Программа детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений

Олеся Касьяненко
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений»

Программа» от рождения до школы «3–4 года…»

Принято

педагогическим советом

МАДОУ №272

протокол № от 30.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ № 272

___ .

приказ № от 31.08.2017 г.

Рабочая программа по реализации курса

«Формирование элементарных математических представлений».

Программа «От рождения до школы»

под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

(3-4 года)

Авторы-составители:

Касьяненко О. С.

2017 г.

Ростов-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об Образовании», а также на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по направлению «Формирование элементарных математических представлений», с использованием методических рекомендаций Помораевой И. А. и Позиной В. А.

Программа ориентирована на совершенствование навыков обработки информации, умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные связи, умение делать выводы.

Программа предусматривает проведение непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) один раз в неделю,продолжительностью 15 минут и охватывает следующие разделы:

• количество;

• величина;

форма;

• ориентировка в пространстве;

• ориентировка во времени.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели:

формирование элементарных математических представлений

формирование первичных представленийоб основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:

формирование представлений о форме предметов,

формирование представлений о цвете предметов,

формирование представлений о размере,

формирование представлений о количестве,

формирование представлений о числе

формирование представлений о целом предмете и его части,

• про формирование представлений пространстве и времени.

Задачи:

Количество:

• развивать умение видеть общий признак предметов группы

• учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

• различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного»;

• находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;

• понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;

• сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;

•учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;

• отвечать на вопросы, пользуясь словами «больше», «меньше», «столько же»,

• учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путём добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина:

• сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

• при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приёмами наложения и приложения;

• обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький, одинаковый).

Форма:

•познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;

• Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве:

• различать правую и левую руки.

•развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева;

Ориентировка во времени:

•учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

• принцип развивающего обучения, цель которого развитие ребёнка;

• принцип научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

• позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

Читайте также:  Характеристика ребенка по физическому развитию в детском саду

• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности.

ОД проходит 1 раз в неделю в течение 15 минут.

Возраст детей: с 3 до 4 лет.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата № Программное содержание Количество часов

Сентябрь

04.09.2017 1 Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. 1 час

11.09.2017 2 Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

1 час

18.09.2017 3 Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. 1 час

25.09.2017 4 Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

1 час

Октябрь

02.10.2017

5

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

1 час

09.10.2017 6 Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путём.

1 час

16.10.2017

7

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

1 час

23.10.2017

8

Продолжить учить различать и называть круг, обследовать его осязательно – двигательным путём и сравнить круги по величине: большой, маленький.

1 час

30.10.2017

9

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, короче. 1 час

Ноябрь

13.11.2017 10

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

1 час

В связи с государственным праздником 06.11.2017 переносится на 13.11.17г.

20.11.2017

11

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

1 час

27.11.2017 12 Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

1 час

Декабрь

04.12.2017 13 Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. 1 час

11.12.2017 14 Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

1 час

18.12.2017

15

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. 1 час

25.12.2017

16

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. 1 час

Январь

08.01.2018

В связи с государственным праздником переноситься на 15.01

17

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько. 1 час

15.01.2018

18

Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

1 час

22.01.2018

19 Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

1 час

29.01.2018

20

Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнения две равные группы предметов способом наложения; обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже,одинаковые по ширине.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить при задержке речевого развития

1 час

Февраль

05.02.2018

21 Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложении, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжить знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом. 1 час

12.02.2018

22

Продолжить учить сравнивать две равные группы предметов способом приложении, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.

1 час

19.02.2018

23

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

1 час

26.02.2018

26.02.2018 24

24 Продолжить учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжить совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами, поровну, столько – сколько.

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

1 час

1 час

Март

05.03.2018

25

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.

1 час

12.03.2018

26

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

1 час

19.03.2017

27

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

1 час

26.03.2018

28

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

1 час

Апрель

02.04.2018

29

Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

1 час

29 Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

1 час

09.04.2018

30

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и названия числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначить результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.

1 час

16.04.2017

31

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади,вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

1 час

23.04.2018

32 Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

1 час

30.04.2018 В связи с государственными праздниками переносится на 7.05.2018 33 Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. 1 час

Май

7.05.2018 33

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький 1 час

14.05.2018 34

Учить определять пространственное расположение предметов используя предлоги на, под, в и т. д.

1 час

21.05.2018

35 Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

1 час

28.05.2018 36

Итого 36 36 часов

Планируемые результаты освоения Программы.

Ребёнок

• умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).

Читайте также:  Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка

• может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

• умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

• правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов;понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

• различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.

•понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

•понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Источник

Источник