Программа диагностики развития мышления ребенка

марина опалева
Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста

3-4 года

Методика «Разрезные картинки»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Собери пирамидку»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается собрать пирамидку в определенной последовательности.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Подбери заплатку».

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать заплатку к коврику.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 4-5 лет

Методика «Времена года»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детейв разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание, при этом производит сравнение картинок по основным признакам и не отклоняется от цели.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок понимает ситуацию и способен определить изображенное на картинках время года, но нуждается в наводящих вопросах.

1 балл: ребенок просто перечислил, что он видит на картинке, нуждается в стимуляции, самостоятельно вывод сделать не может.

Методика «Кто что ест?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки на которых изображены животные и употребляемая ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

Методика «Назови одним словом».

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет по отдельности, группу предметов назвать обобщающим словом.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 5-6 лет

Методика «Кому чего не достает?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками.Попросить ребенка сказать: «Что делает ребенок на картинке? Чего ему не хватает?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Подбери пару»

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Процедура проведения: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Раздели на группы».

Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления.

Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены разные предметы,в сопровождении следующей инструкции: «Разложи эти картинки по группам». Назови каждый предмет в отдельности и группу одним словом»

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: раскладывает картинки наугад.

Интерпретация данных

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 6-7 лет

Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут физического развития ребенка

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.

Методика «Понимание картин со скрытым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть изображение на картинке и дать необходимую смысловую оценку происходящему событию. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок смог понять смысл изображенного и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог понять смысл изображенного на картинке просто перечислил, что изображено на картинке.

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы,в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.

1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Источник

Методики обследования мышления

(старшие группы)

Почтовый ящик.

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт (1972).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка  с  прорезями  и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания:  ребенку предъявляются объемные вставки так,  чтобы их  основание  оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: – демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

– подача вставки ребенку в ракурсе,  не требующем пространственной переориентации;

– разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку,  потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес.  адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес.,  как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет – к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше  6-ти  лет  должны  пользоваться зрительным соотнесением,  а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Доска Сегена.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления,  уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами,  в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная (“Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно”).

Ход выполнения задания:  ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором

Разрезные картинки.

Цель: исследование наглядно-действенного и образного мышления,  возможности  перцептивного  моделирования,  способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Материал: фигуры, разрезанные по фону (картинки).

Инструкция: жестовая и словесная (“Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка”).

Ход выполнения  задания: ребенку  последовательно  предлагаются  для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур.  Части выкладываются перед ребенком в таком порядке,  чтобы их  нужно  было  не просто  сдвинуть,  а предварительно придать им нужное положение.  Во всех случаях фигуры,  которые должен сложить ребенок, не называются.

Виды помощи: – демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;

– применение трафарета,  позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;

– предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из З-х, а затем из 5-ти частей.

Норма выполнения :  большинство детей старше 4-х лет действуют  соотнесением  взором.  Нормой  при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.

Кубики Кооса.

Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Материал: 1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 – красная, 1 – синяя, 1 – красно-белая (по диагонали), 1 – желтая,  1 – белы, 1 – сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи,  которая расчленяет целостный чертеж на части,  соответствующие количеству кубиков.

Инструкция: “Посмотри,  на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй”.

Читайте также:  Развитие психики ребенка от рождения до

Ход выполнения задания:  ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Виды помощи: – применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер

  • деталей изображения;
  • обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения;
  • разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;
    использование действий наложения деталей на

а) о6разец или

б)  трафарет  с  последующим вкладыванием фигур без  опоры  на образец (выкладка рядом с изображением);

  • анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;
  • рисование фигур,  предложенных для конструирования;
  • выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.

Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения,  но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет – действуют на основе представлений.

Классификация невербальная.

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации;  выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: набор  из  24  карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов,  квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).

Инструкция: речевая  инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной (“Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими”).

Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда  фигур,  различающихся по цвету).

Виды помощи: – выкладывание начальной карточки третьего  ряда;

– объяснение принципа раскладки: (“Они одинакового цвета: красные, синие, желтые);

– дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.

Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.

Классафикация невербальная по двум признакам. Соотнесение цвета и формы. 

Методика является модификацией лото В.М.Когана.

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном – бесформенные цветовые мазки 7 цветов радуги;  2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и  цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.

Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором:  “Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик”.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: – объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки  (посмотри:  здесь на рисована фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый – нового цвета);

– объяснение принципа поиска (в действиях):

  1. наложение фишки на образец формы;
  2. поиск цвета;
  3. совмещение движения фишки от формы к цвету.

Диапозон применения:  от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с  использованием  проб  и  при зрительном  соотнесении  при  уменьшении  поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов.  Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на  основе  зрительного  соотнесения.  Дети  7-летнего  возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.

Классафикация невербальная по 2-м признакам.

Соотнесение формы и величины

(модификация задания, предложенного А.А.Венгер).

Цель: выявление возможности классификации на  основе  вычленения  наглядно  представленных признаков,  заданных выделенных материалом.

Материал: таблица,  расчерченная  на квадраты,  в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы,  а в верхнем ряду – постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром  от 9 до 5 см);  2) набор геометрических фигур,  каждая из которых представлена в 5-ти последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.

Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: – объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;

– объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;

– объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в примеривание с помощью наложения. Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.

Сравнение и различение понятий.

Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Материал: пары слов.

Инструкция: “Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются”.

Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.

Классификация предметов.

Методика является одной из основных в психологическом обследовании  (Л.С.Выготский, 1934; Гольдштейн и Ширер, 1941; Б.В.Зейгарник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и  абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей логической памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Наличие качественных нарушений мышления: разноплановость суждений

Читайте также:  Как влияет занятия спортом на развитие ребенка

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т.д.).

Инструкция: разложите  эти карточки на столе — что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).

Ход выполнения  задания: 1 этап – “глухой” предлагается раскладывать карточки группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы (“Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять:  посуду с посудой,  одежду с одеждой” и т.д.  ). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения.  На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа.  Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для  этого  необходимы словесные объяснения ребенка.  III этап – предлагается соединить выделенные группы между собой так,  чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!)  общим существенным признаком.

Диапазон применения:  от 5-ти до 7-ми лет — I,  II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне.  Начиная с 6-ти лет нормой является использование  отвлеченных категорий.

Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления;  выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на  каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию,  не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:  

  1. каждый раз изменяется позиция “лишней картинки”;
  2. используются “провокации”: по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: “На каждой карточке изображены 4 предмета.  Три из них между собой сходны,  их можно назвать одним названием,  а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета”.

Ход выполнения задания:  ребенку последовательно предъявляются карточки,  на которых он  показывает “лишний” предмет, а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:

дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя “лишний” предмет способом противопоставления (например:  это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.

Пирамидка

Виды помощи: – подача колец с целью стимуляции  деятельности;

-демонстрация способа  примеривания  колец  друг  к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.

Нормы выполнения: дети  2-3-х  лет  могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с  попыткой надеть  кольцо  на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины,  но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Методика Россолимо

Цель: – исследуется понимание  смысла  ситуации,  наличие  элементарных представлений, возможность использования    прошлого    опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)

Методика  ребенка просят назвать или показать предмет,  которого недостает.

Помощь  показать   картинку   с   предметами   среди  которых  и недостающий.

Анализ выполнения:

 – дети  с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются;  некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;

 – дети   с  ЗПР  легко  понимают  инструкцию  и  без  затруднений выполняют задание.

” Четвертый лишний”

    Цель: – уровень  обобщения,  логическая   обоснованность   и   четкость формулировки, возможность   формирования  и  использования  обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает  возможность

анализировать обобщения разного уровня.

     1 вар. – 3 цветка и кошка.

     2 вар. – посуда и стол.

     3 вар. – механические транспортные средства и лошадь.

     4 вар. – сумка, рюкзак, чемодан и зонт.

     5 вар. – курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).

     6 вар. – швейная машина. нитки, иголка и очки.

     7 вар. – кошка, собака, коза и волк.

     Инструкция: “На этой карточке нарисованы 4 предмета,  три  из  них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?”

Выделение сходства и различий.

 Цель: – выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.

     Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.

     Пары для сравнения:                   мяч – арбуз;

                         волк – собака;

                         береза – ромашка;

                         зима – лето;

                         вода – лед;

                         день – ночь.

Источник