
процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего
дошкольника.

Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины
достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала
имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия)
педагога, которая может проявляться как:

– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений,
при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении
целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его
интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей
и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий
для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных
ситуациях жизненного выбора

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах
осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и
целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”,
растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного
результата.

Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном
образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных
на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов
педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как
основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

Диагностика личностно-социального развития дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и
значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного
дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической
диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и
в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте
педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт
М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных
методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада
диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи
ребенку в его развитии.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей
старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического
процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со
взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие
проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения,
умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых
чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в
повседневном общении и деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться
методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель
в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

  • Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего
    приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны
    такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт
    со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
  • Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и
    взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и
    речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны
    умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться
    при общении на чувства и переживания др.
  • Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения
    самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в
    соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность,
    отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного
развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе
сверстников”.

Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей
есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы
выделили только достоинства
. Очевидно, это ваша опора в группе, дети,
которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но
приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке?
Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
преимущественно негативные особенности
. Это дети, которым в первую очередь
требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких
проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и
вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению
особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей
со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите
положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в
ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания
могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых
нет в вашей таблице
. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны,
“забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных
особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих
детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и
преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть
индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их
сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего
взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения
к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться
индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения
детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному
воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию”
групп, выделенных на основе первой методики.

Читайте также:  Влияние социальных и биологических факторов на развитие личности ребенка

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются
результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант
ситуаций Р.М.Калинина)

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены
детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе
социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника
сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому
последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных
представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений
дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому
себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться
на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”,
методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом,
методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более
объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе
и характере отношения к нему.

Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать
базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми,
адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие
и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования
педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными,
нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у
воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к
воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и
выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо
начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье,
характер отношения к близким
помогут беседа с детьми на темы “Моя семья”
и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений
в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности
родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на
вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и
наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального
благополучия в семье.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются
отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в
коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный
аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического
процесса по данному направлению.

Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик
могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни,
одна из социометрических методик
(“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”),
рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций,
выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности
(“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера
представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для
ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за
проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ
ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика
“Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации
“Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности:
    умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом,
    оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых,
    сверстников
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер,
    подчиненный, уверенность в общении
  • Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать
    связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного
развития всех детей группы
– освоения ими представлений о правилах и нормах
поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и
переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении,
характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми
интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность
дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о
социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

  • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее
    настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает),
    умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку
    поведению других и своим собственным поступкам.
  • Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность,
    инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния
    взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими
    не владеет).
  • Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе,
    типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы
    взаимоотношений со сверстниками (если есть).
  • Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои
    чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и
    будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер
    самооценки.
  • Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
  • Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые
    причины.

Приложение.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (центра повышения квалификации) ЦРО г.о. Самара.

Отделение психологического сопровождения образовательного процесса Куйбышевского, Ленинского, Самарского районов.

Семинар для педагогов

« Психолого – педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников».

Подготовила педагог-психолог

Карелова А.А.

2016г, Самара

Психолого – педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников.

Социализация – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации. Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

Отечественные ученые, такие как:  А.С.  Белкин,  В.В. Давыдов,  Д.И.Фельдштейн,  Д.Б. Эльконин  и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии  именно в период  своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.  Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей.  Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического  мышления в образном и предметном плане именно в  дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Читайте также:  Социального развития ребенка в доу

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад и его работники педагоги и психологи. Деятельность педагогов направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Ролевое поведение в процессе социализации знакомит ребенка с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

Программа социализации дошкольника

  • Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку

  • Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества

  • Обсуждение конфликтов

  • Четкая формулировка правил поведения

Показатели, способствующие протеканию процесса социализации:

  • Разрешение конфликтных и критических ситуаций

  • Полоролевое поведение

  • Самооценка

  • Самосознание

  • Усвоение информации

Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется психолого-педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-личностного развития дошкольника. В этом аспекте диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик позволяющих диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:

  • Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

  • Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

  • Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение и беседа будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.

В саду, с целью изучения социализации дошкольников, мною проводится диагностика по трем направлениям:

1.Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В качестве любимых книг дети называли русские народные и волшебные сказки, сказки про животных и сказки Ш. Пьеро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм.

Также ребята перечисляли книги русских, советских и зарубежных авторов, которые читали в детстве их родители: о Винни-Пухе, Буратино, Карлосоне и др. Также популярны комиксы, детские энциклопедии, книги про животных, научно-популярная, историческая литература.

Из предпочитаемых литературных произведений на 1 месте – сказки, их назвали 60% ребят старшего дошкольного возраста; на 2 месте – научно-популярная литература, энциклопедия, книги для животных; на 3 месте – журналы по мультфильмов «Человек-паук», «Русалочка», журнал «Барби».

Таким образом, любимым книжным жанром детей старшего дошкольного возраста остаются сказки , научно-познавательная литература.

Телевидение.

Многие ребята с большим интересом смотрят разные телепередачи. В качестве любимых телепередач у детей остаются мультфильмы. Но отечественные мультфильмы ребята почти не знают.

Кроме того, любят смотреть развлекательные программы ориентированные на взрослую аудиторию: «Поле чудес», «Слабое звено», «Большая стирка», «Скрытая камера» и сериалы для взрослых «Улицы разбитых фонарей», «Комиссар Рекс».

Дети являются поглотителями информации рекламных блоков. Дети почти не называли передач познавательного характера. Из детских передач ребята выделили: «Спокойной ночи», «Телепузики», «Улица Сезам».

Таким образом, потенциал телевизионного вещания мало используется для образования детей. К сожалению, родители не рассматривают телевидение как средство, дающее прекрасные возможности для знакомства с достижениями мировой и отечественной культуры.

Свободное времяпрепровождение.

Анализ ответов показал, что большинство детей (80%) в выходные дни бывают с близкими: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрами и братьями. Только 4ребенка сказали, что они чаще бывают с друзьями.50% опрошенных детей основным занятием назвали просмотр телевизора. Упоминались изобразительная деятельность и игры с животными. Любимое место отдыха – горки и детские городки.

Настораживает то, что при наличии кинотеатров, театров, музеев, кружков и секций, дети чаще время проводят дома, порой предоставлены сами себе, иногда ходят в гости с родителями, посещают с ними магазины, ездят на дачу. Ни один из опрошенных детей не отметил занятия спортом. Только 22% детей сказали, что посещают кинотеатры, театры, музеи.

Таким образом, в основном ребята проводят входные пассивно у телевизора. Родители не реализуют свое свободное время для разностороннего развития детей и мало используют возможности городских учреждений для приобщения ребенка к культуре и спорту.

В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:

  • Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются?

  • Что делают школьники?

  • Что делают дети, которые еще не ходят в школу?

  • Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?

  • Хотелось бы тебе быть взрослым?

  • Хотелось бы тебе быть школьником?

  • Тебе нравится быть ребенком?

В качестве основных занятий взрослых дети называют работу, приготовление пищи, уход за детьми, просмотр ТВ, а также походы в магазины и стирку. У школьников это учеба и выполнение домашнего задания, а у дошкольников – игра (100%), посещение д/с (95%), чтение книг и пение.

Читайте также:  Методы развития способностей творческого ребенка

На вопрос: «Кем лучше быть?» – 40% детей ответили: «Взрослым», – мотивируя это тем, что можно завести семью, съездить куда-либо, а самое главное – овладеть профессией. Роль школьника мало привлекает детей. И если 20% детей среднего дошкольного возраста хотят быть учениками («чтобы все знать», «в садик не ходить»), то никто из опрошенных детей подготовительной группы не считает, что школьником быть хорошо, мотивируя свое мнение тем, что будут ругать за плохие оценки, надо будет решать трудные задачи.

50% детей подготовительной группы хотят быть взрослыми. Ребята, которые отвечали. Что не хотят быть взрослыми, мотивировали это так: «Не хочу в армию», «Не хочу рано вставать», «Работать надо».

Анализ ответов детей показал:

  • статус школьника менее привлекателен для современных детей по сравнению со статусом взрослого и ребенка;

  • с возрастом прослеживается усиление привлекательности образа школьника;

  • очевидно стремление современных дошкольников избегать усилий и трудностей.

Таким образом, анализ собранной информации свидетельствует о том, что мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельность каждого из её членов.

2.Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви.Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?” Татаринцева Н.Е.

Определяя понятие «семья», дети использовали такие характеристики, как взаимопомощь, любовь, совместное проживание.80% считают, что человек не может жить без семьи. Анализ ответов на вопрос «Зачем нужны дети в семье?» позволил выделить следующие мотивы:

68% детей называли мотив связанный с удовлетворением эмоциональных потребностей родителей: «Чтобы не скучно было», «Чтобы веселили родителей».

27% назвали общественный мотив продолжение рода: «Чтобы выросли и женились», «Чтобы было больше людей», «Выросли и работали», «Чтобы помочь старым людям».

У 5% мотив, связанный с наличием социальных стереотипов: «Быть как все», «Чтобы семья полна Большинство детей (84%) вкладывают в понятие «любовь» широкий смысл: «Это когда человек любит кого-нибудь», «Все время целуются», «Заботятся друг о друге».

У 46% опрошенных понятие любовь и брак тесно связаны: «Любовь, когда люди женятся и рожают детей».

В качестве причин женитьбы дети назвали:

43% -появление и рождение ребенка;

49%-спасение от одиночества и стремление жить вместе с человеком, который нравится;

8% – связывают создание семьи с удовлетворением корыстных целей: «Чтобы в армию не ходить», «Чтобы муж деньги носил».

Таким образом, современные дети ориентированы на традиционную модель – счастливую семью, в которой обязательно есть потомство. Дети связывают понятие семья и ребенок и осознают необходимость продолжения человеческого рода. Но родители и педагоги мало рассказывают детям о роли и значимости ребенка в семье: ребенок не только «лекарство» от одиночества и средство избавления от скуки, но и огромная работа по уходу за ним, ответственность за его здоровье, безопасность и т.д. Поэтому взрослым необходимо расширять представления ребят старшего дошкольного возраста о многоаспектности социальных ролей, выполняемых каждым членом семейного сообщества.

3.Усвоение и развитие социально-культурного опыта. Методики «Изучение навыков культуры общения», «Изучение уровня самосознания».

Данное исследование показало нам, что  дети  не умеют общаться со сверстниками. Часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой успех. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы. Несут разрушительные действия. Игровая деятельность требует коррекции. Сюжеты игр сжаты, отражают в основном  действия деструктивного характера.

hello_html_706dc217.jpg

Сводная диаграмма результатов диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня  социализации детей вырос на 50 %. Прослеживается положительная динамика развития отношений, игр детей, что доказывает эффективность предлагаемого комплекса мероприятий. Дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей. Иногда были заметны проявления невербальной агрессии. Но ребята корректно поправляли нарушителей. Детям понравилось соблюдать правила, которые разработали педагоги, родители и дети.  

Застенчивые, неуверенные в себе дети принимали активное участие в работе группы. Агрессивные дети стали меньше проявлять деструктивное поведение. Игры детей стали более развернутыми. Дети выбирали сюжеты игр, опираясь на опыт занятий. Группа характеризовалась как сплоченная, дружная, активная на занятиях и прогулках. 

Таким образом, используя данный опыт в своей работе, педагог, имеет возможность не только знакомить ребенка с культурой общения, но и корректировать детско-родительские отношения.

Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возраста  активно участвуют в жизни группы,  своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в  группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения  других людей. Все выше перечисленное становится возможным  потому, что у детей активизируется  социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

   По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания,  освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.

Также я использую комплекс мероприятий по работе с родителями и педагогами.Семейные проекты, они помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей. Обогащают внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога». 

Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности».

Источник