Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива

Сущность и структура диагностики. Диагностика (греч. «распознание») в философском смысле представляет собой особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим.

Педагогическая диагностика понимается нами как особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути их развитияили коррекции.

Педагогическая диагностика выполняет многообразные функции: воспитательно-побуждающую, коммуникативную, конструктивную, информативную, прогностическую функции, функцию обратной связи, функцию оценки результативности педагогической деятельности.

Таким образом, в процессе диагностики педагог, изучая развитие объекта или явления, заглядывает в прошлое, прогнозирует на основе причинно-следственных связей будущее, определяет (диагностирует) настоящее, и, наконец, определяет пути развития или возможной коррекции настоящего.

Этапы педагогической диагностики. Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:

– анализ – рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами;

– диагностика – оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса (ЯОП) или их компонентов в тот или иной момент функционирования;

– прогностика – процесс получения опережающей информации об исследуемых ЯОП;

– коррекция – исправление отклонений в развитии ЯОП;

– моделирование – разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых ЯОП и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка);

– проектирование – дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка);

– конструирование – дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия;

– планирование – конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Типология диагностики. Анализ типологии педагогической диагностики позволяет выделить три ведущих типа: диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоционально-нравственную, практико-действенную сферы); диагностику коллектива и коллективных отношений; диагностику воспитательного процесса (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса).

Каждый из этих типов включает соответственные методы диагностирования, например, характерным методом диагностики коллектива и коллективных отношений может быть социометрия, диагностики личности – тестирование уровня сформированности нравственных ценностей.

В целом, к наиболее распространенным методам диагностики воспитания можно отнести недописанный тезис, сферограмму, недописанный диалог, тест-рисунок, фантастический выбор, графические тесты, ранжирование, акт добровольцев, недописанный рассказ, социометрию, тест нравственных предпочтений и т.д.

Требования к педагогическому диагностированию. Педагогическая диагностика характеризуется определенными требованиями:

– тайна (скрытность) цели диагностирования;

– отсутствие давления на респондентов;

– естественные условия проведения;

– анонимность результатов диагностирования;

– разнообразие и взаимодополняемость диагностических методик;

– репрезентативность данных диагностирования;

– единая статистическая обработка данных;

– предварительное планирование диагностики.

Педагогическое прогнозирование как ключевой этап диагностирования. Успех диагностической деятельности во многом зависит от того, насколько объективно представлен прогноз развития изучаемого педагогического явления, объекта или процесса.

В педагогике выделяются следующие виды прогнозирования: поисковое (определение будущего состояния ЯОП) и нормативное (определение путей достижения заданного состояния ЯОП).К методам прогнозирования можно отнести моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д.

Педагогическое прогнозирование учителя-воспитателя позволяет предвосхищать результаты педагогической деятельности благодаря хорошо сформированным проектировочным и конструктивным умениям. По сути прогностика – проектирование – конструирование – это ключевые звенья диагностической деятельности, целью которой является смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленной в сознании как проект реальных изменений воспитательного процесса. Исходя из утверждения о том, что воспитательный процесс есть совокупность взаимодействий между воспитанниками и воспитателями в конкретных воспитательных ситуациях, можно сделать вывод, что любую педагогически осмысленную, сконструированную, управляемую воспитательную ситуацию (взаимодействие) правомерно называтьвоспитательной задачей. Следовательно, воспитательный процесс можно представить как взаимосвязанную последовательность решения множества воспитательных задач (ситуаций), направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка.

В конечном итоге можно правомерно утверждать, что успешность воспитательного процесса во многом зависит от проектировочной деятельности педагога. Воспитательная задача как результат проектировочной деятельности воспитателя, предвосхищает практический результат. В этом случае, педагог формулирует воспитательную задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в ее решение.

Следовательно, успешность воспитательной деятельности в целом зависит от эффективности решения отдельных воспитательных задач, от усвоенного алгоритма их решения. В связи с этим для нас становится важным усвоение алгоритма анализа воспитательной задачи.

Решение воспитательной задачи предваряет анализ интерпретированной или сконструированной педагогом воспитательной ситуации.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в 4 месяца ребенка 3 месяца

Алгоритм анализа воспитательных ситуаций включает в себя следующие этапы:

– характеристика состояния педагогической системы в рассматриваемый период (временной отрезок);

– выявление состоянияобъектов и субъектов воспитательного процесса (ситуации);

– характеристика взаимоотношений субъектов воспитания;

– диагноз общего состояние воспитательного процесса (ситуации);

– выявление и формулирование педагогической проблемы;

– проектирование воспитательных задач.

Алгоритм решения воспитательной задачи как конструкта воспитательной ситуации включает в себя следующий ряд этапов:

– выдвижение гипотезы;

– выбор оптимального варианта действий педагога;

– детализация (планирование): продумывание оперативной структуры действий педагога;

– анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в воспитательной системе благодаря решению воспитательной задачи.

В педагогике в зависимости от принципов классифицирования существуют различные классификации воспитательных ситуаций и задач: по факторам социализации и воспитания личности ребенка (ситуации и задачи по организации воспитывающей деятельности, гуманного общения и социальной среды); по ведущим сферам педагогического взаимодействия (ситуации и задачи по организации совместной деятельности и межличностного общения субъектов воспитания). Система целесообразно спроектированных и сконструированных воспитательных задач (ситуаций), является показателем успешности прогностической, и, следовательно, диагностической деятельности. Далее представлена координатная схема, отражающая всю систему диагностирования воспитательного процесса (рис. 8).

Рис. 8. Диагностика воспитания

Диагностика, в силу своей многофункциональности, предваряет каждый этап воспитательного процесса, начиная с целеполагания и планирования, и завершая его реализацией и оценкой. Поэтому педагогическую диагностику можно справедливо считать основой взаимосвязанных этапов воспитательного процесса – целеполагания и планирования, которым посвящается следующая тема лекций.

ТЕМА 3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные идеи темы: Понятие цели воспитания. Цель как идеал и планируемый уровень достижения. Целеполагание – процесс постановки целей. Методика и технология целеполагания.

Цель в педагогической деятельности и в воспитании. Функции цели в воспитании (мобилизирующая, ориентирующая, программирующая, моделирующая, прогностическая, организующая, критериальная).

Всесторонне гармонично развитая личность – глобальная цель воспитания. Реализация целей воспитания в работе учителя. Таксономия целей воспитания.

Планирование в воспитательном процессе. Основные требования, предъявляемые к планированию воспитательной работы. Особенности планирования воспитательной работы. Виды планов, их структура, техника составления. Методика составления плана воспитательной работы.

Методические указания по теме. Студентам необходимо усвоить сущность понятий «цель» и «целеполагание», идеальные (глобальные) и стратегические цели, тактические задачи. Студенты должны иметь представление о таксономии целей, технологии целеполагания и планирования. Им важно не только знать виды и структуры планов, но и уметь составлять планы, овладеть критериальной основой планирования.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте сущность диагностики как составной части воспитательной деятельности.

2. Назовите функции диагностики.

3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.

4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности личности ребенка (коллектива).

5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.

СРС.Студентам рекомендуется составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.

НИРС. В целях дальнейшего исследования избранной проблемы на данном этапе студентам необходимо провести системно-структурный анализ изучаемого явления, объекта или процесса воспитания. На консультациях с преподавателем обсуждаются разработанные планы, схемы и структуры по теме самостоятельного исследования, уточняется список изучаемой литературы. Преподаватель проверяет и оценивает в баллах Введение к реферату, который прибавляется к промежуточному рейтинговому баллу студента после изучения блока тем «Воспитание как общественное явление и педагогический процесс».

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Познакомьтесь с правилами из дневника жизни К.Д. Ушинского:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешне.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвалиться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала (дневника).

Попробуйте составить для себя десять жизненных принципов, которые будут способствовать вам в достижении ваших жизненных целей.

Читайте также:  Ребенок полтора года развитие видео

Источник

Одно из направлений работы со взрослыми – повышение психологической и педагогической культуры родителей. В современных условиях, когда происходит изменения в обществе, мировоззрении людей образовательных ориентирах возникает необходимость в специальной работе с родителями, направленной на повышение их родительской компетентности.

Проблемы прогнозирования жизненного пути собственных детей находятся в центре внимания родителей. Родители думают о будущем своих детей, стремятся создать условия для развития личности и дарований. Модели будущего (осознаваемые или неосознаваемые) проявляются в разумных или неразумных ожиданиях и в конечном итоге определяют конкретные судьбы сына или дочери. Иногда воспитательные стратегии являются проекцией нерешенных психологических проблем родителей или навязанных в детстве стереотипов поведения. Поэтому особенно важно в работе с родителями уделять внимание осознанию и осмыслению взаимоотношений родителей с детьми, перехода их с неосознаваемого, нерефлексируемого уровня на уровень проектирования и планирования.

Наибольшую актуальность работа с родителями приобретает в современных условиях, когда происходят существенные преобразования образовательной практики. Появление школ с различными уровнями (лицеи, гимназии …), дошкольных учреждений (прогимназии), школ развития в системе дополнительного образования определяет активность родителей, ориентированных на успех. Подобная активность без учета интересов и склонностей детей может стать причиной эмоционально-личностных проблем в дальнейшем.

Таким образом, существует потребность в организации специальной работы с родителями, направленной на повышение их педагогической культуры, рефлексии опыта взаимоотношений с детьми. Необходимы поиски новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия. В русле этих поисков мы разработали курс «Воспитание и судьба ребенка», в котором рассматриваются проблемы, определяющие процесс воспитания детей в семье. В содержание курса включены следующие темы: биологические и социальные составляющие судьбы человека (инстинкты, темперамент, характер, социальная ситуация развития); типология жизненных сценариев и факторы их определяющие; родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка; сензитивные и критические (судьбоносные) периоды в развитии личности и их значение для дальнейшей жизни; варианты неблагоприятного развития ребенка (трудные судьбы).

Занятия с родителями могут проводиться в различных формах. На групповых занятиях анализируются конкретные ситуации, определяется их специфика, раскрываются варианты воспитательного воздействия и их модификация в изменяющихся конкретных условиях воспитания. В групповой работе следует обращать внимание родителей на позитивных сторонах развития личности ребенка, утверждать принцип его безусловного принятия. Необходимо побуждать родителей к свободному обсуждению проблем ребенка, выяснять их представление о приемах и средствах решения проблемных ситуаций в воспитании детей.

Другое направление работы с родителями – индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях (консультациях) уделяется много внимания элементам конструктивного взаимодействия и управления поведением детей. Эффективность занятий с родителями повышается, если использовать домашние задания, включающие в наблюдение, беседы с ребенком на заданную тему, отработку практических навыков. Полученные результаты, приобретенные в процессе самостоятельной работы, можно использовать в дальнейшей групповой дискуссии.

Кроме того, целесообразно применять другие формы работы (ведение дневника, написание психологической характеристики, самоотчета), которые способствуют осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания.

Работа с родителями по проблемам прогнозирования личностного развития детей является элементом в развернутой сети психолого-педагогической помощи в воспитании детей. В современных условиях актуален системный подход к педагогическому образованию родителей.

ПРОГРАММА КУРСА

Цель курса – повышение педагогической культуры родителей.

В процессе специальной работы с родителями решаются следующие задачи:

· способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;

· активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективного воспитательного взаимодействия;

· показать необходимость учета феномена судьбы в воспитании детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Лекции Практические
1. Человек и его судьба
2. Космически-планетарный аспект судьбы
3. Социальная составляющая судьбы человека
4. Биологические аспекты развития и судьба
5. Жизненный сценарий и судьба человека
6. Роль семьи в развитии личности
7. Судьбоносные периоды в жизни человека
8. Судьба – результат педагогической деятельности
  Итого

Основные темы курса

Источник

Сущность и разновидности педагогического прогнозирования

Определение 1

Педагогическое прогнозирование – это мероприятия, ориентированные на получение предварительных данных и опережающее информирование о том или ином объекте, процессе или явлении педагогической системы, базирующиеся на научных концепциях и методиках.

Читайте также:  Ребенок в год и 2 месяца развитие рост

Педагогическое прогнозирование является важнейшим процессом в образовательной сфере, что обусловлено ее нацеленностью на будущее развитие. Благодаря прогнозам удается сформировать стратегические и тактические планы будущей педагогической деятельности, спроектировать учебный процесс и составить программы оптимального педагогического взаимодействия.

На основе проведенных прогностических мероприятий составляются планы организации учебно-воспитательной деятельности, как в отдельном образовательном заведении, так в системе образования в целом. Процесс прогнозирования в педагогике основывается на выявлении текущих тенденций развития образовательной сферы, а также социальных и экономических процессов, оказывающих воздействие на нее.

Замечание 1

Педагогическое прогнозирование, по сути, является научным исследованием специального назначения, определяющим перспективы последующего развития объектов в сфере образования и воспитания, достижения определенных педагогических результатов деятельности и развития образовательной сферы в конкретном направлении.

Существует несколько разновидностей педагогического прогнозирования. Они отличаются по направлению деятельности прогнозов, конструированию педагогического процесса, целевым назначением обучения, его стратегией и тактикой.

Вот основные разновидности педагогических прогнозов:

  1. Поисковое прогнозирование – выявление перспективного состояния объекта, с учетом логики его развития и воздействия внешних факторов.
  2. Нормативное прогнозирование – выявление путей развития объекта, достижения конкретного состояния, исходя из заданных параметров и показателей.
  3. Прогнозирование учебно-воспитательной деятельности – выявлении изменений в развитии учащегося, коллектива, получением определенных знаний и навыков, формирование личностных качеств, исходя из анализа способностей личности к интеллектуальному развитию. Прогнозирование помогает определить влияние усвоенной теоретической информации на практическую сферу деятельности личности.
  4. Прогнозирование преобразования личностных качеств – выявление изменений, которые будут происходить в системе ценностей личности, ее оценочных суждениях, эмоциональных характеристиках, действиях и поступках. Выявляя возможные изменения в личностном развитии ребенка, можно оптимальным образом спланировать построение системы взаимоотношений с отдельным учащимся и коллективом, составить программу гибкого обучения и проводить самоанализ собственных возможностей и способностей педагогической деятельности.
  5. Краткосрочное прогнозирование- выявление параметров развития тех или иных процессов в течение одного учебного года.
  6. Среднесрочное прогнозирование – определяет развитие и его предполагаемое направление, особенности и параметры в течение трехлетнего периода.
  7. Долгосрочное прогнозирование – составление прогнозов развития образовательной системы на длительный временной период, достигающий пятнадцати лет.
  8. Стратегическое прогнозирование – ориентировано на построение стратегии развития отдельного объекта, процесса или системы образования в целом.
  9. Тактическое прогнозирование – осуществляет выявление текущих направлений реализации стратегии.
  10. Оперативное прогнозирование – составляет предположения по развитию в ближайший временной момент, параметры реализации тех или иных задач прохождения обучения и воспитания. Сюда входит составление прогнозов прохождения предстоящего урока, проведения контрольной проверки знаний, итоги завершения учебной четверти, полугодия и т.д.

Педагогическое прогнозирование напрямую зависит от целеполагания. Оно ориентируется на определение целей в учебно-воспитательной области и их преобразования в педагогические задачи. Такие задачи осуществляют синтез содержательной, стимулирующей и операционной стороны деятельности педагога и учащегося.

Методы педагогического прогнозирования

Педагогическое прогнозирование может быть реализовано путем применения следующих методов:

  • Метод педагогического моделирования. Данный метод основывается на построении модели, образца педагогического процесса, объекта или явления, отражающей структура его предполагаемого будущего состояния и развития;
  • Экспертных оценок. Базируется на опоре на точку зрения, мнения специалистов в определенной области исследования, чтобы получить субъективными предположения перспективного развития и составить объективный прогнозируемый анализ деятельности;
  • Метод выдвижения гипотез. Гипотеза является утверждением, требующим доказательства. Проведя анализ конкретной ситуации, процесса, делаются предположения дальнейшего развития ситуации, которое обосновывается и доказывается научным путем;
  • Метод экстраполирования. Основывается на том, что уже поставленная педагогическая задача перемещается в новую среду, новые условия развития педагогического процесса, чтобы отыскать иные варианты ее разрешения и составить уточненный прогноз развития;
  • Метод нормативного прогнозирования. Для его реализации берутся нормативные показатели развития того или иного процесса или объекта и проводится их умножение на временной период – количество дней. Таким образом формируются прогнозные оценки уровня развития, возможности достижения тех или иных задач;
  • Метод аналогии. данный метод основывается на использовании предыдущего опыта развития аналогичных процессов и объектов, рассмотрение истории их становления и развития, проведения мониторинга и построение прогнозных программ на базе применения индуктивных и дедуктивных методик;
  • Метод построения мысленного эксперимента. Он связан с представлением в сознании исследователя модели развития того или иного процесса, его схематического представления структуры и параметров, варианты его состояния в той или иной ситуации.

Источник